Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ 10 страница




В основе обсуждаемой стратегии построения беседы лежит еще одна экспериментально установленная психологическая зако­номерность — закономерность формирования целостного образа. Психический образ как целое в процессе своего становления проходит последовательно три стадии: от первичного, нерас­члененного, аморфного целого через анализ и детализацию к интегральному, подлинно целостному образованию. В контексте нашего разговора это означает, что вначале мы крупными штри­хами намечаем, набрасываем контур беседы, затем переходим непосредственно к самой беседе — анализируем проблему, вы­являем ее болевые точки, обсуждаем наиболее важные детали — и лишь после этого, подводя итоги, вновь собираем, объединяем все сказанное, но уже на новом уровне знания проблемы. Только так можно составить целостное представление о предмете разговора, и о партнере, и о самой беседе, способствующее достижению поставленных целей. Отсюда — совет: «Сначала скажи, о чем будешь говорить, потом расскажи то, что собирался рассказать, а затем напомни, о чем все же ты рассказывал». Такой совет давал мне в свое время мой научный руководитель профессор Ленинградского университета В. А. Ганзен, напутствуя на первую в моей жизни лекцию. По сей день, пользуясь им, я всякий раз с благодарностью вспоминаю своего учителя.

Итак, закончить беседу ничуть не легче, чем ее начать. По­этому выходу из контакта следует уделить не меньше внимания, чем вступлению в контакт. Прежде всего нужно верно опреде­лить момент завершения, или «закругления» беседы. Выбирая этот момент, не забудьте принять в расчет как свои интересы, так и желания партнера. Не всегда мы достигаем намеченной цели, не всегда нам удается добиться всего, что было задумано. Иногда, сделав ряд уступок друг другу, партнеры довольствуются компромиссом, достижение которого может служить показани-.ем к окончанию беседы. Внимательно наблюдайте при этом за •партнером, который обычно посылает «красноречивые» сигналы о своем желании завершить разговор: убегающий, рассеянный взгляд, интенсивные кивки головой («Да-да-да, только давай по­скорей...»), движения, имитирующие уход — переминание с ноги на ногу (если стоит), разворот корпуса тела к выходу (если сидит). Приняв эти сигналы — закругляйтесь! Иначе предупреждение: «Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя стоящего», — придется адресовать вашему партнеру. Кстати, подумайте, нет ли у вас и вправду привычки долго толкаться в прихожей, уже попрощав­шись с хозяевами, или продолжать телефонный разговор, когда все уже сказано? Если есть, то не исключено, что кое-кто из ваших знакомых считает вас человеком... назойливым, и тогда следующее упражнение для вас.

Упражнение

Беседуя с кем-то на тему, не очень важную для вас обоих, по­пробуйте, взглянув на часы, приветливо сказать: «О, извини, я очень тороплюсь. Давай поговорим в следующий раз», — и с этими словами немедленно удалитесь. Если осталось впечатление, что собеседник оби­жен, загладьте обиду потом: разыщите, позвоните, еще раз принесите свои извинения. Так вы научитесь не «прилипать» к людям, у которых свои заботы, и избежите репутации «надоеды».

Заключительную фазу общения рекомендуется отделить, от­граничить от предыдущей с помощью вводных фраз: «А теперь давайте подведем итоги...», «Вот мы и подошли к концу...», «Итак, мы договорились...» и др. А далее — закрепляйте до­стигнутое, подводите итоги, делайте короткое резюме, связывайте конец и начало, а главное «наводите мосты» для следующей встре­чи. Общение должно завершаться перспективой его продолжения (конечно, при условии, что вы намеренно не приняли решение прервать его). Добившись своих целей ценой разрыва отношений с партнером, вы не можете считать, что достигли успеха в обще­нии. Успешными вы станете, лишь убедившись, что ваш партнер не будет избегать вас в будущем. Поэтому, помимо логики и риторики, так важна на этой фазе психология!

Особенно важен самый последний момент: последние сло­ва, взгляды, жесты. Ведь от того, насколько удачна концовка, во многом зависит общее впечатление от общения. Недаром же говорят, что конец — делу венец. Поэтому не пожалейте времени и душевной теплоты на расставание, сделайте из него событие. Конечно же, поблагодарите собеседника, сопровождая свою благодарность приятными, теплыми словами (а может быть, комплиментами?) в его адрес; вербально и невербально проявите.свое удовлетворение встречей (знакомством) с ним, независимо от ее исхода; выразите желание встретиться вновь. Прощаясь, обменяйтесь рукопожатиями или просто коснитесь партнера, не забудьте и про прощальный визуальный контакт. И тогда ваша разлука с партнером по общению скорее всего будет недолгой.

Мы же в надежде, что не очень утомили своего собеседника, «закругляем» разговор об общении — его структуре и динамике, стратегии и тактике, методах и средствах. Напомним, что в про­цессе общения все начинается с желания с нами общаться (фаза установления контакта) и завершается желанием с нами сотрудни­чать (фаза завершения беседы). Промежуточными целями этого процесса являются понимание (фаза ориентировки) и убеждение (фаза аргументации).

Итак: мы с вами прикоснулись к чуду человеческого об­щения, проделав непростой путь «по спирали»: от желания — к пониманию, от него — к убеждению, и далее, опять — к желанию, но уже на новом уровне взаимопонимания.

Рекомендуемая литература

1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультиро­ванию. Екатеринбург, 1995.

2. Атватер И. Я вас слушаю. М, 1988.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.

4. БодалевА.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. '

5. Добрович А.Б. Общение. Наука и искусство. М., 1978.

6. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

7. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тре­нинг. Л., 1989.

8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.

9. Крижанская Ю. С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.

10. Макшанов С. И., Хрящева Н.Ю., Сидоренко Е.В. Психогимна­стика в тренинге: Ч. 2. СПб., 1993.

11. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1983.

12. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1990.

13. Цзэн Н. В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.

Кто не знает, в какую гавань он по­плывет, для того нет попутного ветра. Американская пословица

 

 

Часть 6. ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Глава 1. Кто может быть профессиональным консультантом?

Конечная цель профессионального психологического консуль­тирования — профессиональное самоопределение каждого чело­века, соответствующее его индивидуальным особенностям, инте­ресам, наклонностям, состоянию здоровья, способностям, а также потребностям общества в кадрах.

Профессиональное консультирование выполняет много функ­ций: просветительную, социализирующую, компенсационную, суггестивную и развития личности человека. Все функции до­статочно важны как в материальном плане (сокращается время обучения профессии, уменьшается текучесть кадров, повышает­ся производительность труда, снижается количество професси­ональных заболеваний и несчастных случаев на производстве), так и в моральном (удовлетворенность профессией, возможность проявления своего «Я», полное развитие своих способностей в профессиональной деятельности).

Множество функций предполагает разное содержание профес­сионального психологического консультирования — от информи­рования субъекта консультации, углубления его понимания какой-то проблемы до изменения стереотипов реагирования и развития субъекта как личности.

В первом случае профессиональный консультант закреплен в жесткой позиции информатора, знающего недостающие сведения. Он принимает на себя ответственность за решение проблемы кон­сультируемого и навязывает ему свое решение, не интересуясь его мнением и оценкой. Такая профессиональная консультация важ­на при плохой информированности клиента, неумении выполнить всесторонний анализ ситуации, ориентации не на содержание про­фессиональной деятельности, а на ее внешние привлекательные черты. Так, например, по данным, опубликованным в методиче­ских рекомендациях по первичной профессиональной консульта­ции, 2000 опрошенных восьмиклассников показали очень низкую ориентацию в мире профессий. Естественно, в такой ситуации не приходится говорить о правильном выборе профессии и тем более о профессиональном самоопределении. Профессиональный консультант в таком случае дает всю полноту информации с со­ответствующими рекомендациями. В отечественной психологии наибольшей популярностью пользуется классификация профессий, по признаку «предмет труда»:

1. «Человек — человек» (предмет труда — люди, группы людей).

2. «Человек — техника» (предмет труда — машины, техни­ческие устройства).

3. «Человек — природа» (предмет труда — животные, расте­ния).

4. «Человек — знаковая система» (предмет труда — тексты, цифры, чертежи, карты, условные знаки, шифры, коды).

5. «Человек — художественный образ» (предмет труда — литература, живопись, искусствоведение).

В отечественной и зарубежной профконсультационной лите­ратуре разработано много методов составления профориентаци-онных карт, профессиональных планов, карт интересов, классифи­кационных матриц профессий, в которых представлены сведения экономического, социологического плана на данный момент вре­мени и требования к работникам.

Информационная часть профессиональной консультации все чаще обеспечивается с помощью компьютерной техники, что вы­свобождает время консультанта для решения более творческих задач и более глубокого осмысливания результатов.

Задачи информирования субъекта, обеспечения его полной и разнообразной информацией по профессиям на рынке труда часто представляются в виде ситуации «спасителя и жертвы», когда активность субъекта минимальна, и он принимает решение, навязанное консультантом.

Чаще всего, однако, профконсультант должен менять страте­гию и тактику работы, вести диалог с консультируемым, вы­слушивать его мнение и приспосабливаться к его желаниям. В таких случаях решение проблемы становится общим делом диады «консультант — консультируемый», и от их удовлетворен­ности взаимодействием зависит возможность изменения и регули­рования консультируемым своего поведения, развития не только его личности, но и личности консультанта.

Любой ли человек может быть профессиональным консуль­тантом? Казалось бы, учителя, достаточно долго наблюдающие за учениками, могли бы выполнять функции консультанта. Однако, по данным методических рекомендаций по первичной професси­ональной консультации, «учителя дают верные советы примерно в 25% случаев, в 60% случаев направленность интересов диагно­стируется ими ошибочно, а в 15% случаев учащиеся правильно диагностируют область своей профессиональной направленности, а учителя — ошибочно».

Профессиональный консультант прежде всего должен быть профессионально компетентным: владеть методами профессио­нальной психодиагностики, групповой и индивидуальной работы с оптантами; уметь анализировать рынок труда и профессий, прогнозировать изменения на нем.

Профессиональный консультант объективен и доброжелате­лен, общителен, контактен, гибко меняет стратегию диалога, деликатно и тактично относится ко всем интимным сторонам жизни консультируемого, терпим к возможным невротическим срывам и их оценкам. В то же время консультант должен уметь построить и выдержать свою линию поведения, особенно когда консультируемый неправильно понимает свои затруднения и, во­влекая консультанта в поток своих переживаний, может завести его в тупик неразрешимых проблем.

Профессиональный консультант должен обладать авторите­том в глазах консультируемого. В таком случае усиливается доверие к нему и, соответственно, степень доверительности в общении. Степень доверия к консультанту во многом зави­сит от отношения консультируемого к психологии как науке, а также к тому арсеналу средств, которым располагает психолог-консультант. Как пациент больше доверяет результатам анализов в поликлинике, чем разговору с врачом, так и консультируе­мый испытывает доверие к техническим, аппаратурным методам обследования, особенно компьютерным.

Важное значение для установления оптимального контакта имеет пол психолога-консультанта. Мужчины предпочитают эмо­ционально нейтральный, рабочий тип общения, свойственный обычно консультантам-мужчинам. В таких случаях высокое значе­ние имеют внимательность, серьезность, чувство долга. Женщины более важными качествами считают сочувствие, эмоциональный контакт и чаще всего предпочитают консультанта-женщину.

Очень важным качеством психолога-консультанта является его уверенность в себе, хотя бы в момент проведения консульта­ции. Он не должен сомневаться в результатах психодиагности­ческого обследования, так как любые его сомнения будут чутко уловлены консультируемым.

Наконец, очень важны имиджевые характеристики профессио­нального консультанта: его внешний вид, мимика, жестикуляция, речь, отношения с другими сотрудниками консультации, манера поведения, этикет.

Для оценки свойств профессионального консультанта можно воспользоваться соотношением показателей самооценки и экс-пертной оценки, например, по методу семантического дифферен­циала. При незначительном расхождении оценок и их доста­точно позитивной выраженности они будут более объективны­ми, устойчивыми в процессе консультирования. При диссонансе «оценочного-самооценочного комплекса» консультанту надо заду­маться над наиболее несовпадающими шкалами и вырабатывать у себя элементы рефлексии.

 

Глава 2. Индивидуальное и групповое профессиональное

консультирование

Профессиональное консультирование предполагает две фор­мы: индивидуальную и групповую. Групповая форма носит пред­варительный характер, ее цель, в основном, информационная, чаще всего это лекции и беседы, с помощью которых оптан­ты могут сориентироваться в мире профессий, придать выбору профессии личностный смысл, сформировать у себя адекватную мотивацию, осознать общественную значимость труда.

Программа индивидуальной психологической консультации организуется на двух уровнях: первичная профконсультация и индивидуальная. Они различаются между собой по целям и сложности.

Первичная профконсулътация проводится с очень неболь­шой группой — 3-7 человек. В доброжелательной свободной обстановке оптантам даются сведения о мире профессий, если это не было сделано во время группового консультирования. Главное назначение первичной профконсультации состоит в определении мотивов выбора профессии, познавательных интересов, професси­ональной направленности личности.

Информационно-справочная часть первичной профконсульта­ции проводится в виде беседы с вопросами-ответами типа: «Знаете ли вы, какие требования предъявляет та или иная профессия к человеку?» или «В каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию?» Беседа продолжается около 30 ми­нут, после чего консультант в карточке первичной профконсуль­тации отмечает степень информированности оптанта: хорошо, средне и плохо информирован, если оптант называет не больше 3-5 профессий и не ориентируется в учебных заведениях. Проф-консультант может порекомендовать литературу и другие источ­ники для получения информации и углубления знаний.

Основную часть первичной профконсультации занимают ме­тоды сбора информации о самом оптанте, его склонностях, инте­ресах, направленности. Прямые вопросы и побуждения типа: «Ка­кие профессии тебе нравятся и почему?» или «Кем бы ты хотел 286

работать?» приносят очень небольшую пользу, как если бы боль­ного спрашивали, что могло бы помочь ему в лечении, и каким, по его мнению, может быть диагноз. Лучше всего так ставить вопро­сы и задачи, чтобы оптант высказывался не столько о себе, сколько о внешних предметах и своих действиях с ними. С этой целью можно использовать дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е. А. Климова, «Карту интересов», разработанную А. Е. Голомштоком, опросник про­фессиональной готовности (ОПТ), разработанный Л. Кабардовой, опросник «МОПС» — многофакторный определитель професси­ональных склонностей. Оптант в своих ответах должен сам оценить свои склонности, выбирая из пары утверждений, напри­мер, «Ремонтировать вещи, изделия» и «Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках», наиболее предпочти­тельное. Можно также отмечать знаками ++, +, — —,— свое эмоциональное отношение к утверждениям типа: «Нравит­ся ли вам узнавать о новых достижениях в области строитель­ства?» или «Хотели бы вы активно участвовать в общественной жизни?».

Кстати, на этапе первичной профконсультации для экономии времени целесообразно использование компьютерной техники, в результате чего консультант по готовым распечаткам дает ком­плексную интерпретацию полученных результатов.

Прежде всего профконсультант определяет, в какой степени выражены у оптанта интересы и склонности к данной профессии: ярко, на среднем уровне или не выражены вообще. В первых двух случаях консультант уточняет путь профессионализации и выбирает запасные варианты для какого-либо непредвиденного случая, а в последнем — оптантам предлагают поработать с картотекой профессий, используют метод профориентационных игр, и вообще, основные усилия сосредоточивают на формирова­нии профессиональных интересов и склонностей. Эффективность работы повышается при использовании учебных фильмов, худо­жественных произведений, проведении экскурсий на различные производственные участки, организации встреч со специалистами разного профиля, коллективном обсуждении и т. п.

Кроме склонностей и интереса к какой-либо профессии, суще­ственным компонентом является наличие общих и специальных способностей оптанта, которые помогут овладеть данной спе­циальностью. Кроме того, учитывают показатели физического и психического здоровья. На этапе первичной профконсульта­ции сведения о способностях получают на основании результатов успеваемости в школе или на курсах, иногда — с помощью экспертной оценки учителя или наставника. Безусловно, проф-консультант должен идти в ногу со временем и знать ситуацию на рынке труда.

Первичная профессиональная консультация дает ответы на три общих вопроса: чего хочет оптант, что он может и что в данный момент времени надо делать. На их основе формируется профессиональный план оптанта на более или менее определен­ный отрезок времени.

Кстати, сейчас в рамках организационной психологии реко­мендуется даже в профессиональные планы включать представле­ния об определенных этапах карьеры, т. е. вместе с професси­ональным планом конструируются собственные карьерограммы, во многом отражающие уровень притязаний оптанта и его само­оценку.

Собственно индивидуальная профконсулътация проводится с одним человеком и включает сбор сведений об основных уровнях психологический структуры человека. В этом случае опирают­ся на исследование особенностей моторного развития, внимания, памяти, нейродинамики, мышления, личности, характера, социо­метрической структуры и референтных для оптанта групп. Как указывается в некоторых исследованиях, в такой форме индиви­дуальной профконсультации нуждаются 80-90% обследованных. Но поскольку это нереально, обычно после проведения первич­ной профессиональной консультации для индивидуальной, более глубокой формы отбирают только наиболее нуждающихся в ней оптантов.

 

Глава 3. Как проводить консультации с разными категориями людей?

К профессиональному консультанту, как и к врачу, обра­щаются разные люди с самыми разнообразными проблемами, и каждый из них ждет помощи: один — в виде прямого совета, другой хочет подтверждения правильности своего решения, тре­тьему необходимо снять напряжение, а четвертому важно, чтобы на него кто-то обратил внимание (это, в частности, относится к одиноким людям без друзей и родственников).

Самая распространенная категория — это неуверенные в се­бе люди, находящиеся в конфликтной или кризисной ситуации. При успехах в трудовой деятельности, улучшении самочувствия, подъеме активности и настроения потребность в консультации психолога отпадает.

Следует отметить, что рекомендации психолога, в том чи­сле при проведении профконсультации, рассчитаны в основном на самореализацию личности как субъекта деятельности, включаюшей профессиональную составляющую, режим труда и отдыха, социально-психологические контакты с другими людьми и пр. Поэтому представления о психологе-консультанте как о фокусни­ке, который может в мгновение ока повернуть ситуацию в вашу пользу, беспочвенны.

Неуверенные в себе, тревожные, часто эмоционально не­устойчивые люди, обращаясь к психологу, пытаются с его по­мощью снять с себя ответственность или хотя бы разделить ее с компетентным человеком. С такими людьми психолог-консультант должен быть уверенным, четким, даже категоричным в своих выводах. Его задача — прояснить причины и след­ствия кризисной ситуации и убедительно, простым понятным язы­ком привести консультируемого к необходимости самому принять решение.

При взаимодействиях с такими консультируемыми желатель­но выдерживать дистанцию, позволяющую лучше осознать внешне наблюдаемые проблемы. Недопустимы примеры из своей жизни, ссылки на собственные трудности, так как они снижают авторитет консультанта.

Второй тип консультируемых отличается высокой уверенно­стью в себе и своих решениях. Они приходят к профконсультанту лишь для того, чтобы подтвердить правильность принимаемого решения и убедиться в достаточно высоком собственном про­фессионализме. Если это действительно так, то консультанту остается только подтвердить выводы и тактично снять некоторые второстепенные трудности. Профконсультант становится ведо­мым, и его позиция мягкого доброго человека очень импонирует уверенным в себе консультируемым.

Есть, однако, тип консультируемых, не столько уверенных в себе, сколько самоуверенных, вдобавок еще и нигилистов, счита­ющих посещение профконсультанта пустой тратой времени. В та­ких ситуациях консультант должен найти конструктивный выход путем выяснения причин нигилизма и выбора тем для совместного обсуждения. Можно ненавязчиво предложить пройти психодиа­гностическое обследование по некоторым методикам, например, по 16-факторному опроснику Р. Кеттелла, тесту Розенцвейга, те­сту Лири, что заставит обследуемого задуматься над некоторыми особенностями своего поведения, например, излишней категорич­ностью и резкостью своих суждений.

Некоторые консультируемые не могут сформулировать свои затруднения, они только ощущают резкое снижение комфортно­сти, настроения, активности, самочувствия, когда буквально все валится из рук и трудно сосредоточиться на анализе проблемной ситуации. Профконсультант должен помочь таким растерявшимся, используя биографическую методику, определяя сложности в прошлом и на этой основе прогнозируя сложности в настоя­щем и будущем. Уместно использовать аналогии, сравнительные примеры, с тем чтобы консультируемый мог сравнивать, задумы­ваться и, вообще, более активно управлять течением собственной жизни.

Некоторые люди приходят на профконсультацию с целью выговорить наболевшее. Им нужен хороший слушатель, терпели­вый, сочувствующий, внимательный. Каждый человек нуждается во внимании, и если у него дефицит дружеского или родственного общения, усугубляющийся неважным психологическим климатом на производстве, то часто профконсультант должен выполнять функции психотерапевта, особенно если консультируемый эмо­ционально неустойчив или физически и психически ущербный (инвалиды, люди с профессиональными заболеваниями, одинокие пенсионеры).

Для людей такой категории больше всего подходит модель рефлексивного слушания, когда консультант не прерывает мо­нолог консультируемого, давая ему возможность услышать себя со стороны. Чтобы консультируемый сам пришел к осознанию собственных проблем, консультант время от времени задает ему эхолалические вопросы типа: «Так вы говорите, что...», создавая тем самым модель конструктивного диалога. Достаточно боль­шую роль при этом играют поза, мимика, жесты — все, что работает на эмоциональный контакт.

Консультируемые могут быть людьми чрезвычайно скрытны­ми, интровертированными, неохотно дающими сведения о себе. В таких случаях профконсультант должен уметь свободно пере­ключаться с одной темы на другую, чтобы вызвать консультиру­емого на откровенный разговор. При межличностном общении чаще всего консультант называет свое имя и отчество и обра­щается к консультируемому также по имени-отчеству, но при общении с «неконтактными» возможно анонимное консультиро­вание, аналогичное разговору в пути, когда полная анонимность подкрепляется уверенностью в том, что больше со своим попут­чиком мы никогда не встретимся.

Типы консультируемых чрезвычайно разнообразны, в зависи­мости от возраста, пола, социального и семейного положения, ма­териальной обеспеченности, структуры ценностей, темперамента, уровня притязаний, самооценки. Собственно, каждый консуль­тируемый неповторим. Но позиция профконсультанта при всем разнообразии методов и типов, в сущности, сводится к основному принципу: помочь человеку профессионально самоопределиться, так соотнести свои желания («хочу»), возможности («могу», «сумею»), потенциал рынка труда («надо»), чтобы почувствовать себя ответственным за свою профессиональную жизнь, професси­ональную судьбу.

Формы проведения консультаций

По форме проведения консультации могут быть групповыми и индивидуальными, очными и анонимными. Для всех вари­антов консультаций основным методом является консультацион­ная беседа. На основании эмпирических исследований выявлена 5-шаговая композиция беседы.

1-й шаг — «знакомство». Продолжительность его — от нескольких секунд до 10-15 минут, основная цель — установле­ние контакта с обратившимся за консультацией или с группой, собравшейся для беседы.

Для более успешного прохождения стадии знакомства реко­мендуется проведение консультаций в удобном, изолированном помещении. Консультанту поможет выражение радости от обще­ния, использование фраз единомыслия, местоимений «мы», неяв­ное повторение элементов поведения косультируемого (например, темпа и громкости речи, преимущественного использования слов, жестов, позы).

2-й шаг — «суть проблемы». Состоит в сборе информа­ции о самой проблеме, условиях ее возникновения и развития. Консультант должен всячески избегать интерпретации проблемы со стороны консультируемого и стараться сосредоточиться на фактических сведениях, например, времени существования про­блемы, ее влиянии на поведение консультируемого, ее связи с прошлым опытом. На этом уровне можно использовать не­которые психодиагностические методы, особенно при наличии компьютерной техники. Стоит запомнить некоторые особенности поведения консультируемых, понять, в чем они видят причи­ны неудач и затруднений: во внешней сфере жизнедеятельно­сти (родственники, жена, начальник, сотрудники, соседи, подру­ги) или в собственном недостаточном анализе ситуации и соб­ственных промахах (экстернальный-интернальный типы поведе­ния).

3-й шаг — «желаемый результат» от взаимодействия с профконсультантом. Существуют определенные требования к же­лаемому результату. Прежде всего он должен быть позитивным (типа «Я хотел бы иметь такую работу...» вместо «Я не хотел бы работать:...»). Результат должен быть конкретен и сопоста­вим с текущим временем, в противном случае его целесообразно разбить на ряд промежуточных результатов. Естественно, желаемый результат должен находиться в гармонических отношениях с другими целями консультируемого, дополнять их.

4-й шаг — «альтернатива». На этой стадии обсуждаются различные способы решения задачи, причем за консультируемым остается право выбрать или самому придумать способ достижения желаемого результата.

5-й шаг — обобщение всех предыдущих стадий под девизом «За работу!»

Основные ошибки профконсультанта связаны с нарушени­ем последовательности перечисленных шагов. Так, при плохом психологическом контакте вообще невозможно прийти к кон­структивному решению. Грубой ошибкой является дискреди­тация мнения консультируемого, навязывание ему своей точки зрения. Нецелесообразно задавать консультируемому вопросы «в лоб», особенно при обсуждении щекотливых тем, неприятных для него.

В последнее время очень популярны анонимные формы кон­сультирования, в том числе профессионального. Чаще всего — это аудиальный канал (телефон доверия, например), но могут быть и зрительные (письма с вопросами в редакцию, самому профконсультанту).

Анонимная форма профконсультаций имеет преимущества пе­ред очной. Прежде всего она удобна для консультируемого: он может позвонить в любое время и из любого места, написать письмо любому из интересующих его людей, прервать контакт по собственному желанию, что очень трудно при очной консульта­ции, и, самое главное, при анонимной консультации он не будет чувствовать себя пациентом, со страхом ожидающим диагноза вра­ча. Кроме того, анонимная форма позволяет многим неуверенным людям больше открываться во время беседы.

Однако при анонимной форме профконсультаций многие спо­собы получения информации оказываются недоступными, напри­мер, зрительное наблюдение за консультируемым, оценка его эмоционального состояния, возможность психодиагностического обследования. Поэтому предпочтительны очные формы профкон­сультаций как более универсальные и мобильные.

 

Глава 4. Профориентация с применением комплексного

психодиагностического метода






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных