Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в условиях введения ФГОС




 

В 2011 году осуществился переход всех российских школ на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, одним из компонентов основной образовательной программы школы должна стать программа формирования универсальных учебных действий.

Под универсальными учебными действиями понимается, в широком смысле, умение учиться, а в узком — совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Под регулятивными УУД понимают: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция. Они обеспечивают обучающимся организацию учебной деятельности.

Особое внимание в данном контексте уделяется целеполаганию.

Основным механизмом целеполагания в младшем школьном возрасте выступает принятие цели учебной деятельности, поставленной учителем. Следовательно, для того чтобы ученик стал активным субъектом собственной учебной деятельности, необходимо решить проблему постановки цели таким образом, чтобы она стала личностно значимой и направляла бы его активность.

Слабость процессов целеполагания в этом возрасте основывается на неумении подчинить себя цели взрослого на достаточно длительное время, что выражается, например, в отсутствии внимания на уроке. Неумение школьником сопоставить намечаемые им цели со своими возможностями может приводить к неуспеху в учебной деятельности и снижению мотивации учения. Исходя из вышесказанного в настоящее время, в условиях введения ФГОС нового поколения возникает особая потребность в развитии регулятивных УУД младших школьников, что и обусловило тему нашего исследования.

В работе над данной темой можно выделить несколько этапов.

Первый этап: стартовая диагностика УУД.

В 2012 г. нами была проведена стартовая диагностика универсальных учебных действий первоклассников (по Афанасьевой Н.В., 2011 г). В ходе исследования на базе МОУ "СОШ № 9" г. Вологды изучалась сформированность универсальных учебных действий у первоклассников (в исследовании приняли участие 65 учащихся).

После проведения стартовой диагностики был обнаружен достаточно низкий уровень сформированности многих универсальных учебных действий у учащихся (39%). Из всех УУД наименее сформированными оказались регулятивные.

Полученные данные о степени сформированности регулятивных УДД у первоклассников легли в основу психолого – педагогической программы, направленной на реализацию индивидуального подхода к тем или иным ученикам.

На втором этапе нашей работы, который длился с сентября 2013 г. по март 2014, нами была разработана и реализована психолого-педагогическая программа, направленная на развитие регулятивных УУД у школьников начального звена.

Целью нашего исследования является развитие регулятивных универсальных учебных действий у школьников начального звена в условиях введения ФГОС посредством реализации программы развивающих занятий.

На основе сформулированной цели можно выделить следующие теоретические задачи:

1. Дать характеристику психологических особенностей младших школьников.

2. Рассмотреть особенности организации педагогического процесса в условиях введения ФГОС.

3. Описать возрастные особенности развития регулятивных УУД младших школьников.

Практические задачи:

1. Подобрать методический инструментарий для диагностики развития регулятивных УУД у младших школьников.

2. Изучить уровень развития регулятивных УУД.

3. Определить состав контрольной и экспертной групп.

4. Разработка и апробация цикла коррекционно-развивающих занятий по развитию регулятивных УУД с детьми младшего школьного возраста.

5. Изучить уровень развития регулятивных УУД после проведения занятий.

6. Провести качественную и количественную обработку полученных результатов, с целью проверки эффективности разработанной коррекционной программы.

Объект исследования: регулятивные универсальные учебные действия.

Предмет исследования: условия развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

Исследование было организовано на базе «СОШ №9» г. Вологды (59 человек третьего класса).

В ходе реализации экспериментальной работы была проверена выдвинутая гипотеза: специальная коррекционно-развивающая программа может являться эффективным условием для формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

С целью исследования имеющегося уровня развития регулятивных УУД у детей, мы использовали метод попарного сравнения. Метод попарного сравнения является разновидностью метода экспертных оценок.

В нашем исследовании приняли участие 3 эксперта: учитель - предметник, заведующий начальной школы и учитель музыки. Экспертам было необходимо сравнить учеников по уровню развития регулятивных УУД.

Данные экспертных листов были обработаны. Далее был найден средний показатель сформированности УУД у младших школьников. Ученики с уровнем ниже среднего были взяты для последующей рандомизации. С учетом полученных данных ученики были разбиты на две группы: контрольную и экспериментальную. Для доказательства эквивалентности мы использовали критерий Манна – Уитни. Мы доказали, что эти группы эквивалентны.

На втором этапе на основе полученных данных была разработана программа коррекционно - развивающих занятий по развитию регулятивных УУД у детей, обучающихся в условиях введения ФГОС. Разработанная программа реализовалась четыре раза в неделю и была рассчитана на 15 занятий по 40-45 минут.

На третьем этапе по окончанию реализации программы учителям и заведующему начальной школы вновь было предложено заполнить матрицу парных сравнений. Использование критерия Манна – Уитни позволило выявить у некоторых учеников значимые различия в уровне развития регулятивных УУД между контрольной и экспериментальной группами.

С помощью Т- критерия Вилкоксона мы оценили достоверность сдвига показателей в экспериментальной группе, что позволило сделать вывод об эффективности реализуемой программы. Таким образом, программа коррекционно – развивающих занятий способствовала развитию регулятивных УУД у детей, обучающихся в условиях введения ФГОС, и может быть использована в работе педагогами – психологами и учителями начальных классов.

На основе анализа полученных данных - нами были разработаны рекомендации для учителей.

Рекомендации для педагогов по развитию регулятивных УУД:

- на каждом уроке вместе с учениками формулировать цель занятия, проводить контроль и оценку результатов;

- обеспечить рефлексию учащимся его действий при решении определенных учебных задач;

ставить перед учащимся дальнейшие образовательные задачи по развитию регулятивных УУД в соответствии с результатами рефлексии;

- соотносить требования с реальными возможностями ученика, последовательно и систематически помогать ученикам в их стремлении подчинить свое учебное поведение нужным целям;

- формировать внутренний мотив достижения самостоятельных результатов в любой деятельности, в том числе и учебной.

 

Коробулина Виктория, студентка БОУ СПО ВО

"Вологодский педагогический колледж",

научный руководитель: Шубина Е.В.,

преподаватель психолого-педагогических дисциплин

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных