Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста




Человек – социальное существо. Его всестороннее развитие зависит не только от биологических, но и от социальных факторов. В процессе взаимодействия с другими людьми он приобретает определенный социальный опыт, который становится частью его личности. Социализация – сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений). С другой стороны – процесс обретения собственного социального опыта и активного самоопределения личности.

Дошкольный возраст сензитивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребенка. Что позволяет дошкольнику не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, уметь делать выбор по отношению к различным событиям, значимым взрослым, социальной роли.

Целью нашей работы является изучение потенциала сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста.

Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. А. В. Запорожец отмечает, что в самодеятельной игре дошкольники вступают в разнообразные контакты между собой по собственной инициативе, там они имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Он подчёркивает, что это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности.

Именно в игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования: познание новых областей действительности, в первую очередь социальной; усвоение функций и отношений взрослых людей в обществе; способность действовать в плане воображения; усвоение правил взаимоотношений и социальных мотивов; способность к произвольности поведения и др. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует социализации детей старшего дошкольного возраста при правильном руководстве педагога, который создаёт условия для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, направляя процесс игры, обеспечивая разнообразие игровых сюжетов.

Практическая работа проводилась в подготовительной группе «Фантазеры» в ДОУ №19 «Солнышко» г. Вологды. В исследовании приняли участие 17 детей в возрасте 5-6 лет.

В данной группе детей доминирующими играми были дидактические и строительные, у девочек – игры с куклами («Показ мод», «Дочки-матери»). Игра возникает в большей степени по инициативе детей.

В ходе преддипломной практики было проведено наблюдение самодеятельной игры «Магазин», которая легла в основу сюжетно-ролевой игры «Торговый центр», разработанной и организованной нами с целью развития социальных навыков детей старшего дошкольного возраста.

В самодеятельной игре, как мы знаем, дети оперируют имеющимися у них на данный момент знаниями, руководствуются собственным желанием играть по тому или иному сюжету, близкому детям.

Игра «Магазин» проходила во время прогулки. Дети играли в песочнице, строили песочные замки, делали куличики, «пекли» пирожки с помощью формочек. В какой-то момент Аня предложила Кириллу «Давай это у нас будет магазин выпечки». Девочки рядом заинтересовались предложением и уже через пару минут Алиса и Кира присоединились к игре. Вскоре Аня громко проинформировала ребят: «Магазин сладостей открылся! Подходите и покупайте!».

Наблюдение за игровой деятельностью детей позволило установить уровень развития игры. Воплощение замысла происходит путем решения одной игровой задачи. Замыслы игры неустойчивые. Перед игрой общий план не намечается. Сюжет игры не развернут. Дети используют знания, полученные на занятиях. Мальчики играют совместно с девочками. Комбинаций событий не наблюдалось, обыгрывался привычный детям сюжет. С начала игры до её окончания по инициативе детей проходило 10-15 минут.

Изучение самодеятельной игры детей позволило перейти к разработке сюжетно-ролевой игры «Торговый центр».

В процессе игры решались три группы задач.

1) общеразвивающие: развивать навыки диалогической и монологической речи, творческое воображение; учить вежливости в обращении;

2) ознакомление детей с миром профессий: обобщить представления о структуре супермаркета; продолжать знакомить детей с трудом продавца, товароведа, охранника, директора, грузчика; формировать интерес к профессии работников торговли;

3) задачи, связанные с развитием игровой деятельности: развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Перед игрой была проведена беседа, в которой дети ещё раз вспомнили, что такое магазин, кто в нем работает, какие атрибуты понадобятся. Ребята хорошо ориентируются в понятиях, правильно называют профессии людей, предлагают свои идеи по поводу организации игры.

Беседа началась с проблемной ситуации:

Воспитатель: Ребята, мама куклы Кати решила приготовить ей вкусный обед, скажите, пожалуйста, что ей для этого понадобиться?

Дети: Продукты!

Воспитатель: Правильно, а где она их возьмет?

Дети: В магазине!

Воспитатель: Верно! Ребята, а в каких магазинах вы бывали с мамой и папой?

В «Мармеладе», «Рио» и т.д.

Воспитатель: А как называются эти магазины?

Дети: Торговыми центрами.

Воспитатель: А в этом магазине много разных отделов, назовите некоторые из них?

Дети: Магазин одежды, продуктовый, магазин электроприборов, магазин посуды..

Воспитатель: А давайте с вами устроим в нашей группе торговый центр с различными отделами?

Далее вместе с детьми определили роли: директор, продавец, покупатели и обговорили содержание их деятельности; дали название торговому центру, распределили роли (выбрали отделы и распределили продавцов по отделам).

Далее начался подготовительный этап, в ходе которого дети самостоятельно оформляли свои игровые места: Алиса (отдел игрушек) взялась за работу с энтузиазмом, решив расширить ассортимент, в итоге все игрушки группы перекочевали на подоконник. Следует отметить, что ребята смогли договориться насчёт места без особенных конфликтов, дети умеют дипломатично подходить к проблеме, что говорит о высоком уровне сформированности межличностных отношений.

Дети были хорошо осведомлены об основных обязанностях продавца, о атрибутах, необходимых для игры. Так, например, Руслан получив кассовый аппарат попросил «деньги»: «Мне ведь нужна сдача для покупателей».

Перед началом игры была проведена небольшая беседа с «продавцами» и «покупателями» насчёт правил поведения в общественных местах, этикета общения и основных обязанностей каждой роли.

Следует помнить, что ребенок познаёт мир, моральные и нравственные нормы поведения в процессе моделирования социальных отношений путём проигрывания ролей. Поэтому необходимо контролировать выполнение ролей и вовремя тактично корректировать игру. Например, у Киры и Руслана возник конфликт: у Руслана не было сдачи, покупателей было несколько и всем не терпелось «приобрести» товар, Кира начала возмущаться и повышать голос. Во избежание нарастания конфликта, игра была остановлена, детям был задан вопрос: «Разве можно продавцу кричать на кассира в присутствии покупателей?». На что дети ответили, что так поступать нельзя, ругаться некрасиво, нужно решать всё мирным путём, тем более покупатели могут вообще больше не приходить в такой «магазин». После этого Кира и Руслан решили эту проблему, конфликт был исчерпан.

В ходе игры происходила постепенная смена ролей, а так же вводились новые. Аня (ранее директор) уступила «пост» Алисе, став покупателем, так же как и Алик поменялся с Севой. Кира же не захотев отдавать свою роль, ненадолго стала покупателем у своего напарника – кассира Руслана. Соня устроила свой магазин специй.

Игра продолжалась довольно долго – 1,5 часа, ребята нехотя прервали игру, и вновь продолжили играть, как только появилась такая возможность.

У детей в ходе игры возникали разнообразные игровые замыслы, они комбинировали различные события, с особым интересом отражали взаимодействие и общение людей; использовали ролевые способы решения игровых задач, при выполнении роли удачно передавали настроение людей, характер роли. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр» носит развивающий социализирующий характер, позволяет старшим дошкольникам лучше понять современные финансово-денежные отношения, научиться расплачиваться в магазине и получить «опыт» работы продавцом.

Развитию сюжетно-ролевой игры способствовало своевременное обеспечение детей разнообразными игровыми атрибутами: одежда для продавцов-консультантов, охраны, семьи; касса, деньги, чек, ценники, весы, картинки с изображением товаров, кошельки, сумки, игровое оборудование для различных отделов и т.д. Благодаря педагогическому руководству игра обогатилась новыми ролями, возможностями перехода из одной роли в другую.

 

 

Коновалова Анастасия, студентка ФГБОУ ВПО

"Вологодский государственный педагогический университет",

научный руководитель: Носова Н.В.,

канд. псих. наук, доцент

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных