Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Использование элементов здоровьесберегающих технологий в раннем обучении английскому языку




 

За последние годы число людей, изучающих английский, резко возросло. Дошкольный возраст признан большинством психологов как наиболее благоприятный период для этого вида деятельности. Огромную роль в эффективности раннего обучения английскому языку играет организация образовательной деятельности, которая в соответствии с современными требованиями должна проводиться с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Решение этой проблемы актуально в раннем обучении иностранному языку, т.к. образовательная деятельность в области иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от воспитанников высокой концентрации внимания и напряжения сил. Таким образом, проблема внедрения и использования на занятиях по иностранному языку элементов здоровьесберегающих технологий становится действительно актуальной в условиях современной жизни.

Дошкольный возраст уникален для овладения иностранным языком. Это возможно благодаря таким психическим особенностям ребенка, как:

- пластичность природного механизма усвоения речи;

- быстрое запоминание языковой информации;

- интенсивное формирование познавательных процессов;

- способность анализировать и синтезировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения;

- особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера.

На занятиях по английскому языку обучающимся приходится много запоминать, говорить, слушать и анализировать информацию, то есть нагрузка достаточно интенсивная, поэтому, педагог должен уделять особое внимание рациональному построению образовательного процесса, активно использовать здоровьесберегающие технологии..

Отмечаемое многими исследователями глобальное ухудшение в начале 21 столетия состояние здоровья населения не могло не коснуться и России. Это актуализирует проблему изучения развития, формирования и сбережения здоровья дошкольников, которое рассматривается как базовое основание для успеха в любом виде их будущей деятельности. А необходимость в знании иностранных языков создает дополнительную нагрузку на детей, и вопрос уже заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы не навредить здоровью и сохранить его.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье детей. Интенсификация образовательного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим каждое образовательное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить образовательную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в образовательный процесс элементов здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья дошкольников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

-психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой воспитателя на занятии, воздействие, которое он оказывает на протяжении всего времени занятия на дошкольников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с дошкольниками после занятий, просвещение их родителей.

Большое значение имеет здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении – "это не только и не столько оздоровительные медицинские мероприятия, сколько гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей образовательные нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил",- пишет зав. лабораторией Научного центра охраны здоровья детей РАМН Степанова М. От организации образовательного процесса зависит его результативность.

Важную роль играют такие факторы, как

-плотность занятия,

-число видов деятельности,

-средняя продолжительность различных видов деятельности,

-частота чередования различных видов деятельности,

-наличие эмоциональных разрядок,

-место и длительность применение ТСО,

-физкультминутки,

-психологический климат,

-момент наступления утомления обучающихся.

Свидетельства утомления:

1) снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;

2) ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3) появление чувства усталости;

4) шум.

Общие и характерные симптомы утомления:

1) появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела;

2) отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда агрессия;

3) ухудшение внимания;

4) изменение отношения к работе – возникновение желания отдохнуть;

5) внешнее проявление утомления – снижение скорости и ритмичности выполнения заданий, увеличение количества ошибок.

Для организации благоприятного климата на занятиях английского языка, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых детей рекомендуется активно использовать на занятиях с дошкольниками такие элементы здоровьесберегающих технологий как релаксации, смена видов деятельности и чередование видов активности, аутогенная тренировка, новизна и нетрадиционность учебного материала, игры, физкультминутки, песни, драматизации.

Смена видов деятельности и чередование видов активности. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка.

Песня используется на всех уровнях обучения, она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции детей. Они дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной образовательной деятельности. Это своего рода релаксация в середине или в конце занятия, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Через песню дети учат лексику, практикуют грамматические структуры, отрабатывают фонетику языка.

Релаксация – это расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Для достижения оптимального эффекта релаксацию следует проводить в начале занятия или в середине. Центральной задачей релаксации является регуляция собственных эмоций. При ее проведении не надо ставить перед детьми цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ребенка на какое-то время от умственного напряжения.

Динамические физкультминутки - комплекс физических упражнений, выполняемых с целью разминки мышц и суставов. Они снимают вялость, сонливость, облегчает переход организма от состояния заторможенности к деятельности. Она имеет и воспитательное значение: под влиянием упражнений вырабатывается уверенность в своих силах, дисциплина, организованность, внутренняя собранность. Все эти качества являются необходимым условием трудовой активности, целеустремлённости, оптимизма.

Игра - одна из важнейших форм релаксации. Но не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, легкость и удовольствие.

Аутогенная тренировка. Некоторым обучающимся бывает необходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им можно использовать элементы аутогенной тренировки.

Новизна и нетрадиционность учебного материала. Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения обучающихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызывать интерес может знакомство с новыми журналами, рассказ о каком- либо городе англоязычных стран с применением иллюстраций.

Шутливые истории на уроке. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию обучающихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого рассказывают что-нибудь забавное, остроумное, часто используя смешные игрушки, картинки.

Использование элементов театрализации на занятии и игровых приемов. Элементы театрализации на занятиях, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года и т.д. Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, дети занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.

Таким образом, изучение проблемы использования элементов здоровьесберегающих технологий в процессе раннего обучения английскому языку позволило установить, что внедрение в образовательный процесс элементов здоровьесберегающих технология является необходимым условием для достижения эффективности в обучении детей английскому языку с сохранением их здоровья.

Широгорова Ксения, студентка БОУ СПО ВО

"Вологодский педагогический колледж",

научный руководитель: Гороховская И.В.,

канд. пед. наук, зам. директора

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных