Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Применение гум. Подхода в консультировании




Гум. Психология – недирективная или клиент-центрированная терапия. Главная фишка, терапевт – зеркало, задача – понять субъективный мир клиента

Условия:

1. Безусловное принятие + внимание

2. эмпатия

3. передача 1 и 2 клиенту

в других источниках – конгруэнтность, принятие, эм. Понимание

Терапия создает условия, ответственность за изменения на клиенте. Изменения происходят за счет естественной тенденции человека к самоактуплизации. Т.е терапия способствует росту, а не лечит, устраняет несоответствия между Я-концепцией и переживаниями ---> клиент может начать прислушиваться к организмическим ощущениям

Техники:

- вербализация

- Молчаливое принятие

- отражение

Изменения:

- свободное выражение чувств

- распознавание объективных чувств, всплывание подавленных

- реорганизация Я-концепции

- ослабление защит

-------à полноценно функционирующий человек:

- открыт переживаниям

- экзистенциальный образ жизни

- организмическое доверие

- эмпирическая свобода (ответственность за поведение)

- креативность.

13.Когнитивно-бихевиоральное направление в теории личности.

1. Когнитивно – бихевиоральный подход сформировался к середине 70 – х годов 20 века.

Факторы, подтолкнувшие зарождение КБ:

1. Рост неудовлетворенности как эмпирическими, так и теоретическими основаниями строго бихевиорального подхода

2. мыслям и чувствам пациента стала приписываться основная роль в процессе осуществления поведенческих изменений. Выяснилось, что индивид не только реагирует на окружающее, но и участвует в его создании.

2.Теории научения: И.П.Павлов, Б.Ф.Скиннер, А.Бандура.

Павловский условный рефлекс
В начале 1900-х годов русский физиолог И.П.Павлов провел серию опытов на собаках, продемонстрировав механизм условного рефлекса. У голодной собаки при виде еды выделяется слюна. Во время каждого кормления звучал звонок, и в конце концов слюна у собаки начинала выделяться при одном только звуке, поскольку она была приучена соотносить звонок с появлением пищи. Выделение слюны при виде пищи – это безусловный рефлекс, а выделение слюны по звонку – результат научения, или условный рефлекс.

Оперантный бихевиоризм Скиннера
Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.

Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.е. последовательным избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе. Пропорциональное поощрение – настолько сильное подкрепление, что экспериментальные животные в опытах Скиннера буквально загоняли себя до смерти, стараясь заработать, например, побольше вкусной еды. Наказание, в отличие от поощрения, является отрицательным подкреплением. С его помощью нельзя научить новому типу поведения – оно лишь заставляет избегать уже известных действий, за которыми следует наказание. Скиннер стал инициатором программированного обучения, разработки обучающих машин и поведенческой терапии.

Бандура говорит о наличии реципрокной(взаимной) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, мы также не являемся пешками в игре, диктуемой сложившимся набором обстоятельств. На нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение. Бандура считает, что научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания.

Бандура утверждает что большая часть челов. научения осуществляется без традиционного подкрепления, Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение возникать. Люди регулируют свое поведение при помощи наглядного представления его последствий.

4.Достижения и ограничения классической поведенческой психотерапии.

5.Становление современного когнитивно-бихевиорального подхода: проблема психотерапии депрессии и развитие когнитивного направления в психотерапевтической практике. (???)

6.Когнитивная терапия (А.Бек). http://azps.ru/ptherapy/bek.html

- положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в возникновении различного рода психологических проблем и психических отклонений (например, депрессии).

Для достижения указанных целей когнитивный психотерапевт помогает клиенту решить следующие задачи: 1) осознать влияние мыслей на эмоции и поведение; 2) научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними; 3) исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие («за» и «против»); 4) заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли; 5) обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.

Ключевым элементом в методике Бека является получение от клиента его собственного объяснения своей проблемы и описания тех шагов, которые он уже предпринял для ее решения. После этого терапевт встраивает свои рациональные основания в объяснение, данное клиентом, представляя их как альтернативный способ толкования проблемы.

7.Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис).

Суть концепции Эллиса выражается формулой А-В-С (А возбуждающее событие; В - система убеждений; С - эмоциональное последствие).

Когда возникает нежелательное эмоциональное последствие, такое, как сильная тревога, то корни его можно найти в иррациональных убеждениях человека. Если эти убеждения эффективно опровергать, приводить рациональные доводы и показать их несостоятельность на поведенческом уровне, то тревога исчезнет.

С точки зрения РЭТ не объективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие их, их оценка. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого.
Расстройства в эмоциональной сфере является результатом нарушений в когнитивной сфере. Эти нарушения в когнитивной сфере Эллис назвал ИРРАЦИОНАЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ.

ИУ – оспаривание - РУ

8. Актуальные направления исследований и перспективы развития когнитивно-бихевиорального подхода).

В тренингах:

Через научение и подкрепление

- обучение навыкам уверенно поведения

- релаксации и уменьшение тревоги

- обучение построения межличностных взаимоотношений,

- преодоление трудностей и управление тревогой предопределяют будущий успех или неудачу в установлении близости, приобретении независимости или компетентности.

 

В терапии:

с целым спектром психопатологических расстройств и психологических проблем: с депрессиями различной нозологии, тревожными расстройствами (фобиями, паническими расстройствами, расстройствами питания, ипохондрией, личностными расстройствами, семейными дисфункциями, КТ применяется в различных условиях (амбулаторных и клинических) и формах (индивидуальной, групповой, супружеской, семейной). КТ используется как в краткосрочном варианте (например, 15-20 сеансов при лечении тревожных расстройств), так и в долгосрочном (1—2 года в случае личностных расстройств).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных