ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Применение гум. Подхода в консультированииГум. Психология – недирективная или клиент-центрированная терапия. Главная фишка, терапевт – зеркало, задача – понять субъективный мир клиента Условия: 1. Безусловное принятие + внимание 2. эмпатия 3. передача 1 и 2 клиенту в других источниках – конгруэнтность, принятие, эм. Понимание Терапия создает условия, ответственность за изменения на клиенте. Изменения происходят за счет естественной тенденции человека к самоактуплизации. Т.е терапия способствует росту, а не лечит, устраняет несоответствия между Я-концепцией и переживаниями ---> клиент может начать прислушиваться к организмическим ощущениям Техники: - вербализация - Молчаливое принятие - отражение Изменения: - свободное выражение чувств - распознавание объективных чувств, всплывание подавленных - реорганизация Я-концепции - ослабление защит -------à полноценно функционирующий человек: - открыт переживаниям - экзистенциальный образ жизни - организмическое доверие - эмпирическая свобода (ответственность за поведение) - креативность. 13.Когнитивно-бихевиоральное направление в теории личности. 1. Когнитивно – бихевиоральный подход сформировался к середине 70 – х годов 20 века. Факторы, подтолкнувшие зарождение КБ: 1. Рост неудовлетворенности как эмпирическими, так и теоретическими основаниями строго бихевиорального подхода 2. мыслям и чувствам пациента стала приписываться основная роль в процессе осуществления поведенческих изменений. Выяснилось, что индивид не только реагирует на окружающее, но и участвует в его создании. 2.Теории научения: И.П.Павлов, Б.Ф.Скиннер, А.Бандура. Павловский условный рефлекс Оперантный бихевиоризм Скиннера Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.е. последовательным избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе. Пропорциональное поощрение – настолько сильное подкрепление, что экспериментальные животные в опытах Скиннера буквально загоняли себя до смерти, стараясь заработать, например, побольше вкусной еды. Наказание, в отличие от поощрения, является отрицательным подкреплением. С его помощью нельзя научить новому типу поведения – оно лишь заставляет избегать уже известных действий, за которыми следует наказание. Скиннер стал инициатором программированного обучения, разработки обучающих машин и поведенческой терапии. Бандура говорит о наличии реципрокной(взаимной) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, мы также не являемся пешками в игре, диктуемой сложившимся набором обстоятельств. На нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение. Бандура считает, что научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания. Бандура утверждает что большая часть челов. научения осуществляется без традиционного подкрепления, Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение возникать. Люди регулируют свое поведение при помощи наглядного представления его последствий. 4.Достижения и ограничения классической поведенческой психотерапии. 5.Становление современного когнитивно-бихевиорального подхода: проблема психотерапии депрессии и развитие когнитивного направления в психотерапевтической практике. (???) 6.Когнитивная терапия (А.Бек). http://azps.ru/ptherapy/bek.html - положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в возникновении различного рода психологических проблем и психических отклонений (например, депрессии). Для достижения указанных целей когнитивный психотерапевт помогает клиенту решить следующие задачи: 1) осознать влияние мыслей на эмоции и поведение; 2) научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними; 3) исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие («за» и «против»); 4) заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли; 5) обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок. Ключевым элементом в методике Бека является получение от клиента его собственного объяснения своей проблемы и описания тех шагов, которые он уже предпринял для ее решения. После этого терапевт встраивает свои рациональные основания в объяснение, данное клиентом, представляя их как альтернативный способ толкования проблемы. 7.Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис). Суть концепции Эллиса выражается формулой А-В-С (А возбуждающее событие; В - система убеждений; С - эмоциональное последствие). Когда возникает нежелательное эмоциональное последствие, такое, как сильная тревога, то корни его можно найти в иррациональных убеждениях человека. Если эти убеждения эффективно опровергать, приводить рациональные доводы и показать их несостоятельность на поведенческом уровне, то тревога исчезнет. С точки зрения РЭТ не объективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие их, их оценка. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. ИУ – оспаривание - РУ 8. Актуальные направления исследований и перспективы развития когнитивно-бихевиорального подхода). В тренингах: Через научение и подкрепление - обучение навыкам уверенно поведения - релаксации и уменьшение тревоги - обучение построения межличностных взаимоотношений, - преодоление трудностей и управление тревогой предопределяют будущий успех или неудачу в установлении близости, приобретении независимости или компетентности.
В терапии: с целым спектром психопатологических расстройств и психологических проблем: с депрессиями различной нозологии, тревожными расстройствами (фобиями, паническими расстройствами, расстройствами питания, ипохондрией, личностными расстройствами, семейными дисфункциями, КТ применяется в различных условиях (амбулаторных и клинических) и формах (индивидуальной, групповой, супружеской, семейной). КТ используется как в краткосрочном варианте (например, 15-20 сеансов при лечении тревожных расстройств), так и в долгосрочном (1—2 года в случае личностных расстройств).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|