Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии




В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный {ориентированный на передачу и прием информации); интернациональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимо­связь обшения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техни­ки, каждый подход опирается на разные методологические тради­ции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но тем не менее разные аспекты анализа проблемы общения.

Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообще­ствами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информа­цию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Теоретические основания подчода базируются на грех основ­ных положениях:

• содержание информации может преобразовываться в раз-

Психология межличностного взаимодействия___________________ 131

личные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. д.);

• человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеоб­разный экран, на котором «проявляется» передаваемая ин­формация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);

* принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: су­ществует нейтральное пространство, в котором взаимодейству­ют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

В рамках информационного подхода существуют два основ­ных направления исследований.

Первое направление занимается теорией и практикой обра­щения или изменения сообщений в различные изображения, зна­ки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декоди-ровкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенно­ном и В. Вивером (1949).

Первоначальная модель состояла из 5 элементов: источник информации, передатчик информации (шифратор), канал для пе­редачи сигналов, приемник информации (дешифратор), получа­тель информации (место получения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке. Дальнейшие ис­следования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением» как таковым и «ис­точником» и введены важные дополнительные понятия: «обрат­ная связь» (отклик получателя информации, дающий возмож­ность источнику кодифицировать и корректировать последую­щую передачу информации); «шум* (искажения и помехи в сооб­щении при его прохождении по каналу); «избыточность» или «дублирование» (излишние повторения в кодировании информа­ции для того, чтобы сообщение могло быть корректно декодиро­вано); «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно дости­гает шифратора или покидает дешифратор).

Данная теоретическая модель обладала рядом положительных качеств- простотой и наглядностью, возможностью быстрой кван-тификации, универсальностью. Но эти же обстоятельства приве­ли к игнорированию, недооценке исследователями потенциаль­ной полезности или даже возможности существования других подходов в изучении проблемы общения.

Первый аналитический обзор использования эгой теоретичес­кой модели коммуникаций в различных дисциплинах и сферах исследовании был дан К. Черри в 1957 г.

5*

132_____....._________________________________________Глава 3

Второе направление исследований возникло в 60-х годах.

Основным предметом этого направления явился анализ соци­ально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в межличност­ных взаимодействиях, включая диадические. Основные исследова­ния в этой области были выполнены И. Гофманом (1963, 1969, 1975).

В своих исследованиях Гофман разработал и использовал для анализа общения модель коммуникационного обмена, состоящую из 4 элементов:

• коммуникационные условия или условия общения, уста­навливаемые индивидами в конкретных ситуациях соци­ального взаимодействия (например, прямое, непосред­ственное—непрямое, опосредованное, симметричное-асимметричное передавание сообщений);

• коммуникационное поведение или стратегия общения, ко- торые используют участники общения во взаимоотноше­ниях друге другом;

j • коммуникационные ограничения, включающие экономи-

ческие, технические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения тон или иной стратегии;

• основы или критерии интерпретации, определяющие и на­правляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

Именно разработка и использование эгой модели в анализе межличностного общения помогла наиболее полно сблизить и навести мосты между информационным и интеракциональным подходами к изучению проблемы общения.

Интеракциональные подходы. Были развиты главным образом в 60 - 70-е годы В отличие от информационного подхода, рассмат­ривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном под­ходе общение рассматривается как ситуация совместного присут­ствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людь­ми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерении участвующих индивидов Хотя они обладают действительным контролем за вхо­дом или выходом из ситуации в соответствии со своими намере­ниями, до тех пор пока участники воспринимают присутствие и

Психология межличностного взаимодействия_____________________ЦЗ

поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоян­ной координации поведения по отношению друг к другу

Интеракциональныи подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный ис­следовательский интерес больше направлен на организацию пове­дения. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах), поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных фак­торов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии), положения обшей теории систем, вво­дящей в исследовательский инструментарий и концептуальный аппарат такие фундаментальные понятия как «система», «динами­ческое равновесие», «саморегуляция» и «программа».

В рамках интеракиионального подхода был разработан ряд те­оретических моделей, пытающихся объяснить главный вопрос — какими способами/путями структурируются и управляются ситу­ации социального присутствия при помощи средств поведения.

Условно можно выделить пять наиболее важных моделей

Лингвистическая модель, предложенная в начале 60-х годов (Р. Бёд-вистел, 1970) для невербального общения. Одно из основных по­ложений модели — несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограни­ченного репертуара или набора, состоящего из 50-60 элементар­ных движений и лоз тела человека. Делается предположение, что следующие друг за другом поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются таким образом, каким организуется последовательность звуков как элементарных еди­ниц языка в словах, предложениях и фразах.

Модель социального навыка (М. Аргайл, А Кендон, 1967). Эта модель опирается на положение о том, что межличностные транс­акции (коммуникационные акты), подобно другим видам соци­альных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игра в карты и т. л ), иерархично ортанизуютси и формиру­ются посредством серии простых, целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т. е. выска­зывается идея научения общению в самом общении

Равновесная модель (М. Арыйл, Дж. Дин, 1965). Модель опира­ется на положение о том, что взаимодействующие участники все-

j 134_______________________________________________Глава 3

гда стремятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации. Т. е. любое изменение в использовании поведения типа X обычно всегда компенсируется соответствую­щими изменениями в использовании поведения типа У и наобо­рот (например, диалог—монодог, сочетание вопросов и ответов).

Программная модель социального взаимодействия (А. Шефлен, 1968). В этой модели постулируется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов про­грамм: первый вид программы имеет дело с простой координацией движений; второй — контролирует изменение видов активности ин­дивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределеннос­ти; третья программа модифицирует сами процедуры изменений, то есть управляет комплексной задачей метаобщения.

Эти программы интернализуются или усваиваются индивида­ми по мере научения функционированию в качестве полноценных членов конкретной группы, сообщества и культуры; а также по­зволяют организовывать разнородный поведенческий материал в осмысленные и подходящие взаимообмены. Именно содержа­тельный контекст конкретной ситуации, конкретная задача и кон­кретная социальная организация «запускают» действие конкрет­ной программы.

Системная модель (А. Кендон, 1977) рассматривает взаимодей­ствие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции. До настоящего времени идентифицированы и проанализированы две такие системы: первая — это система поведения, управляющая обменом речевых высказываний; вторая — это система поведе­ния, управляющая главным образом использованием простран­ства и территории взаимодействия.

Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развивать­ся с середины 50-х годов (Р. Бёдвисгел, 1968; Г. Бэйтсон. 1973).

Основное положение этого подхода состоит в том, что соци­альный контекст и человеческая среда не образуют условия и об­стоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут.

Психология межличностного взаимодействия ___________________L25

Любое изменение какой-тибо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией»

Согласно этому подходу, нельзя сказать, чго люди, животные или другие организмы вступают в общение (информационный под­ход) или участвуют в нем {интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независи­мо оттого, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти

Рассмотрим этот подход подробнее В историческом аспекте (ин­формационный и интеракциональный подходы) изучение общения и межличностных взаимоотношений считались двумя различными сторонами исследований С развитием реляционного подхода укре­пилась тенденция к интеграции этих сфер исследования делать ак­цент на изучение таких параметров процесса общения, которые ха­рактеризуют отношения между людьми в «реальных» видах челове­ческих взаимоотношений. Основная посылка состоит в том, что лю­бой акт общения — это акт участия во взаимоотношениях.

С этой точки зрения можно считать, что взаимоотношения не существуют как отдельные реальные сущности в каком-либо смысле; скорее их природа выводится из потока взаимообменов между индивидами, являющимися частью их взаимоотношений Другими словами, ключевой элемент концепции взаимоотноше­ния — это «нечто», что существует между и вне индивидов; то есть взаимоотношения существуют на надиндивидуальном или «транс-актном» уровне Главная позиция нового подхода состоит в следу­ющем природа взаимоотношений существует в процессе обще ния в реальном времени и пространстве.

Три направтения теоретических исследований оказались инст­рументальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций' а) кибернетика и теория общих систем' б) теория логических типов, которая идентифицирует разрывы непрерывно­сти между различными уровнями абстракции (например «инди­вид общение», «индивид-взаимоотношения» и т д ), в) биологи­ческие исследования экосистем и динамики BiaHMooTHoujeHUH между организмами и средой обитания

Наиболее интересные и важные исследования, проведенные на основе реляционного подхода, бычи осуществлены в области психопатологии (Г. Бэитсон идр , 1956, Р. Д Лэйнг, 1959) В час­тности, была предложена реляционная объяснительная модель общения больного шизофренией.

136____________________________________________________Глава 3

По утверждению самих сторонников подхода, реляционная тео­рия общения находится на начальной стадии своего развития, не­смотря на длительный период сушествования с момента зарождения (Р. Харре, Р. Ламб (ред.), 1983). Признается, что эта теория представ­ляет один из самых перспективных подходов к изучению социальных явлений, к изучению общения, взаимодействия и поведения, которые до сих пор были известны социальным и поведенческим наукам.

Ее методологический потенциал и сила заключаются в том, что она заменяет аристотелевский принцип картины мира на «си­стемный подход».

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных