Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВИДОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ




Временная структура индивидуального развития претерпе­вает значительные изменения г. ходе истории человечества. В последние столетия, в XIX—XX вв., ее изменения происхо­дят в трех основных направлениях. Увеличение средней продол­жительности жизни человека сопровождается акселерацией, ускорением процессов роста и созревания в раннем онтогенезе

ретардацией, замедлением процессов старения. Преобразова-;, 'j временной структуры проявляются у людей, живущих на -разных континентах и в различных по уровню развития стра­нах независимо от каких-либо конкретных условий. Поэтому

'изменения можно объяснить комплексом факторов, дейст­вие- которых усиливается благодаря ускоренному росту мате­риального и духовного потенциала цивилизации и которые воз­действуют на механизмы индивидуального развития. В данном параграфе мы остановимся на феномене акселерации, поскольку преобразования другого рода уже были показаны выше, в связи.с рассмотрением причин, влияющих на увеличение средней про­должительности жизни.

Сравнительно-демографический анализ данных биологии, антропологии и медицины, психологии и физиологии, представ­ленный в работах Т. В. Карсаевской [30] и В. Г. Властовского [16], свидетельствует о широком распространении акселерации физического развития, начиная с момента рождения. В этих работах приводятся многочисленные данные об акселерации д раннем онтогенезе и в период взрослости. Так, за последние 75—100 лет вес новорожденных увеличился на 2,0—4,7% (МО—:300 г.), а рост —на 1%; удвоение веса происходит в 4—4,5 ме­сяцев вместо 5—6 месяцев. Ребенок в 5,5 лет имеет сейчас лриблизительно такой же вес и рост, как семилетний в 1880 г. Акселерация общесоматического развития выразилась в уско­рении полового созревания за период с 1850 по 1950 г. Оно на­ступает на 3—4 года раньше, не в 17, а в 13,5 лет. Ускорение физического развития проявляется также в показателях двига­тельной активности (улучшение достижений по прыжкам в дли­ну и высоту, в толкании ядра, увеличение дальности метания шара и т. д.).

Итак, секулярный тренд в физическом развитии выражен в увеличении показателей веса, роста и в более быстрых темпах изменения этих показателей.

«Различия в дефинитивных пропорциях тела 30-х и 60-х годов "не столь велики, чтобы можно было говорить об изменении типа телосложения, однако тенденция к долихоморфии и лептосомии проявляется довольно четко» [16, с. 72—73]. Ссылаясь на ра­боты зарубежных исследователей, Т. В. Карсаевская пишет об этой же тенденции, отмечая у акселерированной молодежи леп-тосоматические черты конституции. «Лептосомный тип характе­ризуется высоким ростом, средними или узкими плечами, малой окружностью груди, относительно коротким туловищем, длин­ными или выше среднего ногами, малым углом наклона таза» [30, с. 88—89]. Оценивая феномены акселерации процессов роста и созревания, Дж. Харрисон полагал, что «эпохальный сДвиг в отношении как более раннего созревания, так и увели­чения размеров тела — одно из самых значительных явлений в современной биологии человека, которое, несомненно, должно

иметь серьезные медицинские, педагогические и социологические последствия» [69, с. 294'].

Акселерация развития в раннем онтогенезе соотносится с за­медлением процесса старения, что выражает изменение времен­ной структуры развития в целом. Перестройка временной видо­вой структуры детерминируется разнородным комплексом фак­торов и представляет собой проявление целостности человече­ского развития в современных условиях социально-технического прогресса. На темпы роста и созревания оказывают влияние-образ жизни формирующегося человека, содержание и способы деятельности — трудовой, игровой, учебной, спортивной, обще­ственное поведение, режим жизни, питание, улучшение гигие­нических условий и профилактических средств и т. д. Их сово­купное действие обеспечивается сочетанием двух типов свя­зей, гомогенных и гетерогенных, перекрестных связей между разнородными компонентами развития и факторами среды.. Положение о гетерогенных и гомогенных связях между частя­ми воспитания и сторонами развития, сформулированное Б. Г. Ананьевым [6], имеет существенное значение и для пони­мания феноменов акселерации и ретардации человеческого раз­вития.

Акселерация физического развития связана со структурой питания, с соотношением ее компонентов, калорийностью и раз­нообразием пищи. Массовое обследование детей из ясельных учреждений, проведенное Г. П. Головановой [30], показало, что» там, где питание состояло в основном из углеводов, рост детей был ниже по сравнению с показателями детей того же возраста, питание которых отличалось полноценным содержанием белка. Наряду с биотическим (нутритизным) фактором на ускорение физического развития оказывает влияние двигательная актив­ность и физическая культура человека. Имеются данные о влия­нии различных физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры в постнатальный период. Влияние мышечной ак­тивности на формирование соответствующих частей скелета животных отмечалось И. И. Шмэльгаузеном [70]. В исследо­вании М. И. Фонарева [66] у детей первого года жизни выяв­лена статистически достоверная разница в росте, весе и окруж­ности груди, а также различия в развитии общей локомоции в зависимости от физического воспитания. По наблюдениям М. С. Маслова, «физкультура является существенным кор­рективом, предохраняющим от одностороннего дисгармониче­ского развития» [16, с. 41].

Итак, факторы, оказывающие прямое воздействие на физи­ческое развитие, представляют собой разнородный комплекс, включающий питание, двигательную активность и физическую1 культуру, а также гигиенические условия.

Физическая акселерация человека является результатом его целостного развития, внутренней взаимосвязанности всех eго

сторон, включая умственное и социальное развитие. «Акселера­ция процессов роста и созревания, бесспорно, является показа­телем все более мощного сплетения органического и социаль­ного в индивидуальном развитии человека... В акселерации, по­мимо Других форм взаимосвязи биологического и социального,. проявляется взаимосвязь онтогенетического развития и жизнен­ного пути человека уже в начальные стадии человеческой жизни» [6, с. 164]. Влияние психического развития на акселера­цию физического роста и созревания детей, подростков — это» проявление связей гетерогенного типа благодаря целостности че­ловеческой организации и единым механизмам ее развития. При­веденные в книге Т. В. Карсаевской [30] разного рода факты из работ отечественных и зарубежных ученых могут служить иллюстрациями гетерогенного типа связей. Однако наряду с данными о стимулирующем влиянии психического развития на созревание и рост организма психолог приводит материалы исследований ряда ученых о противоречивом характере отноше­ний физического и психического развития.

Неоднозначность полученных результатов свидетельствует о сложности проблемы психической детерминации физического развития. Дальнейший поиск решения данной проблемы может осуществляться лишь в рамках целостного подхода к онтогенезу, намеченного Б. Г. Ананьевым. Поэтому можно считать спра­ведливым высказывание Т. В. Карсаевской о том, что «иссле­дования гетерохронности развития различных систем человече­ского организма позволят выявить специфику их взаимодейст­вия. Например, деятельность второй сигнальной системы начи­нается задолго до полового созревания. Можно предположить,, что развитие и уровень умственной деятельности, будучи сто­роной жизнеспособности организма, влияет на все его другие системы, в том числе и на половую. Не будет ошибочным пред­положить, что активизация умственной деятельности прямо» или косвенно (в результате взаимодействия систем разных уров­ней в рамках организма) отражается на специфике развития и функционирования человеческого организма...» [30, с. 164—-165]. В упоминавшейся уже работе В. Г. Властовского также отмечаются взаимосвязи акселерации физического и психиче­ского развития детей. «В большинстве случаев обнаруживается-статистически реальная, но небольшая положительная корре­ляция. По данным разных авторов, коэффициент корреляции колеблется в пределах 0,100—0,300» [16, с. 33]. Вместе с тем автором приводятся материалы тех исследований, в которых нет однозначной положительной связи между физическим и психи­ческим развитием.

В случае взаимодействия психического и физического компо­нентов^ в этом феномене гетерогенные связи могут иметь раз­личный смысл и проявляться тогда, когда задержка в развитии одного компонента (психического) происходит за счет усиле яия другого компонента (физического) и когда психическое paj. витие стимулирует физическое. При таком подходе акселера. дия может рассматриваться как модель проявления целостности человеческого развития. В этой связи возникает комплекс во­просов о ведущих компонентах гетерогенного взаимодействия, о его динамике и типологии в конкретных условиях воспитания^ образования и на разных возрастных этапах индивидуального развития. Феномены акселерации важны потому, что в них отра-! жается жизнедеятельность целого поколения, больших групп на­селения в конкретных исторических условиях, которые опреде­ляют общие черты стиля и образа жизни в период роста, со-j зревания и в другие периоды жизни человека. К числу про­блем относятся также дальнейшая дифференциация явлений' физического и интеллектуального взаимодействия, учет дина­мики различных разноуровневых характеристик индивидной организации, интеллекта и других подструктур развития чело века. Одной из главных проблем является усиление роли пси­хической детерминации в изменении временной структуры раз­вития в целом, как в период роста, так и в периоды зрелости и старения.

Акселерация умственного развития, его интенсификация яв ляется одной из основных проблем изменения временной струк­туры целостного развития человека. В диссертационном иссле­довании А. В. Скрипченко [61] приводится таблица, где пока­заны значительные изменения темпа чтения детей 7— 11 лет за период примерно в 40 лет (см. табл. 1).

 

 

Независимо от содержания и методов обучения дети 60-х

читали в гораздо более быстром темпе, чем дети 20-х гг. Сопо

-ставляя данные П. Л. Загоровского с собственными, А. В. СкриЯ'

„80

ценко пришел к заключению о том, что за указанный период увеличилась и скорость письма. Е возрасте 8—9 лет дети стали писать в 2,9—3,5 раза быстрее, а в возрасте 9—10 лет темп их • письма увеличился в 2,9—5,9 раза. Показатель относительного прогресса в чтении, по мнению А В. Скрипченко, характеризует не только развитие речи, но и умственное развитие детей, если судить по структурным критериям и результатам корреляци­онного и факторного анализов, где речевая функция оказы­вается в центре корреляционные плеяд интеллекта школьника.

Изменения в скоростных характеристиках умственной дея­тельности являются выражением ее интенсификации за счет увеличения объема школьных программ, расширения информа­ционных возможностей человека путем использования средств массовой коммуникации (телевидение, кино, радио, научно-пе­риодические издания). Немногочисленные данные, полученные экспериментальным путем и приведенные в работах Т. В. Кар-саевской и В. Г. Властовского, свидетельствуют о проявлении акселерации в развитии интеллекта и различных психофизиоло­гических функций. Акселерация носит также качественнный ха­рактер, выражаясь в особенностях преобразования психического склада молодежи, в возрастании интеллектуальности, снижении фантазии. Как пишет Т. В. Карсаевская, «общественный про­гресс создает предпосылки активизации нервно-психической деятельности целых поколений, что становится важным факто­ром развития и жизнедеятельности каждого индивида. Расту­щий объем информации и ускоренное развитие всех процессов общественного производства будут усиливать этот фактор» [30, с. 172]. Важное значение при этом имеет нравственное разви­тие личности, формирование системы ценностей и отношений са­мого человека к различным сферам жизни, к разнообразному потоку информации.

Действие целого комплекса тех же самых факторов приво­дит в позднем онтогенезе к противоположному эффекту, к рас­ширению диапазона зрелости и замедлению процессов старе­ния. В процессе индивидуального развития в современном обще­стве усиливается роль личностного фактора, меры активности самого человека в ходе его онтогенетической эволюции. |Ь- Л Ананьев подчеркивал усиление роли в средние и поздние |азы человеческой жизни именно социально-психологических '['акторов. «Постоянная умственная деятельность, высокая соци-а ВДая активность, труд и творчество — факторы, противостоя­ние инволюционным процессам, регулирующие ход органиче­ского развития» [6, с. 123']. Это означает, что видовые измене­ния временной структуры развития все более опосредуются воз-; '-стающей индивидуальной изменчивостью по мере увеличения Р°Ш психологического, человеческого фактора в прогрессивном j а,:,литии общества. Индивидуально-типологические особенности 11 ловека как личности, субъекта деятельности и индивидуаль ности усиливаются в средние и поздние фазы человеческой жизни, что приводит и к индивидуализации временной струк­туры развития.

Наряду с этим в самом органическом развитии встречаются типы, различающиеся по темпам развития. Изучение В. Г. Вла-стовским [16] внутригрупповой акселерации как проявления индивидуально-типологических особенностей процесса физиче­ского развития детей и подростков путем лонгитюдинального. исследования выявило 9 типов физического развития по пока­зателям полового созревания и роста. Описание типов свиде­тельствует О ТОМ, ЧТО Наряду С СИНХРОННОЙ ДИНЭхМИКОЙ ЭТИХ

показателей (30% случаев) в большинстве случаев склады­ваются противоречивые отношения между темпами полового созревания и роста, где акселерация одного из компонентов физического развития сочетается с ретардацией другого. Можно предположить, что в периоды зрелости и старения также имеет место многовариантность органического развития в плане соот­ношения акселерации и ретардации процессов старения. На сложную динамику органического развития все большее влия­ние оказывает жизненный путь человека, что усиливает вариант­ность видовой изменчивости временной структуры развития человека и его психики. Как считал Б. Г. Ананьев, характеро­логические особенности, специальные способности и уровень об­щей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека. «Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онто­генетическую эволюцию является возрастающая индивидуали­зация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью» Г6, с. 123].

Феномены акселерации имеют принципиальное значение для понимания внутренних механизмов развития человека в резуль­тате действия разнородного комплекса факторов. В качестве внутренних условий, опосредующих действие внешних причин,, выступают гомогенные и гетерогенные связи между разными элементами и уровнями индивидуального развития как целост­ного динамического, структурного образования. Характер этих связей может иметь как положительный, так и отрицательный смысл; они могут выполнять роль как стимуляторов, способст­вующих росту и созреванию, так и механизмов, задерживающих эти процессы. Секулярный тренд в физическом и общесомати­ческом развитии свидетельствует о всевозрастающей роли гете­рогенных механизмов, об усиленил влияния социальных условий по отношению к генетическому фактору.

Вопросы для повторения и размышлений

/. Какие хронологические закономерности характеризуют возрастную динамику индивидных и личностных свойств?

82

2. Что нового вносит микровозрастной анализ в понимание характера развития психофизиологических функций в дошколь­ный, школьный и взрослый периоды жизни?

3. Каковы факторы средней и индивидуальной продолжи­тельности жизни человека?

4. В чем проявляются феномены изменения временной струк­туры психического и физического развития человека в исто­рическом плане? В чем заключается роль самого человека з* увеличении продолзкительности жизни и в изменении времен­ной структуры своего развития?

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова М. Д. Очерки психологии старения. Л., 1965.

2. А л е к с а н д р о в а М. Д. Проблемы социальной и психологической ге­ронтологии. Л., 1974.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

4. А н а н ь е в Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Совре­менные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева и Н. В. Кузьминой. Л., 1974. Вып. 2.

5. А н а н ь е в Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

6. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1.

7. А н а н ь е в Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространст­ва у детей. М., 1965.

8. Андреев Л. А. Физиология органов чувств. М., 1941.

9. А н о х и н П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.,,

1968.

10. Б а бак О. М. Возрастное развитие коры головного мозга человека// Известия АПН РСФСР. М., 1958. Вып. 97.

11. Бауэр Т. Психологическое развитие младенца. М., 1985.

12. Бердыше в Г. Д. Проблема долголетия в Сибири и на Дальнем Во­стоке. Новосибирск, 1963.

13. Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Роги некий Я- Я. Антропология. М., 1941.

14. Бурльер Ф. Старение и старость. М, 1962.

15. Верхутина-Васютина А. И. Органы чувств в онтогенезе // Изве­стия АПН РСФСР. М„ 1958. Вып. 97.

16. В л а стов с к ий В. Г. Акселерация роста и развития детей. М., 1976.

17. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрело­сти (41—46 лет)/Редколл.: Я. И. Петров (отв. ред.), Л. Н. Фоменко. М., 1984.

18. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых /Под ред. Е. И. Степановой. Л., 1974.

19. Вопросы геронтологии и гериатрии / Под ред. Д. Ф. Чеботарева. Киевг 1962.

20. Вопросы психологии памяти /Под ред. А. А. Смирнова. М., 1958.

21. Гаккель Л. Б., Зимина А. В. Изменения высшей нервной деятель­ности у людей в возрасте свыше 60 лет // Физиологический журнал СССР. 1953. Вып. 5. Т. 39.

22. Голь б ин а Л. Н., Панферов В. Н. Возрастные особенности функ­циональной структуры категориального восприятия // Возрастная психо­логия взрослых: В 4 вып. / Под общ. ред. Б. Г. Ананьева. Л., 1971. Вып. 1.

23. Грим м Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. М.г 1967.

24. Грмек М. Д. Геронтология — учение о старости и долголетии. М., 1964.

25. Давыдовский И. П. Геронтология. М., 1966.

26. Двор яшин а М. Д. Онтогенетические изменения перцептивной кон-

стантности человека: Автореф. канд. дис. Л., 1965.

27. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская

A. Г. Восприятие и действие. М., 1967.

28. Игнатенко А. М. Возрастные особенности памяти учащихся средне­го и старшего школьного возраста: Автореф. канд. дис. Л., 1972.

29. Истомина 3. М. Развитие произвольной памяти в дошкольном воз­расте,//Известия АПН РСФСР. М.; Л., 1948. Вып. 14.

30. К. а р с а е в с к а я Т. В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л., 1970.

31. Кауфман В. И. Восприятие малых высотных разностей//Труды ин-та мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1940. Т.!3.

32. Кравков С. В. Глаз и его работа. М., 1950.

33. Крогиус В. В. Возрастная характеристика динамики шахматного творчества // Возрастная психология взрослых / Под ред. Б. Г. Анань­ева. Л., 1971. Вып. 2.

34. Комфорт А. Биология старения. М., 1967.

35. Лазарев П. П. Современные проблемы биофизики. М., 1945.

36. Лес и долголетие человека /Под общ. ред. В. Г. Нестерова. М., 1964.

37. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.

38. Лукомская С. А. Этапы развития внимания и его психофизиологиче­ская характеристика: Канд. дис. психол.: 19.00.02. Л., 1979.

39. Малиновский А. А. Некоторые биологические предпосылки долго­летия у млекопитающих и человека // Проблемы долголетия / Под ред.

B. В. Алпатова. М., 1962.

40. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике: В 3 ч. СПб.,

1909—1910. Ч. I.

41. Механизм старения / Под ред. Д. Ф. Чеботарева. Киев, 1963.

42. Мечников И. И. Этюды о природе человека. М., 1961.

43. Михайлова-Лукашева В. Д. Биология старения. Минск, 1968.

44. Нагорный А. В., Никитин В. Н., Буланкин И. Н. Проблемы старения и долголетия. М., 1963.

45. Нечаев А. П. Наблюдение над развитием интересов и памяти в школь­ном возрасте. СПб., 1901.

46. Образ жизни и старение человека / Под ред. Д. Ф. Чеботарева. Киев,

1964.

47. П а к о С. Старение психологических особенностей человека // Основы геронтологии / Под ред. А. Бинэ. М., 1960.

48. П е в з н е р М. С, Л у б о в с к и й В. И. Динамика развития детеч-оли-гофренов. М., 1963.

49. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973.

50. Петров Я- И., Игнатенко А. М. О некоторых особенностях памя­ти у взрослых и детей//Возрастная психология взрослых/Под ред. Б. Г. Ананьева. Л., 1971. Вып. 2.

51. Петрова М. К. О роли функционально ослабленной коры головного мозга в возникновении различных патологических процессов в организ­ме. Л., 1946.

52. П иаже Ж. Избр. психол. труды. М., 196Э.

53. Психология личности и образ жизни / Отв. 1987.

54. Развитие психофизиологических функций взрослых Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. М., 1972.

55. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрос­лость) / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. М., 1977.

56. Розенфельд Ф. С. Особенности осязательных восприятий ребенка-дошкольника//Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 17.

57. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

58. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление//Социальная психология личности / Научн. ред. А. А. Бодалев. Л., 1974.

ред. Е. В. Шорохова. М., людей / Под ред.

3

Рыбалко Е. Ф. Об онтогенетических свойствах зрительно-пространст-

венных функций: Докт. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1970. g0 Рыбалко Е. Ф. О закономерностях мнемических функций в раннем

онтогенезе // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. Экономика. Философия. Право;

Вып. 3. 1979. № 17. 61 Скрипченко А. В. Умственное развитие младших школьников: Докт.

дис. психол.: 19.00.07. Л., 1971.

62. Смирнов А. А. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1987. Т. 2.

63. Старость /Под ред. Д. Ф. Чеботарева. Киев, 1940.

64! Усов А. Г. Об особенностях выработки и одновременного осуществле- ' пня различных двигательных рефлексов у престарелых людей // Журн, высш. нервной деятельности. 1960. Вып. 3. Т. 10.

65. Устинова А. И. Зрительные функции и возраст пилотов//Пятое со­вещание по физиологической оптике / Под ред. А. И. Богословской, В. Д. Глезера, В. С. Самсонова (отв. ред.). М.; Л., 1966.

66. Ф о н а р е в М. И. Физическое воспитание детей раннего возраста в ком­плексе профилактических мероприятий: Автореф. канд. дис. Л., 1961.

67. Френкель 3. Г. Удлинение жизни и активная старость. Л., 1945.

68 Ф р о л ь к и с В. В. Старение и биологические возможности организма. ' М., 1975.

69. Харрисон Дж. Биология человека. М., 1968.

70. Ш м а л ь г а у з е н И. И. Проблемы дарвинизма. Л., 1969.

71. Шмальгаузен И. И. Избр. труды. М., 1982.

72 Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста,

СПб., 1915. ' 73.'Экспериментальная психология / Ред.-составит. С. С. Стивене. М., 1960.

Глава IV






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных