ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типология Г. Эспинг-Андерсена 2 страницаМарксистская модель Последняя модель социальной политики государства благосостояния основывается на том, что социальная политика в обществе формируется бизнес-сообществом. В рамках этой модели признается, что существует только одна подлинная элита, утверждаемая экономической властью. Мэннинг рассматривает этот подход как марксистский, поскольку вся система социальной политики в данном случае приспосабливается к интересам сильных экономических групп. А поскольку возможны конфликты между такими экономически сильными группами, как профсоюзы, местное и центральное правительства, которые имеют интересы в определенной сфере социальной политики, то эта модель утверждает, что экономические интересы превалируют. 105 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... Гипотезы О. Кангаса Финский исследователь Олли Кангас на основе анализа проведенных в 1980—1990-х годах исследований выдвинул несколько гипотез в объяснение влияния политических сил на формирование государств всеобщего благосостояния33. 1. Чем выше уровень мобилизации рабочего класса, тем выше качество социальной защиты. Прежде всего Кангас выделяет подход к объяснению формирования государства всеобщего благосостояния и развития социальной политики в западных странах на основе распределения властных возможностей. При этом подходе появление массовой демократии в результате индустриализации, подъем левых политических партий и рабочих союзов, отражающий новую классовую структуру западных государств, рассматриваются как существенная причина изменений в распределении властных возможностей между различными политическими силами и общественными деятелями34. Согласно Кангасу, эти изменения стимулировали стратегические действия политических партий с целью предупреждения мобилизации рабочего класса. В этом контексте организации рабочего класса могут считаться косвенно или явно причастными к созданию государства всеобщего благосостояния, а политические силы используются для корректировки последствий рыночных преобразований и защиты людей от различных видов социальных рисков35. 2. Внутренние противоречия политического права приводят к повышению уровня социальной защиты. Существование внутренних разногласий среди представителей буржуазии — важный фактор, объясняющий позитивные сдвиги в социальной политике после Второй мировой войны. В отсутствие подобных разногласий несоциалистические партии способны противостоять желаниям трудящихся — увеличить показатели благосостояния36. 3. Чем выше уровень активности конфессиональных партий, тем выше качество социальной защиты. Конфессиональные партии играют важную роль в формировании государства всеобщего благосостояния37. Чем более интенсивно происходит политическое соревнование между конфессиональными партиями и трудящимися, тем больше партии, находящиеся во власти, будут тратить на социальную защиту38. 106 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства... Типологии систем социального обеспечения Модели В. Корпи и X. Палма Одна из типологий, основанная на сравнении систем социального обеспечения, была разработана в конце 1990-х годов учеными В. Корпи и X. Палмом39. Она учитывает различия институциональных структур пенсионного обеспечения и программ медицинского страхования в соответствии со следующими аспектами: 1) адресность или универсализм — этот аспект характеризует принцип определения права на социальное обеспечение с помощью тестов на бедность, вклада в финансирование программ социального страхования, принадлежности к определенной социальной категории или гражданству; 2) способ определения размера прожиточного минимума, который должен обеспечивать социальное страхование. Он может определяться как переменная величина в зависимости от показателей тестов на бедность, быть равным для всех или высчитываться на основании размера предыдущего заработка; 3) качество программ социального страхования, т. е. насколько хорошо они помогают решить социальные проблемы, ради чего создавались. Этот аспект приобретает свою значимость в комбинации с двумя предыдущими. На основании анализа этих аспектов Корпи и Палм выделили пять идеальных типов институциональных структур: адресная модель, модель добровольного субсидирования государства, корпоративная модель, модель базовой защиты и включающая модель. В адресной модели социальной защиты нуждаемость определяется с помощью тестов на нуждаемость и социальные пособия выплачиваются индивидам, которые попали в категорию нуждающихся или проживающих за чертой бедности. Модель добровольного субсидирования государства использует налоги для финансовой поддержки обществ взаимопомощи и других организаций, обеспечивающих страхование своих членов от потери заработка. Корпоративная модель создает социополитические сообщества в различных сегментах рынка труда и способствует сотруд- 107 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... ничеству между нанимателями и наемными рабочими. В корпоративной модели социальные программы направлены на экономически активное население. Доступ к помощи определяется комбинированием трудового вклада и принадлежности к определенной профессиональной категории. В модели базовой защиты право на помощь детерминируется гражданством. Главный принцип этой схемы: обеспечение всех категорий населения стандартным набором социальных благ независимо от размера заработка. Во включающей модели доступ к помощи основан на вкладе и гражданстве. Универсальные программы охватывают всех граждан страны и обеспечивают им базовый набор социальных благ с учетом дохода экономически активного населения. Социальная поддержка пожилых людей И. Альбера Йене Альбер — немецкий социолог и политолог, профессор Свободного университета Берлина — проводит сравнительный анализ государств благосостояния, исходя из уровня государственной поддержки пожилых людей. Он полагает, что службы поддержки пожилых людей заслуживают приоритета в исследовании по двум причинам. Во-первых, социально-демографические изменения способствуют росту социальных проблем, что делает социальную поддержку населения более востребованной. Во-вторых, исследователям не хватает информации о деятельности социальных служб, которая позволила бы адекватно оценить их вклад при сопоставлении с социальными отчислениями в разных странах40. Проблемы пожилых людей связаны с двумя факторами: 1) увеличением числа людей очень пожилого возраста, которым нужна забота; 2) неспособностью семей заботиться о пожилых людях в связи со снижением рождаемости и возрастанием женской занятости. С 1960 по 1990 г. количество пожилых людей в возрасте 75 лет увеличилось почти вдвое — с 3,2 до 6,2%. До настоящего времени службы помощи имели неформальное подспорье — частный домашний уход. Однако домашний уход за пожилыми людьми осуществляется неодинаково для всех и продолжает быть 108 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства... в основном уделом женщин. Следовательно, объем ухода в рамках семьи может быть приблизительно измерен соотношением количества женщин в возрасте 45-69 лет с числом людей старше этого возраста. Исследования показывают, что с 1960-х годов по 1990 г. в связи со спадом рождаемости в Европе это соотношение резко сократилось. В то же время возросло число женщин, занятых на рынке труда. Таким образом, сокращается число дочерей, которые одновременно должны справляться с домашней работой и быть занятыми на рынке труда. В 1991 г. по инициативе Комиссии европейских сообществ (сегодня — Европейская комиссия) было проведено исследование политики в отношении пожилых людей в 12 европейских странах. Исследование показало, что Нидерланды и Дания имеют наиболее высокий уровень поддержки пожилых людей среди стран — членов Европейского союза. В то же время Германия, которая, согласно конвенциональной теории государства благосостояния, относится к странам с высокоразвитыми схемами социальных платежей, занимает нижнюю позицию по параметру социальной службы поддержки, приближаясь к Португалии и Испании. При этом не имеет значения, рассматриваем ли мы помощь пожилым людям, оказываемую в рамках домашнего ухода или в домах престарелых: страны или лидируют, или отстают одновременно по обоим параметрам. Альбер называет это синдромом служб пожилых людей. Как можно объяснить столь резкое различие уровня работы социальных служб в Дании, Нидерландах и Германии? Согласно гипотезе Альбера, институциональные и организационные особенности национальных государств всеобщего благосостояния во многом формируют политику социальных служб. Особенно важны четыре фактора институциональной схемы: властная структура, финансовая структура, структура снабжения и уровень потребительской способности. Различия в пенсионных системах Ч. Реджина Американский социолог и политолог, профессор университета Аризоны Чарльз Реджин обращается к вопросу различий в пенсионных системах развитых капиталистических стран как одному из важнейших аспектов политики государства всеобщего благосо- 109 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... стояния41. Он отмечает, что после Второй мировой войны общественные расходы на программы пенсионного обеспечения значительно возросли, и сегодня в самых передовых странах расходы на программы поддержки пожилых людей значительно превосходят расходы по другим направлениям социальной защиты42. Несмотря на подобное сходство, в передовых странах существуют серьезные различия в организации системы поддержки пожилых людей. Свой анализ Реджин строит на сопоставлении с концепцией Эспинг-Андерсена, которая серьезно изменила представления о феномене Welfare State и его типах. Ббльшая часть предшествующих концепций была основана на достаточно узком понимании государства всеобщего благосостояния, которое включало ограниченный круг таких государств (например, США или Швецию). Согласно такой трактовке страны, схожие с США, имели тенденцию тратить меньше, но при этом больше времени посвящать изучению данной проблемы, полагаться при необходимости на частный сектор и реализовывать, насколько возможно, тесную связь между оплачиваемым трудом и социальным пакетом. Страны, имеющие общие черты со Швецией, напротив, склонны тратить больше, посвящая меньше времени изучению данной проблемы, избегают пользоваться частным сектором и рассматривают социальные выплаты как данность. К этим двум влиятельным мирам Эспинг-Андерсен добавил третий, который в своей работе называл по-разному: континентальный, корпоративистский и като-лико-авторитарный. Несмотря на то что страны третьего мира можно рассматривать как промежуточный тип между социал-демократическим и либеральным режимами государства всеобщего благосостояния, они обладают характерными чертами, которые отличают их от двух последних. К примеру, тогда как страны с корпоративистскими пенсионными системами имеют тенденцию занимать промежуточную позицию в вопросах пенсионных выплат и качества пенсионных пособий, страны третьего мира выделяются по количеству пенсионных программ для занятых и расходам на пенсионные программы для государственных служащих. Важным вопросом является то, насколько эти три типа капиталистического государства всеобщего благосостояния отличаются друг от друга; в особенности это касается пенсионных систем. Эспинг-Андерсен выделяет для каждого из трех типов определен- 110 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства... ные признаки, с помощью которых можно провести различие между пенсионными системами трех миров. Главным признаком либеральной пенсионной системы является наличие развитой частной пенсионной системы наряду с общественной. Частные пенсионные системы преуспевают там, где общественные не в состоянии удовлетворить потребности более зажиточной категории населения. Корпоративистская пенсионная система характеризуется большим количеством трудовых пенсионных программ и высоким уровнем расходов на государственных служащих. Основной чертой социал-демократической пенсионной системы является «декоммодификация» общественной пенсии. В табл. 4.2 18 передовых стран охарактеризованы по указанным признакам. Для упрощения все страны разделены на три категории (высокие, средние и низкие) по каждому из трех критериев. Согласно этим критериям страны с пятью самыми высокими результатами отмечены как «высокие»; страны, занимающие по результатам с 6-го по 11-е место, — как «средние»; оставшиеся восемь стран — как «низкие». Эти категории соответствуют следующему разделению стандартизированных результатов по трем признакам: «высокий» указывает на отклонение выше среднего более чем на 0,5; «средний» означает отклонение выше среднего менее чем на 0,5, но не ниже, чем на 0,5 стандартного отклонения ниже среднего; «низкий» свидетельствует об отклонении ниже среднего менее чем на 0,5. Таблица 4.2 Характеристика пенсионных систем Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... Окончание табл. 4.2 1 Доля расходов на частный сектор в общих пенсионных расходах. 2 Индекс пенсионного корпоративизма, который включает долю ВВП, идущую на пенсионные выплаты общественным работникам, и количество программ, направленных на развитие трудовых пенсий. 3 Индекс декоммодификации пенсий Эспинг-Андерсена. 4 Предварительное закрепление указанного типа за страной, основанное на критерии Эспинг-Андерсена. Вопросительный знак означает невозможность непосредственного закрепления за страной определенной категории. Источник: Esping-Andersen G. The Three Worlds... Первым критерием в табл. 4.2 служит доля расходов на частный сектор в общих пенсионных расходах43; высокие результаты свидетельствуют о наличии либеральной пенсионной систе- 112 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства... мы. Вторым критерием является индекс пенсионного корпоративизма, который объединяет два прочно взаимосвязанных критерия: долю ВВП, идущую на пенсионные выплаты общественным работникам44, и количество программ, направленных на развитие трудовых пенсий45. Оба критерия были преобразованы в Z-оцен-ки и усреднены, чтобы получить индекс пенсионного корпоративизма. Третий критерий — декоммодификация пенсий — указывает на социал-демократический тип пенсионной системы46. Итак, согласно табл. 4.2, у четырех стран — Австралии, Канады, Швейцарии и США — прослеживается четкая либеральная организационная структура (читать слева направо: высокий, низкий, низкий) и у двух — Швеции и Норвегии — четкая социал-демократическая структура (низкий, низкий, высокий). Примеров чистого корпоративизма (низкий, высокий, низкий) нет, но три страны (Австрия, Франция и Италия) обнаруживают тенденцию к корпоративизму, которая заключается в наличии умеренных социал-демократических элементов (низкий, высокий, средний). Эта тенденция согласуется с характеристикой, которую Эспинг-Ан-дерсен дает корпоративистскому виду как промежуточному между либеральным и социал-демократическим типами исходя из сопоставления некоторых параметров47. В общей сложности только половина стран (9 из 18) полностью соответствует трем типам, описанным Эспинг-Андерсеном (1990)48, а также Ф. Кастлзом и Д. Митчелл (1990)49. Новая Зеландия имеет низкие показатели по всем трем критериям, т. е. ее пенсионная система выходит за рамки основных типов Эспинг-Андерсена (несмотря на высокий уровень затрат на пенсионные выплаты). Оставшиеся восемь стран образуют различные комбинации трех категорий. Установление границы между средним и высоким значениями создает более прочное соотношение смешанных типов: среди стран, имеющих среднее значение уровня частных пенсий, Дания имеет самые высокие значения (и обычно считается примером социал-демократического государства всеобщего благосостояния)50. Среди стран со средним уровнем индекса корпоративизма у Финляндии наивысшее значение. Финляндия также часто рассматривается как пример социал-демократического государства всеобщего благосостояния51. Среди стран со средним уровнем пенсионной декоммодификации у 113 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... Франции самые высокие параметры. Эспинг-Андерсен рассматривает Францию как пример корпоративистской пенсионной системы52. Представленные в табл. 4.2 данные позволяют критически переосмыслить положение о том, что в развитых государствах всеобщего благосостояния существует три различных типа программ поддержки пожилых. Имеет место даже более высокая степень различий в пенсионных системах, чем предложенная Эспинг-Ан-дерсеном. Реджин полагает, что проведенный им анализ ставит под сомнение тройственную классификацию государств всеобщего благосостояния Эспинг-Андерсена, согласно которой все государства делятся на либеральные, корпоративистские и социал-демократические, и дает основание для новых выводов о различиях между государствами всеобщего благосостояния. Классификация экономических порядков М. Альбера и П. Козловеки Во вводной статье к сборнику «Социальное рыночное хозяйство» (1999), подготовленному российскими и зарубежными экономистами и социологами по материалам российско-германской конференции, известный немецкий философ и экономист Петер Козловски, предваряя рассмотрение феномена социального рыночного хозяйства в Германии, обращается к классификации современных разновидностей капитализма французского экономиста Мишеля Альбера. Последний предлагает две основные модели капитализма: неоамериканскую (англосаксонскую) и рейнскую53. В основе этих моделей лежат две концепции капитализма. Альбер назвал одну из моделей «рейнской», так как экономические системы стран, расположенных на берегах реки Рейн — Швейцарии, Германии, Бельгии и Нидерландов, — имеют схожие черты. Такая терминология, по мнению автора, удобна, так как смещает акцент с чисто немецкой на более широкую центрально-европейскую модель. 114 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства... Козловски, обращаясь к концепции Альбера, отмечает, что в его классификации отсутствуют разновидности азиатского капитализма. Это говорит о недостаточности концепции. Однако целью Альбера было показать конкурентность именно этих двух моделей капиталистической культуры. Автор статьи признает, что японская модель капитализма, безусловно, отличается от американской модели, что российский постсоветский капитализм отличается от немецкой модели социального рыночного хозяйства, которая, в свою очередь, отличается от британской модели капитализма в вариантах Бевериджа, Кейн-са или Тэтчер54. Но именно противостояние названных двух моделей экономического порядка интересует и Альбера, и Козловски. Козловски называет три основные характеристики, которыми, на его взгляд, определяется капитализм: это, во-первых, частная собственность, во-вторых, максимизация прибыли и полезности в качестве мотивации хозяйственной деятельности субъектов и, в-третьих, координация через рынки и систему цен в отличие от централизованного планирования55. Тем самым определяется, что неоамериканская модель нацелена на практически полное освобождение рынка и трех характеристик капитализма от распределительных и политических ограничений. Рейнская модель — это модель встроенности рынка в социальную и политическую структуру, в структуру социальной политики56. Она также придает особое значение уравновешиванию тех тенденций капитализма, которые ведут к монополизации и массовому неравенству. «Производимое государством сглаживание разницы в доходах, — пишет Козловски, — в рейнской модели капитализма подразумевает, например, что государство гарантирует всем возможность получения высшего образования. Следует отметить, что Германия, Австрия и Швейцария находятся среди немногих стран в мире, в которых студенты не должны платить за высшее образование»57. Второй легитимной мерой уравновешивания в рейнской модели капитализма, согласно автору статьи, является прогрессивный подоходный налог, на который, однако, ведется наступление в связи с конкурированием стран за привлечение иностранных инвестиций. В США также существует прогрессивный подоходный налог, но в 1980-х годах степень профессии была значительно сокращена. 115 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства... Третьей мерой уравновешивания Козловски называет налог на наследство58. Наконец, важно следующее. В рейнской модели государство понимается в первую очередь как социальное государство; не как государство благосостояния в английской реформистской традиции, восходящей к политике, предложенной в 1940-х годах У. Беве-риджем, основателем английского государства благосостояния, а как государство социальной безопасности в традиции Бисмарка, заложенной в 1890-х годах. «Задачей социального государства в рейнской традиции, — пишет Козловски, — является не только гарантия правовым государством действенности закона, но и обеспечение социальным государством, по крайней мере, минимального уровня социальной безопасности. Это, однако, не значит, что его целью является создание "государства всеобщего благоденствия"»59. Рассмотрение этой классификации капиталистических экономических порядков (капитализмов) Козловски завершает тем, что «европейский и западный подход, разделяющий англосаксонскую и рейнскую модели, несмотря на ценность этой классификации для Европы, является недостаточным в мировом масштабе. С концом коммунизма мир вступил в новую стадию дебатов, в которой конкурируют друг с другом не только две упомянутые выше модели капитализма. В эти дебаты должны быть включены и те модели капитализма, которые доминируют за пределами западного мира»60. Многомерные миры благосостояния Обсуждение типологии, предложенной Эспинг-Андерсе-ном, привело к выводу, что моделей может быть и больше, и меньше, и это зависит от основания деления. Модель С. Бислева и X. Хансена Одновременно с публикацией книги Эспинг-Андерсена в 1990 г. двое датских ученых — Свен Бислев и Хеннинг Хансен — предложили четыре типа европейских государств благосостояния, объединенных общей социальной политикой61: 116
Первый тип — католическая социальная политика — основан на принципе минимального государственного вмешательства в поддержку индивидуальной ответственности в рамках семьи. Основное внимание уделяется поддержке патерналистского семейного уклада, личной бережливости и ответственности и частной благотворительности. Второй тип — корпоративная социальная политика. В этом случае социальное обеспечение является как частью отношений работников и работодателей, установленных в соответствии с потребностями и традициями каждого сектора, требуемых и поддерживаемых государством, в чьих интересах — поддержание организованных трудовых взаимоотношений, финансируемых за счет взносов работников и работодателей. Третий тип — либеральная социальная политика — универсальный, в его основе — обязательное социальное страхование, обеспечение низких с постоянной ставкой доходов для стимулирования поисков работы. Четвертый тип — социал-демократическая социальная политика — универсальный, поддерживающий уровень жизни и занятость, делает больший акцент на услуги, а не на выплаты62. Эта схема практически повторяет модель Эспинг-Андерсена, за исключением важного включения — католической модели. Произошло расширение первоначальной схемы Титмасса за счет разделения модели, основанной на достижениях, на корпоративную/консервативную и католическую модели. Четыре модели Ш. Лейбфрида Расширение схемы Титмасса было также представлено в 1989 и 1990 гг. на нескольких семинарах Европейского сообщества немецким юристом Штефаном Лейбфридом (профессор университета г. Бремен, Германия)63. Лейбфрид выделяет четыре модели государства благосостояния (табл. 4.3). Он утверждает, что предложенное им для первого типа государства благосостояния название «современная» модель лучше, нежели предложенная Титмассом «институционально-перераспределительная» (которая, как считает Лейбфрид, преимущественно основана на работе британской 117 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства... Национальной службы здравоохранения, где отношение к женщинам не зависит от их статуса занятости), отражает суть данного типа государства благосостояния. Второй тип (бисмарковский, к которому Лейбфрид относит Германию и Австрию) он называет институциональным. Он не принимает терминологии Титмасса, согласно которой государство благосостояния в этих странах основано на достижительской модели. «Я отвергаю эту терминологию, — пишет он, — потому что: (1) в 1960-х и начале 1970-х годов бисмарковские страны "свели" свою "модель исполнения" к "модели мужского гражданства", которая подкреплялась (2) обещанием полной (мужской) занятости»64. Таблица 4.3 Типы европейского государства всеобщего благосостояния Источник: Leibfried S. Op. cit. P. 23. 118 Характеризуя англосаксонские страны, Лейбфрид придерживается титмассовской «остаточной» социальной модели, описывая ее в терминах адресности и помощи в последней инстанции. Наконец, Лейбфрид добавляет четвертую модель, которую называет «элементарным» (зачаточным) государством всеобщего благосостояния. Эта модель характерна для латинских периферийных стран, а также включает Ирландию. «Семьи народов» Ф. Кастлза Франк Кастлз, профессор социальной и публичной политики университета г. Эдинбурга (Великобритания), также выделяет четыре модели государства благосостояния, которые называет семьями народов (families of nations). Исследование проводилось в несколько этапов (1960-1980; 1980-1998) в 21 стране — члене ОЭСР. Группировка стран осуществлялась на основании исторических, географических, языковых и культурных особенностей. Четыре «семьи» представляют _ англоязычные страны (Австралия, Канада, Ирландия, Новая Зеландия, Великобритания, США), Скандинавские страны (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция), континентальные западноевропейские (Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Нидерланды) и южноевропейские страны (Греция, Италия, Португалия, Испания). Две страны — Швейцария и Япония — по своим особенностям не вписываются в выделенные группы, данные по этим странам Кастлз рассматривает отдельно65. Англоязычные страны представляют в типологии Кастлза радикальную группу. Основой этой группы являются Австралия, Новая Зеландия и Великобритания, которые изначально были в авангарде социальных изменений, представляя собой «социальные лаборатории». Но в послевоенное время в этих странах, в отличие от других стран — членов ОЭСР, объем социальных выплат не возрастал, что может быть интерпретировано как сигнал о кризисе социальной политики. В то же время, как отмечает Кастлз, вопрос увеличения расходов на социальную сферу в этих странах не стоял так остро, чтобы трагически воспринимать эту ситуацию. В определенном смысле проблема прямых расходов на социаль- 119 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... ные нужды в странах радикальной группы всегда сосуществует с вопросом перераспределения доходов и налогового бремени66. Для формирования своей классификации Кастлз использует три критерия: 1) объем социальных затрат (welfare expenditure); 2) сила инструментов уравнивания (equalizing instruments); 3) историко-политический анализ. Выбрав для рассмотрения 18 стран — членов ОЭСР, составивших основу типологии Эспинг-Андерсена, Кастлз предлагает следующее распределение (табл. 4.4). «Семьи народов» Ф. Кастлза Таблица 4.4 Источник: Families of Nations... Модель покрытия Маурицио Феррера, профессор университета Павии (Италия), в предложенной им типологии фокусирует внимание на одном важном аспекте предоставления социального обеспечения — покрытии (coverage) схемами социальной защиты67. 120 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства... Покрытие может быть всеобщим (когда все население покрыто единственной схемой) или профессиональным (когда различные группы общества покрыты разными схемами). Всеобщее обеспечение типично для скандинавской социальной политики, а также (частично) для Великобритании. Страны континентальной Европы, напротив, в основном характеризуются разделением схем социальной защиты согласно роду профессиональной деятельности. Такое дробление составляет главную особенность идеального типа «профессионального» государства благосостояния Ферреры. Принимая во внимание историческое развитие некоторых европейских государств всеобщего благосостояния, Феррера предлагает следующие четыре типа классификации (табл. 4.5). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|