Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ходьбы на лыжах




 

Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий.
В дошкольном возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период по определению Бернштейна называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей.

Особенный интерес у детей дошкольного возраста вызывают спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах), которые являются также и средством развития физических качеств в этом возрасте.

Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо осуществлять процесс развития координационных способностей у детей дошкольного возраста, в этом будет эффективным помощником ходьба на лыжах.

В теоретической части рассмотрели следующие вопросы:

1.особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста;

2. значение занятий по обучению ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста;

3.подробно описана техника и методика обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах;

4. представлены условия проведения лыжных занятий, дифференцированный подход к детям во время лыжных занятий.

На базе МДОУ СМР детский сад общеразвивающего вида проводилось опытно – практическое исследование в старшей группе, в которой 25 детей 12 девочек и 13 мальчиков. В диагностике приняли участие 8 детей группы. Диагностика исследования развития двигательных умений и навыков в ходьбе на лыжах проводилась по методике М.П. Голощекиной.

Детям были предложены следующие задания: надевание лыж, попеременный шаг, спуск, подъем «лесенкой», подъем ёлочкой».

При выполнении данных заданий у детей возникали трудности вследствие недостаточно сформированных умений и навыков ходьбы на лыжах. Если ступающий шаг получается у всех детей, то попеременным скользящим шагом владеют хорошо 50 % детей, 50% обследуемых детей — с ошибками. Во время выполнения спуска со склона наблюдались следующие ошибки: недостаточное сгибание ног в коленях, и как, следствие, частые падения на спину.

Подъем «лесенкой» смогли выполнить тоже не все дети, многие ставили лыжи не перпендикулярно склону, из-за чего скатывались вниз. При подъеме «елочкой», с которым не справился ни один ребенок, наиболее часто дети делали такие ошибки: недостаточно круто ставили лыжи на ребра, делали короткие шаги, слишком наклонялись вперед.

Для выявления уровня развития координации мы использовали следующий тест: челночный бег 6x5. Тесты проводились по методике, предложенной С.О.Филипповой

Исходя из данных исследования можно сделать вывод, что 5 детей имеют показатель развития координационных способностей выше среднего, 1 человек - средний, 1 - ниже среднего.1-низкий.

Для развития у детей координационных способностей была спланирована работа с декабря по март. Она проводилась на физкультурных занятиях на свежем воздухе.

Для детей были подобраны специальные игры на снежной целине («Пройди и не задень», «Трамвай», «Ходьба парами, тройками», «Попади в цель», «Поменяй флажки», «Будь внимателен», «Идите за мной», «Через препятствие», «Сороконожка»). Также были предложены упражнения по обучению подъёму «лесенкой» и «ёлочкой», упражнения по обучению спуска в основной стойке. В игре «Пройди и не задень» давалось задание обойти стоящие палки, стараясь их не задеть. Это задание у многих детей хорошо получилось, так как были аккуратны и внимательны.

Во время проведения игры «Попади в цель» дети должны были сходу попасть комочком снега в щит левой, а затем правой рукой. Это задание очень трудно детям давалось.

При выполнении упражнения «спуска со склона, мягко пружиня ноги» дети сначала боялись приседать, но попробовав пару раз, уже смело выполняли это упражнение.

При выполнении имитации подъёма «ёлочкой» у некоторых возникла проблема из-за того, что, недостаточно круто ставили на ребро лыжи и падали. После объяснения и показа выполнили значительно лучше.

Более сложными были игры, проводимые во время спусков со склона («Не урони», «Спуск по взмаху цветного флажка», «Посмотри в окошко», «Помай предмет», «Попади в цель»). Эти игры с детьми проводились после того, как они достаточно хорошо овладели навыками ходьбы на лыжах, так как они требовали более точного развития координационных способностей. При проведении игрового упражнения «Не урони» дети, спускаясь с горы, должны были перекладывать из руки в руку перед собой и за спиной кубик. Это задание для детей показалось очень трудным, но после нескольких выполнений у многих стало получаться.

В марте проводились игры уже на совершенствование двигательных навыков и дальнейшее развитие координационных способностей. Это игра «Поймай предмет» - спускаясь, дети перебрасывали друг другу предмет (ватный мешочек). Многие дети выполняли неточные броски, поэтому предмет не попадал в руки партнеру.

Игра «Попади в цель», где при спуске надо было попасть снежком в цель.

При проведении всех упражнений поощряли детей, во всех случаях положительно оценивали правильность и точность выполнения.

Во время работы использовались следующие методы и приемы обучения: беседа, показ, словесные указания, звуковой сигнал, имитация, наглядные пособия.

В конце марта провели повторную диагностику уровня развития двигательных умений и навыков детей старшей группы в ходьбе на лыжах по тем же методикам.

У всех детей улучшились показатели владения техникой лыжных ходов, спусков и подъемов. Благодаря подготовительным упражнениям, играм и занятиям, двигательные умения, за счет многократных повторений и упражнений, переросли в двигательный навык. Действия детей стали отличаться большей надежностью, управление движениями стало более автоматизировано, в связи с этим у детей возникали положительные эмоции, интерес, сознательное отношение к двигательной деятельности.

Автоматизированное выполнение движений способствует развитию двигательной активности, основных видов движений, а также физических качеств у детей.

Несмотря на объективные и субъективные трудности, проведенная работа дала в целом положительные результаты. Произошел рост уровня развития координационных способностей у детей исследуемой группы.

Можно сделать следующий вывод: в постепенном повышении уровня работоспособности старших дошкольников, в развитии у них координации большое значение имеет повышение интереса к двигательной деятельности за счет устойчиво сформированного двигательного навыка. Этого можно достигнуть путем целенаправленной, систематической работы по обучению детей ходьбе на лыжах. Кроме того, ходьба на лыжах оказывает влияние и на физическое развитие ребенка в целом.

 

 

Пуховкин Евгений, студент БОУ СПО ВО

"Сокольский педагогический колледж",

научный руководитель: Хрусталёва О.В.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных