ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИВ психологической науке личность рассматривается как сложное, динамическое, структурное образование. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что «современная психология все более глуко проникает в связь, существующую между интерйндивидуальной структурой того социального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуальной структурой самой личности» [7, с. 149]. В. Н. Мясищев [46], определяя единство личности, имел в виду такие основные ее характеристики, как направленность, уровень развития, структурные особенности,. с которыми связана мера и своеобразие ее целостности. Не* только личность в целом, но и ее характер определяются в его концепции в качестве структурной интеграции отношений... Л. И. Божович также отмечала, что направленность как устойчивое отношение личности имеет существенное значение для: процессов ее развития и структурообразования. Она писалаг «...Целостная структура личности определяется прежде всего-направленностью» [11, с. 422]. Рассматривая становление личности, А. Г. Ковалев определяет направленность, способности, темперамент в качестве сложных структур, формирующихся в процессе жизни. О«полагает, что «развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям, или структурам: направленность, способности, характер. Синтез структур характеризует-целостный духовный облик человека» [29, с. 38]. Многообразие структур, которые представляют собой высший уровень регуляции деятельности и поведения, влияет, по его мнению, на характер внутренних противоречий личности. Концепция динамической структуры личности К. К. Платонова [51] строится на основе генетического принципа. Автор-' подчеркивал, что личность изменяется как в процессе истории человечества, так и в процессе индивидуального развития. Человек родится биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза, путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Структура личности, по его мнению, образуется в результате взаимодействия четырех групп" качеств, или подструктур, а именно: биологически обусловленных особенностей личности, темперамента, возрастных и половых свойств; особенностей ее отдельных психических процессов; уровня ее подготовленности, опыта в виде знаний, навыков, умений и привычек; социально обусловленных качеств.. Каждая из подструктур характеризуется разным соотношением биологического и социального. Доминирующее влияние в системе личности имеет социальная подструктура: мировоззрение, направленность, потребности и интересы, идеалы, стремления, Моральные и эстетические представления. При этом далеко не-все стороны взаимодействуют между собой; наиболее общим" является взаимодействие социальных свойств с другими сторонами личности. Б. Г. Ананьев рассматривал в качестве подструктур челочка личность, субъекта деятельности, индивида и индивидуальность. Психическое развитие в этих высших формах психи %■ ки есть также процесс преобразования структур разного типа Преобразование интериндивидуальных связей в интраиндиви-дуальные является, по его мнению, обязательным условием образования структуры личности и ее характера. Сложившиеся интраиндивидуальные структуры Б. Г. Ананьев считал внутренними механизмами социального поведения человека. «Сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями, комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития. Ограничение или тем более разрыв социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов и психоневрозов. Распад самих социальных объединений (интериндивидуальных структур) влечет ломку интраиндивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих индивидуальное поведение» [7, с. 149]. В исследовании Н. А. Волковой [15], выполненном под нашим руководством, были выявлены динамические корреляционные связи, образующие структуры, ценностных ориентации, характера и самосознания на протяжении школьного периода развития и в студенческом возрасте. Изменения корреляционных структур выражаются в том, что с возрастом в процессе учебной деятельности происходит нарастание их интегрирован-ности, которое характеризуется неравномерностью и сочетается <с моментами деструкции. Это создает возможность целенаправленного воздействия на формирование ценностных ориентации. В младшем школьном возрасте структурообразующим компонентом является ориентация на нравственные ценности. В подростковом возрасте имеют место деструктивные процессы, которые сменяются усилением связности показателей, где в центре оказываются интеллектуально-волевые ценности. В старших классах учащиеся ориентируются главным образом на социальные ценности. Динамика связей ценностных ориентации с другими подструктурами личности выражена в том, что моменты усиления интеграции различных сторон личности чередуются с фазами ее ослабления. В подростковом возрасте выражены связи ценностных ориентации преимущественно с показателями самосознания. Позднее образуются связи ценностных ориентации с различными сторонами характера. Таким образом, результаты исследования, проведенного Н. А. Волковой, выявили значение школьного периода для процесса интенсивного становления основных компонентов личности как сложных структурных образований и формирования их взаимосвязанности, интегрированное™. Б. Г. Ананьев определил принципы построения структуры личности на протяжении ее жизненного пути. «Структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновре- ео: 1) субординационному, или иерархическому, при кото-** 5 более сложные и более общие социальные свойства лич-чости подчиняют себе более элементарные и частные социаль-:ые и психофизиологические свойства; 2) координационному, „пи котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируе свойств, т. е. относительную автономность каждого из них[7, с 162] Выделяя в качестве одной из главных характеристик развития личности и индивидуальности момент образования связей наряду с другими количественными и качественными характеристиками развития, В. С. Мерлин сосредоточил внимание на выявлении много-многозначных связей между разными иерархическими уровнями индивидуальности. В результате исследований он пришел к выводу о том, что «развитие всех разноуровневых связей (между нейродинамическими, психодинамическими и личностными свойствами) имеет тенденцию к увеличению мно-го-многозначности» [44, с. 149]. х Возрастная изменчивость, становление сложных и многообразных структур человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности осуществляется под действием ведущих факторов: воспитания, обучения, различных видов деятельности, познания и общения. „Итак, значение структурно-генетического подхода к психическому развитию состоит в том, что путем установления корреляционных отношений психических функций, свойств и процессов в различных системах человека решаются три основные группы вопросов. С помощью корреляционного анализа определяется степень целостности развития, сопряженности его элементов. Структурно-генетический подход позволяет также выявить многокачественность как одну из главных черт развития путем описания структурных новообразований. И, наконец, знания и учет характера взаимосвязей, степени связности отдельных сторон психики в различные периоды жизни позволяют решать учебные и воспитательные задачи управления процессом их развития. п,В процессе воспитания в первую очередь учитываются те связи, которые формируются между соответствующими частями воспитания и сторонами развития детей. Б. Г. Ананьев [8] называл эти связи гомогенными. Они представляют собой связи умственного воспитания, образования и обучения с умственным Развитием. По типу гомогенных связей складываются отношения физического воспитания, гигиенической организации режима жизни и физического развития, нравственного воспита->taE, педагогической организации образа жизни и нравственного Развития. Однако главный результат процесса управления развитием ц Целом состоит в том, что гомогенные связи нельзя искусст- венно обособлять от другого рода связей, гетерогенных, кото, рые представляют собой перекрестные отношения между ра3, нородными компонентами воспитания и развития. Как писал Б. Г. Ананьев, «между всеми компонентами воспитания и раз. вития существуют взаимосвязи прямые и обратные, положительные и отрицательные, непосредственные и опосредован-ные» [8, с. 55]. Речь идет о том, что, к примеру, факторами умственного развития является не только процесс умственного воспитания, образования и обучения, но и физическое, а также нравственное воспитание, педагогическая организация образа жизни в целом. В результате специальных экспериментальных исследований было показано наличие корреляций между показателями интеллекта и спортивными достижениями [14]. Кроме того, оказалось возможным посредством корреляционных отношений стимулировать умственное развитие путем "направленного физического воспитания в различные периоды школьного онтогенеза [64]. Специфика формирования структуры личности и ее различных компонентов и подструктур состоит в том, что судить об I эффективности разного рода связей, гомогенных и гетероген-1 ных, на небольшом отрезке времени почти невозможно. Спе-1 циально подчеркивая эту важную мысль, кроме непосредствен-1 ных эффектов, проявляющихся вслед за данным воздействием, I Б. Г. Ананьев имел в виду существование отсроченных и более обобщенных результатов. При этом особенно важны наиболее отдаленные влияния, проникающие в самую глубину структуры личности и ее жизненного цикла, формирующие долговечные эффекты и механизмы, необходимые для ее дальнейшего развития. Вопросы для повторения и размышлений /. В чем состоит значение структурно-генетического подхода для понимания индивидуального развития человека и его психики? 2. Каким путем определяются взаимосвязи различных психофизиологических функций? 3. Каким образом может быть использован корреляционный механизм психического развития в практике обучения и воспитания? 4. В чем заключается сложность формирования личности как интегрального образования? По каким принципам строятся корреляционные отношения в структуре личностных свойств-человека? ЛИТЕРАТУРА 1. Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20- 2. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года//Там же. Т. 4£ 3. Энгельс Ф. Диалектика природы // Там же. Т. 20. " /дкинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организа- дня человека. Л., 1977. е ддександрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. Л., 1965. /'Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической ге- ронтологии. Л., 1974. 7 Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. /Под ред. А. А. Бодалева, ■ б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. М., 1980. Т. 1. g Ананьев Б. Г., Кудрявцева Н. А., Дворяшина М. Д. Индивидуальное развитие и константность восприятия. Л., 1968. а Днохин П. К- Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968. ■«О Бехтерева Н. П. Нейродинамические аспекты психической деятельно- I сти человека. Л., 1974. -11 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. ' М., 1968. 12. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41—46 лет) / Редколл.: Я. И. Петров (отв. ред.), Л. Н. Фоменко. М., 1984. 13. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых / Под ред. Е. И. Степановой. Л., 1974. 14. В о л к о в В. В. Исследование психического и физического развития учащихся 4—8 классов: Автореф. канд. дис. Л., 1976. 15. В о л к о в а Н. А. Динамика ценностных ориентации в структуре личностных характеристик у школьников: Канд. дис. психол.: 19.00.07. Л., 1 1983. 16. Выготс к ий Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 17. Г и з а т у л л и н а Д. X. Формирование познавательных функций в раннем онтогенезе: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1984. 18. Гил ьм а н о в а Ф. Р. Исследование индивидуально-типических особенностей обоняния в структуре сенсорной организации человека: Автореф. - канд. дис. Л., 1973. 19. Глубокие структуры головного мозга человека в норме и патологии /Отв. ред. Н. П. Бехтерева. М.; Л., 1966. 20. Го л ов ей Л. А. Опыт изучения психомоторной организации человека: Автореф. канд. дис. Л., 1975. 21 Гольбина Л. Н. Пространственно-различительные функции зрения и Fj их связь с индивидуальным развитием: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1970. 2% Г о л ь б и н а Л. Н., Панферов В. Н. О роли различных зрительных В функций в продуктивном восприятии // Теоретическая и прикладная пси-I хология в Ленингр. ун-те / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева. Л., 1969. 23. Гращенков Н. И., Лурия А. Р. О системной локализации функций в коре головного мозга//Неврология и психиатрия. 1945. № 1. ^•Дарвин Ч. Соч.: В 9 т. /Под ред. Л. С. Берг, Н. И. Вавилова. М., 1935—1959. -".Дворяшина М. Д. Онтогенетические изменения перцептивной константности человека: Автореф. канд. дис. Л., 1965. *. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М., 1956. «• Звнченко В. П., Вергилес М. Ю. Формирование зрительного образа. М„ 1969. '°- К л, о с с о в с к и й Б. Н., К о с м а р с к а я Е. Н. Изменение головного мозга после полного выключения зрительного, слухового, вестибулярного и обонятельного рецепторов в раннем возрасте//Журнал высшей 2 нервной деятельности. 1956. Т. 6. Вып. 3. i?- Ковалев А. Г. Психология личности. Л., 1963. |1 Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. Л., 1983. uJ- Компоненты адаптационного процесса /Отв. ред. В. И. Медведев. Л., 1984. Г 32. К рем я не кий В. И. Структурные уровни живой материи. М., 1932 33. К р е м я н с к и й В. И., В е д е н о в М. Ф. Информация и системный пОл ход в биологии. М., 1980. 34. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основа ния системного подхода//Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 3, 4 35. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К Мач кса. М., 1986. ' р' 36. К у т к е н е Л. А. Этапы развития эвристического поиска при решена задач конвергентного типа: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1976. '' 37. Кювье Ж. О переворотах или изменениях на поверхности земного ща. ра в естественно-описательном и историческом отношении. Одесса, 1840 38. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М., 1983. Т. 1. 39. Лукомская С. А. Этапы развития внимания и его психофизиологу. екая характеристика: Канд. дис. психол.: 19.00.02. Л., 1979. 40. Л у р и я А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962. 41. Малиновский А. А. Биология человека. М., 1973. 42. М а л и н о в с к и й А. А., Смирнова Е. А., Ш в и д ч е н к о Л. Г. Э^ фективность некоторых типов полужестких систем // Системные исследования / Редколл.: И. В. Блауберг, В. П. Зинченко, В. Ж. Келле н др М., 1974. 43. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982. 44. М е р л и н В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности М„ 1986. 45. Методологические вопросы и медицинские исследования / Под ред Н. П. Бехтеревой. Л., 1987. 46. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. 47. Небылицын В. Д. Индивидуальные различия в зрительном и слуховом анализаторе по параметру сила — чувствительность // Вопросы психологии. 1957. №4. 48. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы. М., 49. Образ жизни студента /Под ред. В. Т. Лисовского. Л., 1987. 50. Павлов И. П. Поли. собр. соч.: В 6 т. М., 1951—1952. Т. 3. 51. Платонов К. К. Структура и развитие личности / Отв. ред. Глоточкин. М., 1986. 52. Прохоренко В. К. Методологические принципы общей динамики систем. Минск, 1969. 53. Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1987. 54. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. М., 1972. 55. Развитие психологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. М., 1977. 56. Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л., 1970. 57. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление//Социальная лев-хология личности / Научн. ред. А. А. Бодалев. Л., 1974. 58. Рыбалко Е. Ф. Возрастные особенности объема и структуры зрительного поля. Л., 1969. 59. Рыбалко Е. Ф. Возрастные изменения внутрифункциональных отношений в связи с фактором учебной успешности // Проблемы общей и инженерной психологии /Редколл.: А. А. Бодалев (отв. ред.), В. А. Гзн-зен, А. А. Крылов, Е. Ф. Рыбалко. Л., 1976. 60. Рыбалко Е. Ф., П о л и э к т о в а С. А. О мнемической и учебной успешности студентов // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, Е. Ф-Рыбалко. Л., 1976. Вып. 3. 61. Северцов А. Н. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3: Общие вопросы эволюдя* /Ред. И. И. Шмальгаузен. М.; Л., 1945. Гл. 3. ПО
1966. А. Д 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. Сержантов В. Ф. Философские проблемы биологии человека. Л.,. 1974. Сеченов И. М. Избр. соч. М., 1952. Т. i Стамбулова Н. Б. Исследование развития психологических процессов и двигательных качеств у школьников 8—12 лет: Канд. дис. психол.:. 19.00.07. Л., 1978. Степанова Е. И., Грановская Л. Н. Изменение структуры взаимосвязей интеллектуальных функций у взрослых // Вопросы психологии. 1975. № 1. Структура интеллекта взрослых / Под ред. Е. И. Степановой и Я. И. Петрова. Л., 1979. Ухтомский А. А. Собр. соч.: В 5 т. Л., 1945—1954. Шакурова 3. А. Соотношение нейродинамических и психомоторных: свойств у спортсменок-школьниц: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1984 Шмальгаузен И. И. Проблемы дарвинизма. Л., 1969. Шмальгаузен И. И. Избр. труды. М., 1982. Эшби У. Конструкция мозга. М., 1962. Глава V Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|