Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ




Развитие субъекта деятельности в период взрослости опре­деляется сменой основных видов деятельности, прежде всего профессиональной. Поскольку именно в период зрелости наи­более полно выражено формирование человека как субъекта познания, общения и труда, постольку его структура опреде­ляется соотношением этих компонентов социальной активности. Усложнение структуры субъекта деятельности обусловлено об­стоятельствами современного общества, ставящего перед взрос­лым человеком задачу непрерывного совершенствования своих знаний и профессионального мастерства, расширения сферы общения. Структурные изменения субъекта деятельности в его различных проявлениях характеризуют, как считает Б. Г. Ана-

:224

►яьев [7], различные фазы его развития: подготовительную, [старт, кульминацию и финиш.

Формирование личности определяется совокупностью соци­альных условий (экономических, политических, правовых и мо-•ральных"), условиями образования и воспитания, а также со-пшальной активностью самой личности на протяжении всей ее?жизни. Периодизация жизненного пути личности и основные •вехи деятельности в биографических исследованиях определя­ются хронологическими рамками и историческими условиями данной страны. Личность всегда конкретно-исторична; она яв­ляется продуктом своей эпохи. Поэтому исходным в понимании •становления личности является система социальных связей и:отношений, в которую включен человек, характер взаимодей­ствия его с комплексом различных обстоятельств, из чего скла­дывается его целостный образ жизни. В зависимости от соци­ально-экономической формации в этот комплекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребле­ния, социальные институции, средства массовой коммуникации ^и различные общности людей. Образ жизни каждого человека выступает как совокупность различных обстоятельств и собы­тий, которые детерминируют его деятельность и преобразуются -в процессе этой деятельности. Основой образа жизни личности является ее статус, представляющий собой ее положение в обще­стве или место в определенной конкретной социальной струк­туре. Б. Г. Ананьев [7], описывая генез статуса человека, отме­чал, что с момента рождения человек формируется в опреде­ленной общественной среде и в зависимости от статуса или газ-сложения родителей в этой среде, их экономических, политиче­ских и правовых позиций, рода занятий, образования и т. д. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности устроится собственный статус человека, связанный со статусом семьи, из которой он вышел. Под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени собственный статус может все более -отдаляться от старого статуса и преодолевать старый уклад 'Жизни, сохраняя, однако, наиболее ценные традиции.

Период взрослости характеризуется переходом к независи-"■'мости от родителей в экономическом отношении. В это время приобретается новый статус, который складывается из много­образия прав и обязанностей человека в разных сферах жизни 5и деятельности, в обществе, на работе, в собственной семье. Ста­новление статуса отдельного человека зависит от системы обще­ственных отношений и социальных преобразований. В то же время статус личности изменяется в зависимости от меры актив­ности самого человека, который может осознавать свое полож'е-||ние в обществе и стремиться укрепить свой статус или, напро-ртив, относиться к нему пассивно, приспосабливаясь к сущест­вующему положению. «Деятельная субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса» [7, с. 136]; Развитие лич­ности зависит от ее статуса в том смысле, что задаются опреде­ленные возможности собственной деятельности человека. В комплексе ролей как общественных функций реализуются характеристики субъекта общественного поведения, такие, как система отношений к обществу, к труду, людям, к себе, уста­новки, мотивы, целл и ценностные ориентации. Согласно клас­сификации Д. Б. Бромлея [см. по: 7], в период ранней взрос­лости строится собственный образ жизни, происходит усвоение профессиональных ролей, включение во все виды социальной активности. В период средней взрослости наступает консолида­ция социальных и профессиональных ролей. Поздняя взрос­лость характеризуется дальнейшим установлением социальных и специальных ролей по роду занятий и в то же время их пере­стройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением дру­гих; изменяются структура семейных отношений (уход детей иа семьи) и образ жизни. Развитие статуса происходит вплоть д.> предпенсионного возраста. Эту стадию Д. Б. Бромлей рассмат­ривает как «пик» наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, авторитета.

В систему субъективных свойств личности включаются жиз­ненные планы человека, его мотивы и цели деятельности. Так,, В. Т. Лисовский [35] выяснял жизненные планы молодежи раз­ного пола и возраста, которые определяются объективными условиями жизни и ценностными ориентациями личности. В группе лиц в возрасте до 19 лет в первую очередь намеча­ются задачи, направленные на получение высшего или среднего образования, на интересную работу, поиск верных друзей, люби­мого человека. В группе 20—25-летних сохраняется ярко; выра­женная направленность на получение высшего образования, ин­тересной работы. Актуальным дл;{ этой возрастной группы оста­ется поиск любимого человека, верных друзей, проблема созда­ния семьи. Вместэ с тем в этом возрасте усиливается установка на хорошие жилищные условия, материальную обеспеченность,, так как многие приступают к созданию своей семьи. В следую­щей возрастной группе (26—30 лет) жизненные планы приобре­тают несколько иной характер, ибо большинство уже имеет свою семью. В этой возрастной группе усиливается забота о хороших жилищных условиях, о правильном' воспитании де­тей наряду с задачами, связанными с получением интересной работы, повышением квалификации, образования. Проведенное нами в 1987 г. исследование выявило аналогичную структуру жизненных планов в соответствующих возрастных группах сту­дентов.

Итак, в зависимости от изменения социального положения происходят и изменения содержания жизненных планов. Внут­ренней основой возрастной динамики жизненных планов явля­ются изменения в системе субъективных: ценностей: личностщ.

которые складываются в результате усвоения, интериоризации щественных ценностей и хобственной социальной активности. Не только жизненные планы, но и духовное развитие личности в целом имеет своим центром освоение, переживание и воспро­изведение ценностей жизни и культуры. В. П. Тугаринов [62] условно делил эти ценности на материальные, социально-поли­тические и духовные. К материальным ценностям он относил технику и материальные блага; к общественно-политическим — свободу, братство, справедливость, равенство; к духовным — образование, науку, искусство. Чувство патриотизма, труд, об­щение с людьми являются своего рода синтетическими ценно­стями. Направленность личности на те или иные ценности со­ставляет ее ценностные ориентации. Проявлениями внутренней активности личности в связи с ее ценностными ориентациями выступают такие характеристики, как совокупность сознатель­ных отношений к обществу, труду, группе, к самой личности [37], нравственные позиции и мотивы поведения формирую­щейся личности [11].

В исследованиях Л. С. Бляхмана, А. Г. Здравомыслова и О. И. Шкаратана [10; 24] установлены возрастные различия в ориентациях рабочих, которые трудятся на различных предприя­тиях. Для рабочих в возрасте 21—30 лет важное значение имеет улучшение жилищно-бытовых условий, поскольку в.этот период в данной группе в основном складываются семейные отноше­ния. В возрастной группе старше 40 лет главное место в цен­ностных ориентациях рабочих занимают условия труда и отды- ■ха. В группе лиц в возрасте 50 лет и выше ведущую роль играет ориентация на заработок в связи с предстоящим выходом на пенсию. В. А. Ядовым и сотрудниками его лаборатории [53; 56] также были выделены различные типы ориентации у рабочих, такие, как ориентация на семью, образование, общественную работу, производственную деятельность и на заработок. Для рабочих старшего возраста более высокое мотивационное зна­чение имеют следующие характеристики: санитарно-гигиениче­ские условия работы, состояние техники безопасности, оборудо­вания. Для молодежи более значимыми являются отношения с администрацией, связанные с социальной и профессиональной адаптацией.

Важное значение имеют исследования ценностных ориента­ции и мотиваций в сфере научной деятельности, проблема твор­чества в различных сферах деятельности в связи с возрастом человека. Ученые с ярко выраженным творческим складом лич­ности характеризуются четкой мотивацией по отношению к ин­теллектуальным достижениям [2; 3; 51; 66]. На фоне других мотивов интеллектуальная потребность у них явно доминирует. Л. Пельц и Ф. Эндрюс [43] связывают колебания в продуктив­ности с динамикой интересов. В период спада происходит пере­стройка мотивации, увеличение роли, к примеру родительских и семейных функций, которые становятвя в это время домини­рующими. Вместе с тем у наиболее крупных ученых научные интересы доминируют всю жизнь, и поэтому спад их научной деятельности наблюдается только в преклонном возрасте и то не всегда. Спад слабее выражен у тех научных работников, для которых характерны сильная внутренняя мотивация, боль­шой интерес к работе, доминирующий на протяжении всей жизни. Творческая личность характеризуется легким восприя­тием новых идей и отказом от прежних, способностью к пере­оценке ценностей в ведущей сфере деятельности, гибкостью и критичностью мышления, широкой сферой интересов. Поэтому. творческий процесс в своей возрастной динамике имеет сочета­ние постоянных компонентов в виде доминирующей направлен­ности на достижения в научной деятельности и переменных, связанных с перестройкой ценностных ориентации, на основе чего возникает новый комплекс конкретных задач, целей и мо­тивов в различные периоды жизни личности.

Являясь объектом отношений других людей в микро- и мак­рогруппах, начиная с раннего детства, человек становится субъ­ектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных социально значимых ситуаций. Социогенез харак­тера состоит в том, что внешние коллективные взаимосвязи пз-реходят во внутренние отношения человека к окружающему миру, становясь чертами его характера. Особая значимость периода взрослости заключается в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свои отношения к окружаю-, щему миру. В период взрослости происходит интеграция отно­шений и формирование характера как системы, хотя процесс характерообразования начинается еще в детском возрасте. В качестве наиболее общих и первичных черт характера Б. Г. Ананьев [7] рассматривал коммуникативные свойства, ко­торые возникают непосредственно из взаимоотношений в соци­альной группе, закрепляясь в практике общественного поведе­ния. В свою очередь эти черты становятся внутренним основа­нием для образования других черт, возникающих в процессе развития в тех или иных видах деятельности, в разнообразных отношениях к жизненным обстоятельствам и в результате под­крепления всей системой воспитания и собственным опытом общественного поведения. Целостность характера обеспечива­ется формированием рефлексивных свойств и отношений к са­мому себе. Подчеркивая значение этих свойств, Б. Г.. Ананьев писал о том, что «они наиболее интимно связаны с --целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, ■ выполняя функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности» [7, с. 157].

Преобразования внутреннего мира, отношений являются следствием главным образом сознательной саморегуляции по-

ступков самим человеком в результате критического к себе Отношения и переоценки своих ценностей. Структура личности складывается в процессе ее социального развития, оказывая влияние в качестве внутреннего фактора на человека как субъ-eKfa деятельности, познания и общения. Определяющими и ве­дущими в структуре личности, как считал Б. Г. Ананьев [7], являются социальные качества, сформированные на базе ста­туса и комплекса социальных функций человека, в процессе основной его профессиональной деятельности в обществе.

В период взрослости происходит усиление социального раз-i вития личности, максимальное включение ее в разные сферы (общественных отношений и деятельности, что требует мобили-j зации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков |его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит:от уровня и степени социальной активности и продуктивности I самой личности.

Итак, период взрослости является наиболее благоприятным [для формирования основных подструктур человека, для дости- } жения им зрелости как личности и субъекта общения, познания | и деятельности, как индивидуальности.

Вопросы для повторенияи размышлений

/. Почему взрослость называется периодом акмэ? ш 2. В чем выражается своеобразие возрастного i развития [психофизиологических функций в период взрослости?

3. Какого рода изменения происходят в мотивационно-по-требностной и ценностной сфере личности и почему?

4. В чем заключается возрастная динамика творческой ак­тивности и продуктивности субъекта деятельности и в каких сферах социальной жизни она проявляется?

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова М. Д. Очерки психологии старения. Л., 1965.

2. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической герон-

тологии. Л., 1974.

3. Александрова М. Д., Рудкевич Л. А. Критический обзор основ­ных методов исследования творческой продуктивности в возрастном аспекте//Экспериментальная и прикладная психология / Отв. ред. Б. Г. Ананьев. Л., 1971.

! 4. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973.

5. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Совре-

менные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. Л., 1974. Вып. 2.

6. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

7. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1.

8. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия простран­ства у детей. М., 1964.

I 9. Анд реев Л. А. Физиология органов чувств. М., 1941.^ 10. Бляхман Л. С, Здравомыслов А. Г., Шкаратан О. И. Про^ блемы управления движением рабочей силы //Труд и развитие лично­сти /Под ред. В. А. Ядова, А. Г. Здравомыслова. Л.,, 1965.

 


Глава VII,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных