Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 6. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ………………………………………………......................480




 

ТЕОРИЯ.....................................................................................................................................................................480

 

ТЕХНИКИ………………………………………………………………………......................................................508

 

Метод 1. Формула ABC…………………………………………………………………........................................508

Техника 1. Обучение основной формуле ABC…………………………………………………………..............508

Техника 2. Предоставление доказательств того, что мысли определяют эмоции…………..............................509

Упражнение 1. Создайте эмоцию прямо сейчас…………………………………………………………............509

Упражнение 2. Лучшие примеры из собственного прошлого клиента………………………….......................510

Упражнение 3. Если изменится В, то изменится и С……………………………………………………………510

 

Метод 2. Определение убеждений..........................................................................................................................511

Техника 1. Определение ожиданий……………………………………………………………….........................511

Упражнение...............................................................................................................................................................511

Техника 2. Определение самоэффективности…………………………………………………………...............512

Упражнение……………………………………………………………………………….......................................512

Техника 3. Определение Я-концепции…………………………………………………………….......................513

Упражнение………………………………….………………………………………..............................................513

Техника 4. Определение внимания……………………………………………………………….........................514

Упражнение.............................................................................................................................................................514

Техника 5. Избирательность памяти……………………………………………………………….......................514

Упражнение 1...........................................................................................................................................................514

Упражнение 2…........................................................................................................................................................515

Техника 6. Определение атрибуции.......................................................................................................................516

Упражнение...............................................................................................................................................................516

Техника 7. Определение оценки..............................................................................................................................516

Упражнение.............................................................................................................................................................516

Техника 8. Определение самоинструктирования…………………………………………………………..........517

Упражнение................................:............................................................................................................................517

Техника 9. Определение скрытого знания…………………………………………………………….................518

Упражнение…………………………………………………………………………...............................................518

Техника 10. Объяснительный стиль.......................................................................................................................518

Упражнение...............................................................................................................................................................518

 

Метод 3. Группы убеждений………………………………………………………………...................................519

Техника 1. Определение центральных убеждений………………………………………………………...........519

Упражнение.............................................................................................................................................................519

Техника 2. Определение жизненных ориентиров.................................................................................................520

Упражнение 1. Список критических событий и жизненных ориентиров…………………...............................520

Упражнение 2. Список главных идей.....................................................................................................................521

Техника 3. Когнитивные карты…………………………………………………………………...........................521

Упражнение……………………………………………………………..…………….............................................521

Метод 4. Жесткие техники опровержения………………………………………………………….....................522

Упражнение…………………………………………………………………………..............................................522

Техника 1. Контратака…………………………………………………………………….....................................523

Упражнение…………………………………………………………………………...............................................523

Техника 2. Контрутверждения………………………………………………………………….............................524

Упражнение…………………………………………...............................................................................................524

Техника 3. Диспут и оспаривание...........................................................................................................................525

Упражнение…………………………………………………………………………...............................................525

Техника 4. Форсирование выбора………………………………………………………………...........................526

Упражнение……………………………………………………………………………...........................................526

Техника 5. Создание диссонанса.............................................................................................................................526

Упражнение……………………………………………………………………………...........................................526

 

Техника 6. Когнитивное «наводнение»……………………………………………………………......................527

Упражнение 1. Образное наводнение……………………………………………………………….....................527

Упражнение 2. Вербальное наводнение……………………………………………………………….................527

Упражнение 3. Прицельное наводнение……………………………………………………………….................527

Упражнение 4. Негативная практика……...…………………………………………………………...................528

Упражнение 5. Иерархия..........................................................................................................................................528

 

Техника 7. Когнитивное обусловливание отвращения……………………………………………………….....528

Упражнение 1. Самонаказание…………………………………………………………………............................528

Упражнение 2. Стандартные отталкивающие образы….......................................................................................529

Упражнение 3. Физическое отрицательное подкрепление...................................................................................530

Упражнение 4. Отсрочка……………………………………………………………………..................................530

Упражнение 5. Устранение позитивных стимулов………………………………………………………….......531

Упражнение 6. Негативные ярлыки…………………………….……………………………………...................531

 

Техника 8. Когнитивное обусловливание отстранения……………………………………………………….....531

Упражнение 1. Уход от неприятного состояния....................................................................................................531

Техника 9. Скрытое избегание............................532

Упражнение............................................532

Метод 5. Мягкие техники опровержения.....................533

Техника 1. Оспаривание в состоянии релаксации......___533

Упражнение 1..........................................533

Упражнение 2..........................................534

Упражнение 3..........................................534

Техника 2. «Антикатастрофицирующая» практика........535

Упражнение............................................535

Техника 3. Преодолевающие утверждения.................536

Упражнение............................................536

Техника 4. Скрытое угасание..............................536

Упражнение 1. Поведенческая практика in vivo.........536

Упражнение 2. Поведенческая практика in vitro........537

Упражнение 3. Угасание убеждения....................537

Упражнение 4. Временное угасание.....................537

Упражнение 5. Нейтральные образы....................537

Упражнение 6. Сформированное скрытое угасание.....537

Техника 5. Непатологическое мышление..................538

Упражнение............................,................538

Техника 6. Скрытое подкрепление........................538

Упражнение 1. Лучшее возможное убеждение..........539

Упражнение 2. Стандартные подкрепляющие образы... 540

Упражнение 3. Внешние вознаграждения...............540

Метод 6. Объективные техники опровержения.....'.........541

Техника 1. Альтернативная интерпретация...............541

Упражнение............................................541

Техника 2. Рациональные убеждения......................542

Упражнение............................................542

Техника 3. Утилитарные доводы..........................543

Упражнение............................................543

Техника 4. Деперсонализация Я...........................543

Упражнение............................................543

Техника 5. Общественное значение.......................544

Упражнение.,...........................................544

ОГЛАВЛЕНИЕ

Техника 6. Диспут по поводу иррациональных идей......545

Упражнение............................................545

Техника 7. Логический анализ............................545

Шаг 1. Обращение чувств

в суждения относительно идеи.........................545

Упражнение............................................545

Шаг 2. Определение убеждений........................546

Упражнение............................................ 546

Шаг 3. Нахождение значения понятий..................546

Упражнение............................................546

Шаг 4. Оценка доказательств...........................547

Упражнение............ ',...............................547

Шаг 5. Решение и обязательства........................547

Упражнение............................................547

Техника 8. Поиски уважительной причины...............548

Упражнение............................................548

Метод 9. Перцептивный сдвиг: основные процедуры.........548

Техника 1. Базовый перцептивный сдвиг.................550

Упражнение............................................550

Техника 2. Рационально-эмотивное воображение.........551

Упражнение............................................551

. Техника 3. Техники с использованием воображения......552

Упражнение............................................552

Метод 10. Перцептивный сдвиг: наведение мостов.......___556

Техника 1. С&язующие элементы восприятия.............556

Упражнение............................................556

Техника 2. Иерархия ценностей как связующее звено.....557

Упражнение............................................557

Техника 3. Мосты — словесные ярлыки................,... 558

Упражнение 1. Словесные ярлыки......................558

Упражнение 2. Символические ярлыки.................559

Техника 4. Наведение мостов высшего порядка...........560

Упражнение............................................560

Метод 11. Ресинтез прошлого......................,.........562

Техника 1. Ресинтезирование критических

жизненных событий......................................562

Упражнение............................................562

ОГЛАВЛЕНИЕ

Техника 2. Ресинтезирование жизненных ориентиров.....563

Упражнение............................................563

Техника 3. Ресинтезирование ранних воспоминаний......563

Упражнение 1. Упражнение с образами.................563

Упражнение 2. Рабочий бланк для ресинтеза...........564

Техника 4. Ресинтезирование семейных убеждений.......565

Упражнение............................................565

Техника 5. Выживание и убеждения.......................566

Упражнение............................................566

Метод 12. Практические техники............................ 566

Техника 1. Ролевые игры..................................566

Упражнение............................................566

Техника 2. Практика во внешней среде....................567

Упражнение............................................567

Техника 3. Изучение дневников и практика...............567

Упражнение............................................567

Техника 4. Когнитивный фокусинг.......................568

Упражнение 1. Общий фокусинг

в когнитивной терапии.................................568

Упражнение 2. Одна специфическая процедура когнитивного фокусинга...............................569

Список цитированной и рекомендуемой литературы.........571

Глава 7. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ............................574

ТЕОРИЯ.....................................................574

ТЕХНИКИ....................................................611

Техника 1. Определение эго-состояний...................611

Упражнение 1..........................................611

Упражнение 2..........................................611

Упражнение 3.......................................... 612

Упражнение 4..........................................612

Упражнение 5..........................................612

Упражнение 6..........................................613

Упражнение 7..........................................613

Упражнение 8..........................................616

Упражнение 9..........................................616

Упражнение 10............................___........616

ОГЛАВЛЕНИЕ

Техника 2. Определение трансакций......................617

Упражнение 1..........................................617

Упражнение 2..........................................617

Упражнение 3..........................................618

Упражнение 4..........................................618

Упражнение 5..........................................619

Техника 3. Поглаживания.................................619

Упражнение 1..........................................619

Упражнение 2..........................................620

Упражнение 3..........................................620

Упражнение 4..........................................620

Упражнение 5..........................................621

Упражнение 6..........................................623

Техника 4. Структурирование времени...................624

Упражнение 1..........................................624

Упражнение 2..........................................625

Техника 5. Определение жизненного сценария............625

Упражнение 1..........................................625

Упражнение 2. Расшифровка вашего сценария.........625

Упражнение 3...........................................628

Упражнение 4..........................................628

Упражнение 5..........................................629

Упражнение 6. Ломка паттернов

сценарного процесса....................................630

Упражнение 7. Обнаружение драйвера.................631

Упражнение 8. Практикум

в обнаружении драйверов...............................632

Упражнение 9. Пять разрешений.......................633

Упражнение 10.........................................634

Упражнение 11.........................................634

Упражнение 12.........................................634

Упражнение 13.........................................641

Техника 6. Работа с игнорированием......................642

Упражнение 1..........................................642

Упражнение 2..........................................642

Упражнение 3....................'...................... 643

Упражнение 4.......................................... 643

Упражнение 5..........................................643

ОГЛАВЛЕНИЕ

Техника 7. Работа с мировосприятием и искажением.....644

Упражнение.............................................644

Техника 8. Работа с симбиозом............................645

Упражнение............................................645

Техника 9. Работа с системой рэкета......................646

Упражнение 1..........................................646

Упражнение 2..........................................648

Упражнение 3..........................................648

Упражнение 4..........................................648

Упражнение 5. Составление своей

Системы Рэкета........................................649

Упражнение 6..........................................650

Упражнение 7...........................................651

Техника 10. Игры и анализ игр............................653

Упражнение 1..........................................653

Упражнение 2..........................................653

Упражнение 3...........................................653

Упражнение 4...........................................654

Упражнение 5..........................................654

Упражнение 6. План игры..............................654

Упражнение 7..........................................655

Упражнение 8..........................................655

Упражнение 9..........................................655

Упражнение 10.........................................655

Упражнение 11.........................................656

Упражнение 12.........................................656

Техника 11. Контракты на изменение......................656

Упражнение 1....................................•.....656

Упражнение 2..........................................657

Упражнение 3.......................................• • • 657

Упражнение 4.........................................■ 658

Упражнение 5..........................................658

Упражнение 6..........................................659

Упражнение 7..........................................659

Упражнение 8..........................................659

Список цитированной и рекомендуемой литературы.........659

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 8. ПСИХОСИНТЕЗ......................................661

ТЕОРИЯ.....................................................661

ТЕХНИКИ....................................................678

Техника 1. Работа с субличностями.......................678

Упражнение 1. Круг субличностей........................678

Упражнение 2. По следам субличности.................680

Упражнение 3. Знакомство с субличностью.,..........680

Упражнение 4. Диалог субличностей...................684

Упражнение 5. Конфликт субличностей................685

Упражнение 6. Определите своего Критика.............688

Упражнение 7. Встреча с Саботажником................688

Упражнение 8. Групповой вариант упражнения

«Круг субличностей»...................................689

Упражнение 9. Отождествление и разотождествление.. 693 Упражнение 10. Знакомство с нашими внутренними

актерами................................................694

Упражнение 11. Храм тишины..........................695

Упражнение 12. Диалог с субличностями...............697

Упражнение 13. Распознавание искаженных качеств... 698 Упражнение 14. Углубление работы с субличностями (1) 700 Упражнение 15. Углубление работы с субличностями (2) 700

Техника 2. Постижение своего истинного Я...............701

Упражнение 1. Что есть я?.............................701

Упражнение 2. Психосинтетическая автобиография.... 702

Упражнение 3. Разотождествление.....................705

Упражнение 4. Самоотождествление...................708

Упражнение 5. Внутренний диалог.....................709

Техника 3. Перестройка личности вокруг нового центра

(психосинтез).............................................711

Упражнение 1. Пробуждение и развитие

желаемых качеств......................................711

Упражнение 2. Формирование идеальной модели......713

Упражнение 3. Рабочая тетрадь.........................718

Упражнение 4. Синтез..................................719

Техника 4. Работа с постановкой целей...................719

Упражнение 1. Времена года моей души................719

Упражнение 2. Бедность, богатство и Господь Бог......721

ОГЛАВЛЕНИЕ

Упражнение 3. Свободен!..............................722

Упражнение 4. Объявления............................722

Упражнение 5. Волшебная лавка.......................723

Упражнение 6. Превращаем проблемы в цели..........724

Упражнение 7. Сон о будущем..........................725

Упражнение 8. Сон наяву............................... 726

Упражнение 9. Карта будущего.........................726

Упражнение 10. Верстовые столбы моего будущего.....727

Упражнение 11. Ожидания.............................728

Упражнение 12. Радуга.................................729

Упражнение 13. Стрела..................... '............729

Упражнение 14. Путь к цели............................730

Упражнение 15. Смысл жизни..........................732

Список цитированной и рекомендуемой литературы.........733

Глава 9. НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.. 735

ТЕОРИЯ......................................................735

ТЕХНИКИ....................................................786

Техника 1. Работа с якорями..............................786

Упражнение 1. «Установка якорей»....................786

Упражнение 2. «Сведение рук».........................787

Упражнение 3. «Интеграция якорей»...................788

Упражнение 4. «Разрушение якорей»...................789

Техника 2. Работа с метапрограммами....................790

Упражнение 1. «Расширение референции».............790

Упражнение 2. Точка равновесия.......................791

Упражнение 3. Декартовы координаты.................794

Упражнение 4. «Врата сортировки»....................794

Техника 3. Работа с убеждениями.........................795

Упражнение 1. «Функция убеждения».................795

Упражнение 2. «Свое место»............................795

Упражнение 3. Техника изменения убеждения.........795

Упражнение 4. Музей старых убеждений...............798

Упражнение 5. Истоки ваших убеждений...............799

Техника 4. Работа с линией времени......................801

Упражнение 1. Создание линии времени...............801

ОГЛАВЛЕНИЕ

Упражнение 2. Разрядка негативных эмоций...........802

Упражнение 3. Работа с беспокойством.................804

Упражнение 4. Изменение линии времени..............804

Упражнение 5. Выбор на линии времени................805

Упражнение 6. Изменение мотивации, активности

и референции на линии времени........................807

Техника 5. Универсальные техники.......................808

Упражнение 1. Взмах...................................808

Упражнение 2. Классический «Взмах».................809

Упражнение 3. Шестишаговый рефрейминг

(краткое пошаговое описание)..........................810

Упражнение 4. Интеграция противоположных частей

(визуальное сдавливание)..............................812

Упражнение 5. Круг мастерства........................813

Упражнение 6. Прилагательные успеха.................814

Упражнение 7. Круг контекстов........................814

Упражнение 8. Обратная связь из неудачи..............815

Упражнение 9. Регулировка интенсивности переживаний 816 Упражнение 10. Смена субмодальностей

неприятной ситуации...................................817

Упражнение 11. Извлечение мотивационной стратегии 818

Упражнение 12. Работа с привязанностью..............818

Упражнение 13. Размер переживания...................819

Упражнение 14. От замешательства к пониманию......820

Упражнение 15. Самоисцеление........................821

Упражнение 16. Изменение повторяющегося поведения 823 Упражнение 17. Доступ к сокровищам

личного мастерства......................................825

Упражнение 18. Стратегия творчества Уолта Диснея... 825

Упражнение 19. Интеграция логических уровней.......828

Упражнение 20. Многомерное описание цели..........829

Упражнение 21. Быстрый метод освобождения

от страха................................................830

Упражнение 22. «Новый Я»............................831

Упражнение 23. «Визуально-кинестетическая

диссоциация» (замена картинки на экране).............832

Упражнение 24. Работа с негативными переживаниями 833

ОГЛАВЛЕНИЕ

Упражнение 25. Оригинальные варианты решения актуальной проблемы..................................834

Терминологический словарь....................................835

Список цитированной и рекомендуемой литературы.........840

1нтернет-сайты.............................................842

Глава 10. ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ...................843

ТЕОРИЯ.....................................................843

ТЕХНИКИ....................................................872

Техника лечения, основанная

на теории возникновения заболеваний.......................872

Позитивный процесс......................................872

Содержательный процесс.................................874

Ориентация целей........................................875

Пять ступеней позитивной психотерапии.................875

Ступень 1: наблюдение и дистанцирование.............876

Ступень 2: инвентаризация............................880

Ступень 3: ситуативное ободрение.....................883

Ступень 4: вербализация...............................884

Ступень 5: расширение системы целей.................886

Общий опросник «Сферы переработки конфликтов»......888

Схема психотерапевтического взаимодействия

в краткосрочной позитивной психотерапии..................892

Метод 1. Работа с проблемой..............................893

Техника 1. Придумывание имен и ярлыков ■............. 894

Техника 2. Работа с визитером.........................896

Техника 3. Установление связи с другими проблемами. 899

Техника 4. Проблема как друг..........................900

Метод 2. Работа с целью...................................902

Техника 1. Знаки улучшения........................... 902

Техника 2. Шкальные оценки..........................902

Техника 3. Создание положительных представлений

обудущем......................................................... 904

Техника 4. Нахождение выгод от достижения цели.....906

ОГЛАВЛЕНИЕ

Техника 5. Разубеждение...............................906

Метод 3. Работа с ресурсами..............................907

Техника 1. Выявление ресурсов пациентов.............907

Техника 2. Ревизия прошлого..........................909

Техника 3. Признание компетентности пациентов..... 910

Техника 4. «Шкала надежды»..........................911

Техника 5. Фокусирование на исключениях

и прогрессе.............................................912

Техника 6. Обмен личным опытом.....................915

Техника 7. Выработка продуктивных решений......... 915

Метод 4. Работа с социальной сетью (усиление сотрудничества

в социальной системе пациента)................'..........916

Техника 1. Распределение заслуг.......................916

Метод 5. Работа с объяснениями..........................918

Техника 1. Мета-вопросы...............;..............920

Техника 2. Формирование объяснений.................921

Список цитированной и рекомендуемой литературы......... 923

 

 

ОТ АВТОРОВ

Эта книга представляет собой справочное пособие по техникам психологического консультирования и психотерапии, разработанным к настоящему времени в различных психотерапевтических направлениях и школах.

Психологическое консультирование и психотерапия — это деятельность, в ходе которой мы поощряем человека изменить свои отношения с миром. Мы обнаруживаем, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяем это представление на лучшее для него. Подразумевается, что мы стремимся только к тем изменениям, которые полезны для человека и сохраняют целостность его личности.

При работе с каждым новым клиентом необходимо решить, нуждается ли он в преодолении проблем или в более ясном понимании себя. Клиентам с хорошим образованием, успешным в жизни, чаще всего не нужна помощь в преодолении проблем. Им нужно узнать, почему они ведут себя так, что возникают проблемы (обнаружение и прояснение проблемы). Если такой человек способен понять свою проблему, то он может и решить ее. Однако результаты мета-анализа свидетельствуют о том, что большинству клиентов нужно не обнаружение скрытых мотивов их поведения, а помощь в преодолении их проблем (коррекция):

Таким образом, психологическое консультирование и психотерапию можно разделить на три вида деятельности.

«Обнаружение» — мы находим то, что есть, раскрываем представления личности о мире. Мы выясняем, чем личность на самом деле является и какие восприятия и знания ей доступны.

«Прояснение» — мы выясняем и нейтрализуем чуждые, ненужные или неподходящие представления, находим в уме личности «неправильные» ответы, шаблоны, которые были установлены без полного согласования с намерениями личности. В основном это материал, используемый в отрыве от ситуаций. Решение состоит в том, чтобы вернуть его в соответствующие ситуации.

ОТАВТОРОВ

«Коррекция» — мы прямо строим наилучшие для личности представления о мире. Мы усиливаем то, чего личность на самом деле желает, и воплощаем это в реальность, развиваем те черты и способности, которые личность желает иметь.

Для достижения этих целей есть огромное количество процедур и техник из многих источников. В этом справочнике приводятся эффективно действующие техники различных теоретических направлений современной психотерапии, полезные для решения проблем людей, которые будут обращаться к вам за помощью.

О какой бы школе мы ни говорили, всегда есть общий знаменатель, который определяет, что такое психологическое консультирование и психотерапия. Он может быть примерно таким: «Систематическое применение техник, которые без оценок направляют личность к прояснению наилучших умственных, эмоциональных или духовных сторон ее жизни, и таким образом к увеличению осознания, способностей и свободы».

В книге приводится описание общих для всех психологических школ и направлений проблем индивидуального психотерапевтического консультирования и методов психологической диагностики проблем клиента, а также краткое изложение основ теории наиболее известных в нашей стране школ психотерапии и Описание конкретных методик, рекомендуемых ведущими представителями соответствующего направления.

Этот справочник — в первую очередь сборник техник, точнее сказать, упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе. Именно такой подход определил подбор и расстановку материала в справочнике. Безусловно, психологическое консультирование и психотерапия — это всегда творческий процесс, основанный на проникновении в суть проблемы. Тем не менее, исходя из своего собственного опыта психотерапевтического консультирования, нам показалось полезным создать банк методов и приемов, разнесенных по рубрикам, охкуда психотерапевт может извлекать нужные упражнения. Все техники рассмотренных в справочнике направлений психотерапии создавались в уникальной ситуации взаимодействия терапевта и клиента. Позже они могли использоваться и при работе с другими клиентами, но никогда не переносились слепо с одного клиента на другого и тем более не фетишизировались.

ОТ АВТОРОВ

Справочник предназначен для пракхикующих психологов и психотерапевтов. Это не учебник по теории и не исследование. Нам хотелось предложить практикующему психологу такое руководство, которое можно было бы сразу использовать в работе. Что нужно знать психологу, консультанту, психотерапевту, чтобы опробовать одну из техник с новым клиентом? Какие он может испытывать сложности? Какие ловушки могут его подстерегать? Существуют ли какие-нибудь пособия или памятки, которые психолог может дать своему клиенту?

Эта книга — руководство для психологов и консультантов, работающих в различных учреждениях (государственных и часх-ных клиниках, школах, больницах и общественных ценхрах здоровья). Она писалась для пракхиков, желающих повысихь эффективность своей работы с нуждающимися в психологической помощи клиентами.

Хотим особенно отметить, что предлагаемые в этой книге упражнения не предназначены для самостоятельного использования людьми, не имеющими психологического образования. Занятия проводятся под руководсхвом терапевта, и только после того, как какие-либо техники будут освоены, их можно выполнять и самосхоятельно, например, в виде домашнего задания.

 

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Буквальное значение термина «психотерапия» связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов psyche — душа и therapeia — забота, уход, лечение: «исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 году Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX века. На сегодняшний день так и не сформулировано общепризнанное четкое определение психотерапии, способное охватить все ее виды и формы. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделей психотерапии.

В узком смысле слова (медицинская модель) психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека. Используется такая психотерапия при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Но в науке имеет место и психологическая модель психотерапии, а значит, ее (психотерапию) можно рассматривать как направление деятельности практического психолога. При этом под психотерапией следует понимать «оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни (Психологический словарь, 1996). Поскольку мы придерживаемся именно психологической модели психотерапии, то в дальнейшем будем использовать термины «клиент» и «пациент» как равноправные.

Практический психолог использует те же методы, что и клинический психотерапевт. Разница заключается, прежде всего, в их нацеленности. Важнейшая задача психолога состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее разви-

ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

тия. Всемирная Организация Здравоохранения прямо в преамбуле к своей Декларации указывает: «Здоровье — это не отсутствие болезни или физического недостатка, а состояние хорошего общего физического, умственного и социального самочувствия». В этом контексте можно говорить о том, что психотерапия направлена на поддержание «общей гармонии самочувствия» в широком смысле слова, а не «излечение», «исправление» или «коррекцию» каких-либо расстройств.

Расширительное понимание области применения психотерапии закреплено в Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 году. В этой декларации зафиксировано следующее:

• психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;

• психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;

• гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов;

• образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально: оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах;

• доступ к такому образованию осуществляется с помощью различной предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Даже если рассматривать психотерапию в рамках медицинской модели, следует обратить внимание на ее отличие от других методов лечения. Речь идет прежде всего о том, что при психотерапии используются только психологические методы и средства, а не фармакологические, физические и т. п. Кроме того, в качестве пациентов выступают люди с теми или иными расстройствами психики, а в качестве специалистов — лица, имеющие, среди прочего, профессиональную подготовку в области основ психологии.

В последние годы условно различают клинически-ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и лич-ностно-ориентированную, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности.'

ГЛАВА 1

В клинически-ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения.

В личностно-ориентированной психотерапии обнаруживается огромное разнообразие методов и приемов, основанных на концептуальных моделях множества школ и течений.

Тем не менее, можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в психотерапии подходы — стремлении помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов и комплексов. В основе психотерапии лежит идея о возможности изменения, трансформации человечес-" кого Я в динамично изменяющемся мире.

Иными словами, речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания.

Согласно современным взглядам (Александров, 1997; Год-фруа, 1992; Карвасарский, 1999; Рудестам, 1993), в немедицинской психотерапии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы:

• исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении;

• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

• изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми;

• развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

• содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Главная цель всякого психотерапевтического воздействия заключается в том, чтобы помочь пациентам внести в свою жизнь необходимые изменения. Каким образом это можно сделать? Ответ на поставленный вопрос каждое направление психотерапии дает в терминах собственных понятий. Успешность, или эффективность, психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения; оптимальными будут те

ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

психотерапевтические меры, которые обеспечивают стойкий, продолжительный позитивный эффект. Разумеется, всякая психотерапевтическая школа убеждена, что предлагаемый именно ею способ помогать пациентам является оптимальным, предоставляя сомневающимся проверить это на собственном опыте. В настоящее время известно и применяется на практике около 400 разновидностей психотерапии для взрослых пациентов и примерно 200 — для детей и подростков (Kazdin, 1994).

Нередко можно прочесть и услышать о том, что в результате психотерапии произошли существенные позитивные изменения в личности пациента. Тем самым как бы подразумевается то, что психотерапия изменяет личность, делает ее другой. Строго говоря, как в ходе терапии, так и в ее результате не происходит изменений личности в смысле формирования каких-либо новых ее качеств или исчезновения уже имеющихся. Каждое свойство или качество личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их комплекс и определяет личность как таковую. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигается за счет того, что каждое качество имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного реально существующему. Психотерапевтическое воздействие, не создавая у личности новых качеств, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например, с изменившейся жизненной ситуацией. Такое «приведение в соответствие» и обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений (Бурлачук и др., 1999).

Сегодня наблюдается тенденция сближения врачебной и психологической психотерапии. Это проявляется как в том, что врачи так же, как и психологи, проявляют интерес к западным школам и техникам, так и в «размывании» границ врачебной «территории», которая до недавнего времени строго охранялась, в проникновении на эту территорию психологов.

Высказывается мнение о том, что психотерапия — это система специально организованных методов лечебного воздействия на невротиков, а психокоррекция — воздействие на «еще не больных, но уже не здоровых», то есть на людей с дезадаптированным поведением и формирующимся невротическим реагированием. Если исходить из этого определения, получается, что

ГЛАВА 1

воздействие на больного — это психотерапия, а на здорового — психокоррекция; психотерапией занимаются врачи, а психокор-рецией — психологи; психотерапия является методом лечения, а психокорреция — методом профилактики. Думается, что за таким разграничением областей воздействия на человека лежит желание психолога очертить и защитить «психологическую территорию».

Мы полагаем, что о психотерапии следует говорить в случаях ориентации воздействия на излечение или личностный рост. Задача консультанта — помочь клиенту разобраться в ситуации, в проблеме: подсказать, дать совет, отразить чувства и поведение клиента, чтобы он увидел себя, просветить, поддержать, успокоить и т. п. Вместе с тем в ряде случаев затруднительно точно квалифицировать работу с клиентом как психотерапевтическую или консультационную. В зарубежной литературе термины «терапия» и «психотерапия» используются как синонимы. В связи с тем, что в данном справочнике рассматриваются основные направления зарубежной психотерапии, авторы сочли возможным сохранить эту традицию. Поэтому в дальнейшем в тексте термины «психотерапия» и «терапия», «психотерапевт» и «терапевт» взаимозаменяемы. Кроме того, в ряде случаев в том же значении мы используем термин «консультант».

В настоящее время в психотерапевтической практике существуют сотни школ и направлений, которые можно классифицировать по разным признакам. Вместе с тем существуют основные психотерапевтические подходы, существенно различающиеся по своим концептуальным основам. Различия касаются описания личности, механизмов ее развития, патогенеза неврозов, механизмов терапии и оценки ее эффективности.

Рассматриваемые в данном справочнике виды психотерапии имеют разные «мишени» психотерапевтического воздействия. Так, «мишень» в биоэнергетическом анализе — тело, а в клиент-центрированной терапии — переживания (не просто испытываемые эмоции, а переживаемый опыт), в когнитивной терапии — неадаптивные мысли и другие образы воображения и т. д.

Психотерапевтические подходы можно условно разделить на: 1) ориентированные на проблему и 2) ориентированные на клиента. Подразумеваемой установкой психотерапии первого типа является установка на обязательное «погружение» пациента в проблему. Если пациент не желает этого делать («погружаться»), это, в рамках данного типа психотерапии, трактуется

ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

как сопротивление терапевтическому воздействию. «Ходить кругами» вокруг проблемы пациента, не входя, не углубляясь в нее, считается неэффективным.

В психотерапии второго типа, напротив, клиент свободен в выборе того, о чем говорить с терапевтом и сколько времени уделять терапии. Если клиент не говорит о своей проблеме, это рассматривается не как сопротивление, а как законное право клиента говорить только о том, о чем он сам желает.

Рассматриваемые виды терапии (директивная, ориентированная на проблему, и недирективная, ориентированная на клиента) имеют значительные различия в процессуальном аспекте. Так, в недирективной терапии отсутствуют или слабо выражены процессы переноса клиентом на терапевта своих потребностей, типа отношений со значимыми фигурами детства. Это происходит потому, что, во-первых, клиент в процессе терапии независим от терапевта, и, во-вторых, терапевт не является для клиента загадкой, «белым экраном». Эти виды терапии работают и с разным содержанием: «дьявольским» (человек в значительной степени — игрушка в руках дьявола) и «человеческим» (человек свободен и ответствен перед самим собой). Различия между этими видами терапии можно было бы множить, но в этом нет необходимости, поскольку достаточно подробный анализ каждого направления читатель найдет в тексте.

Несмотря на различия в «мишенях» психотерапевтического воздействия, в позициях психотерапевта и клиента в процессе терапии, ориентацию и теоретические основания различных школ психотерапии, психотерапевтическое консультирование — это процесс, имеющий ряд общих для всех школ и подходов стратегических и тактических моментов. К ним относятся:

• этапы психотерапевтического процесса;

• принципы проведения первичной консультации и основные техники психотерапевтического вмешательства;

• вербальные и невербальные средства психотерапевтической работы;

• создание и использование метафор в процессе психотерапевтического консультирования;

• требования к личности психотерапевта (консультанта);

• этика психотерапевта (консультанта);

Именно этим общим вопросам и посвящена данная глава.

ГЛАВА 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных