Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ливанов Дмитрий Викторович- Министр образования и науки Российской Федерации




 

 

Непрерывное образование Цели содержание структура непрерывного образования

Непрерывное образование представляет собой философскопедагогическую концепцию, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека. В то же время это также аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образо вательной системы государства и один из важнейших принципов образовательной политики Российской Федерации.
В теории и практике непрерывного образования особо акцентируется образование взрослых за пределами базового образования — приобретение и повышение профессиональной квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д.В мировой педагогике понятие непрерывного образования выражается рядом терминов, среди которых: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др. К этому понятию тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, оторванной от трудовой деятельности человека, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой.
В психолого-педагогическом аспекте характерной является тенденция опоры на самообразование, освоение умений и навыков учения, развитие ценностных ориентации в духе «учения через всю жизнь», широкое использование активных форм и методов обучения, подход к обучению как процессу преобразования жизненного и профессионального опыта.
Важной чертой практики непрерывного образования в последние годы становится самостоятельный выбор образовательных целей и средств их достижения. В связи с этим идея непрерывного образования связана с переходом образовательной теории и практики от парадигмы преподавания, в рамках которой человек выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса (обучающих и обучающихся), саморазвитие обучающихся.
В личностном плане непрерывное образование реализуется не только за счет функционального включения человека в образовательный процесс или организационных мер, обеспечивающих «преемственность звеньев», но и благодаря формированию внутренней личностной позиции, обеспечивающей преемственность образования во внутреннем мире личности. В этом случае оно является способом выработки ее смысловых, жизненных ориентиров, включая и профессиональнообразовательный, одной из жизненно важных линий самореализации личности, которая осуществляется средствами образования.Непрерывное образование также выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. Вот почему для психолого-педагогической практики важнейшей областью его проблематики является процесс самоактуализации человеком своих ценностей и творческого потенциала в образовательном процессе.
Разработка в Российской Федерации проблематики непрерывного образования отличается остротой, связанной с изменениями в жизни общества в условиях перехода к рыночным отношениям, социокультурной ситуацией, в которой профессиональная гибкость и мобильность не сводятся только к области производственной деятельности человека, но становятся как социальной, так и личностной проблемой и непосредственно отражаются на образовательной сфере общества. Особое значение приобретают социально-практические и научноприкладные подходы к непрерывному образованию, которые направлены на его гуманизацию, переориентацию с обезличенных потребностей государства или ведомств на образовательные потребности человека, включение образовательного процесса в контекст социальной и производственной жизни человека, его личностного роста. К тому же разработка его теоретических и прикладных проблем обусловлена отходом от жесткой централизации государственного регулирования образования, социальной потребностью переключения в режим широкой и гибкой системы образовательных услуг.Рассмотренная характеристика образования отражает его концептуальные позиции, реализуемые в Российской Федерации. Они соответствуют эволюции отечественной образовательной системы. Однако в образовании зарубежных стран зачастую просматриваются иные подходы. Главную роль в них играют вузы, средние и профессиональные учебные заведения, курсы и центры образования, национальные культурные центры и т. п. В них люди, имеющие неполное среднее или среднее образование, могут повысить в желаемом направлении уровень своей общеобразовательной или общекультурной подготовки, приобрести новую специальность или повысить профессиональную квалификацию. Эти учреждения также оказывают помощь в подготовке к сдаче экзаменов за курс средней школы или к приемным экзаменам в средние профессиональные и высшие учебные заведения.Многие обучающиеся занимаются в свободное от работы время (part-time education) или заочно. Имеются краткосрочные курсы интернатного типа (главным образом для сельских жителей) с отрывом от работы (full-time education). В большинстве случаев они находятся в ведении муниципальных органов или профсоюзных, религиозных, различных общественных и частных организаций. В ряде стран имеются также классы для взрослых в средних общеобразовательных и профессиональных школах и в вузах, где обучающиеся (в свободное от работы время или заочно) могут получить документ о среднем или высшем образовании. Значительные масштабы при помощи телевидения приобрело так называемое образование для досуга.Во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки основную роль в образовании играют курсы и школы грамоты. Часто обучение грамоте сочетается в них с практическим обучением для получения специальности. В некоторых странах по мере ликвидации неграмотности и малограмотности создается сеть государственных начальных школ для взрослых, а также технических школ. В некоторых средних учебных заведениях и колледжах имеются классы для взрослых, где, обучаясь в свободное от работы время, можно получить неполное среднее или среднее образование. Этим странам оказывает существенную помощь ЮНЕСКО.

В 21 векенепрерывностьитакназываемаяполикультурностьобразованиястановятсяосновнымипринципамиобразовательнойполитики. Образованиенеограничиваетсястенамиучебныхзаведений. Обучениедетейраннеговозрастаорганизуетсянагибкойоснове, стем, чтобысемьяиобщественностьсовместноучаствоваливэтомисовместнонеслинеобходимыерасходы. Обучениевначальнойисреднейшколеприобретаеткомплексныйхарактер, всеболеенацеливаетсянаобеспечениемолодежиивзрослыхширокойобщейподготовкой, дающейвозможностьовладеватьразличнымиспециальностяминапротяжениивсейжизни.
Непрерывноеобразование (НОб) - стадийныйицелостныйвсвоихэлементахпожизненныйпроцесс, обеспечивающийпоступательноеразвитиетворческогопотенциалаличностиивсестороннееобогащениееёдуховногомира [5, 272]. Вроссийскойпедагогическойэнциклопедиитерминнепрерывноеобразованиетрактуетсякакфилософско-педагогическаяконцепция, согласнокоторойобразованиерассматриваетсякакпроцесс, охватывающийвсюжизньчеловека; аспектобразовательнойпрактики, представляющийеёкакнепрекращающеесяцеленаправленноеосвоениечеловекомсоциокультурногоопытасиспользованиемвсехзвеньевимеющейсяобразовательнойсистемы; принципорганизацииобразования, образовательнойполитики [6, 41].
МеждународнаякомиссияЮНЕСКОпоразвитиюобразованиясчитает, чтонепрерывностьобразования - этонестолькосистемаобразования (отдельная), сколькопринципы, накоторыхдолжнабазироватьсявсясистемаобразованияикотораяпредоставляетразвитиевсехеёсоставляющихчастей Концепциянепрерывногообразованияполучилапризнаниевовсеммирекакруководящаяосноваобразовательнойполитики. ВсовременномобществеНОбприобретаетхарактерпарадигмынаучно-педагогическогомышления.
ВтеорииипрактикеНОбособоакцентируетсявопрособразованиявзрослыхзапределамибазовогообразования - приобретениеиповышениеквалификации, переподготовкавпроцессесменыпрофессий, образованиевходеадаптациикменяющимсясоциально-экономическимусловиям; досуговоеобразованиеидр.
Идеянепрерывногообразованияимеетисторическиекорни. Висториифилософско-педагогическоймыслиидеиНОбвосходяткпредставлениюмыслителейдревности, религиозно-философскимучениямонепрерывномдуховномсовершенствованиичеловека. ВевропейскойпедагогическойтрадицииидеиНОбсвязаныспредставлениямиовоспитаниичеловекакакчленаобществаигражданинагосударства (Платон, Аристотель, Я. А. Коменскийидр.), Я. А. КоменскийвыдвинулконцепциюНОбвкоторойвидел «всеобщеевоспитание», приобщениевсехбезисключениялюдейккультурекаксредстводостижениясоциальнойгармонии, «всеобщегоисправленияделчеловеческих».
Обращениесовременнойфилософско-педагогическоймысли, азатемиповоротаспециальныхпедагогическихисследованийкпроблематикеНОбсвязанособразовательнымипоследствияминаучно-техническогопрогресса.
Единаясистеманепрерывногообразования - комплексгосударственных, негосударственныхиобщественныхвоспитательно-образовательныхучреждений, обеспечивающийорганизационноеисодержательноеединство, преемственностьвсехзвеньевобразования, совместнорешающихзадачивоспитания, образовательнойипрофессиональнойподготовкикаждогочеловекасучетомактуальныхиобщественныхпотребностей, удовлетворяющихегостремлениексамообразованиюисаморазвитиюнапротяжениивсейжизни. ПедагогическиепроблемыНОбнередкососредоточиваютсявобластиандрагогики (одноизобозначенийотраслипедагогическойнауки, охватывающейтеоретическиеипрактическиепроблемыобразования, обученияивоспитаниявзрослых). ПроблемыНОбнеотъемлемыотпроблем, связанныхсподготовкойпедагоговдляработывэтойсистемеобразования. ПроблематикуНОбможноусловноразделитьнадвеосновныеобласти: а) перваясвязанаспостроениемсистемыНОбкакчастисоциальнойполитики; б) вторая - ссамымпроцессомосвоениячеловекомновогожизненного, социального, профессиональногоопыта [19].
ПомнениюисследователейНОбвыступаеткакпутьисредствотворческогоросталичности, конструктивногопреодоленияситуацийсоциальногоипрофессиональногожизненногокризиса. ОсобоинтерескНОбрезковозросвконце 60-хгодов. Онобусловленкризисоммировойсистемыобразования, еёнеспособностьюидтивногусразвитиемобщества. Быстроеприращениенаучныхзнаний, активноеприменениеквалифицированныхпотребностей, девальвациязнаний, атакжесучетомпостепенногостарениянаселения, когдаобразованиесталорешающимфакторомсоциальногоблагополучия, происходитпереориентацияобразованиясдетейимолодежинавсевозрастныегруппынаселения. КаналыреализацииНОбохватываютвсюсферуформальногоинеформальногообразованияивключаютгосударственнуюобразовательнуюсистему, частныеучебныезаведения, очное, вечернее, очно-заочноеизаочноеобучение.
ВмировойпедагогикепонятиеНОбвыражаетсярядомтерминов, напримертакихкак «продолжающееобразование», «пожизненноеобразование», «пожизненноеучение», «перманентноеобразование», «образованиевзрослых» идр. КпонятиюНОбтеснопримыкаетдефиниция «возобновляющеесяобразование», означающееполучениеобразования «почастям» втечениевсейжизни, отходотпрактикидлительностиобразованиявобразовательномучреждении (ОУч), оторваннойоттрудовойдеятельности, чередованиеобразованиясдругимивидамидеятельности, главнымобразомсработой.
ПоматериаламЮНЕСКО «пожизненноеобразование» включаетвесьпроцесс (необязательноорганизованный) формированияличностичеловека. Процессимеетприоритетынадрезультатом, которыйрассматриваетсявнесвязисоспособамиегополучения. Делаетсяакцентсобучениянаучение. СистемаобразованиясодержитвсевидыОУч, образовательныепрограммы, социальноеипроизводственноеокружение, учреждениякультуры, книги, средствамассовойинформации, коммуникации, сферумежличностногообщения. Такжекакконцепция «обучающегообщества», онаобщаяималоинструментальная. Концепция «возобновляемогообразования» первоначальноисходилаизиспользованиядляобразованиявзрослыхвозможностейимеющихсяОУч. Позжевозобладалобщийподходрешенияэтойзадачипосредствомкоординациивсехспециальноорганизованныхпрограмм.
РазработкапроблемНОбвРоссииобусловленасотходомотчастнойцентрализациигосударственногорегулированияобразования, ссоциальнойпотребностьюпереключенияврежимширокойигибкойсистемыобразовательныхуслуг.
Цельнепрерывногообразованияневтом, чтобычеловекаучитьвсюжизнь, автом, чтобыоннаучилсяучитьсясамостоятельновтечениевсейжизни.
Непрерывноеобразованиевыполняетфункции [19]: диагностическую (установлениеначальногоуровняподготовленностивтойилиинойобластизнаний), компенсаторную (восполнениепробеловвбазовомобразовании); адаптивную (оперативнаяподготовкаипереподготовкавусловияхменяющейсяпроизводственнойисоциальнойситуации); развивающую (удовлетворениедуховныхзапросовличности, потребностейтворческогороста); культурологическую.
ВзадачуНОбвходитсозданиеусловийдлявсестороннегоразвитиялюбогочеловека, независимоотеговозраста, местажительства, первоначальноприобретеннойпрофессии, носучетоминдивидуальныхспособностей, мотивовиинтересов. Непрерывноеобразованиеориентированонетольковнешненазапросыобщества, ноивнутренне - назапросыличности, наеёактивность. ОсновойпрактикиНОбсталаустановканаизучениеиудовлетворениеобразовательныхпотребностей, созданиеширокогонабораобразовательныхуслуг.
Содержаниенепрерывногообразованиевключаетследующиеблоки:
— совершенствованиетрадиционныхзвеньеввсистемеобразования: дошкольного, общегосреднего, профессионального, повышениеквалификациипереподготовкикадров;
— развитиеобщественныхформобразованияисамообразованиявучебно­информационныхцентрах, наразнообразныхкурсах. Семинарах, вклубахпоместужительства, работы, учебыит. п. особоеместоотводитсясредстваммассовойинформации, библиотекам, различнымобществамидр. педагогическисориентированнымформамобщественногообразованияисамообразования;
— созданиеисовершенствованиеединойгосударственнойиобщественнойсистемыпрофессиональнойориентацииипрофотбора;
— развитиенепрерывногообразованияпоотраслямнаукиисамообразования, ориентированныхнаопережающеекадровоеобеспечение.
Модельнепрерывногообразованиявключаетследующиеэлементы:
1. Временнаяхарактеристика: процессвсейжизни.
2. Пространственнаяхарактеристика: местонеограниченно.
3. Внешняяхарактеристика: максимальноесближениешколысовсемидругимисферамиобщественнойдеятельности, принцип «открытойшколы».
4. Внутренняяхарактеристика: сомкнутость, преемственностьвсехееэлементов, плавныепереходыотнизшихступенейквысшим. Различныетипыобучениявзаимнодополняютдругдруга.
5. Количественнаяхарактеристика: включаетнетолькоподрастающеепоколение, ноивсестаршеепоколение, являясьвпринципевсеохватывающим.
6. Функциональнаяхарактеристика: обучающийся - субъектсамообразования.
7. Характеристикаразвития: ведущаятенденция - непрерывноеобновлениесодержания, формиметодовобучения, интенсификацияпедагогическогопроцесса.
РазвитиесистемыНОбпроисходитсучетомследующихпринципов: 1) принципгуманизации - ориентированиеналичность; 2) принципиндивидуализации - учетразличийвинтеллектуальной, эмоциональнойиволевойсферахразличийличности, принятиевовниманиефизическихособенностейеёпсихическогоразвитияивозможностейвключениявколлективныеформыдеятельности; 3) принципдифференциации - ориентированиепроцессаобразованиенасозданиеусловийдляполногопроявлениявозможностейприсущихчеловекуиеговыбор; 4) принципгуманитаризации - усилениевниманиякдисциплинамгуманитарногоцикла, обогащениеестественныхитехническихдисциплинматериалом, раскрывающимборьбуидей, человеческойсудьбы, зависимостьсоциально-экономическихинаучно-техническогопрогресса, отличностныхспособностей, профессиональнойкомпетентностиспециалистов; 5) принципдемократизации - развитиеактивности, инициативы, творчестваличности, соучастиевуправленииобразованием, равенстводоступа; 6) принципинтеграции - объединениевсехвоспитательныхсилобщества: школы, семьи, трудовыхколлективов, общественныхорганизаций, направленныхнаразвитиецелостныхзнанийидостиженияпоставленныхцелей. «Горизонтальнаяинтеграция» НОб - соотнесённостьобразования, получаемоговнеформальнойобразовательнойсистемы, собразованиемврамкахОУчиспециальноорганизованныхобразовательныхпрограмм»; 7) всеобщийхарактерНОб (включенностьвсегонаселениявразличныеструктурыиуровниобразования); 8) преемственностьмеждуразличнымиступенямиобразованияиразныминаправлениямиформированияличности; 9) взаимосвязьобщегоипрофессиональногообразования; 10) политехническоеобразование, дополняемоеподготовкойнапроизводстве, обеспечениевозможностипереквалификации; 11) открытостьигибкостьсистемыобразования: свободавыборапрофиляобученияивозможностьвоспользоватьсяуслугамисистемыобразованиявлюбомвозрасте; 12) релевантность (связьсжизньюиндивидапрофессиональнойисоциальнойдеятельностью). Всоциально-образовательнойпрактикеключевоезначениедляосуществленияНОбимеетпреемственностьзвеньевобразовательнойсистемыиразветвленностьканаловнеформальногообразованиязапределамибазовогообразования. ВпроцессеНОбзначительноусиливаетсярольпсихологическогофактора. Потребностьвобразованииформируетсяпутемразвитиямотивационнойсферыличности, воспитаниеценностногоотношениячеловекакдуховномубогатствуобщества. Следовательно, впроцессеНОбследуетсоздаватьусловия, обеспечивающиеготовностьличностиксамообразованию, овладениюметодами, приемамисамообучения. ВэтойсвязиповышаетсязначимостьизученияиучетапсихологическихособенностейразвитияличностинавсехэтапахНОб. ВажнойчертойпрактикиНОбстановитсясамостоятельныйвыборобразовательныхцелейисредствихдостижения. ИдеяНОбсвязанаспереходомобразовательнойтеорииипрактикиотпарадигмыпреподавания, врамкахкоторойчеловеквыступаеткак «объектобучающихвоздействий», кпарадигмеНОб, предполагающейгуманистическийтипотношенийучастниковобразовательногопроцесса, саморазвитиеобучающихся. ВличностномпланеНОбреализуетсянетолькозасчетфункциональноговключениячеловекавобразовательныйпроцессилиорганизационныхмер, обеспечивающихпреемственностьзвеньев, ноблагодаряформированиювнутреннейличностнойпозиции, обеспечивающейпреемственностьобразованиявовнутренниймирличности. НОбявляетсяспособомвыработкиеёсмысловых, жизненныхориентиров, включаяипрофессионально-образовательный, одинизжизненноважныхнаправленийсамореализации, которыйосуществляетсясредствамиобразования.
ОсновнымиэтапамиНОбявляютсяследующие: а) обучение, воспитаниеиразвитиечеловека, предшествующиееговступлениювсамостоятельнуюжизнь (детско- юношескоеобразование); б) учебнаядеятельностьвпериодвзрослойжизни, сочетаемаясразличнымивидамипрактическойдеятельности (образованиевзрослых) [18].
ПутиреализацииконцепцииНОбразрабатываютсянаосновепедагогическогопрогнозирования (специальноорганизованноекомплексноеисследование, направленноенаполучениеопережающейинформацииоперспективахразвитияпедагогическихобъектовсцельюоптимизациисодержания, методов, средствиорганизационныхформвоспитательно-образовательнойдеятельностинаразличныхступеняхобразования).
ЗначительныевозможностиосуществленияНОбсвязанысдистанционнымобучением. Всвязисрастущимуровнеминформатизацииобщества, втомчислеисистемыобразования, расширениемвозможностидоступакобразовательнымресурсамОУчвсевбольшейстепениинформационныетехнологииикоммуникационныесредствавыполняюториентирующуюрольвовзаимодействиичеловекасгибкойиразветвленнойинформационно-образовательнойсредойлюбогоуровня.
ВажнейшиепроблемыНОбсвязанысинтеграциейсложившейсяобразовательнойсистемыиОУчновоготипа, координациейиинтеграциейроссийскогообразованиясмировымобразовательнымсообществом. Врядестрандействуютрегиональные, национальныеимеждународныецентры, разрабатывающиепроблематикуикоординирующиепрограммыиинформационныйобменповопросамНОб (преимущественноврусленепрерывногообразованиявзрослых).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных