Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая оценка личности




Для общей оценки личности вполне уместно использовать пси-ходиагностический тест, разработанный В.М.Мельниковым и Л.Т.Ямпольским*.

Список утверждений психодиагностического теста

1. Обычно я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим.

2. Временами я волнуюсь из-за пустяков.

* Полное теоретическое и методическое обоснование теста изложено в книге Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. «Введение в экспериментальную психологию личности». М.: Просвещение, 1985.

3. Ббльшую часть времени я чувствую общую слабость.

4. Я часто тревожусь.

5. Кое-кто настроен против меня.

6. Часто различная пища кажется мне одинаковой на вкус.

7. Глупо осуждать человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

9. Когда я строю планы, я часто рассчитываю на счастливый случай и везение.

10. Порой мне кажется, что трудностей слишком много и мне их не преодолеть.

11. Меня редко посещают грустные мысли.

12. Когда я что-либо делаю (работаю, ем, двигаюсь), я часто перескакиваю с одного на другое, а не действую обдуманно и методично.

13. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.

14. Я считаю, что надоевшую повседневную работу всегда сле-дует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необ-ходимости.

15. Я человек твердых убеждений.

16. Я люблю пофлиртовать (вести игривый разговор, кокет-ничать).

17. Мне нравятся компании, где подшучивают друг над другом.

18. Я люблю подвижные игры и развлечения.

19. Мне нравится верховая езда.

20. Я часто многое теряю из-за своей нерешительности.

21. Мне трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми.

22. Часто я лишь с большим трудом могу скрыть свою застен-чивость.

23. Я регулярно принимаю участие в собраниях и в других общественных мероприятиях.

24. Я общительный человек.

25. Я люблю вечеринки и шумные веселые компании.

26. Я охотнее куплю книгу об особенностях государственного управления в разных странах, чем книгу по искусству.

27. Меня всегда интересовала техника, например автомобили, самолеты, мотоциклы и т.д.

28. В газете меня больше заинтересует статья с заголовком «Современные проблемы культуры и искусства», чем с заголов-ком «Улучшение производства и торговли».

29. Мне бы хотелось быть медработником (врачом, медсест-рой и т.п.)

30. Мне бы понравилась работа секретаря.

31. Временами я бываю злым и раздражительным.

32. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

33. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

34. Я часто сожалею о том, что я такой раздражительный и ворчливый.

35. У меня отсутствуют враги, которые всерьез желают мне навредить.

36. У меня бывают странные и необьгчные мысли.

37. Почти каждый день случается что-нибудь такое, что пуга-ет меня.

38. Иногда мне нравится причинять боль людям, которых я люблю.

39. Временами я чувствую себя бесполезным.

40. Мои родители часто были настроены против моих зна-комых.

41. У меня бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.

42. Временами я испытываю ненависть к членам моей семьи, которых обычно люблю.

43. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

44. Если бы я был вынужден солгать человеку, мне бы при-шлось смотреть в сторону, так как было бы трудно смотреть ему в глаза.

45. Меня возмущает, что преступника могут освободить бла-годаря ловкой защите адвоката.

46. Я очень редко прогуливал школьные уроки.

47. Шутки о смерти в разговоре вполне допустимы и приличны.

48. Я люблю танцевать.

49. Я охотно посмотрю соревнование фехтовалыциков, чем боксеров.

50. Мне нравится (или нравилась раньше) рыбная ловля.

51. Мне хочется быть менее застенчивым.

52. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.

53. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

54. В детстве я входил в компанию, где все стояли друг за друга.

55. Счастливее всего я чувствую себя в одиночестве.

56. По-моему, интереснее быть инженером, чем философом.

57. Думаю, что я более чувствителен к прекрасному, эстетиче-ским сторонам жизни, чем болынинство людей.

58. Я гораздо больше заинтересован в деловых и материальных успехах, чем в поисках духовных и художественных ценностей.

59. Я люблю готовить пищу.

60. Будь я художником, мне бы понравилось рисовать цветы.

61. Я вспыльчив, но быстро успокаиваюсь.

62. Иногда я настолько возбуждаюсь, что мне бывает трудно заснуть.

63. Думаю, что нервы у меня в порядке (такие же, как у боль-шинства окружающих).

64. Обычно я спокоен и меня трудно вывести из равновесия.

65. Я ужасно боюсь грозы.

66. Многих людей можно обвинить в развращенности.

67. Я бы добился значительно больших успехов, если бы люди относились ко мне лучше.

68. У меня бывают необычные, мистические (таинственные) переживания.

69. Даже среди людей я чувствую свое одиночество.

70. Мечты в моей жизни занимают много места, но я этого никому не говорю.

71. Мои намерения часто кажутся мне настолько трудновы-полнимыми, что я отказываюсь от них.

72. Чаще всего у меня бывает сразу несколько различных ув-лечений, я очень редко увлекаюсь чем-то одним надолго.

73. Я всегда следую чувству долга и ответственности.

74. Думаю, что существует одно-единственное правильное по-нимание смысла жизни.

75. Я люблю лекции на серьезные темы.

76. Иногда меня так забавляла ловкость плута, что я начинал ему сочувствовать.

77. Я стараюсь избегать необычных высказываний, которые смущают окружающих.

78. Мне бы понравилось быть автогонщиком.

79. Иногда я дразню животных.

80. Мне бы понравилась охота на львов и тигров.

81. Я редко заговариваю с детьми первым.

82. В школе мне было трудно говорить перед всем классом.

83. Я схожусь с людьми так же легко, как и другие.

84. Мне бы хотелось часто встречаться вне работы со своими друзьями.

85. Мне нравятся коллективные мероприятия, потому что я там могу побыть среди людей.

86. Я охотнее проведу отпуск в тихом домике вдали от людей и дорог, чем в оживленном курортном городе.

87. Я охотнее прочту хороший исторический роман, чем науч-ное сообщение об открытии и использовании мировых ресурсов.

88. Я люблю поэзию.

89. Мне бы понравилось быть цветоводом.

90. Я люблю детей.

91. Я так остро переживаю свои неприятности, что подолгу не могу выбросить их из головы.

92. Бывало, что из-за волнений у меня пропадал сон.

93. Меня трудно рассердить.

94. Меня настолько волнуют некоторые вещи, что мне даже говорить о них трудно.

95. Думаю, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.

96. Безопаснее никому не доверять.

97. Я часто замечаю, что люди относятся завистливо и недо-верчиво к моим удачным идеям только потому, что не они пер-выми додумались до них.

98. Я опасаюсь некоторых предметов или людей, хотя знаю, что они для меня безвредны.

99. Нередко бывают ситуации, когда легко потерять надежду на успех.

100. Иногда я хвалю людей, которых знаю мало.

101. Я легко прихожу в замешательство.

102. У меня бывают достаточно длительные периоды, когда я не могу ничего не делать, потому что мне трудно заставить себя взяться за работу.

103. Порой мне кажется, что я ни на что не гожусь.

104. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.

105. Я люблю читать книги, статьи, заметки на темы нравст-венности и морали.

106. В школе у меня часто были плохие оценки по поведению.

107. Я люблю подшучивать над людьми.

108. Спортивные игры и соревнования доставляют мне боль-ше удовольствия, если я заключаю пари (бьюсь об заклад).

109. Я люблю волнение и напряжение большого скопления людей.

110. Я люблю охоту.

111. Я без страха и смущения вхожу в комнату, где уже собра-лись и беседуют люди.

112. Иногда из-за своей сдержанности мне бывает трудно от-стаивать свои права.

113. Попадая в новый коллектив, я быстро приспосабливаюсь.

114. Я активно участвую в организации кампаний, игр и дру-гих коллективных мероприятий.

115. По возможности я стараюсь избегать большого скопле-ния людей.

116. На производстве мне было бы интересней заниматься делами, связанными с техникой, чем работой с людьми.

117. Мне больше нравится пища, приготовленная из необыч-ных, экзотических продуктов, чем привычные блюда.

118. Будь я журналистом, мне бы понравилось писать о театре.

119. Меня всегда очень мало привлекали игры с куклами.

120. Думаю, что мне бы понравилась работа портного по жен-скому платью.

121. Я все принимаю близко к сердцу.

122. Ожидание действует мне на нервы.

123. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным или взвол-нованным.

124. Я все чувствую более остро, чем другие.

125. Думаю, что за мной следят.

126. Болыпую часть времени я чувствую, что моя голова и нос чем-то заполнены.

127. Временами мне хочется нанести повреждение себе или кому-нибудь из окружающих.

128. Люди безразличны и равнодушны к тому, что может слу-читься с другими.

129. Плохие, часто даже ужасные слова приходят мне в голо-ву, и я не могу от них избавиться.

130. Временами мне очень хотелось навсегда уйти из дома.

131. Мое поведение в сильной степени зависит от поведения окружающих меня людей.

132. Я предпочитаю действовать импульсивно, под влиянием момента, даже если это приводит к дальнейшим трудностям.

133. Я могу сослаться на болезнь, чтобы избежать чего-нибудь неприятного.

134. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого упот-ребления спиртных напитков.

135. Всякая грязь пугает меня и вызывает отвращение.

136. Я люблю поговорить на сексуальные (любовные) темы.

137. Мне доставляет удовольствие беззлобно подшучивать.

138. Меня смущают неприличные анекдоты.

139. Если возникнет необходимость, я сумею организовать и повести за собой товарищей.

140. Для отдыха я предпочитаю чтение или другие интеллек-туальные занятия активным подвижным играм и развлечениям.

141. В компании я чувствую себя несколько неловко и из-за этого произвожу впечатление хуже, чем мог бы.

142. Если люди в магазине или на улице наблюдают за мной, мне становится несколько не по себе.

143. Мне бывает трудно изложить свои мысли словами, поэ-тому я не включаюсь в беседу с такой готовностью, как другие.

144. Мне разонравилось бывать среди людей.

145. Если планируется коллективное мероприятие или поезд-ка, я всегда рад присоединиться к компании.

146. Я мог бы быть счастлив, живя один в избушке среди ле-сов и гор.

147. По телевизору я охотнее смотрю передачу о новых изо-бретениях, чем концерт.

148. Иногда я бываю неуступчив и упрям просто из принципа, а не потому, что это для меня важно.

149. Я бы хотел быть певцом.

150. Я люблю собирать цветы и выращивать комнатные растения.

151. Я впечатлительнее болынинства людей.

152. Я легко теряю терпение в общении с людьми.

153. Иногда какой-нибудь пустяк овладевает моими мыслями и беспокоит меня несколько дней.

154. Критика и замечания в мой адрес меня мало задевают.

155. Иногда мне кажется, что я нахожусь на грани нервного срыва.

156. Часто мои поступки неправильно понимаются окружаю-щими.

157. Я считаю, что многие способны пойти на нечестный по-ступок ради получения выгоды.

158. Меня крайне редко наказывали без причины.

159. Против меня что-то замышляется.

160. Привычки некоторых членов моей семьи меня очень раз-дражают.

161. У меня редко бывают приступы плохого настроения.

162. Бывает, я отказываюсь от начатого дела потому, что не верю в свои силы.

163. В моей семье есть нервные люди.

164. Меня раздражает, когда женщина курит.

165. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.

166. Почти всегда я испытываю потребность в острых ощущениях.

167. В разговорах с представителями противоположного пола я избегаю любых щекотливых тем, которые могут вызвать смущение.

168. Я люблю играть в карты, домино и другие игры на деньги.

169. Будь я журналистом, мне бы понравилось писать о спорте.

170. Иногда я заставляю своих друзей пойти куда-нибудь, хотя они говорят, что им хотелось бы остаться дома.

171. Я верю в чудеса.

172. Если необходимо выступить или высказать свое мнение, то присутствие большого числа людей мало смущает меня.

173. Я легко прихожу в замешательство.

174. Мне было легко и интересно отвечать на вопросы.

ШКАЛЫ НИЖНЕГО УРОВНЯ

Шкалы нижнего уровня соответствуют следующим десяти факторам: невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, эстетическая впечатлительность, женственность и др.

1. Невротизм 1, 2, 3, 4, 31, 32, 33, 34, 61, 62, 63, 64, 91, 92, 93, 94, 121, 122, 123, 124, 151, 152, 153, 154, 155
2. Психотизм 5, 6, 7, 8, 35, 36, 37, 38, 65, 66, 67, 68, 95, 96, 97, 98, 125, 126, 127, 128, 129, 151, 156, 157, 158
3. Депрессия 9, 10, 11, 12, 39, 40, 41, 42, 69, 70, 71, 72, 99, 100, 101, 102, 103, 130, 131, 132, 133, 160, 161, 162, 163
4. Совестливость 13, 14, 15, 43, 44, 45, 73, 74, 75, 104, 105, 134, 135, 164, 165
5. Расторможенность 16, 17, 46, 47, 76, 77, 106, 107, 136, 137, 138, 166, 167, 168
6. Общая активность 19, 28, 48, 49, 50, 78, 79, 80, 108, 109, ПО, 139, 140, 169, 170
7. Робость, стеснительность 20, 21, 22, 51, 52, 53, 81, 82, 83, 111, 112, 113, 141, 142, 143
8. Общительность 23, 24, 25, 53, 54, 55, 84, 85, 86, 114, 115, 116, 144, 145, 146
9. Эстетическая впечатлительность 26, 27, 28, 56, 57, 58, 87, 88, 89, 117, 118, 119, 147, 148, 149
10. Женственность 29, 30, 59, 60, 89, 90, 119, 120, 149, 150

Невротизм

Наиболее общими особенностями лиц с высокими оценками по шкале «невротизм» являются высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью. Эти осо-бенности роднят их с лицами со слабым типом нервной системы.

В случае высоких значений фактора «невротизм», как и в слу-чае со слабым типом нервной системы, ведущей особенностью является снижение порогов возбудимости, повышенная чувстви-тельность. Вследствие этого малозначащие и индифферентные раздражители легко вызывают неадекватные бурные вспышки раз-дражения и возбуждения.

Обычно те функции, которые отмечаются повышенной воз-будимостью, характеризуются повышенной истощаемостью и утомляемостью. Поэтому повышенная возбудимость лиц с высо-кими значениями фактора «невротизм», так же как и лиц со сла-бым типом нервной системы, сочетается с повышенной истоща-емостыо, что проявляется в быстром угасании вспышек возбуж-дения, слезливостью в гаеве и преходящим слабодушием.

Для лиц с низкими оценками по фактору «невротизм» характерны спокойствие, непринужденность, эмоциональная зре-лость, объективность в оценке себя и других людей, постоянство в планах и привязанностях. Они активны, деятельны, инициа-тивны, честолюбивы, склонны к соперничеству и соревнованию. Их отличают серьезность и реалистичность, хорошее понимание действительности, высокая требовательность к себе. Они не скры-вают от себя собственных недостатков и промахов, не расстраи-ваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленны-ми, охотно подчиняются групповым нормам.

По-видимому, общая картина поведения характеризуется ощу-щением силы, бодрости, здоровья, свободой от тревог, невроти-ческой скованности, от переоценки самого себя и своих личных проблем и от чрезмерного беспокойства по поводу возможного неприятия их другими людьми.

Психотизм

Более всего лиц с высокими оценками по шкале «пси-хотизм» характеризуют аутизм, обособленность, отгороженность от событий окружающего мира. Эти лица живут как бы вне вре-мени и пространства. Все их поступки, чувства, переживания в значительно большей степени подчинены внутренним, эндоген-

ным законам, чем экзогенным влияниям со стороны окружения. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки кажутся немоти-вированными, странными и парадоксальными. В жизни их обычно считают чудаками, фантазерами, странными, эксцентричными людьми.

Все в облике этих лиц поражает своеобразием и яркой инди-видуальностыо. Уже сама манера держаться, жесты, мимика вы-деляют их, обращают на себя внимание.

Общим для моторики этих людей является отсутствие есте-ственности, гармоничности и плавности. У одних это проявля-ется в манерности и вычурности, у других — в стилизации, у третьих — просто в крайней скудности и стереотипности движе-ний. Особенно много своеобразия в их речи. Больше всего бро-сается в глаза отсутствие единства между содержанием высказы-ваний и паралингвистическим сопровождением. Одни лица по-ражают изысканностью, напыщенностью; другие — вычурностью, витиеватостью; третьи, наоборот, монотонностью, стереотипно-стью, анимичностью, эмоциональной невыразительностью речи.

Лица с низкими оценками по шкале «психотизм» харак-теризуются стандартностью, стереотипностью, отсутствием сво-еобразия и оригинальности в мышлении и поведении.

Все события, весь окружающий мир воспринимаются ими зер-кально, с минимальными субьективными искажениями. Точно так же, как в зеркалах, в них есть только то, что есть в их окру-жении. Главной особенностью этих лиц является полное слия-ние со средой, всякое отсутствие индивидуальности и своеобра-зия. Их мысли, одежда, манеры поведения полностью соответст-вуют тому, что сегодня в их среде считается признаком хорошего вкуса. Завтра групповые оценки изменятся, и эти лица легко, без внутренних колебаний и сомнений будут стремиться к тому, что еще вчера казалось им зазорным и предосудительным. О них можно сказать, что они есть то, что есть их окружение. Они ни в чем не хотят отставать от своего окружения, ни выделиться из него. Поэтому степень социализации их поведения в значитель-ной мере зависит не только от них самих, но и от группы, под влиянием которой они находятся. В силу несамостоятельности и повышенной внушаемости они подвержены и дурному влиянию окружающей среды. Несамостоятельные и безвольные, попадая в асоциальную компанию, они легко усваивают психопатические формы поведения, становятся распущенными и несдержанными.

В благоприятных социальных условиях их поведение внешне не отличается от поведения большинства окружающих людей.

Они кажутся аккуратными, обязательными, добросовестными и миролюбивыми, они не склонны к зависти и соперничеству, охот-но подчиняются власти и авторитету, не проявляют своеволия и честолюбия.

Однако даже в благоприятной обстановке их поведение отли-чается малой инициативой и недостаточной самостоятельностью. Они способны достичь успеха только в видах деятельности, не требующих постоянной личной активности и инициативности.

Поскольку социализация этих лиц носит отраженный харак-тер, они нуждаются в постоянном внимании, контроле, поддер-жке и примере.

Депрессия

В ы с о к и е оценки по шкале «депрессия» характерны для лиц со сниженным настроением. Постоянно мрачные, угрюмые, отгороженные, погруженные в собственные переживания, они вызывают неприязнь, раздражение у окружающих. Их могут счи-тать заносчивыми, недоступными, избегающими общения из-за чрезмерного самомнения. Однако за внешним фасадом отчуж-денности и мрачности скрываются чуткость, душевная отзывчи-вость, постоянная готовность к самопожертвованию. В тесном кругу близких друзей они теряют скованность и отгороженность, оживают, становятся веселыми, разговорчивыми, даже шутника-ми и юмористами.

В делах их характеризуют старательность, добросовестность, обязательность в сочетании с конформностью и нерешительно-стью, неспособностью принять решение без колебаний и неуве-ренности. Любая деятельность для них трудна, неприятна, про-текает с чувством чрезмерного психического напряжения, быст-ро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения.

Особенно чувствительны они к интеллектуальной нагрузке. От них трудно добиться длительного интеллектуального напря-жения. Быстро утомляясь, они теряют произвольность управле-ния психическими процессами, жалуются на общее чувство тяже-сти, «лени», пустоты в голове, приходящую заторможенность.

Здесь, по-видимому, сказывается общая психомоторная за-торможенность, сопровождающая снижение настроения, что проявляется также в замедленности речи и мышления. Их часто упрекают за медлительность, неоперативность, отсутствие настой-чивости и решительности. Чаще всего они не способны кдлитель-ному волевому усилию, легко теряются, впадают в отчаяние.

В сделанном видят только промахи и ошибки, а в предстоя-щем — непреодолимые трудности. Особенно болезненно они переживают реальные неприятности, не могут выбросить их из головы, снова и снова винят себя «во всех смертных грехах». События прошлой и настоящей жизни, независимо от их дейст-вительного содержания, вызывают угрызения совести, гнетущее предчувствие бед и несчастий.

Н и з к и е оценки по шкале «депрессия» отражают естест-венную жизнерадостность, энергичность и предприимчивость. Испытуемые этой группы отличаются богатством, гибкостыо и многосторонностью психики, непринужденностью в межлично-стных отношениях, уверенностью в своих силах, успешностью в выполнении различных видов деятельности, требующих актив-ности, энтузиазма и решительности. Однако отсутствие скован-ности и недостаток контроля над своими импулъсами могут приве-сти к верхоглядству, невыполнению обещаний, непоследователь-ности, беспечности, что приводит к потере доверия и обидам со стороны товарищей.

Совестливость

Для лиц с высокими значениями фактора «совестли-вость» характерны такие черты, как чувство ответственности, доб-росовестность, стойкость моральных принципов. В своем пове-дении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социаль-ных требований. Эти лица глубоко порядочны не потому, что следят за своим поведением, а из-за внутренних стандартов и требовательности к себе. Они с уважением относятся к мораль-ным нормам, точны и аккуратны в делах, во всем любят поря-док, уважают законы, на нечестные поступки не идут, даже если это не грозит никакими последствиями. Высокая добросовест-ность обычно сочетается с хорошим самоконтролем и стремле-нием к утверждению общечеловеческих ценностей.

Этот фактор положительно коррелирует с успешностю обуче-ния и уровнем достижений в социальной сфере. Он характерен для лиц, профессия которых требует аккуратности, обязательно-сти и добросовестности: администраторов, юристов, нотариусов, корректоров и т.п.

Лица с низкими оценками по фактору «совестливость» склонны к непостоянству, уклоняются от выполнения своих обя-занностей, игнорируют общепринятые правила, не прилагают уси-

 

лий к соблюдению общественных требований и культурных норм, пренебрежительно относятся к моральным ценностям, ради соб-ственной выгоды способны на нечестность и ложь.

Низкие оценки по фактору «совестливость» характерны для асоциальных психопатов и правонарушителей.

Расторможенность

В ы с о к и е оценки по шкале «расторможенность» свиде-тельствуют об отсутствии социальной конформности, плохом самоконтроле и импульсивности. По-видимому, это связано с недостаточной социализацией влечений, неумением или неже-ланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих жела-ний. У этих лиц сильно выражено влечение к острым аффектив-ным переживаниям, при отсутствии которых преобладает чувст-во скуки. Потребность в стимуляции и возбуждающих ситуациях делает непереносимой всякую задержку. Они стремятся удовлет-ворить свои желания сразу же в непосредственном поведении, серьезно не задумываясь о последствиях своих поступков, дейст-вуют импульсивно и непродуманно. Поэтому они не извлекают пользы из своего негативного опыта, у них многократно возни-кают затруднения одного и того же характера.

При поверхностных контактах они производят благоприятное впечатление благодаря свободе от ограничений, раскованности и уверенности в себе. Они разговорчивы, охотно участвуют в кол-лективных мероприятиях, живо откликаются на любые происхо-дящие события (сообщения, зрелища, происшествия и т.д.), нахо-дят новизну, интерес даже в повседневных мелких делах. Однако отсутствие сдержанности и рассудительности может привести к различным эксцессам (пьянству, праздности, пренебрежению сво-ими обязанностями), что не может не отталкивать окружающих.

Н и з к и е оценки по шкале «расторможенность» свидетель-ствуют о повышенной идентификации с социальными требова-ниями, конформности, уступчивости, сдержанности, осторож-ности поведения, возможно, о сужении круга интересов и ослаб-лении влечений.

Таким лицам все представляется скучным и неинтересным, им все безразлично и надоело. Они не видят ничего притягатель-ного в событиях, увлекающих окружающих, собственных увле-чений тоже не имеют. Перемен не любят, к новому относятся осторожно, с предубеждением, больше ценят обязательность, чем одаренность.

Общая активность

Лиц с высокими оценками по шкале «общая активность» отличают неиссякаемая энергия, стеничность, предприимчивость, активное достижение целей. Они не могут долго оставаться без дела, даже на отдыхе находят себе какое-либо занятие, проводят отпуска в походах, на охоте или в экспедиции. Их тянет к актив-ной, предпочтительно физической деятельности, тонкой, кро-потливой работы избегают, не любят сидеть в кабинетах и ла-бораториях, во все вмешиваются, стремятся быть непосредст-венными участниками всех происходящих событий. Ради этого готовы мчаться на край света, терпеть неудобства, переносить невзгоды и опасности.

В коллективе, даже случайном и временном, естественным об-разом берут на себя роль лидера. Умеют сплотить людей, правиль-но распределить обязанности, увлечь их за собой. Таких людей легко слушаются, им подчиняются, с их требованиями считаются.

Н и з к и е оценки по шкале «общая активность» свидетель-ствуют о пассивности, безынициативности, повышенной утом-ляемости.

Лица с низкой общей активностью медлительны в движени-ях, малоработоспособны, малоподвижны, недостаточно энергич-ны. Чаще всего это домоседы, ценящие покой, уют, предпочита-ющие сидячие, кабинетные виды труда. У них слабо выражено стремление к достижениям и успеху, они стараются не брать на себя лишней ответственности, уклоняются от выполнения до-полнительных обязанностей, охотно допускают, чтобы их работу выполняли другие люди.

Робость, стеснительность

В ы с о к и е оценки по фактору «робость, стеснительность» свидетельствуют о застенчивости, нерешительности и неуверен-ности в себе. Такие лица всего боятся, избегают рискованных ситуаций, неожиданные события встречают с беспокойством, от любых перемен ждут только неприятностей.

При необходимости принять решение либо чрезмерно ко-леблются, либо подолгу оттягивают и не приступают к его вы-полнению. Фаза борьбы мотивов и колебаний затянута до невоз-можности перейти к решению.

В общении они застенчивы, скованны, стеснительны, стара-ются не выделяться, находиться в тени и ни во что не вмеши-

ваться. Болыпих компаний избегают, широкому общению пред-почитают узкий круг старых, проверенных друзей.

Лица, имеющие н и з к и е оценки по фактору «робость, стеснительность», смелы, решительны, склонны к риску, не те-ряются при столкновении с незнакомыми вещами и обстоятель-ствами.

Решения принимают быстро и незамедлительно приступают к их осуществлению, не умеют терпеливо ждать, не переносят оттяжек и колебаний, двойственности и амбивалентности.

В коллективе держатся свободно, независимо, даже несколь-ко нагловато, позволяют себе вольности, любят во все вмеши-ваться, быть всегда на виду.

Низкие оценки по этому фактору обнаруживаются у лиц, про-фессия которых связана с риском (акробатов, летчиков, автогон-щиков, пожарных, каскадеров и т.п.).

Общительность

Для в ы с о к и х значений фактора «общительность» харак-терны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естест-венность и непринужденность поведения, готовность к сотруд-ничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Такие лица общительны, имеют много близких друзей, а в дружбе заботливы, отзывчивы, теплы в отношениях, всегда проявляют живое участие в судьбе своих товарищей, зна-ют об их переживаниях, радостях и заботах. Сами переживают и радуются вместе с ними, активно помогают окружающим, при-нимают горячее участие в их личной жизни. Они имеют широ-кий круг друзей, знакомых, легко сходятся с людьми. К ним тя-нутся, в их обществе все чувствуют себя уютно и спокойно. Сами они лучше себя чувствуют на людях, в одиночестве скучают, ищут общества, охотно принимают участие во всех групповых меропри-ятиях, любят работать и отдыхать в коллективе.

Для н и з к и х значений фактора «общительность» типичны такие черты, как уплощенность, вялость аффекта, отсутствие жи-вых, трепещущих эмоций, холодность, формальность межлично-стных отношений. Лица с низкими оценками по фактору «об-щительность» избегают близости, жизнью своих товарищей не интересуются, поддерживают лишь внешние формы товарище-ских отношений, их знакомства поверхностны и формальны. Об-щество людей их не привлекает, они любят одиночество, кон-тактами, общением тяготятся, предпочитают «общаться» с кни-

гами и вещами. По собственной инициативе не общаются ни с кем, кроме ближайших родственников.

Эстетическая впечатлительность

У лиц с высокими оценками по шкале «эстетическая впечатлительность» суждения о жизни носят непосредственно-чувственный, интуитивный характер. Они наделены богатым во-ображением, фантазией, склонны к увлечениям, легко приходят в восторг. В жизненных поступках, симпатиях и привязанностях полагаются на чувства и впечатления, не верят в логику и расчет, не обращают внимания на текущие и повседневные дела и обязан-ности. В поведении им не хватает чувства ответственности, реа-лизма, умения отличать вымысел от действительности. Их мыш-лению недостает планомерности, порядка и связанности, сужде-ниям — зрелости и здравого смысла, а восприятию жизни — трезвости и глубины.

По роду занятий высокая эстетическая впечатлительность свой-ственна лицам творческих профессий: художникам, артистам, на-учным работникам и т.п. Работы, требующие бдительности, дли-тельного сосредоточения, внимания, плохо даются этим лицам.

Н и з к и е оценки по шкале «эстетическая впечатлитель-ность» свойственны лицам зрелым, уравновешенным, здравомыс-лящим, хорошо ориентированным в житейски важных вещах, трезво оценивающим обстоятельства и людей. Им свойствен рас-судочный, абстрактный тип мышления, памяти и восприятия. Ко всем жизненным событиям они подходят с логической меркой, ищут рациональных объяснений и практической выгоды. В их суждениях преобладают словесно-мыслительные оценки, при столкновении с незнакомой обстановкой они опираются на абст-рактные рассуждения и причинно-следственные связи. Непос-редственное восприятие выражено слабо, поэтому в неожидан-ных ситуациях им может не хватать воображения и находчивости.

Люди, обладающие этими особенностями, склонны заниматься теоретическими видами деятельности: философией, математи-кой, литературной критикой и т.п.

Женственность

Лица с высокими оценками по шкале «женственность» чувствительны, склонны к волнениям, мягки, уступчивы, скром-ны в поведении, но не в самооценке. У них широкие, разнооб-

разные, слабодифференцированные интересы, развитое воображение, тяга к фантазированию и эстетическим занятиям. Они проявляют заинтересованность в философских, морально-этических и мировоззренческих проблемах и временами демонстрируют чрезмерную озабоченность личными проблемами, склонность к самоанализу и самокритике. Эта погруженность в личные проблемы и переживания не является ни невротической, ни инфантильной. У них повышен интерес к людям и к нюансам межличностных отношений, им доступно понимание движущих сил человеческого поведения. Они способны точно чувствовать других людей, умеют эмоционально излагать свои мысли, заинтересовывать других людей своими проблемами, мягко, без нажима склонить их на свою сторону.

В поведении им не хватает смелости, решительности и настойчивости. Они пассивны, зависимы, избегают соперничества, легко уступают, подчиняются, легко принимают помощь и поддержку.

Низкие оценки по шкале «женственность» свидетельствуют о смелости, предприимчивости, стремлении к самоутверждению, склонности к риску, к быстрым, решительным действиям без достаточного их обдумывания и обоснования.

Интересы таких людей узки и практичны, суждения — трезвы и реалистичны, в поведении им недостает оригинальности и своеобразия. Они стараются избегать сложных, запутанных ситуаций, пренебрегают оттенками и полутонами, плохо разбираются в истинных мотивах своего и чужого поведения, снисходительно относятся к своим слабостям, не склонны к рефлексии и самоанализу, любят чувственные удовольствия, верят в силу, а не в искусство.

ШКАЛЫ ВЕРХНЕГО УРОВНЯ

В настоящем разделе описываются четыре шкалы верхнего уровня: психическая неуравновешенность; асоциальность; инт-роверсия; сенситивность.

1. Психическая неуравновешенность 2, 4, 10, 11, 32, 39, 41, 69, 71, 99, 121, 124, 151, 153, 154, 155, 161, 162, 166, 173
2. Асоциальность 13, 15, 16, 17, 43, 44, 45, 73, 77, 106, 107, 138, 165, 166, 167

Окончание

3. Интроверсия 21, 23, 24, 25, 51, 52, 53, 81, 82, 83, 84, 111, 112, 113, 114, 115, 141, 142, 143, 172
4. Сенситивность 26, 27, 28, 29, 56, 58, 88, 89, 117, 118, 119, 120, 147, 150, 171

Психическая неуравновешенность

В ы с о к и е оценки по фактору «психическая неуравнове-шенность» указывают на состояние дезадаптации, тревожность, потерю контроля над влечениями, выраженную дезорганизацию поведения.

В откровенных рассказах о себе преобладают жалобы на бес-сонницу, хроническую усталость и изнуренность, собственную не-полноценность и неприспособленность, беспомощность, упадок сил, невозможность сосредоточиться, разобраться в собственных переживаниях, чувство невыносимого одиночества и многие другие.

Такие люди характеризуются окружающими как напряженные, нервозные, конфликтные, упрямые, отгороженные, эгоистичные и неупорядоченные в поведении. Недостаток конформности и дисциплины является наиболее частой внешней характеристи-кой их поведения.

Более детальная индивидуальная характеристика лиц с высо-ким уровнем неупорядоченности поведения может быть получе-на из оценок по шкалам нижнего уровня, формирующим дан-ный фактор.

Н и з к и е оценки по фактору «психическая неуравновешен-ность» свидетельствуют об отсутствии внутренней напряженно-сти, свободе от конфликтов, удовлетворенности собой и своими успехами, готовности следовать нормам и требованиям.

Асоциальность

В ы с о к и е оценки по шкале «асоциальность» являются сввдетельством моральной неполноценности, отсутствия высших социальных чувств.

Чувство гордости, долга, любви, стыда и т.п. для таких лю-дей — пустые слова. Они равнодушны к похвале и наказаниям, пренебрегают обязанностями, не считаются с правилами обще-жития и морально-этическими нормами.

При снижении духовных интересов витальные влечения уси-лены. Этих испытуемых отличает болыная любовь к чувствен-ным наслаждениям и удовольствиям. Тяга к наслаждениям и ос-трым ощущениям сильнее всяких задержек и ограничений. Они стремятся к немедленному, безотлагательному удовлетворению своих желаний, не считаясь с обстоятельствами и желаниями ок-ружающих. Критику и замечания воспринимают как посягатель-ство на личную свободу. Испытывают враждебные чувства по отношению к тем лицам, которые хоть в какой-то мере пытают-ся управлять их поведением, заставляют их держаться в социаль-но допустимых рамках.

Несмотря на бурные аффекты при возникновении желаний и на активность в получении удовлетворения, их желания нестойки. Быстро наступает пресыщение с чувством скуки и раздражения. Ранее готовые на все для удовлетворения своей страсти, они вдруг становятся не просто холодными или безразличными, а злобными и жестокими. Им доставляет особое удовольствие показьгвать свою власть, заставлять мучиться близких людей, расположения кото-рых они еще совсем недавно так усиленно добивались.

Крайний эгоизм и себялюбие определяют все их поступки и поведение. Чтобы удовлетворить свои собственные желания и честолюбие, они готовы затратить много сил и энергии, но не считают необходимым выполнять свои обязательства перед дру-гими людьми.

Н и з к и е оценки по шкале «асоциальность» свидетельству-ют о повышенной идентификации с социальными нормами, о конформности, уступчивости, скромности, зависимости, возмож-ной узости круга интересов. Лица с низкими оценками по этой шкале малоактивны, скованны, робки, мягки, довольствуются уже доступным и имеющимся. В деятельности им не хватает на-пористости и упорства, особенно в достижении сугубо личных целей. Они покорны, уступчивы, чрезмерно легко соглашаются с властью и авторитетом, всегда готовы выслушать и принять со-вет от более старшего или опытного лица, собственная актив-ность деятельности у них недостаточная.

Интроверсия

В ы с о к и е оценки по шкале интроверсии свидетельствуют о затруднениях в контактах, замкнутости, необщительности, стремлении к видам деятельности, не связанным с широким об-щением.

Интровертированные субъекты в ситуациях вынужденного об-щения легко дезорганизуются, не умеют выбрать адекватной ли-нии поведения, держатся то скованно, то излишне развязно, нерв-ничают, легко теряют душевное равновесие. Возможно, по этой причине они стараются сохранять дистанцию во взаимоотноше-ниях.

Однако они не аффектируются в своей отчужденности, про-сто стараются держаться в тени, ни во что не вмешиваясь и не навязывая свою точку зрения. Притворство и интриги им не свой-ственны, они с уважением относятся к правам других, ценят ин-диввдуальность и своеобразие в людях, считают, что каждый имеет право на собственную точку зрения.

Большое внимание они уделяют работе, видят в этом смысл жизни, ценят профессионализм и мастерство, рассматривают хо-рошо выполненную работу как личную награду.

Н и з к и е оценки по шкале «интроверсия» характерны для лиц экстравертированных, активных, честолюбивых, стремящихся к общественному признанию, лидерству, не стесняющихся, ког-да на них обращают внимание, не испытывающих затруднений в общении, в установлении контактов, охотно берущих на себя главенствующие роли во взаимоотношениях с окружающими. Эти лица обладают большой социальной ловкостью, живой речью, высокой активностью, умело оценивают взаимоотношения в кол-лективе и умеют использовать других людей для достижения своих собственных целей. Они придают большое значение социально-му успеху, всеми способами добиваются общественного призна-ния своих личных заслуг, чем могут вызвать недовольство со сто-роны тех людей, с которыми им приходится иметь дело.

Сенситивность

В ы с о к и е оценки по фактору «сенситивность» свидетель-ствуют о тонкой духовной организации, чувствительности, ра-нимости, артистичности, художественном восприятии окружаю-щего. Лица с высокими оценками по этому фактору не перено-сят грубых слов, грубых людей и грубой работы. Реальная жизнь легко ранит их. Они мягки, женственны, погружены в фантазии, стихи и музыку; «животные» потребности их не интересуют. Хо-тя в поведении они учтивы, вежливы и деликатны, стараются не причинять другим людям неудобств, особой любовью коллекти-ва они не пользуются, поскольку часто вносят дезорганизацию и разногласия в целенаправленную, налаженную групповую дея-

тельность, мешают группе идти по реалистическому пути, отвле-кают членов группы от основной деятельности.

Н и з к и е оценки по фактору «сенситивность» встречаются у лиц эмоционально зрелых, не склонных к фантазиям, мысля-щих трезво и реалистично. Их интересы узки и однотипны, субъ-ективные и духовные ценности их не интересуют, искусство не увлекает, наука кажется скучной, чрезмерно абстрактной и ото-рванной от жизни. В своем поведении они руководствуются на-дежными, реально ощутимыми ценностями, без личной выгоды ничего не делают. Успехи других людей и свои собственные оце-нивают по материальному достатку и служебному положению.

Хотя в общении им не хватает деликатности и тактичности, они пользуются симпатией, уважением у людей, их грубость и резкость зачастую не обижает, а притягивает к себе людей, в ней видят не проявления озлобленности, а прямоту и откровенность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных