Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и источники международного права охраны окружающей среды




 

Международное право окружающей среды - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные отношения по поводу охраны окружающей среды от вредных воздействий, рационального использования ее отдельных элементов в целях обеспечения оптимальных условий жизни и здоровья отдельных индивидов, а также самого существования человечества в целом.

Значение международного права окружающей среды. Выход на международный уровень вопросов урегулирования отношений по поводу окружающей среды обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, развитием научно-технического прогресса. Во-вторых, резкое увеличение популяции человечества, которое приводит к дисбалансу мировых экологических связей (сегодня человечество не обладает естественными врагами, способными регулировать его популяцию).

Предмет международного права окружающей среды. Формирование отрасли международного права - международное право окружающей среды произошло на основании принципа «Пользуйся так своим, чтобы не вредить другому». Вопросы охраны и использования окружающей среды регулируются национальным законодательством до тех пор, пока они не выходят за пределы территориальных границ государства. Международное право окружающей среды имеет самостоятельный предмет правового регулирования - международные экологические отношения, которые можно условно разделить на три группы:

1) Отношения по предотвращению и ограничению вредных воздействий на состояние окружающей среды, которые могут быть решены лишь усилиями всего международного сообщества (загрязнение Мирового океана, воздушного бассейна, загрязнение окружающей среды в ходе военных конфликтов и т. д.).

2) Обеспечение рационального использования международных при родных ресурсов.

3) Охрана уникальных природных объектов путем их консервации от хозяйственного воздействия человека (экологические иммунитеты).

Субъекты международного права окружающей среды. К субъектам международного права окружающей среды относят: государства, международные организации, международные неправительственные организации.

Основным субъектом права являются государства. В научной литературе предложено несколько классификаций государств-субъектов международного экологического права:

1) государства, наиболее уязвимые в экологическом отношении, и государства, наиболее благополучные в экологическом отношении;

2) развитые государства и развивающиеся, которым свойственны не только различная степень самостоятельности в решении проблем по охране окружающей среды, но и разные предметные интересы в данной области;

3) государства, испытывающие воздействие одинаковых природных факторов в силу географического положения и государства, которые в силу географического положения испытывают воздействие различных природных факторов, что влияет на содержание принимаемых международно-правовых документов.

Несмотря на различие статуса государств, осуществление конкретного нормативно-правового регулирования строится на единых принципах. Одной из тенденций в международном праве окружающей среды стало возрастающее значение международных и международных неправительственных организаций как субъектов международного права окружающей среды.

Международное право окружающей среды является молодой отраслью, которая выделилась из таких отраслей международного права, как международное морское, воздушное, космическое право. Однако данные отрасли регулируют отношения по поводу эксплуатации элементов природы и имеют в своей основе иные приоритеты - обеспечение реализации прав суверенных государств по использованию природных ресурсов. Международное же право окружающей среды основывается на использовании природных ресурсов с учетом ограничений, вводимых в интересах международной охраны окружающей среды.

Закрепленное в Конституции Украины положение, согласно которому нормы международного права имеют большую юридическую силу, чем нормы, закрепленные в национальном законодательстве, в полной мере распространяется и на сферу регулирования экологических отношений. В связи с интернационализацией проблем в сфере окружающей среды, общие нормы российского права все более приобретают отсылочный характер. Нормы права зачастую отсылают правоприменителя к международному законодательству за правовой нормой, подлежащей применению (Закон об охране окружающей среды, Закон о животном мире и т. д.). Кроме того, законы закрепляют принципы международного сотрудничества в сфере окружающей среды.

Становление международного права окружающей среды. В своем развитии международное право окружающей среды прошло несколько этапов:

1) Первые сведения о закреплении норм международного права окружающей среды дошли до нас из источников права Древнего Китая (VII в. до н.э.). Так, заключались международные договоры об охране редких пород зверей и птиц. Первенство в этом вопросе восточных цивилизаций не является случайным. Если сознание западных цивилизаций является жестко рациональным (об охране окружающей среды заговорили лишь тогда, когда нечего стало, есть, пить и нечем стало дышать), то восточное сознание всегда было направлено на созерцание и гармонию с окружающей средой.

2) Появление истинно международных, а не локальных норм международного права окружающей среды можно отнести ко второй половине XIX в. - 1913 г. В этот период еще отсутствовала полная система международно-правовых договоров, комплексно регулирующих охрану окружающей среды. Однако уже осуществляются отдельные мероприятия (заключаются договоры) по охране отдельных видов животных (например, Соглашение об охране морских котиков от 6 ноября 1897 г.) или отдельных природных объектов (например, Конвенция о судоходстве на Рейне 1868 г., регулирующая охрану реки от загрязнения).

3) 1913 - 1948 г. 17 ноября 1913 г. в Берне на I международной конференции, посвященной «международной защите природы», произошла первая в мире попытка наметить план мероприятий по международной охране окружающей среды в целом, а не отдельных ее элементов. В конференции принимали участие представители науки из 18-ти стран. На Конференции было подписано Соглашение об учреждении Консультативной комиссии по международной охране природы. Однако совещание носило, в основном, информационно-организационный характер и никаких практических мер по охране природы не выработало.

