ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
К вопросу о будущем Welfare StateСудьба государства всеобщего благосостояния, его будущее волнует ученых и политиков, этой теме посвящены работы как зарубежных, так и отечественных исследователей. Что ждет государство всеобщего благосостояния, будет ли востребована эта модель социальной организации? 9.1 Будущее социальной политики национального государства Одна из проблем современного государства благосостояния — расширение спектра социальных проблем и неспособность социальной политики национального государства их решить. Социальная политика национального государства, как и проект Welfare State, утрачивает свои возможности, объединенная Европа и в будущем возможно более широкие социальные образования стоят перед неизбежностью и необходимостью выработки новой политики социального обеспечения1. Однако социальная политика остается прерогативой самих национальных государств. На первый взгляд, по мнению исследователей, «государство благосостояния» Европы, действительно, предстает как совокупность отдельных национальных государств. Не существует общеевропейских законов о социальном обеспечении, прямых налогов или взносов на социальное обеспечение, которые бы обеспечивали права индивида; в общем, не существует брюссельской системы управления социальным обеспечением. Принято считать вполне устоявшейся суверенность отдельных территорий с точки зрения социальной политики2. Вместе с тем «государства благосостояния есть национальные государства»3. 277 Глава 9. К вопросу о будущем Welfare State В работе «Социальная политика Европы: между объединением и разделением» (1995) Лейбфрид и Пирсон отмечают: «Процесс объединения Европы уничтожает как суверенность... так и автономность... членов-государств в области социальной политики. Национальные государства благосостояния остаются основными институтами социальной политики Европы, но они делают это в контексте все более сковывающей многоуровневой системы управления... <...>. Чем бы ни закончилась политическая борьба за социальные права, движение по направлению к единому рынку будет сопровождаться постепенным разрушением автономности и суверенности национальных государств; национальные режимы будут все более опутаны комплексной сетью социальной политики»4. Объединение отдельных, суверенных государств благосостояния в рамках многоуровневой системы социальной политики происходит посредством следующих процессов. «Позитивная» реформа проистекает из инициатив, одобренных Европейской комиссией и советом министров, а также из установлений Европейского суда о том, каково назначение этих инициатив. «Негативная» реформа претворяется в жизнь через введение Европейским судом условий рыночной совместимости, ограничивающих и переопределяющих социальную политику отдельных государств. И последний процесс — объединение Европы создает систему косвенного давления, основанную на отсутствии юридического принуждения, тем не менее дающую стимул национальным государствам благосостояния адаптировать свои системы социальной политики с целью избежать потенциальных негативных последствий экономического объединения. Рассуждая о последствиях европейской интеграции, Лейбфрид и Пирсон констатируют фактическое давление на национальные государства всеобщего благосостояния в области социальной политики: «На сегодняшний день Европейский союз осуществляет прямое вмешательство в социальную политику государств — членов ЕС по двум направлениям: проведением собственных социально-политических действий и ликвидацией признаков национальной системы, которые рассматриваются как несовместимые с развитием единого рынка (single market). К тому же сам процесс европейской ин- 278 9.2. Переосмысливая стратегии социальной политики... теграции оказывает косвенное влияние на социальную политику государств — членов ЕС; экономическая политика Европейского союза и реакция социальных деятелей на данную политику вынуждают национальные государства всеобщего благосостояния (national welfare states) адаптироваться к их социальным программам»5. Наиболее часто упоминающимся источником давления на государства всеобщего благосостояния в рамках Европейского союза является вероятность того, что усиленная интеграция может привести к социальному демпингу. Экономическая интеграция ограничивает национальную социальную политику. Единый рынок вызывает постепенное движение к суженной группе ставок налога на добавленную стоимость6. В силу того что с политической стороны проще поддерживать косвенные налоги, чем прямые, новые правила могут вызвать большее ограничение на доходы государств — членов Евросоюза с вполне ясными последствиями для национальной социальной политики. Движение навстречу к валютному союзу с его строгими требованиями к бюджетной дисциплине может также способствовать сокращению государственного обеспечения. Подводя итоги, Лейбфрид и Пирсон отмечают, что будущее государства всеобщего благосостояния отягощено перспективами и особенностями глобализации. Тезис «государства благосостояния есть национальные государства» не выдерживает давления новых тенденций глобальной экономики. В современных условиях национальные правительства обладают меньшей степенью контроля над многими процессами, которые традиционно поддерживали национальные государства всеобщего благосостояния. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|