Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека у детей младшего школьного возраста




Правовое, демократическое общество, к которому стремится Россия, требует от современного человека достаточного уровня правовой культуры, осознания им своих прав и обязанностей. Поэтому реализация современных задач образования и воспитания младшего школьника невозможна без обретения им опыта правовых отношений в детском коллективе и обществе.

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) подчеркивается, что «…духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок», в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (2011 г.) особое внимание уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.

С поступлением в школу возникает потребность в новых или более совершенных ответственных качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим, уже с младшего школьного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы и уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем правового сознания, объяснять смысл нравственной нормы и значимость её выполнения.

В программе духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования воспитание уважение к правам, свободам и обязанностям человека определена как одна из ведущих задач.

Программа предусматривает развитие элементарных представлений о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства; о правах и обязанностях гражданина России; умения отвечать за свои поступки; формирование негативного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

- воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

- эффекта — последствий результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

Воспитательные результаты могут быть распределены по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. На данном уровне результатов дети приобретают знания прав, свобод и обязанностей человека.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает), следовательно, на данном уровне формируется позитивное отношение к правам, обязанностям человека.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов необходимо научить выполнять свои обязанности и соблюдать права других людей.

Изучая педагогический опыт по воспитанию у младших школьников уважения к правам, свободам, обязанностям, мы познакомились с опытом учителей. Например, учителя Собакина М. А., Мещерская Л. В., разработали систему игровых занятий по формированию правой культуры школьников. Интерес вызвало занятие «Игра-путешествие «Правоград», на протяжении которого дети вместе с учителем путешествуют по сказочной стране «Правдлия» с помощью «Цветка-счастья», на обратной стороне которого записаны права. Дети инсценируют сказки «Кот, лиса и петушок», «Заюшкина избушка» и др., после чего вместе с учителем разбирают, кто и какие права нарушил, почему так поступил герой, в заключение дети знакомятся с книгой «Ваши права» Е. С. Шабельник. Интересный опыт представлен автором Добрецовой Т. С., она предлагает электронное пособие «Занимательное правов е дение», направленное на правовое воспитание младших школьников. Занимаясь по данному пособию, ребята виртуально путешествуют по лесу в сопровождении Мудрой Совы. Электронное пособие включает в себя 8 занятий, задания для закрепления, общения, систематизации знаний, контрольный тест.

Мы провели педагогическое исследование позиций учащихся и учителей в области воспитания уважения к правам, свободам и обязанностям. В анкетировании приняли участие 78 учащихся вторых классов и 16 учителей начальных классов одной из школ г. Вологды.

Анкета для школьников включала 9 основных вопросов и была направлена на выяснение таких проблем, как знание детьми прав и обязанностей, отношение их к правам и обязанностям, умение ориентироваться в ситуации, когда нарушаются права. Им были предложены вопросы: какие права и обязанности дети знают? с какими документами их знакомили? куда они могут обратиться в случае нарушения их прав? из каких источников дети хотели бы получать информацию о своих правах и обязанностях?

Почти все дети, участвовавшие в исследовании, считают, что человек должен знать о своих правах. На вопрос «Знаете ли свои права?» 50% ответили, что знают свои права, 24% не знают, 26% частично. Но с перечислением своих прав ребята испытывают затруднения: только 25% опрошенных назвали право на жизнь, 20% - на образование, 15% - на свободу, 35% учащихся не смогли назвать прав и выбрали ответ «не знаю», некоторые назвали среди своих прав «право помогать взрослым». Самыми важными ребята считают право на жизнь, на обучение, 10% респондентов важным считают такое "право", как "вести себя хорошо", 46% ответили "не знаю". В случае нарушения своих прав 51% второклассников обратятся в полицию, 30% к родителям, 10% к учителю, 9% никуда не будут обращаться, будут разбираться самостоятельно. На вопрос: "Из каких источников Вы хотели бы получать информацию о своих правах и обязанностях?" 30% детей выбрали специальные уроки в школе, 30% хотят получать информацию от родителей, 24% - из СМИ, 10% - больше доверяют интернет, 6% надеются на консультации юриста. Вызвал затруднение ответ на вопрос "В чем на ваш взгляд проявляется уважение к правам, свободам и обязанностям окружающих вас людей?": 70% ответили "не знаю", 10% – считают, что это проявляется в манерах, 12% – в доброте, 8% – ни в чем не проявляются. Для выявления умения детей ориентироваться в жизненной ситуации, применять знание прав в реальной жизни, учащимся была предложена ситуация для размышления: "Маша К. ученица 3 класса прибиралась в классе после уроков и немного задержалась. В момент, когда девочка решила выйти из кабинета, дверь перед ней закрылась. Мальчишки решили подшутить над Машей и закрыли ее в классе. Девочка просидела в классе час, пока ее не открыла учительница. Выйдя из класса, Маша сильно ударила одного из мальчишек по спине портфелем". Вопросы: Были ли нарушены права девочки? Какие права были нарушены? Была ли права девочка, когда ударила мальчика?

50% опрошенных детей считают, что были нарушены права, но только 14% из них определили, что нарушено право на свободу. 23% учащихся считают, что никакие права не нарушались, 13% - выбрали вариант «не знаю».

Таким образом, мы видим, что большинство детей считают, что человек должен знать о своих правах и знают свои права, но перечислить затрудняются, они путают такие понятия как "права" и "обязанности". Дети доверяют правоохранительным органам и своим родителям. Вызывает обеспокоенность, что дети плохо сориентировались в предложенной ситуации, половина из них не увидела нарушения прав человека.

Анализируя ответы детей, можно предположить, что в школе не уделяется должного внимания работе по воспитанию уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Чтобы проанализировать, как организуется воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям в начальной школе, мы провели анкетирование учителей начальных классов. Большинство респондентов имеют высшую и первую категорию (87%) и стаж работы более 15 лет (76%). Учителям было предложено 9 вопросов. Вопросы были направлены на выявление знаний учителями основных нормативных документов по данной проблеме; отношения их к проблеме воспитания у младших школьников уважения к правам, свободам и обязанностям; используемых форм и методов работы.

Все учителя считают, что нужно знакомить младших школьников с правами человека, включают в план воспитательной работы мероприятия, направленные на воспитание у обучающихся уважения к правам, свободам и обязанностям человека, убеждены, что необходимо подключать родителей к правовому воспитанию детей. Только 50% учителей знают такие международные документы как "Конвенция о правах ребенка" и "Декларация прав ребенка". Только 6% опрошенных учителей смогли назвать, что задача воспитания у обучающихся уважения к правам, свободам и обязанностям человека поставлена в Примерной программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 30% считают, что данная задача поставлена в ФГОС НОО, 30% – в Конвенции о правах ребенка, 6% – в Конституции, 28% опрошенных - не ответили на этот вопрос. Основной формой правового просвещения, которые используют учителя, является классный час (70%), также используется игра (15%), беседа (15%). 75% учителей хотели повысить уровень своих знаний о правах ребенка и правовом воспитании детей младшего школьного возраста, 25% ответили "нет".

Анализируя результаты анкет, можно сказать, что учителя недостаточно владеют теоретическими знаниями по данной проблеме, незнакомы с нормативными документами, и хотя включают в план воспитательной работы мероприятия по воспитанию уважения к правам, свободам и обязанностям младших школьников, используют однообразные формы работы.

Мы разработали план работы классного руководителя по воспитанию уважения к правам, свободам и обязанностям человека для 1-2 классов. При его разработке мы опирались на Примерную программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, опыт учителей начальных классов. В программу включили такие мероприятия как: "Я – школьник!" (где детей знакомят с уставом школы (правилами внутреннего распорядка) и законом "Об образовании в РФ"), "Документы, которые тебя защищают" (с рассказом о Конституции), конкурс «Знатоки права». К этой работе необходимо привлекать родителей: к 23 февраля можно провести встречу с папами-военнослужащими, папами, служившими в армии на тему "Есть такая обязанность – Родину защищать!", родители могут участвовать с конкурсами вместе с детьми, выполнять творческие задания. Целесообразно провести родительское собрание: "Как воспитать у ребенка уважение к правам, свободам и обязанностям".

На преддипломной практике, реализуя план, мы провели мероприятие по теме "Знатоки права" в игровой форме. В начале занятия мы обсудили с детьми, что у каждого есть право на свое имя, провели игру "Имена". Затем вспомнили, какие дети имеют права, с какими документами знакомились на предыдущем занятии. Чтобы закрепить знания всех детей, мы играли в ролевую игру «Юридическая консультация». Обучающиеся были юристами, и к ним за советом приходили литературные герои, например Маугли, Заюшкина избушка, Буратино, Золушка. "Юристы" называли, какие права были нарушены. Затем ребята разыгрывали сценки, которые готовили заранее. После показа каждой сценки, классу задавался вопрос: "Чьи права нарушаются и какие обязанности не выполняются?". Дети активно участвовали в постановке сценок, с удовольствием называли нарушенные права и обязанности. В заключении мы обсудили с ребятами, что нового они узнали на занятии, что им больше всего понравилось, что не понравилось, о каких правах и обязанностях они бы хотели поговорить, что хотели бы обсудить с родителями после этого мероприятия.

Таким образом, работа по воспитанию у младших школьников уважения к правам, свободам и обязанностям должна быть целенаправленной, систематической и проводиться в формах, соответствующих возрасту младших школьников.

 

Михалева Елена, студентка ФГБОУ ВПО

"Вологодский государственный педагогический университет",

научный руководитель: Камракова Н.Ю.,

канд. псих. наук

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных