ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Причины возникновения нарушенийТрансакционный анализ (Э. Берн) основное внимание обращает на систему межличностных и внутриличностных отношений. Внутри личности человека выделяют как бы 3 части: Родителя, Взрослого и Ребенка. Это означает, что в поведении и личностных особенностях ребенка проявляются элементы как более раннего поведения, так и способность к рациональной оценке действительности (маленький профессор), а также подражание родительским нормам и стереотипам. При неблагоприятных воздействиях со стороны семейного окружения у ребенка могут актуализироваться свойственные более младшему возрасту формы поведения: так, например, ребенок в 6 лет сосет палец. Возможна и такая ситуация, при которой у ребенка актуализируется оценочная, обвиняющая часть Взрослого. Это приводит к неуверенности, чувству вины и несвободы. В дальнейшем, по мере роста и личностного развития подростка, внутри-личностный конфликт между частями Ребенка, Родителя и Взрослого может приводить к недостаточно адекватной оценке окружающего, автоматическому следованию стереотипам поведения, бессознательно усвоенным от родителей. Особый раздел теории трансакционного анализа составляет теория «сценария жизни», который усваивается в детском возрасте. При преобладании одной из эго – характеристик можно выделить следующие типы личностей: 1.«Человек-робот» («человек в футляре», «человек не умеющий играть») Такие люди довольно часто встречаются в жизни. Самое важное для них – это соблюсти все правила, все инструкции. Даже независимо от того, что ситуация и времяизменились и какое-то правило уже неуместно или даже опасно. Из-за блока позиции Ребенка такой человек не умеет и не может себе разрешить радоваться жизни, шалить, шутить и даже печалиться. Он неспособен придумать что-то новое, решить творческую задачу. Такой человек ездит по раз и навсегда проложенным для него рельсам и часто просто не понимает своего несчастья. 2. («человек без тормозов») – в этом случае идет блок на уровне позиции Родителя. Здесь правит бал Ребенок, а задавленный Взрослый выполняет все его прихоти. Поведение такого человека определяется с одной позиции: «Хочу!» И после него, хоть трава не расти, его это абсолютно не касается. В обществе с такими людьми очень не комфортно. На них нельзя надеяться, нельзя быть уверенным в их словах и обещаниях. Такой человек стремится к благам и удовольствиям, но без усилий, без труда. Поэтому они часто становятся преступниками. Если же ему удастся сделать карьеру и занять руководящую должность, то все требования, которые находятся в его заблокированном Родителе, будут направлены на подчиненных. Т.е. их мораль будет карающей только для тех, кто слабее. А сами они могут вести разгульный образ жизни, пьянствовать, опаздывать и т.д. 3. «Человек, лишенный полномочий» – в данном случае идет блок по позицииВзрослого. Главенствующее положение занимает либо авторитарный Родитель, либо своенравный Ребенок, в зависимости от того, кто одержал верх в данном конкретном случае. Таким образом у человека нет возможности действовать разумно, в соответствии с изменяющимися условиями. Он даже осознает, что именно так делать не следует, но делает именно так. В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу). Цели коррекции. Главная цель - помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости. Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость. Позиция психолога. Основная задача психолога - обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к "эго-состоянию" "Взрослый" в клиенте, не потакает капризам "Ребенка" и не успокаивает разгневанного "Родителя" в клиенте. Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем. Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять. Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента. Техники
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|