ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие государства всеобщего благосостояния«Государство всеобщего благосостояния» относится к сложным и многозначным понятиям. Ученые так и не придумали даже обобщенного определения этого феномена. Однако само это понятие настолько емкое, что отвечает на вопрос о своем содержании.
2.1. Тенденции в исследовании феномена государства всеобщего благосостояния
Расцвет концепции государства всеобщего благосостояния приходится на середину XX в., хотя его основы были заложены значительно ранее. Авторы обобщающей работы о государстве всеобщего благосостояния, известные специалисты в области социальной политики Ф. Кастлз и К. Пирсон, рассуждая на тему о том, как появляется государство всеобщего благосостояния, для чего оно предназначено, отмечают, что «основой государства благосостояния было социальное управление, преследующее цель уменьшения уровня нищеты и улучшения качества общественных услуг. Однако достаточно долго эти усилия не достигали поставленной цели, учитывая, что объем потребности в решении социальных проблем был весьма ощутимым»1. При всем интересе к социальной проблематике в XX столетии в течение длительного периода ощущалась нехватка серьезных исследований истории и характера благосостояния государства. Но с середины XX в. вследствие успешного становления и развития государства всеобщего благосостояния ситуация существенно изменилась, появилось множество исследований по теории благосостояния. Так, С. Миллер утверждает, что государство 40 2.1. Тенденции в исследования феномена государства... всеобщего благосостояния является феноменом, характерным для современной индустриальной эпохи. До XX в. на национальном или местном уровнях не существовало таких механизмов, которые необходимы для поддержания налогообложения и предоставления услуг, характерных для государства всеобщего благосостояния2. Г. Виленски и Ч. Либо описывают развитие благосостояния как вынужденный ответ государства на проблемы индустриального общества3. Дж. Римлингер считает, что развитие благосостояния меняется в зависимости от национальных схем индустриализации4. Т.Х. Маршалл обращает внимание на роль гражданских, политических и социальных прав в сложном процессе формирования социальной политики государства5. П. Пирсон утверждает, что функционирование института государства всеобщего благосостояния в конце XX в. определялось идеологией социальной демократии6. Классиков социал-демократического подхода — Э. Бриггса, Т. Маршалла и Р. Титмасса — объединяет следующая позиция: во-первых, от существования государства всеобщего благосостояния выигрывают все слои общества, и, во-вторых, такое государство помогает добиться экономической эффективности и социальной справедливости. Дж. О'Коннор и К. Оффе выступали с критикой политического компромисса из-за неустойчивости в среднесрочной перспективе. Они разными способами доказывали, что капиталистическое государство всеобщего благосостояния уязвимо по отношению к укоренившимся противоречиям, которые делают такое государство политически неустойчивым. В свою очередь, Ч. Мюррей полагал, что институты государства всеобщего благосостояния усугубляют бедность и преступность, а по мнению Л. Мид, благосостояние создает новые формы нищеты и иждивения, права же трансформируются в социальные обязательства. Большое влияние на дебаты по политике государства всеобщего благосостояния в последние 30 лет оказали авторы-феминистки. Начиная с книги Э. Вильсон «Женщины и государство всеобщего благосостояния» (1977), писательницы-феминистки пытались показать характер взаимодействия общества и частных институтов, сущность официальных и неофициальных 41 Глава 2. Понятие государства всеобщего благосостояния рынков труда, природу волонтерства и семейной заботы. Работы М. Макинтош, К. Пэйтман и других являются примерами такого подхода. Таким образом, в течение нескольких десятилетий XX столетия было создано значительное число теорий, которые оказали влияние на дебаты по теме благосостояния. 2.2 Понятие государства всеобщего благосостояния: подходы к определению Исследователи отмечают, что «государство всеобщего благосостояния» — широкое обобщающее понятие и его определение — достаточно сложная проблема. Реализация данного концепта во многом зависит от характера социально-экономических условий страны, культурных и исторических традиций и многих иных условий. Один из основоположников теории государства всеобщего благосостояния Фридрих фон Хайек предлагает следующую трактовку этого понятия: «В отличие от социализма, государство всеобщего благосостояния не имеет точного определения. Обычно эта фраза используется, чтобы описать государство, обеспокоенное различного рода проблемами его граждан, не только в области поддержания закона и порядка. Но хотя некоторые теоретики считают, что деятельность государства должна быть сведена только к обеспечению закона и порядка, такая позиция не может быть оправдана принципом свободы. Только принудительные меры государства нуждаются в жестком ограничении. Бесспорно, существует широкое поле для применения мер со стороны государства, которые могут быть профинансированы только из налоговых отчислений. На самом деле ни одно современное государство не ограничено "индивидуалистским минимумом", как иногда говорят, и такие ограничения нельзя защищать при помощи "ортодокса" классической экономики. Во всех современных государствах существуют специальные фонды для неимущих, инвалидов, которые занимаются вопросами здоровья и образования. Не существует причины, которая бы пре- 42 2.2. Понятие государства всеобщего благосостояния... пятствовала расширению объема такой деятельности для повышения общего уровня благосостояния. Существует большое количество общественных проблем, которые нужно решать только коллективно без ограничения личной свободы»7. Согласно Хайеку, «чем богаче мы становимся, тем выше уровень поддержки со стороны общественности для тех, кто в нем нуждается... который выходит за рамки рынка... государство может с пользой, без причинения какого-либо вреда содействовать повышению этого уровня или даже руководить им. <...> Зачастую встречаются заявления о скромной государственной деятельности в противовес необоснованности различных оппозиционных мнений о государстве всеобщего благосостояния. Но однажды жесткая позиция государственного невмешательства в вопросы благосостояния... будет опрокинута ее же защитниками, которые, наконец, поймут, что государство всеобщего благосостояние имеет огромные преимущества по сравнению с легитимными программами, преобладающими до сих пор»8. Другой видный социальный теоретик, Клаус Оффе, отмечает: «Государство всеобщего благосостояния являлось главной формулой мира развитых капиталистических государств с демократической формой правления в период после Второй мировой войны. Она состоит, во-первых, из явного обязательства государственного аппарата предоставлять помощь и поддержку (в денежном или натуральном выражении) тем гражданам, которые испытывают особую нужду и риски, являющиеся характеристиками рыночной экономики; эта помощь обеспечивается в виде законного требования, право на которое предоставляется гражданам. Во-вторых, государство всеобщего благосостояния основано на признании формальной роли профсоюзов в коллективных переговорах и в формировании государственной политики. Эти два структурных компонента государства всеобщего благосостояния призваны ограничить и уменьшить классовые конфликты, уравновесить асимметричное соотношение между трудом и капиталом и, таким образом, преодолеть состояние разрушительной борьбы и несовместимости... В целом в послевоенный период данный тип устройства виделся как политическое решение социальных противоречий»9. 43 Глава 2. Понятие государства всеобщего благосостояния Известный исследователь государства всеобщего благосостояния Эйза Бриггс квалифицирует этот феномен следующим образом: «Государство всеобщего благосостояния — это государство, в котором власть продуманно применяется (посредством политики и административного управления) в попытке корректировать действия рыночных сил потрем направлениям. Во-первых, гарантировать индивидам и семьям минимальный доход независимо от рыночной стоимости их труда или имущества. Во-вторых, снизить степень незащищенности, предоставив семьям и индивидам право на помощь, например, в случае болезни, потери работы, наступления преклонного возраста и др., которые в ином случае могут привести к кризисной ситуации для индивида или семьи. В-третьих, обеспечить всем гражданам, вне зависимости от социального статуса или класса, доступ к определенному спектру социальных услуг высшего качества»10. По мнению Бриггса, «первое и второе из названных направлений обеспечиваются, по крайней мере частично, в так называемом "государстве социальных услуг" (social service state), в котором общественные ресурсы привлекаются, чтобы сократить бедность и оказать помощь нуждающимся. Однако третье направление выходит за рамки "государства социальных услуг". Оно ближе к идее "оптимального состояния", нежели к старой идее о некоем "минимуме каждому". Она возникает не столько на основе необходимости ослабления классовых различий или обеспечения нужд определенных групп, сколько на почве равного отношения ко всем гражданам и их собственного желания как избирателей, каждый из которых обладает равным по силе избирательным голосом»". Британский социальный теоретик Питер Флора предлагает следующее определение: государство всеобщего благосостояния — государство, деятельность которого направлена «на достижение большего социально-экономического благополучия и равенства граждан»12. Обратим внимание, что в теории выделяют позитивное и негативное государство всеобщего благосостояния. Иллюстрируя подобную дихотомию, Мартин Пауэлл отмечает: «Знаменитое определение "государства всеобщего физического, психического и социального благосостояния, а не просто отсутствия заболеваний и недугов"13, данное Всемирной организацией здравоохранения в 44 2.2. Понятие государства всеобщего благосостояния... 1948 г., отчетливо отражает позитивный (если вообще не утопический) подход»14. С другой стороны, взгляды У. Бевериджа, когда он объявлял войну бедности, болезням, невежеству, нищете и безделью, были почти полностью негативными. (Подобно тому, как позитивный подход рассматривает здоровье как полезное качество или ресурс, а негативный подход акцентирует внимание на отсутствии конкретных болезней15.) Рассуждая в контексте общества позитивного благосостояния, на место государства всеобщего благосостояния следует поставить государство социальных инвестиций. В создание позитивного благосостояния и формирование достатка вносит вклад не только государство, но и сами индивиды и учреждения. Руководящим принципом в этом случае является инвестирование в человеческий капитал (где это возможно) взамен повсеместного прямого предоставления экономической поддержки. Позитивное благосостояние заменяет каждый из негативов Бевериджа на позитив: вместо бедности — независимость; болезни — крепкое здоровье; невежества — просвещение в течение всей жизни; нищеты — благоденствие; бездействия — инициатива'6. Исследователи отмечают, что термины «государство благосостояния», «государство всеобщего благосостояния», «государство (общество) всеобщего благоденствия» как синонимы понятия «социальное государство» распространены преимущественно в англоязычных странах17. Тем не менее в социальной теории эти термины широко представлены и используются в классификациях и типологиях, которые охватывают многие страны, и не только англоязычные. Один из фундаментальных английских толковых словарей «Webster's Desk Dictionary of the English Language» дает несколько трактовок терминов Welfare и Welfare State. Welfare: 1) состояние обеспеченного здоровья, питания и удобств; 2) организация мер для поддержания жизненных условий, необходимых для жизни людей; 3) получение общественной финансовой помощи в условиях лишений и нужды. Соответственно понятие Welfare State трактуется как государство, в котором правительство принимает на себя принципиальную ответственность за обеспечение основных социальных нужд его граждан18. 45 Глава 2. Понятие государства всеобщего благосостояния «Энциклопедический социологический словарь» рассматривает государство всеобщего благосостояния как концепцию, утверждающую способность современного западного общества обеспечить относительно высокий уровень жизни для всех своих членов (с учетом уровня развития науки, техники и экономики). Основная идея концепции — в утверждении возможности радикального преобразования общества, прежде всего в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех его граждан. Технологический и экономический рост считается при этом решающим средством обеспечения всех членов общества материальными и социальными благами. Изобилие на рынке товаров массового потребления рассматривается как способ разрешения всех социально-экономических и социокультурных конфликтов. Концепция государства всеобщего благосостояния постулирует принцип справедливого распределения и обеспечения благосостояния каждого члена общества19. «Экономическая энциклопедия» определяет понятие государства всеобщего благосостояния следующим образом: 1) концепция, разрабатывавшаяся в рамках институционального направления западной экономической теории представителями социал-демократии. Развитие системы институтов общественного благосостояния рассматривается в ней как универсальный процесс, связанный с долговременными тенденциями в области перераспределения общественного продукта; 2) неотъемлемый компонент реальных смешанных общественно-экономических систем открытого общества, складывающихся в развитых странах. Государство всеобщего благосостояния, в трактовке авторов энциклопедии, означает реализацию социальной эффективности современной рыночной экономики при посредстве государственной политики доходов, занятости и цен, использования прямых и косвенных регуляторов социальных процессов, когда осуществляются программы развития различных отраслей социальной инфраструктуры — в области науки, культуры, образования, здравоохранения. Достигнутый уровень экономического развития и высокие стандарты жизни различных социальных слоев и групп населения, динамизм экономической и социальной структуры 46 2.2. Понятие государства всеобщего благосостояния... позволяют строить разветвленные системы социальной защиты и использовать собственные социальные механизмы: все виды социального страхования, социальной помощи и т. д.20 Словарь терминов «Социальное рыночное хозяйство» еще более размыто определяет содержание данного понятия. Государство всеобщего благосостояния (нем. Wohlfahrtsstaat) рассматривается как форма хозяйственного порядка, распространенная в про-мышленно развитых странах Запада и отличающаяся значительным государственным вмешательством в целях перераспределения доходов и имущества. Отмечается, что наибольшее распространение это понятие получило в шведской модели экономики как «народного дома» в качестве «народного идеала» (Г. Мюрдаль). Термин «государство всеобщего благосостояния» применяется также в отношении современного немецкого государства, целью которого является «благосостояние для всех» (термин, введенный Л. Эрхар-дом). В этой трактовке термин означает экономический строй / хозяйственный порядок, организованный на принципах рыночной экономики, корректируемый направленными на недопущение сбоев, или отказов рынка, либо их минимизацию мерами государственной социальной политики. Противоречит ордолибераль-ной концепции рынка, в которой принцип социальной справедливости предполагает свободную конкуренцию на рынке труда и вознаграждение в соответствии с трудовыми усилиями / вкладом работника, а не осуществляется на основе простого перераспределения доходов21. Глава 3 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|