Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ




Изменение хода онтогенетической эволюции зависит от сте­пени зрелости человека как личности и субъекта деятельности. «Влияние жизненного пути человека и меры его активности на ход онтогенетической эволюции в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы», — отмечал Б. Г. Ананьев [6„ с. 121]. Д. Б. Бромлей [см. по: 6] в описании процесса ста­рения представил совокупность негативных изменений в пси­хике при одновременном выключении личности и субъекта, дея­тельности из общественной и трудовой деятельности.

Между тем имеются многочисленные данные о сохранении высокой работоспособности не только в пожилом, но и в стар­ческом возрасте. М. Д. Александровой [1; 2] дается обзор ра­бот советских и зарубежных ученых о влиянии образования, общих и специальных способностей, интересов и рода заня­тий на сохранность и развитие разных сторон интеллекта в пе­риод геронтогенеза. От уровня образования зависит успеш­ность ответов по вербальным тестам (словарный запас, ин­формированность, общая осведомленность). При высоком уров­не образования не наблюдается спада вербальных функций до глубокой старости. Тесно с уровнем образования связаны пока­затели скорости речи, эрудиции и логического мышления.

Важным фактором жизнеспособности человека является не только уровень образования, но и род занятий. Лица пенеион-

ного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые выступали у них в качестве существенного психического фактора профессиональной деятельности. Так, у ученых не изменялись с возрастом запас слов и общая эруди­ция; у пожилых инженеров — многие невербальные функции; старые бухгалтеры выполняли тест на скорость и точность арифметических действий так же хорошо, как и молодые. В ре­зультате экспериментальных исследований М. Д. Александро­ва [1] пришла к выводу о том, что острота зрения и поле зре­ния сохраняются на высоком уровне до глубокой старости у во­дителей, моряков, летчиков. Между тем у лиц, у которых основу профессиональной деятельности составляет восприятие не дальнего, а ближнего пространства (механики, чертежники, швеи), острота зрения с возрастом может значительно сни­жаться. Высокая сохранность глазомерной функции у престаре­лых людей определенных профессий является итогом аккуму­ляции прежнего опыта зрительно-моторной координации. Те функции, которые являются главными компонентами трудоспо­собности, сенсибилизируются в процессе трудовой деятельно­сти. А. И. Устинова [51], изучавшая чувствительность анали­заторов у 185 командиров и вторых пилотов самолетов в воз­расте от 25 до 54 лет, наблюдала у них устойчивость цветоощу­щения, ночного зрения, глубинного глазомера и т. д. Из всего комплекса сенсорных функций ею было обнаружено постепен­ное снижение с возрастом лишь остроты зрения из-за анома­лий рефракции и ослабления аккомодации. Это частичное сни­жение не сказывалось на общей трудоспособности пилотов.

Трудоспособность как один из видов человеческих ресурсов входит в систему потенциалов субъекта деятельности. «Пред­стоят еще поиски связей между общей трудоспособностью и специальными способностями, с одной стороны, и общей жизне­способностью,— с другой», — считал Б. Г. Ананьев [6, с. 169]. Одним из путей определения трудоспособности, по его мне­нию, является прямое испытание психофизиологических функ­ций, адаптированных к профессиональным видам труда.

В связи с изучением факторов травматизма под нашим ру­ководством было выполнено комплексное исследование [44], в результате которого получены данные о существенных раз­личиях как между отдельными сенсорными показателями, так и между корреляционными структурами сенсорно-перцептив­ной организации в группах рабочих с разной производственной адаптивностью в цехе холодного проката одного из металлур­гических заводов. Группа операторов в возрасте 44—57 лет, подверженных травматизму, в отличие от группы операторов того же возраста, но не имеющих производственных травм, характеризуется гораздо большим объемом памяти на отрица­тельные события, низким уровнем концентрации внимания, низ­кими показателями глазомерной функции, меньшим объемом поля зрения. В то же время такие элементарные сенсорные функции, как цветовая, проприоцептивная чувствительность, по определенным показателям обнаруживают возрастную сохран­ность. В результате проведенного исследования было выявле­но диагностическое значение психофизиологических Показателей как "существенных компонентов трудоспособности. В группах лиц предпенсионного возраста, отличающихся высокой адапти-рованностью к производственной деятельности, оказываются сохранными те психофизиологические функции, которые обес­печивают успешность профессиональной деятельности. В груп­пах, менее адаптированных к условиям производства, напро­тив, имеет место значительное ухудшение показателей профес­сионально значимых функций и возрастная сохранность тех, которые не входят в трудовой потенциал данного профиля. В результате происходит искажение структуры трудоспособ­ности, что оказывает влияние на процесс профессиональной дезадаптации, усиливающейся с возрастом и особенно в пери­од позднего онтогенеза.

Развитие субъекта деятельности и его трудоспособности осуществляется во взаимосвязи с личностными особенностями человека. -На тесную связь личности и субъекта деятельности указывал Б. Г. Ананьев, имея в виду молярный уровень чело­веческой активности. «В единой структуре человека характе­ристика субъекта деятельности так или иначе взаимосвязана с характеристиками человека как личности, т. е. члена опреде­ленного общества, класса, сословия, профессиональной группы и т. д.» [6, с. 141]. В позднем онтогенезе усиливается роль личности, ее социального статуса и включенности в систему об­щественных связей, осознание ею социальной значимости вы­полняемой деятельности как внутреннего фактора сохранения трудоспособности и структуры субъекта разных видов деятель­ности.

В результате монографического исследования жизненного пути групп лиц в возрасте 61—75 лет нами совместно с Л.Н. Кулешовой, были выявлены типы людей, различающихся по степени влияния личностного фактора на формирование их спо­собностей. «Качества личности вопреки неблагоприятным исто­рическим событиям военного времени и при недостаточных природных данных, сниженной жизнеспособности способствова­ли не только сохранности трудоспособности, но и ее высокому развитию при достижении сравнительно высокого социального статуса. Случаи недостаточной зрелости личности человека, выразившиеся в ограниченности социальной активности рамка­ми главным образом семейной сферы, коррелировали с недо­статочным развитием такого важного свойства субъекта, как его трудоспособность, несмотря на то, что природные задатки создавали благоприятные возможности для ее формирования» [43, с, 58]. В ходе исследования была выявлена регулирующая

роль рефлексивных свойств личности, их тесная связь с целя­ми жизни и деятельности, ценностными ориентациями, уста­новками. Рефлексивные свойства выполняют функции саморе­гулирования и самоконтроля развития, способствуя тем самым сохранности трудоспособности в позднем онтогенезе. О возрас­тающей роли личностного фактора в сохранении потенциалов субъекта деятельности и о нарастании противоречий в сфере неформального общения и в сфере труда свидетельствуют ре­зультаты, полученные Л. Н. Кулешовой [45] при обследовании на одном из предприятий точного приборостроения рабочих разных возрастных групп. Рабочие 51—59 лет показали высо­кий уровень субъективного контроля в области производствен­ных отношений и вместе с тем очень низкие показатели интер-нальности в области межличностных и семейных отношений.

Особое значение в качестве фактора, противостоящего ин­волюции человека в целом, имеет его творческая деятельность. В результате изучения биографий выдающихся людей была показана их высокая творческая продуктивность в позднем онтогенезе в разных сферах науки и искусства. Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняли высокую работоспособ­ность не только в пожилом, но и в старческом возрасте. В ис­следовании Л. А. Рудкевича [40] содержатся интересные све­дения о творческом долголетии. Согласно его данным, после 70 лет успешно работали многие известные ученые: П. Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Г. Галилей, Им. Кант и др. А. Гум'больдт писал «Космос» с 76 до 89 лет, И. П. Павлов создал «Двадца­тилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полу­шарий головного мозга» — в 77 лет. Среди писателей и поэтов высоким творческим потенциалом в поздние годы жизни от­личались В. Гюго, С. Вольтер, Б. Шоу и мн. др. В. Гете создал вторую часть «Фауста» в 70—80 лет; Л. Н. Толстой написал в 71 год «Воскресение», в 72 — «Живой труп», а в 76 лет — «Хаджи Мурат». Многие выдающиеся музыканты, художники на протяжении всей жизни сохраняли способность к творчесту, создавая выдающиеся произведения в глубокой старости. На­пример, Микеланджело. успешно работал вплоть до 79 лет, Клод Мане — до 86 лет, Огюст Ренуар — до 78 лет, Эль Гре-ко — до 73 лет.

Высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обус­ловлен целым рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути че­ловека. К числу характерных отличительных особенностей творческих людей относится широта их интересов. Активность творческой личности выходит за пределы семейных и узкопро­фессиональных интересов и выражается в участии в общест-веной и педагогической деятельности. В работе М. Д. Алек­сандровой [2] даются описания возрастной динамики творче­ской активности и продуктивности выдающихся деятелей в раз ных сферах: в музыкальной, юридической и писательской. В ка­честве примера высокой творческой продуктивности, продол­жавшейся до самой смерти, М. Д. Александрова рассматри­вает жизнедеятельность индийского писателя и общественного деятеля Рабиндраната Тагора (1861 —1941), для которого бы­ли характерны разносторонние интересы и способности как в творческой деятельности, так и в других сферах жизни. Ярко выраженная поливалентность интересов у Р. Тагора вырази­лась в многобразии жанров его литературных произведений. Он писал стихи, пьесы, романы, повести я рассказы. Кроме то­го, он был искусствоведом, педагогом, политическим деятелем. После 60 лет начал заниматься живописью и создал- ряд заме­чательных полотен. М. Д. Александрова в результате количе­ственного анализа литературного творчества Р. Тагора выде­ляет три пика продуктивности: 34, 49 и 69 лет. В целом твор­честву Р. Тагора присущи разнообразие, динамичность, поиски нового, исключительно строгое отношение к себе, огромная ра­ботоспособность и отсутствие стереотипов в системе мировоз­зрения.

Интерес представляет и другой пример М. Д. Александро­вой — исследование жизни композитора Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750). Творчество композитора отличалось исклю­чительным разнообразием. Он писал духовную, оркестровую, камерную и танцевальную музыку, сочинял произведения, для органа и хора, органа и сольного пения, для клавира, скрипки с оркестром. И. С. Бах писал фуги, сонаты, прелюдии, канта­ты, хоралы, концерты. Уменьшение количества сочинений в по­следние годы жизни композитора связано с их монументалино-стью. Музыковеды особенно выделяют, пишет М. Д. Александ­рова, написанные в эти годы сочинения, которые являются вер­шиной творчества зрелого мастера: «Музыкальные приноше­ния», «Искусство фуги» и др. Уменьшение количества произ­ведений в эти годы связано также с его педагогической и ли­тературной деятельностью. В преклонные годы И. С. Бах пи­шет не только музыку, но и о музыке, выступая в качестве музыковеда. - ■

Приведенные примеры демонстрируют разнообразие и ши­роту интересов творческих личностей. Их интересы носят ак­тивный характер, реализуясь не только в различных формах профессиональной деятельности, но и в других социально зна­чимых сферах, что способствует реализации разнообразных по­тенциальных возможностей личности в период геронтогенеза.

Другая существенная черта пожилых людей, занимающихся творчеством, заключается в специфике мотивации их деятельно­сти. Американские ученые Д. Пельц и Ф. Эндрюс [33] отме­чают, что спад продуктивности труда выражен слабее у тех научных работников, которым присущи внутренняя мотивиро­ванность, большой интерес непосредственно к самой работе, к

процессу творчества. Важной чертой творческих людей я'вля-[ ется целеустремленность, направленность на реализацию своих творческих планов и новых идей, желание достигнуть постав­ленной цели подчас в ущерб здоровью. Их целенаправленность на воплощение своих оригинальных замыслов отличается I огромной побудительной силой, способной увлечь целые коллек­тивы на реализацию этих замыслов. Поэтому нередко круп--ные ученые и деятели искусства становятся основателями це­лых школ-и новых направлений в своей области. Высокоразви­тая самоорганизация также присуща творческому человеку и усиливается в поздний период его жизни. В мыслительной дея­тельности саморегуляция выражена в высокоразвитой критич­ности но отношению к результатам своей работы, в адекватной самооценке и в то же время в гибкости ума, отсутствии кос­ности мышления. При обследовании научных работников в возрасте от 23 до 69 лег В. Р. Пятрулис в своей диссертаций, выггюлненной под нашим руководством [37], выявил особенно­сти рефлексии креативности в связи с их творческой продук­тивностью с помощью специально разработанных опросников. Был сделан важный вывод о том, что уровень рефлексируемой креативности в целом не зависит от пола и возраста научных работников/ Структура рефлексии собственной креативности у научных работников целостная: между ее элементами (ре­флексия интуитивности, фантазии, стремления к новизне, гиб­кости, оригинальности, критичности, инверсивности, т. е. склон­ности к переходам от одного состояния к другому, и «ребяч­ливости») имеется множество умеренных положительных свя­зей. Тот факт, что не существует прямой зависимости креатив­ности от пола и возраста, свидетельствует о ведущей ролл деятельностного фактора в раскрытии потенциальных возмож­ностей человека. Сильно выраженные мотивы творчества и це­леустремленность наиболее полно реализуются в деятельности лишь при условии развитых личностных качеств, таких, как трудолюбие, упорство, организованность.

Ранее уже отмечалось повышение или отсутствие спада показателей интеллектуальных функций, включенных в профес­сиональную деятельность людей, тех функций, которые трени­руются, сенсибилизируются, становятся устойчивыми к старе­нию. Остальные же функции, не включенные в активную дея­тельность, инволюционируют в той или иной степени и с раз­личной скоростью. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация различных функций, включение их в общую структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения.

Творчество предполагает выраженное в максимальной сте­пени единство личности и субъекта деятельности. Непосредст­венный интерес к процессу творчества конвергирует с социаль­ной направленностью, включенностью в общественные отношения, что определяет личностный смысл -самого творчества. Оценка деятельности ученого, художника со стороны общест­ва может не совпадать с теми критериями, которыми руковод­ствуется творческая личность, но она всегда ориентирована на вклад, полезный не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. «Художник верит в будущее, ибо живет в нем», — говорил М. П. Мусорг­ский.

Однонаправленность личности и субъекта деятельности не­посредственно на творчество, на социально полезный резуль­тат собственной деятельности определяет развитие человека как индивидуальности и тем самым вносит существенные кор­рективы в действие общих законов онтогенеза, гетерохронно-сти, стадиальности и процесса структурообразования. Самораз­витие, целостность, внутренняя взаимоовязанность основных компонентов индивидуальности являются следствием и услови­ем творческой деятельности и осуществляемой на ее основе самоорганизации жизнедеятельности. Процесс экстериоризации, создание социально значимых ценностей способствуют повы­шению уровня саморегуляции индивидуального развития.

Повторяемость творческого цикла в поисках решения все новых задач, установка на новизну приводят к использованию разнообразных форм деятельности, что отличает в высокой сте­пени одаренных людей. Общим эффектом сочетания в челове­ке социально зрелой личности и субъекта творческой деятель­ности является формирование такого свойства, как обучае­мость. Она становится важнейшим внутренним фактором не­прерывного развития человека как индивидуальности. Дейст­вие этого фактора усиливается с возрастом, в поздние годы онтогенеза. После 70 лет среди ученых, выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма стар­ческой деменции. Творческая деятельность в известной мере выступает в качестве фактора не только психологического и со­циального, но и биологического долголетия [22; 32; 40]. '>■

Возрастная динамика старения может развиваться.в двух противоположных направлениях: конвергентного раз)вития ре-гуляторных систем и дивергентного их развития. «Общеизвест­но, что именно в глубокой старости наиболее контрастны инди­видуально-типические особенности в смысле общего жизненного тонуса и умственной сохранности» [4, с. 273]. Дивергентный тип развития, по мнению Б. Г. Ананьева, возможен в поздних фазах онтогенеза, где главную компенсаторную роль выполняет механизм билатерального регулирования, сочетающий управ­ление информационными и энергетическими потоками. Иными словами, развитие субъекта творческой деятельности в период позднего онтогенеза противостоит биологическому геронтоге-незу и может вступать в сложные противоречивые отношения с

.24,3

ироцессом старения индивида. Потенциалы личности й субъекта творчества в это время оказываются не только не исчерпанны­ми, но, напротив, усиливаются в процессе самой деятельности. Этому также способствует интегрироеанность субъекта обще­ния, познания, творчества и личностных- свойств, направленная на самоорганизацию жизнедеятельности, что способствует дол­голетию и сохранности индивидных свойств в структуре чело­века. Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепен­ное значение в период позднего онтогенеза как одно из важней­ших условий долголетия человека и дальнейшего развитая его индивидуальности.

Итак, период геронтогенеза является итогом всего жизнен­ного пути человека как индивида, личности и субъекта дея­тельности. Характерной чертой этого периода жизни является-усиление действия онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности и стадиальности, что означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур человека. Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях его организации происходят изменения и новообразования прогрес­сивного характера, направленные на преодоление деструктив­ных явлений геронтогенеза. Активному долголетию пожилого^ человека способствует развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой инди­видуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень-самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа-жизни и жизнедеятельности.

Вопросы для повторения и размышлений

/. В чем выражено своеобразие действия общих законов-онтогенеза в период геронтогенеза?

2. Как проявляется противоречивый характер инволюцион­ных и эволюционных процессов в индивидной организации че­ловека в период позднего онтогенеза?

3. Каковы факторы сохранности и прогрессивного разви­тия психофизиологических функций в период старения? Мож­но ли изменить направление действия онтогенетических зако­нов в этот период жизни?

4. Что значит конвергентный и дивергентный типы старения?'

5. В чем состоит значение творческой деятельности и оё-'-щения для активного долголетия человека?

6. Какой тип регуляции поведения и жизнедеятельности спо­собствует прогрессивному развитию человека и его психики?'

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. Л., 1965.

2. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической ге­ронтологии. Л., 1974.

З.Алпатов В. В. Проблема долголетия человека//Проблемы - долголе­тия / Отв. ред. В. В. Алпатов. М, 1962.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

5. Ан ан ьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

6. А н а н ь е в Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодале-ва, Б. Ф. Ломова. М., 1980. Т. 1.

7. Ананьев Б. Г., Д в оря шин а М. Д., Кудрявцева Н. А. Инди-

видуальное развитие и константность восприятия. М., 1968.

8. Андреев А. А. Физиология органов чувств. М., 1941.

9. Б е р д ы ш е в Г. Д. Эколого-генетические факторы старения и долголе­тия. Л., 1968.

10. Богомолец А. А. Продление жизни. Киев, 1938.

11. Бурльер Ф. А. Старение и старость. М., 1962.

12. Верхутина-Васютина А. И. Органы чувств в онтогенезе //Изве­стия АПН "РСФСР. М., 1958. № 97.

13. Вопросы геронтологии и гериатрии /Под ред. Н. Горева и др. М., 1962.

14. Гаккель А. Б., Зинина Н. Б. Изменения высшей нервной деятель­ности у людей в возрасте свыше 60 лет // Физиологический журнал СССР. 1958. Вып. 5. Т. 39.

15. Греков Б. А. Образование и переделка речевого стереотипа у лиц старше 70 лет // Процессы естественного и патологического старения. М., 1964.

16. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. М.,

1966.

17. Грмек М. Д. Геронтология. М., 1964.

18. Давыдовский И. В. Геронтология. М., 1966.

19. Д а л а к иш в и л и С. М. Вопросы состояния структуры некоторых полей коры больших полушарий головного мозга в процессе старения. Тбили­си, 1967.

20. Девятый Международный конгресс геронтологов: В 3 т. / Изд. подготов-' лено под рук. Д. Ф. Чеботарева, В. В. Фролькиса, А. Я. Минца. Киев, 1972. Т. 1,2.

21. Дубина Т. Л., Разумович А. Н. Введение в экспериментальную геронтологию. Минск, 1975.

22. ИвановаН. В. Опыт исследования интеллектуальных особенностей людей старческого возраста//Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. Экономика. Философия. Право; Вып. 1. 1984. № 5.

23. КанунгоМ. Биохимия старения. М., 1982.

24. Карс-аевская Т. В., Шаталов А. Т. Философские аспекты герон­тологии. М., 1978.

25. Комфорт А. Биология старения. М., 1967.

26. Лазарев П. П. Современные проблемы биофизики. М., 1945.

27. Медведев Ж. А. Биосинтез белков и проблемы онтогенеза. М., 1963,

28. Механизмы старения /Под ред. Д. Ф. Чеботарева. Киев, 1963.

29. Мечников Й. И. Этюды оптимизма. М., 1907.

30. Ми хай лов а-Л у к а ш ев а В. Д. Биология старения. Минск, 1968.

31. Нагорный А. В., Никитин В. Н., Буланкин И. Н. Проблемы старения и долголетия. М., 1963.

32. П а к о С. Старение психологических особенностей человека//Основы геронтологии /Под ред. А. Бинэ и Ф. Бурльера. М., 1960.

33. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973.

34. Проблемы долголетия /Отв. ред. В. В. Алпатов. М., 1962.

35. Профессиональный труд в пенсионном возрасте /Под ред. В. А. Воробь-

ева, И. И. Лихницкой, А. А. Дискина. Л., 1975.

36. Процессы естественного и патологического старения // Труды ЛИЭТИН / Под ред. Н. С Косинской, П. А. Маковейского. Л., 1964.

37. Пятрулис В. Р. Рефлексия креативности и творческая продуктив­ность у научных работников: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1988.

38. Разумович А. Н. Биоэнергетические процессы и старение организма. Минск, 1972.

 

39. Р о сеет Э. Процессы старения населения. М., 1968.'

40. Р у д к е в и ч Л. А. Талант: психология и становление // Социальная пси­хология личности /Научн. ред. А. А. Бодалев. Л.,Ч1974.

41. Рыбалко Е. Ф. Возрастные особенности объема и структуры зритель­ного поля. Л., 1969.

42. Рыбалко Е. Ф. Об онтогенетических свойствах зрительно-пространст­венных функций: Докт. дис. психол.: 10.00.01. Л., 1970.

43. Рыбалко Е. Ф., Кулешова Л. Н. Психологические проблемы тру­доспособности // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. Экономика. Философия. Право; Вып. 1. 1983. № 5.

44. Рыбалко Е. Ф., Максимова Р. А., Резвицкая Ж- И. О психо­логическом факторе снижения травматизма на производстве // Психоло­гическое обеспечение трудовой деятельности / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1987.

45. Рыбалко Е. Ф., Кулешова Л. Н. Психологическая реабилитация пожилых на производстве // Геронтология и гериатрия / Под ред. Д. Ф. Чеботарева и др. Киев, 1988. № 9.

46. Селье Г. На уровне целого организма. М, 1972.

47. Сурков М. И. Окислительно-восстановительная теория старения //

Проблемы долголетия.

48. Тимофеев Н. В., П о к р ы в а л о в а К- П. Возрастные изменения по­рогов слышимости // Проблемы физиологической акустики: В 2 т. / Под ред. Л. О. Орбели. М.; Л., 1950. Т. 2.

49. Усов А. Г. Об особенностях выработки и одновременного осуществле­ния различных двигательных рефлектов у престарелых людей // Журнал высшей нервной деятельности. 1960. Вып. 5. Т. 10.

50. У с о в А. Г. К вопросу об инертности нервных процессов при физиоло­гической и патологической старости // Вопросы геронтологии и гериат­рии: В 2 т. /Отв. ред. Д. Ф. Чеботарев. Киев, 1962. Т. 2.

51. Устинова А. И. Зрительные функции и возраст пилотов//Пятое со-Еещание по физиологической оптике / Под ред. А. И. Богословской, В. Д.,Глейзер, В. Г. Самсонова. М.; Л., 1966.

52. Феномен долгожительства /Отв. ред. С. И. Брук. М., 1982.

53. Физиология и патология старости / Под ред. Н. С. Косинской, П. А. Ма­ковейского. Л., 1960.

54. Френкель 3. Г. Удлинение жизни и деятельная старость. М.; Л., 1949.

55. Фролькис В. В. Природа старения. М., 1969.

56. Фролькис В. В. Старение и биологические возможности организма. М., 1975.

57. Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.,

1983.

58. Шейнина Л. И. Состояние структуры некоторых полей лобной обла­сти в процессе старения. Тбилиси, 1968.

59. Эмоциональный стресс /Под ред. Л.'Левч, В. Н. Мясищева. Л., 1970.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................. 3

Часть первая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИ­ВОСТИ психики.............. 7

Глава I. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ

психологии............. —

§ 1. Предмет возрастной и дифференциальной психологии.. — § 2. Классификация методов возрастной и дифференциальной

психологии............. 11

§ 3. Прикладное и теоретическое значение возрастной и диффе- -

ренциальной психологин, ее задачи....... 18

Г л а в а II. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

ЧЕЛОВЕКА.............. 24

§ 1. Видовая специфика биологического в развитии человека.. —

§ 2. Генетические уровни психофизиологической организации и /

ее развитие.............. /S4

§ 3. Социальное в развитии человека и его психики.... 40

Глава III. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА...........56

§ 1. Микрохронологическая характеристика и темпы возрастной

динамики психики............ —

§ 2. Гетерохрония и противоречивость индивидуального развития 69

§ 3. Макрохронологическая характеристика и длительность жизни

человека..............68

§ 4. Видовые изменения временной структуры развития человека

и его психики.............76

Глава IV. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧР.СКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИ­ДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА........85

§ 1. Значение структурно-генетического подхода в естествозна­нии и психологии............86

§ 2. Структурная характеристика возрастной динамики психофи­зиологических функций.......... 93

§ 3. Структурно-динамическая характеристика личности... 104

Г л а в а V. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗБИТИЯ ЧЕЛОВЕКА..

§ 1. Роль труда, общения и познания в индивидуальном раз­витии................

§ 2. Игра и ее роль в психическом развитии......

Часть вторая ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕ­ЛОВЕКА................•:

Г л а в а I. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ.......• -

I" л а в а II. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД..........

Г л а в а Ш. ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.. • • • ■ ■ • • Глава IV. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД..........

§ 1. Развитие психофизиологических функций......

§ 2. Формирование личности, субъекта общения, познания и дея­тельности..............

§ 3. Психологическая готовность к школьному обучению.

Г л а в а V. ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД...........

§!. Развитие психофизиологических функций......

§ 2. Формирование субъекта учебно-познавательной деятельности

§ 3. Формирование личности....... • •

глава vt. Период взрослости...........

§ 1. Возрастной подход к изучению взрослого человека § 2. Возрастная динамика психофизиологических функций. § 3. Формирование личности, субъекта деятельности и индиви­дуальности...........-•

Глава VII. ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА..........

§ 1. Геронтогенез на разны.у уровнях индивидной организации человека..............

§ 2. Возрастная динамика психофизиологических функций.

§ 3. Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуаль­ности............

 

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных