Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе секционной работы по баскетболу




 

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.

Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может вовлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма обеспечения детей ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.

К старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в ДА, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т.д.) В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем ДА детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.

По данным ряда медико-педагогических исследований, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40 – 50 % периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении.

Анализ организации двигательного режима в старших возрастных группах данных учреждений позволил выявить основные причины, его несовершенства, которыми являлись:

- относительно низкая моторная плотность (менее 70 %) и слабый тренирующий эффект (частота сердечных сокращений у разных детей колебалась в течение всего занятия в пределах 110-130 ударов в минуту) разных типов физкультурных занятий;

- недостаточное внесение в разные организованные формы работы по физической культуре циклических упражнений, направленных на развитие выносливости;

- нерациональный подбор игр и упражнений во время прогулок без учета сезонных проявлений года, а также недостаточное использование физкультурных пособий и всего окружающего пространства;

-бессистемный подход к коррекционной работе с детьми по развитию моторики;

-не всегда учитывается принцип соответствия физкультурного оборудования возрастным этапам развития моторики детей [20].

Кроме того, не в полной мере педагогами учитывается индивидуальные проявления ДА детей во время организованной и самостоятельной деятельности.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового ребенка и его разностороннему развитию.

Современные дошкольные образовательные учреждения накопили достаточно богатый опыт оздоровления, образования и воспитания детей в условиях спортивных секций. Существует большое разнообразие таких секций, отражающее как уровень развития детского спорта, так и предпочтения детей и родителей. Это детские спортивные секции по мини-футболу, баскетболу, художественной гимнастике, плаванию, легкой атлетике и др. Работа секции основана на добровольности, интересах и возможностях конкретных детей.

Спортивные секции, в том числе по спортивным играм, наряду с другими формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, являются эффективным средством повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.

Многие исследователи: О. И. Кокорева, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Э. Я., Степаненкова – констатируют тот факт, что спортивные игры с мячом являются средством гармонического развития ребенка, благополучного эмоционального состояния, школой управления собственным поведением.

В связи с этим, актуальной становится проблема повышения двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс повышения двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – проведение секционной работы по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры баскетбол для повышения уровня двигательной активности.

Цель работы – обоснование проведения секционной работы по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры баскетбол в качестве средства повышения их двигательной активности.

Из цели вытекают следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

2. Описать методику обучения детей старшего дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.

3. Рассмотреть основы организации секционной работы по баскетболу в дошкольном образовательном учреждении.

4. Выявить уровень двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

5. Организовать и провести работу по повышению двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через секционную работу по баскетболу.

6. Проанализировать полученные результаты.

В теоретической части работы проанализированы следующие вопросы:

характеристика особенностей двигательной активности детей старшего дошкольного возраста;

методика обучения детей старшего дошкольного возраста элементам игры в баскетбол;

организация секционной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Практическая часть работы проводилась на базе одного из дошкольных образовательных учреждений г. Сокола.

Исследование двигательной активности проводилось в старшей группе, в нем принимали участие 6 детей, посещающих спортивную секцию «Школа мяча».

С целью оценки объемов самостоятель­ной двигательной активности детей и полу­чения ее объективных характеристик была использована методика шагометрии (Автор М.А.Рунова), с по­мощью которой определялось количество движений, выполненных ребенком за кон­кретный период времени.

Двигательная активность детей оценивалась во время проведения секционного занятия по баскетболу (в течение 30 мин).

Получились следующие показатели объема ДА от 1615 шагов до 2110 шагов в течение 30 минут. Оценка показателей двигательной активности детей проводилась на основе сравнения их с ориентировочными показателями двигательной активности детей, предложенными Волошиной Л.Н. в пособии для педагогов " Играйте на здоровье.". Cредние показатели ДА детей 6 лет на занятиях по баскетболу - 1886- 2629 шагов.

Сделали вывод, что 50 % детей показали уровень двигательной активности ниже среднего, 50 % - средний.

Основу техники любой спортивной игры составляют действия с мячом.

На первом этапе исследования мы определили уровень развития двигательных навыков в спортивной игре баскетбол детей, участвующих в исследовании. Для этого мы использовали методику Л.Н. Волошиной, включающую тесты:

1) отбивание мяча от пола на месте;

2) ведение мяча в движении;

3) передачи мяча в парах от груди.

Полученные результаты сравнили с критериями оценки уровня развития двигательных навыков в спортивной игре баскетбол детей 1 года обучения, предложенные Л.Н.Волошиной.

Дети делают ошибки в отбивании мяча: хлесткое движение кистью, низкий отскок, недостаточная сила удара.

В бросании и ловле: не следят взглядом за мячом, прижимают мяч к груди, не умеют рассчитывать силу броска.

Обобщая результаты начального исследования, можно сделать вывод, что 1 ребенок в трех заданиях имеет условно низкий уровень выполнения, 5 детей – условно средний уровень выполнения.

Основной причиной таких показателей является, на наш взгляд, отсутствие планомерной, целенаправленной работы по формированию навыков у детей в спортивной игре баскетбол. Этим можно объяснить и средние показатели объема двигательной активности у данных детей на занятии.

Таким образом, мы считаем, что существует необходимость создания определенной системы работы по освоению детьми старшего дошкольного возраста элементов спортивной игры баскетбол, подбор наиболее эффективных средств и методов.

Мы предположили, что организация секционной работы по обучению детей элементам игры баскетбол способствовала бы формированию двигательных навыков и повышению двигательной активности у детей.

Развивающую работу по теме начали с анализа рабочей документации по проведению секционной работы в дошкольном учреждении. Основными формами занятий являются: теоретические. практические, самостоятельные и индивидуальные.

Следующим этапом работы стала разработка плана по формированию двигательных навыков владения мячом у детей данной группы с октября по апрель, подобраны игры и упражнения и разработаны конспекты занятий.

Секционная работа по баскетболу в дошкольном учреждении проводилась регулярно 2 раз в неделю во второй половине дня. Сначала в занятия включали игры и упражнения, направленные на общую и специальную физическую подготовку. Это «Фигуры» (бег под музыку, во время остановки выполняют задание).

«Вышло солнце из–за речки» (бег врассыпную, быстро построиться возле своего обруча), «Задний ход» (бег змейкой втроем, взявшись под руки, спиной вперед), «Три мяча» (поочередно переносить мячи из обруча в обруч по 3 мяча), «Туннель с мячом» (прокатывание мяча между ног).

На первом этапе обучения детей знакомили с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы, дальность броска — от веса мяча, а также от прилагаемой к нему силы. Затем предлагали поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить с одной руки в другую и т.д. При обучении игре в баскетбол применяли обычные большие резиновые мячи.

На следующем этапе обучения детям предлагали ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появилась возможность научить детей передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, они легко усваивают ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений.

Одновременно с ловлей мяча обу­чали детей передаче его двумя руками с места, в дальнейшем — в движении.

Движение при передаче мяча и броска его в корзину являются сходными по своей структуре. Поэтому обучение броскам мяча в корзину ограничили привитием навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

Для того, чтобы дети лучше владели технико-тактическими элементами игры в баскетбол, такими как передвижения, передачи и ловля мяча, ведение мяча, использовали следующие игры «Лови, бросай, падать не давай» (перебрасывание мяча друг другу разным способом в быстром темпе), «Собачка» (перебрасывания меча в парах, третий ловит), «Дойди не урони» (ведение мяча в средней и высокой стойке до черты), «Попади в корзину» (бросок мяча в корзину разными способами с разных точек), «Чье звено больше?» (Забрасывание мяча в корзину по командам).

Положительный эффект в работе «Школы мяча» достигался благодаря использованию на занятиях разнообразных видов мячей. мячи резиновые разного диаметра; мячи волейбольные, баскетбольные; мячи надувные; набивные; мишени; дуги; кольца баскетбольные; веревка; волейбольная сетка; кегли, палки гимнастические, обручи, кубики. Предлагаемый материал давал возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме.

Для сохранения внимания детей использовали в занятиях художественное слово. Стихи о спорте развивают у ребенка мышление и воображение, обогащают эмоции. У детей расширяется воспитательное, познавательное и эстетическое представление об окружающем мире. Загадки способствуют развитию у детей наблюдательности и пытливости, вызывают у детей положительные эмоции. Считалки развивают у детей в свою очередь память, речь, мышление, воображение.

Обращали большое внимание на общую физическую подготовленность детей. С этой целью проводили общеразвивающие упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, туловища, ног.

На следующем этапе исследования провели повторное исследование развития умений и навыков у детей старшей группы в игре баскетбол. Детям были предложены те же задания, что и первоначально. Удалось научить детей правильно выполнять «стойку баскетболиста, отбивать мяч, выполнять передачи в парах.

Сравнительные результаты диагностики развития двигательных навыков в спортивной игре баскетбол детей старшей группы представлены в гистограмме 1.

Мы предположили, что полученные умения дети смогут использовать в двигательной деятельности, что должно разнообразить и повысить двигательную активность детей.

Подтверждением данного предположения стало повторное исследование объема двигательной активности детей данной группы на секционном занятии по баскетболу. Получились следующие показатели объема ДА от 1921 шага до 2912 шагов в течение 30 минут. У всех детей уровень объема ДА повысился, у мальчиков количество локомоций в течение занятия больше, чем у девочек.

Два ребенка показали высокий уровень ДА, четыре – средний.

В результате измерений и сопоставления их с предыдущими показателями выяснилось, что у всех детей уровень двигательной активности на секционном занятии повысился, соответственно повысился и общий объем движений в течение дня.

Кроме того, можно предположить, что двигательные навыки, которые у детей формировались на секционных занятиях по баскетболу, будут применяться ими и в самостоятельной двигательной деятельности, что, несомненно, повлечет за собой увеличение двигательной активности детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале исследования, выполнены.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных