ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИРазвитие субъекта деятельности в период взрослости определяется сменой основных видов деятельности, прежде всего профессиональной. Поскольку именно в период зрелости наиболее полно выражено формирование человека как субъекта познания, общения и труда, постольку его структура определяется соотношением этих компонентов социальной активности. Усложнение структуры субъекта деятельности обусловлено обстоятельствами современного общества, ставящего перед взрослым человеком задачу непрерывного совершенствования своих знаний и профессионального мастерства, расширения сферы общения. Структурные изменения субъекта деятельности в его различных проявлениях характеризуют, как считает Б. Г. Ана- :224 ►яьев [7], различные фазы его развития: подготовительную, [старт, кульминацию и финиш. Формирование личности определяется совокупностью социальных условий (экономических, политических, правовых и мо-•ральных"), условиями образования и воспитания, а также со-пшальной активностью самой личности на протяжении всей ее?жизни. Периодизация жизненного пути личности и основные •вехи деятельности в биографических исследованиях определяются хронологическими рамками и историческими условиями данной страны. Личность всегда конкретно-исторична; она является продуктом своей эпохи. Поэтому исходным в понимании •становления личности является система социальных связей и:отношений, в которую включен человек, характер взаимодействия его с комплексом различных обстоятельств, из чего складывается его целостный образ жизни. В зависимости от социально-экономической формации в этот комплекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребления, социальные институции, средства массовой коммуникации ^и различные общности людей. Образ жизни каждого человека выступает как совокупность различных обстоятельств и событий, которые детерминируют его деятельность и преобразуются -в процессе этой деятельности. Основой образа жизни личности является ее статус, представляющий собой ее положение в обществе или место в определенной конкретной социальной структуре. Б. Г. Ананьев [7], описывая генез статуса человека, отмечал, что с момента рождения человек формируется в определенной общественной среде и в зависимости от статуса или газ-сложения родителей в этой среде, их экономических, политических и правовых позиций, рода занятий, образования и т. д. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности устроится собственный статус человека, связанный со статусом семьи, из которой он вышел. Под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени собственный статус может все более -отдаляться от старого статуса и преодолевать старый уклад 'Жизни, сохраняя, однако, наиболее ценные традиции. Период взрослости характеризуется переходом к независи-"■'мости от родителей в экономическом отношении. В это время приобретается новый статус, который складывается из многообразия прав и обязанностей человека в разных сферах жизни 5и деятельности, в обществе, на работе, в собственной семье. Становление статуса отдельного человека зависит от системы общественных отношений и социальных преобразований. В то же время статус личности изменяется в зависимости от меры активности самого человека, который может осознавать свое полож'е-||ние в обществе и стремиться укрепить свой статус или, напро-ртив, относиться к нему пассивно, приспосабливаясь к существующему положению. «Деятельная субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса» [7, с. 136]; Развитие личности зависит от ее статуса в том смысле, что задаются определенные возможности собственной деятельности человека. В комплексе ролей как общественных функций реализуются характеристики субъекта общественного поведения, такие, как система отношений к обществу, к труду, людям, к себе, установки, мотивы, целл и ценностные ориентации. Согласно классификации Д. Б. Бромлея [см. по: 7], в период ранней взрослости строится собственный образ жизни, происходит усвоение профессиональных ролей, включение во все виды социальной активности. В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей. Поздняя взрослость характеризуется дальнейшим установлением социальных и специальных ролей по роду занятий и в то же время их перестройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением других; изменяются структура семейных отношений (уход детей иа семьи) и образ жизни. Развитие статуса происходит вплоть д.> предпенсионного возраста. Эту стадию Д. Б. Бромлей рассматривает как «пик» наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, авторитета. В систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности. Так,, В. Т. Лисовский [35] выяснял жизненные планы молодежи разного пола и возраста, которые определяются объективными условиями жизни и ценностными ориентациями личности. В группе лиц в возрасте до 19 лет в первую очередь намечаются задачи, направленные на получение высшего или среднего образования, на интересную работу, поиск верных друзей, любимого человека. В группе 20—25-летних сохраняется ярко; выраженная направленность на получение высшего образования, интересной работы. Актуальным дл;{ этой возрастной группы остается поиск любимого человека, верных друзей, проблема создания семьи. Вместэ с тем в этом возрасте усиливается установка на хорошие жилищные условия, материальную обеспеченность,, так как многие приступают к созданию своей семьи. В следующей возрастной группе (26—30 лет) жизненные планы приобретают несколько иной характер, ибо большинство уже имеет свою семью. В этой возрастной группе усиливается забота о хороших жилищных условиях, о правильном' воспитании детей наряду с задачами, связанными с получением интересной работы, повышением квалификации, образования. Проведенное нами в 1987 г. исследование выявило аналогичную структуру жизненных планов в соответствующих возрастных группах студентов. Итак, в зависимости от изменения социального положения происходят и изменения содержания жизненных планов. Внутренней основой возрастной динамики жизненных планов являются изменения в системе субъективных: ценностей: личностщ. которые складываются в результате усвоения, интериоризации щественных ценностей и хобственной социальной активности. Не только жизненные планы, но и духовное развитие личности в целом имеет своим центром освоение, переживание и воспроизведение ценностей жизни и культуры. В. П. Тугаринов [62] условно делил эти ценности на материальные, социально-политические и духовные. К материальным ценностям он относил технику и материальные блага; к общественно-политическим — свободу, братство, справедливость, равенство; к духовным — образование, науку, искусство. Чувство патриотизма, труд, общение с людьми являются своего рода синтетическими ценностями. Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. Проявлениями внутренней активности личности в связи с ее ценностными ориентациями выступают такие характеристики, как совокупность сознательных отношений к обществу, труду, группе, к самой личности [37], нравственные позиции и мотивы поведения формирующейся личности [11]. В исследованиях Л. С. Бляхмана, А. Г. Здравомыслова и О. И. Шкаратана [10; 24] установлены возрастные различия в ориентациях рабочих, которые трудятся на различных предприятиях. Для рабочих в возрасте 21—30 лет важное значение имеет улучшение жилищно-бытовых условий, поскольку в.этот период в данной группе в основном складываются семейные отношения. В возрастной группе старше 40 лет главное место в ценностных ориентациях рабочих занимают условия труда и отды- ■ха. В группе лиц в возрасте 50 лет и выше ведущую роль играет ориентация на заработок в связи с предстоящим выходом на пенсию. В. А. Ядовым и сотрудниками его лаборатории [53; 56] также были выделены различные типы ориентации у рабочих, такие, как ориентация на семью, образование, общественную работу, производственную деятельность и на заработок. Для рабочих старшего возраста более высокое мотивационное значение имеют следующие характеристики: санитарно-гигиенические условия работы, состояние техники безопасности, оборудования. Для молодежи более значимыми являются отношения с администрацией, связанные с социальной и профессиональной адаптацией. Важное значение имеют исследования ценностных ориентации и мотиваций в сфере научной деятельности, проблема творчества в различных сферах деятельности в связи с возрастом человека. Ученые с ярко выраженным творческим складом личности характеризуются четкой мотивацией по отношению к интеллектуальным достижениям [2; 3; 51; 66]. На фоне других мотивов интеллектуальная потребность у них явно доминирует. Л. Пельц и Ф. Эндрюс [43] связывают колебания в продуктивности с динамикой интересов. В период спада происходит перестройка мотивации, увеличение роли, к примеру родительских и семейных функций, которые становятвя в это время доминирующими. Вместе с тем у наиболее крупных ученых научные интересы доминируют всю жизнь, и поэтому спад их научной деятельности наблюдается только в преклонном возрасте и то не всегда. Спад слабее выражен у тех научных работников, для которых характерны сильная внутренняя мотивация, большой интерес к работе, доминирующий на протяжении всей жизни. Творческая личность характеризуется легким восприятием новых идей и отказом от прежних, способностью к переоценке ценностей в ведущей сфере деятельности, гибкостью и критичностью мышления, широкой сферой интересов. Поэтому. творческий процесс в своей возрастной динамике имеет сочетание постоянных компонентов в виде доминирующей направленности на достижения в научной деятельности и переменных, связанных с перестройкой ценностных ориентации, на основе чего возникает новый комплекс конкретных задач, целей и мотивов в различные периоды жизни личности. Являясь объектом отношений других людей в микро- и макрогруппах, начиная с раннего детства, человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных социально значимых ситуаций. Социогенез характера состоит в том, что внешние коллективные взаимосвязи пз-реходят во внутренние отношения человека к окружающему миру, становясь чертами его характера. Особая значимость периода взрослости заключается в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свои отношения к окружаю-, щему миру. В период взрослости происходит интеграция отношений и формирование характера как системы, хотя процесс характерообразования начинается еще в детском возрасте. В качестве наиболее общих и первичных черт характера Б. Г. Ананьев [7] рассматривал коммуникативные свойства, которые возникают непосредственно из взаимоотношений в социальной группе, закрепляясь в практике общественного поведения. В свою очередь эти черты становятся внутренним основанием для образования других черт, возникающих в процессе развития в тех или иных видах деятельности, в разнообразных отношениях к жизненным обстоятельствам и в результате подкрепления всей системой воспитания и собственным опытом общественного поведения. Целостность характера обеспечивается формированием рефлексивных свойств и отношений к самому себе. Подчеркивая значение этих свойств, Б. Г.. Ананьев писал о том, что «они наиболее интимно связаны с --целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, ■ выполняя функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности» [7, с. 157]. Преобразования внутреннего мира, отношений являются следствием главным образом сознательной саморегуляции по- ступков самим человеком в результате критического к себе Отношения и переоценки своих ценностей. Структура личности складывается в процессе ее социального развития, оказывая влияние в качестве внутреннего фактора на человека как субъ-eKfa деятельности, познания и общения. Определяющими и ведущими в структуре личности, как считал Б. Г. Ананьев [7], являются социальные качества, сформированные на базе статуса и комплекса социальных функций человека, в процессе основной его профессиональной деятельности в обществе. В период взрослости происходит усиление социального раз-i вития личности, максимальное включение ее в разные сферы (общественных отношений и деятельности, что требует мобили-j зации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков |его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит:от уровня и степени социальной активности и продуктивности I самой личности. Итак, период взрослости является наиболее благоприятным [для формирования основных подструктур человека, для дости- } жения им зрелости как личности и субъекта общения, познания | и деятельности, как индивидуальности. Вопросы для повторенияи размышлений /. Почему взрослость называется периодом акмэ? ш 2. В чем выражается своеобразие возрастного i развития [психофизиологических функций в период взрослости? 3. Какого рода изменения происходят в мотивационно-по-требностной и ценностной сфере личности и почему? 4. В чем заключается возрастная динамика творческой активности и продуктивности субъекта деятельности и в каких сферах социальной жизни она проявляется? ЛИТЕРАТУРА 1. Александрова М. Д. Очерки психологии старения. Л., 1965. 2. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической герон- тологии. Л., 1974. 3. Александрова М. Д., Рудкевич Л. А. Критический обзор основных методов исследования творческой продуктивности в возрастном аспекте//Экспериментальная и прикладная психология / Отв. ред. Б. Г. Ананьев. Л., 1971. ! 4. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. 5. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Совре- менные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. Л., 1974. Вып. 2. 6. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 7. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1. 8. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964. I 9. Анд реев Л. А. Физиология органов чувств. М., 1941.^ 10. Бляхман Л. С, Здравомыслов А. Г., Шкаратан О. И. Про^ блемы управления движением рабочей силы //Труд и развитие личности /Под ред. В. А. Ядова, А. Г. Здравомыслова. Л.,, 1965.
Глава VII, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|