4) 1948-1972 г. Начало этого этапа в международном сотрудничестве по охране окружающей среды связано с созданием ООН и первой международной природоохранительной организации, созданной в 1948 г., которая вначале называлась «Международный союз охраны природы». В этот период впервые в мировой истории была подготовлена и лрове-дена в Стокгольме в 1972 г. международная конференция, провозгласившая право каждого жителя Земли на благоприятную окружающую природную среду.

5) 1972 -1992 г. На данном этапе в различных международно-правовых актах складывается и проявляет себя система международно-правовых гарантий права человека на благоприятную окружающую природную среду. Тогда же происходит и экологизация международного права, а также закрепление механизма гарантий не только на универсальном уровне в рамках системы ООН, но и на региональном уровне в рамках таких международных органов, как Совет Европы, ОБСЕ и т.д.

6) 1992г. - до сегодняшнего дня. На проходившей в 1992 г. Международной конференции в Рио-де-Жанейро были подведены итоги сотрудничества по данным вопросам и намечены долгосрочные планы на будущее

Источники международного права окружающей среды.

Под источниками международного права понимаются соответствующие правовые формы, в которых выражаются нормы международного права - международные обычаи, общие принципы, международные договоры, решения международных судов, международные доктрины.

Выделяют несколько оснований для классификаций источников международного экологического права.

Все источники международного экологического права по юридической силе подразделяются на две группы:

1) Источники, содержащие нормы и правила, признанные государствами в качестве обязательных норм: международные договоры, резолюции ряда международных организаций, обязательные для их участников, международный обычай и общие принципы.

Существует несколько классификаций международных договоров, например, по числу участников разделяют многосторонние и двусторонние договоры; по территориальной сфере действия международные договоры разделяют на локальные, субрегиональные, региональные и глобальные. Локальные договоры направлены на решение локальных проблем охраны окружающей природной среды пограничных районов; субрегиональные - на охрану отдельных экологических систем; региональные - на охрану морей, рек и прилегающих регионов; глобальные - на охрану озонового слоя Земли, Мирового океана и т. д.

2) Источники, которые содержат рекомендации по охране окружающей среды (так называемы нормы международного «мягкого» права). Такие рекомендации выполняются государствами добровольно в силу их высокой «нравственной ценности» и авторитета. В их числе следует отметить резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и рекомендации международных конференций. В числе таких резолюций, следует назвать:

а) Резолюцию ГА ООН от 18 декабря 1962 г. «Экономическое развитие и охрана природы», в которой была предпринята попытка ориентировать международное сообщество на поиск сочетания экологических и экономических интересов общества, причем под охраной окружающей среды понимается комплекс мероприятий, а не охрана конкретных природных ресурсов.

б) Резолюцию ГА ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущего поколений», принятую в сентябре 1980 г. В ней ООН призвала все народы и государства принять меры по сокращению гонки вооружений и разработать мероприятия по охране окружающей природной среды.

в) Всемирная хартия охраны природы от 28 октября 1982 г. Основное внимание хартии уделяется вопросам экологического образования.

В числе материалов международных конференций ООН следует отметить Декларацию Стокгольмской конференции ООН 1972 г. и Декларацию принципов, утвержденных на конференции ООН в Рио-де-Жанейро 1992 г6.

Другая классификация международных договоров в качестве критерия выделяет связанность предмета регулирования договора с природоохранительной проблематикой. По данному основанию различают:

1. Договоры, регулирующие не природоохранные отношения по поводу природных объектов (например, правовой режим водоемов). Такие договоры хотя и не содержат природоохранных норм, но объективно содействуют охране объектов природы.

2. Договоры, регулирующие отношения по использованию природных объектов, но содержащие и отдельные положения об охране этих объектов (например, Конвенция по морскому праву 1982 г.).

3. Договоры, полностью ориентированные на регулирование охраны окружающей среды. Среди таких договоров выделяют так называемые рамочные соглашения, которые имеют глобальный характер. К их числу относятся Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.; Конвенция об изменении климата от 9 мая 1992 г.; Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г. и т. д.

В последние годы увеличивается число региональных международных договоров по охране окружающей среды. Особенность данных договоров международного права окружающей среды заключается в том, что они устанавливают более жесткий защитный режим природных объектов по сравнению с глобальными международными договорами. Из региональных международных договоров следует выделить: договоры об использовании и охране Дуная, Черного моря; Африканскую конвенцию по охране природы и природных ресурсов 1968 г.; Конвенцию по охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г.; Конвенцию по охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.; Конвенцию о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Датских проливах 1973 г. и т.д. Активизируется и двустороннее сотрудничество Украины с зарубежными государствами, в частности с США, Норвегией, Китаем, Финляндией, Германией и другими странами.

Сотрудничество с государствами-членами СНГ осуществляется в рамках Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 8 февраля 1992 г. В целях реализации этого Соглашения создан Межгосударственный экологический Совет и Межгосударственный экологический фонд.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных