Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Профилактика эмоционального выгорания педагогов




Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета – все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. В соответствии с требованиями ФГОС, современный педагог должен обладать такими характеристиками как: способность понимать и принимать точки зрения других субъектов образовательного процесса, быть открытым к принятию других позиций и точек зрения, гибко реагировать на любые изменения во взаимодействии с обучающимся, включая изменение собственной позиции; быть эмоционально устойчивым, что подразумевает определенный характер отношений в учебном процессе, особенно в конфликтных ситуациях, иметь позитивную направленность на педагогическую деятельность, выраженную в вере в собственные силы и эффективность профессиональной деятельности, в позитивных отношениях с коллегами и обучающимися.

Однако на практике интенсивность контактов учителя и их большая эмоциональная насыщенность зачастую приводят к прямо противоположному: эмоциональному отстранению и безразличию, формальному выполнению профессиональных обязанностей, тенденции к негативной оценке своей компетентности и продуктивности. Такие характеристики часто рассматриваются как симптомы эмоционального выгорания учителя.

Принимая во внимание с одной стороны требования ФГОС к личности учителя, а с другой - подверженность педагогов эмоциональному выгоранию, мы сочли важным изучить вопрос о необходимости профилактических мер, направленных на предупреждение эмоционального выгорания учителей.

Задачами нашего исследования явились: 1) уточнить определение понятия «эмоциональное выгорание»; 2) выявить степень подверженности педагогов эмоциональному выгоранию; 3) обозначить направления работы психолога по профилактике эмоционального выгорания учителей.

Термин burnout (англ.) «выгорание» в 1974 году предложил Г. Фроуденбергер для описания крайней усталости. Выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, накапливания отрицательных эмоций и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека [3, с.7]. Особый интерес к исследованию синдрома выгорания вырос после того, как американские ученые К. Маслач и С. Джексон систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки. Согласно авторам опросника, синдром выгорания проявляется в трех группах переживаний: 1) эмоциональное истощение – переживание опустошенности и бессилия; 2) деперсонализации – дегуманизация отношений с другими людьми (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости); 3) редукции личных достижений – занижение собственных достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте[3, с 8].

Определение эмоционального выгорания мы находим в работах О.Хухлаевой: «Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и творческих ресурсов работающего человека» [5, с. 28]. В.В. Бойко отмечал, что эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова под синдромом профессионального выгорания подразумевают «неблагоприятную реакцию на рабочие стрессы, которая включает в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты» [3, с.9].

Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не отдельный эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Можно ли предотвратить выгорание или хотя бы свести к минимуму его последствия? Многие современные известные исследователи утверждают, что при систематической работе по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных (средовых) условий труда процесс «затухания горения» может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение».

Эмпирической базой, на которой проводилось исследование, стала МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Вологды.

В исследовании приняли участие 16 педагогов начального, среднего и старшего звена со стажем работы от 1 года до 29 лет.

С целью проверки гипотезы о необходимости профилактики эмоционального выгорания учителей в исследовании использован опросник профессионального (эмоционального) выгорания К. Маслач и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой.

В результате статистической обработки данных и их анализа отмечено следующее:

1) по показателю эмоционального истощения: 62% респондентов (10 человек) имеют высокую степень эмоционального истощения, которое может проявляться в следующих характеристиках: постоянных негативных переживаниях, сниженнии эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утрате интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенности жизнью в целом.Следует заметить, что педагогический стаж работы данных респондентов в среднем составляет 17 лет. 13% респондентов (2 педагога) имеют среднюю степень эмоционального истощения. Данный факт может говорить о том, что у этих учителей ещё не ярко выражено эмоциональное истощение, но удовлетворение своей работай они переживают уже не в полной мере. 25% педагогов (4 человека) имеют низкую степень эмоционального истощения, что может говорить о высоком эмоциональном тонусе, преобладании позитивных чувств к себе и к окружающим, а также удовлетворенности жизнью, что является следствием эмоционального принятия учителями своей работой.

2) по показателю деперсонализации 25% респондентов (4 человека) имеют высокий коэффициент деперсонализации, которая может проявляться в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении к коллегам и школьникам. 25% респондентов (4 педагога) имеют средний коэффициент деперсонализации, что может сказываться в том, что педагог при взаимодействии с учениками может использовать ироничные замечания, «навешивание ярлыков». 50% педагогов (8 человек) имеют низкий коэффициент деперсонализации, и можно с уверенностью сказать, что их работа наполнена эмоциональным включением в выполнение всех должностных обязанностей.

3) по показателю редукции достижений, который отражает степень удовлетворенности педагога собой как личностью и как профессионалом, неудовлетворительное значение показателя выявлено у 38% респондентов (6 педагогов) имеют высокий показатель по шкале редукции достижений. Это может говорить о том, что данные учителя принимают себя в роли педагога, пытаются всячески реализовывать свой внутренний потенциал в работе, уделяют много времени совершенствованию своих педагогических навыков. 43% респондентов (7 учителей) имеют среднюю степень профессиональной редукции, что может говорить о нарастании негативизма в отношении служебных обязанностей и к тенденции снимать с себя ответственность за их качество. 19% респондентов (3 педагога), что может отражать их тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, снижение их профессиональной мотивации. эмоционального истощения уже можно рассматривать серьезным основанием для того, чтобы говорить о необходимости профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Мы полагаем, что психологическая поддержка учителей в развитии устойчивости к эмоциональному выгоранию должна стать одним из ведущих направлений работы школьного психолога. Она может осуществляться в форме психологического просвещения, психологического консультирования, развивающих мероприятий и пр. Использование эффективных технологий психологического сопровождения, которые направлены на сохранение здоровья педагога, поможет, на наш взгляд, снизить риск формирования синдрома эмоционального выгорания и разочарования в профессии в целом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных