Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ




Многомерность и чрезвычайная сложность процесса инди­видуального развития психики, требующие многоаспектного анализа и применения разного рода подходов, предполагает использование и разнообразного набора конкретных методиче­ских средств, определение общей стратегии исследования, ре­шения организационных проблем. Сам системный подход к пси­хическому развитию человека предполагает многокомплексность исследований. Это обусловливается, в первую очередь, тем об­стоятельством, что без комплексного использования методиче­ских приемов по существу невозможно выявить и углубить понимание основных генетических законов, имеющих сложную природу, которая может быть раскрыта только путем разного рода соотношений и сопоставлений. Комплексное исследование необходимо также и при рассмотрении условий и полифактор­ных воздействий, вызывающих различного рода изменения в пси­хике человека в разные периоды его жизни. Следует, однако, заметить, что изучение развития не исключает, а предполагает так называемые моноисследования, имеющие дело с динамиче­скими характеристиками каких-либо отдельных психических функций и направленные на изучение соответствующих зако­номерностей и зависимостей, к примеру, такой важной харак­теристики, как неравномерность развития. Подобного рода ис­следования приобретают большую научную ценность, если они проводятся в рамках системного и комплексного подходов к человеку, к изменениям его психических форм. Такие основные характеристики развития, как гетерохронность, структурообра-зование, могут быть выявлены только в результате соотноше­ния между собой разного рода данных измерений динамики конкретных форм психики как в генетическом плане, так и в плане выявления взаимоотношений разных компонентов раз­вития.

Таким образом, чем сложнее задача, тем интенсивнее вы­ражена комплексность в методической части исследования. В максимальной степени этот процесс выражен при описании; отдельных периодов жизни, при построении в психологии раз­личных периодизаций жизненного цикла человека, а также при соотнесении между собой знаний о человеке, полученных в раз­ных научных дисциплинах.

Комплексный подход может быть направлен на решение за­дач разного типа. Во-первых, при установлении связей психи­ческого развития с другими формами и уровнями развития человека в системе человекознания; во-вторых, при исследова­нии собственных феноменов развития, его основных характери­стик и детерминирующих его факторов. Программирование комплексных исследований, как подчеркивал Б. Г. Ананьев' [4], само по себе представляет крупную методологическую, за­дачу. Потребность в таких исследованиях возникает лишь' на определенном уровне научных разработок, когда отдельные па­раметры и характеристики развития, полученные в специаль­ных исследованиях, не объясняют его целостной природы. Переход от частных, специальных исследований к комплексно­му, синтезирующему изучению означает сосредоточение сил и средств на познании связей, отношений и зависимостей между всеми характеристиками объекта. «Поэтому особенно важно на одних и тех же людях получать основные характеристики и величины, исследуя их реальные взаимосвязи в процессе раз­вития» [4, с. 326]. Проведение серий комплексных исследова­ний, по мнению Б. Г. Ананьева, является непременным услови­ем создания системы психологической диагностики, применяе­мой для решения различных практических задач в целях пол­ного использования потенциалов человеческого развития.

Проведение исследований, ориентируемых на возрастную переменную, нооит специфический характер и предполагает ис­пользование двух основных организационных методов: метода возрастных, или «поперечных», срезов и лонгитюдинального метода, или метода «продольных» срезов. Такого рода страте­гия исследования, где предполагается сличение характеристик разных возрастов, позволяет выявить возрастную динамику, ее (специфические черты в отношении различных форм психики.

Существенным моментом в общей системе исследования яв­ляется вопрос о конкретных методах, процедурах добывания эмпирического материала о возрастных показателях психики. К ним относится большая группа основных методов психологии, которые охватывают способы получения психологических фактов в рамках общей стратегии решения задач возрастной и диффе­ренциальной психологии. Для того чтобы эмпирические данные приобрели научный смысл, превратились в научные факты, необходимо использование различных методов математической обработки полученных данных. Такая обработка преследует цель выяснения различий и взаимосвязей, разного рода соот­ношений и установления на их основе закономерностей возраст­ной и индивидуальной изменчивости психики.

При рассмотрении методической части целесообразно учиты­вать ее системный характер как исследовательский цикл, где имеет место последовательное включение и использование раз­ных групп методических средств, позволяющих в своей сово­купности наиболее достоверным образом решать конкретные научные задачи, связанные с развитием и изменчивостью пси­хики. Классификация методических средств, актуальных для познания психического развития человека, основана на описа­нии системы методов современной психологии, предложенной Б. Г. Ананьевым [4]. Эта классификация (см. схему) вклю­чает организационные, эмпирические, «обрабатывающие» и интерпретационные группы методов. Рассмотрим их подроб­нее.

Подавляющее большинство исследований в детской, возраст­ной, педагогической психологии, в психогеронтологии выпол­нены с помощью организационных методов, в частности мето­да «возрастных» срезов. Модификации указанного метода со­стоят в том, что в качестве предмета исследования берутся различные возрастные интервалы, например преддошкольный и дошкольный возраст, и исследуется комплекс изучаемых пси­хических явлений (память, мышление и речь) или динамика какого-либо одного психического процесса. Одним из такого рода исследований является цикл работ по проблеме памяти, выполненный под руководством А. А. Смирнова [11], где сопо­ставлялись особенности мнемических процессов у дошкольни­ков, школьников и взрослых людей. Таким же путем проводи-млись многие исследования по детской психологии [17; 35].

 

Организацион­ные Эмпирические «Обрабатываю­щие» Интерпрета­ционные
Лонгитюди-нальный или «продольных» срезов   Обсервационные (наблюдение, са­монаблюдение)   Количественные: Определение среднеарифмети­ческой, коэффи­циента вариации, лимитов, критерия Стьюдента и др. 1 енетические (описание и интер­претация генети­ческих связей меж­ду фазами и уров­нями развития)  
Комплексный   Эксперименталь­ные (лаборатор­ный, полевой, естественный, эк­сперимент, кон­статирующий, формирующий эксперимент) Регрессионный анализ   Структурные (описание и интер­претация взаимо­связей между от­дельными парамет­рами развития)
«Поперечных» срезов, или сравнительно-возрастной Пракспметрические   Дискриминантный анализ  
  Биографические Дисперсионный анализ    
  Анкетирование Корреляционный и факторный анализы    
  Беседы, интервью Корреляционный и факторный анализы    
  Психодиагности­ческие Таксономический анализ и др.  
    Качественнье. 'сихологическая казуистика  
    Дифференциация по типам, груп­пам, вариантам развития  

 

 

В широком возрастном диапазоне методом «поперечных» срезов были выявлены онтогенетические изменения в зритель­ном восприятии по параметру константности от раннего дет­ства до глубокой старости, в интеллектуальных функциях взрослых в коллективных исследованиях, выполненных под руководством Б. Г. Ананьева [4; 7]. В других циклах иссле­дований метод «возрастных» срезов был применен для опре­деления онтогенетических преобразований комплекса зритель­но-пространственных функций — поля зрения, остроты зрения, линейного глазомера, где были выявлены особенности созре­вания и старения каждой из этих функций и специфика их взаимоотношений в различные возрастные периоды [1; 6; 24]; Метод «поперечных» срезов применяется к индивидам одной возрастной группы, что дает возможность установить усред-

р

ненные величины и границы нормальной вариантности в пока­зателях той или иной психической функции.

С совершенствованием указанного метода в нем усиливают­ся процессы интеграции и дифференциации. При организации исследования все большее значение приобретает широкий охват разных периодов жизни в связи с задачей изучения жизненно­го цикла человека в целом. С целью более глубокого понима­ния возрастной динамики на разных этапах жизни важным оказывается микровозрастной анализ, который позволяет вы­явить сложный характер изменений функций в различные пе­риоды' их развития.

С середины XIX в. в психологии стал применяться другой организационный метод—метод «длинника». Он возник, ког­да Дарвин, Тэм, Кусмауль, Прейер и другие ученые начали наблюдения за своими детьми, систематически фиксируя раз­витие их речи, эмоций, сенсомоторных функций. В отечествен­ной психологии систематическое генетико-психологическое ис­следование раннего детства проводилось В. М. Бехтеревым и его коллегами. Н. М. Щелованов в основанной В. М. Бехтере­вым клинике-лаборатории длительное время изучал одних и тех же детей комплексным путем [9; 31].

Метод «продольных» срезов по сравнению с методом «попе­речных» срезов применяется в гораздо меньших масштабах. Примером может служить систематическое изучение детей „в те­чение первых двух лет жизни, которое позволило швейцарско­му психологу Ж. Пиаже выявить стадии развития сенсомотор-ного интеллекта [33], систематическое изучение зрительно-про­странственных функций у взрослых в работе Л. Н. Гольби-ной [13].

Использование лонгитюдинального метода в широком воз­растном диапазоне Л. Шоенфельдом и В. Овенсом [5] носило^ комплексный характер. Ими проводилось обследование вер­бальных, смысловых, логических и числовых функций у одних, и тех же людей на протяжении 42 лет жизни. Лонгитюдиналь-ный метод, сложившийся в детской психологии, был применен в геронтологии [2]. В работе И. С. Кона [18] рассматривают­ся результаты лонгитюдинальных исследований и вопросы их: организации, представленные в работах зарубежных психоло­гов, описываются программы долгосрочных исследований, про­должавшихся 30—40 лет и охватывающих широкий круг лич­ностных, интеллектуальных, физических характеристик чело­века.

Лонгитюдинальные исследования имеют целью изучение ге­нетических связей между фазами жизни. Лонгитюдинальный ме­тод позволяет определять диапазон возрастной изменчивости и индивидуальной вариабельности фаз жизненного -цикла, что со­ставляет основу дифференцированного управления процессом азвития. По словам Б.Г.Ананьева, «особенно важны наиболее отдаленные влияния, распространяющиеся в самую глубину структуры личности и ее жизненного цикла. Для определения таких опосредованных и отдаленных влияний, действующих в длинном ряду генетических связей между фазами развития, лонгитюдинальный метод должен быть признан основным. Этот метод может иметь значение и для определения сравнительной ценности разных систем обучения, поскольку эта ценность вы­ражается не только и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффек­тов, их полезностью для развития и здоровья человека» [5, с. 197].

С преимуществом лонгитюдинального организационного ме­тода в определении генетических связей между фазами психи­ческого развития связана и другая его важная черта. Она за­ключается в том, что указанный метод является наиболее эф­фективным при научном прогнозировании дальнейшего хода психической эволюции [7].

В качестве следующей существенной особенности лонгитю­динального метода следует назвать его ориентацию на выяв­ление индивидуальных характеристик человека в ходе его раз­вития, которое происходит у разных людей различными путя­ми и с неодинаковой скоростью. Этот метод применяется для изучения становления творческой индивидуальности, для бо­лее точного определения веса каждого из факторов, влияющих на ее развитие [2; 5].

Лонгитюдинальный метод предполагает такую организацию исследований, при которой в соответствии с долгосрочной про­граммой, рассчитанной на ряд лет, непрерывно прослеживает­ся ход индивидуального развития путем регулярного, много­кратного и систематического обследования на его отдельных этапах с привлечением экспериментальных и функциональных проб и заданий, а также других методов (биографического, праксиметрического анализа продуктов деятельности и т. п.). Итогом лонгитюдинальной организации исследования является монография, охватывающая несколько фаз периодов человече­ской жизни. «Сопоставление ряда таких индивидуальных мо­нографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моментов перехода от одной фа­зы развития к другой» [4, с. 301].

Следует обратить внимание на трудоемкость и чрезвы­чайную сложность соблюдения регулярности и периодичности обследования одного и того же человека, так как при таком обследовании происходит адаптация испытуемого к условиям опыта. Сочетание двух организационных методов, лонгитюди­нального обследования студенческого возраста и обследования лиц того же возраста, но методом «поперечных» срезов, по­средством применения одного и того же набора методик впер­вые в нашей психологии было осуществлено под руководством

Б. Г. Ананьева в комплексных исследованиях 1965—1972 гг. Это позволило установить закономерности возрастной изменчи­вости индивидных и личностных характеристик в период ран­ней и средней взрослости с достаточно высокой степенью на­дежности [4].

Для современных исследований в области возрастной и диф­ференциальной психологии характерным является комплексный подход, при котором становится возможной эксперименталь­ная разработка целостной концепции развития. «Подобно срав­нительному и лонгитюдинальному методам, вовсе не пред­ставляющим сами по себе какой-либо теории, но являющимся способами организации исследовательского цикла, комплексный метод сам по себе еще не есть концепция целостности изучае­мых феноменов, но, бесспорно, он направлен на построение та­кого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в бу­дущем построение такой концепции» [4, с. 302].

Следующая группа методов включает эмпирические приемы, с помощью которых добываются факты о возрастной изменчи­вости психики и которые используются в соответствии с общей организацией исследования путем применения метода «попереч­ных» срезов или лонгитюда. Основные эмпирические методы психологии (обсервационные, экспериментальные, праксиметри-ческие, биографические и др.) представляют основные пути получения знаний об особенностях индивидуального развития человека. Так, сведения о процессе усложнения поведения ре­бенка с момента рождения и -о генезе интеллектуальной дея­тельности были получены Ж- Пиаже [33] путем наблюдения в сочетании с естественным экспериментом в лонгитюдиналь-ных исследованиях детей. Многочисленные данные относитель­но возрастных особенностей памяти, мышления, восприятия в дошкольном периоде были добыты путем организации иссле­дований методом «поперечных» срезов, где широко использо­вались различные модификации лабораторного и естественного экспериментов [11; 35]. Для изучения становления личности и субъекта деятельности проводились лонгитюдинальные иссле­дования в сочетании с праксиметрическим и обсервационным методами в их.ретроспективной модификации [19]. Сравни­тельное изучение биографий ученых, художников позволило определить оптимальные для человека периоды творчества [2; 19; 21].

В группу так называемых «обрабатывающих» методов воз­растной и дифференциальной психологии входят различные математико-статистические 'методы. В соответствии с задачами выяснения степени дифференциации данных по разным воз­растным группам используются критерии различий, дискрими-нантный анализ. С целью получения усредненного критерия оценки возрастной группы по тем или иным психологическим параметрам и степени выраженности в ней индивидуального разнообразия данных рассчитываются средние величины, ли­миты и коэффициент вариации. С тем, чтобы теоретическим; путем определить форму кривой данных, полученных в том или ином возрастном диапазоне, а также иметь возможность, экстраполировать дальнейший ход изменений, применяется ре­грессионный анализ [26]. Для выяснения роли заданных фак­торов среди совокупности других неорганизованных факторов, в развитии психических функций и свойств используется дис­персионный анализ [6]. Одними из распространенных методов-количественной и качественной обработки материала являются корреляционный и факторный анализы [15]. В результате кор­реляционного анализа были выявлены особенности структури­рования интеллектуальных функций и их качественных преоб­разований в школьном и взрослом периодах жизни [4; 14]. Качественный анализ с использованием указанных эмпириче­ских и статистических методик позволяет выделить типы, ва­рианты и профили отдельных характеристик и подсистем инди­видуального развития психики.

Группа интерпретационных методов включает в себя приемы обобщающего характера, направленные на теоретический син­тез и интерпретацию статистически обработанных данных. Со­бранный материал может быть обобщен в виде психограмм, син­тетического описания онтогенеза жизненного пути личности,,, субъекта деятельности и индивидуальности. В результате при­менения интерпретационных методов могут быть получены ти­пология развития, j различные онтогенетические закономер­ности. Интерпретация данных осуществляется в двух основ­ных направлениях, генетическом и структурном, и имеет целью исследование генетических связей и характера взаимосвязей отдельных сторон психического развития.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных