ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТАПоскольку личность консультанта является его орудием труда, ее полнота и целостность приобретает важное значение для эффективного консультирования. Перечислим необходимые консультанту качества: умение привлекать людей к себе, умение чувствовать себя свободно в любом ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ обществе, способность к эмпатии и прочие внешние атрибуты обаяния. Эти качества не всегда бывают врожденными, но в значительной мере являются благоприобретенными. Они появляются в результате постепенного просветления самого консультанта и, как следствие, проявляемого им доброжелательного интереса к людям. Если общение с людьми доставляет консультанту радость и он желает им добра, он сам автоматически начинает притягивать к себе окружающих. Как избежать влияния личностных предрассудков? Полностью избавиться от них невозможно, но их можно осознать и быть настороже. Вот почему многие психотерапевтические школы настаивают на том, чтобы абитуриенты сначала сами прошли психоанализ, чтобы осознать собственные комплексы и по возможности избавиться от них, иначе они подсознательно будут исходить из этих комплексов при консультировании. Консультанту следует пройти курс психоанализа у профессионального психотерапевта, что поможет ему лучше узнать самого себя (Мэй, 1994). Консультанту следует развить в себе то, что Адлер назвал мужеством несовершенства, то есть умение мужественно принимать неудачу. Мужество несовершенства заключается в том, чтобы собрать все силы на одну решающую битву, исход которой может оказаться и победой, и поражением. Консультант должен научиться радоваться не только достигнутым целям, но и самому процессу жизни. Удовольствие, получаемое от жизни и работы, избавит нас от необходимости постоянно мотивировать наши поступки и взвешивать каждый шаг в зависимости от того, что он нам даст. Вовсе не это должно определять нашу жизнь. Консультант должен быть убежден, что проявляет интерес к людям ради них самих. Другая не менее важная проблема профессионального консультирования заключается в выделении профессионально значимых качеств эффективного консультанта. Так, К. Роджерс (Rogers, 1957) уже в ранних своих работах выступил с гипотезой, которая впоследствии неоднократно экспериментально проверялась им самим и другими исследователями, о профессионально-личностных качествах психотерапевта (помощника), необходимых для оказания эффективной психологической помощи. Он считал, что: • помощник должен быть открытым и способным проявлять безусловное позитивное внимание, то есть принимать и вос- ГЛАВА 1 принимать клиента как заслуживающего уважения независимо от того, кем он является и что говорит или делает; • помощнику должна быть присуща конгруэнтность, то есть он должен использовать свои чувства в процессе консультирования, его вербальное и невербальное поведение должно быть открыто для клиента и быть последовательным; • помощник должен проявлять в своем поведении подлинность, то есть быть честным, откровенным и не прятаться за свой «фасад»; • он должен проявлять эмпатию, то есть показать клиенту, что понимает образ его мыслей и чувства и может видеть мир таким, каким его видит клиент, но в то же время он сохраняет свою отделенность от мира клиента. Эти качества должны быть не только присущи консультанту, но и проявляться в его поведении так, чтобы клиент мог их ощутить. Колшед, автор руководства по практике социальной работы, изданного Британской ассоциацией социальных работников в качестве учебника, в главе, посвященной консультированию, приводит перечень семи качеств эффективного консультанта (цит. по: Тутушкина, 1999): 1) эмпатия, или понимание, — усилие увидеть мир глазами другого человека; 2) уважение — отношение к другому человеку, подразумевающее веру в его способности справиться с проблемой; 3) конкретность, или способность быть определенным и точным, — способ коммуникации с другим человеком, при котором у него возникает большая ясность в отношении своих высказываний; 4) знание и принятие себя, а также готовность помочь в этом другим; 5) подлинность — умение быть искренним во взаимоотношениях; 6) конгруэнтность — совпадение того, что говорится, с тем, что сообщается языком тела; 7) непосредственность (способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) — работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место и в повседневной жизни клиента. ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Все больше специалистов, занимающихся теорией психотерапии и консультирования, склоняются к мнению, что качество межличностных отношений между клиентом и психотерапевтом или консультантом является более важным фактором, чем философия, метод или техника, которые исповедует и использует помощник (консультант или психотерапевт). Это было продемонстрировано применительно как к консультированию, так и к психотерапии и обучению. Ряд исследований показал, что между эффективностью психотерапии и качествами, проявляемыми психотерапевтом, существуют более сложные взаимоотношения, но в целом после работ Труакса, Кархафа (цит. по: Тутушкина, 1999) и последующих исследований фактически все авторы согласились с тем, что существует взаимосвязь между эффективностью консультанта и его эмпатией, уважением к клиенту и подлинностью его поведения. Эти исследования также пролили свет на ряд других факторов, которые обсуждались в научной литературе как, возможно, оказывающие влияние на эффективность психотерапии (в данном случае речь шла только о психотерапии, а не о помощи). Они показали следующее: • тот факт, что сам психотерапевт прошел курс собственной психотерапии, не является гарантией эффективности психотерапии; • пол и национальность (расовая принадлежность) не влияют на эффективность психотерапии; • ценность опыта работы психотерапевта как фактора, обусловливающего эффективность психотерапии, весьма дискуссионна: по крайней мере, было показано, что люди, имеющие больший психотерапевтический опыт, не обязательно являются лучшими психотерапевтами; • психотерапевты, имеющие собственные эмоциональные проблемы, чаще менее эффективны в работе; • ряд исследований подтверждают положение о том, что психотерапевты более эффективны в тех случаях, когда они имеют дело с клиентами, разделякжщми их собственные жизненные ценности. В целом в подобного рода исследованиях замечено, что психотерапевт и клиент могут подходить или не подходить друг ДРУГУ- Никто не может быть эффективным психотерапевтом Для любого и каждого клиента. Однако остается не выясненным то, каким образом можно обеспечить совпадение клиента ГЛАВА 1 и психотерапевта для достижения максимальной эффективности психотерапии. Некоторые авторы считают, что консультанту недостаточно быть только заботливым и понимающим, он также должен обладать навыками эксперта. Развитию навыков консультирования посвящен ряд книг. Списки этих навыков еще более различаются, чем списки качеств «эффективных консультантов», и доходят до 45 наименований. Во многих подобных работах, даже посвященных консультированию в социальной работе, где позиция консультанта априорно более активна, чем в других видах консультирования, подчеркивается, что наиболее важным является «позволение людям услышать самих себя». Напомним, что этот принцип был открыт Фрейдом, описан им через известную метафору о том, что психоаналитик является «зеркалом пациента». Параллель с принципами техники психоанализа не случайна: мы можем продолжить нахождение соответствий между описаниями проявления контрпереноса и следующими навыками профессионального консультирования: • уметь дать человеку закончить говорить без реагирования; • точно отражать и воссоздавать содержание беседы и чувства; • перефразировать сказанное другим; • подытожить этап интервью так, чтобы продвинуть беседу; • прояснить свою собственную роль для собеседника; • использовать открытые вопросы; • использовать суфлирование, способствуя продвижению собеседника в его повествовании; • «вытягивать» чувства собеседника; • предлагать экспериментальное (то есть идущее от реального, а не воображаемого опыта) понимание проблемы, ситуации; • чувствовать, как другой человек воздействует на вас; • быть толерантным к молчанию; • контролировать свою собственную тревогу и расслабляться; • фокусироваться на «здесь и сейчас» так же легко, как на «там и тогда»; • определять направление и держать фокус в ходе беседы; • регистрировать и противостоять амбивалентности и непоследовательности; • находить и ставить общие цели; • быть толерантным к болезненным темам; • обсуждать и генерировать альтернативные планы действий; ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ • оценивать затраты и выигрыш в случае достижения цели; • начинать, продолжать и заканчивать (каждую сессию и весь контакт в целом). На основе всего сказанного выше сформулируем требования к консультанту (психотерапевту). Коммуникативная компетентность является доминирующим, системообразующим компонентом профессиональной деятельности психотерапевта. Коммуникативные умения являются важнейшим элементом его профессионально-квалификационной характеристики. Рассматривая общение с современных позиций теории деятельности, мы характеризуем его как коммуникативную деятельность, как процесс межличностного взаимодействия субъектов, каждый из которых является носителем активной деятельности и предполагает ее в своих партнерах. Коммуникативные умения мы понимаем как качества личности, как готовность к осознанному успешному осуществлению коммуникативной деятельности (общения) в единстве трех ее сторон (коммуникация, интеракция, перцепция) в измененных условиях. Информационная сторона связана с выявлением и учетом субъективных установок, целей друг друга, с намерением каждого из участников повлиять, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную «представленность» в нем (вербальную и невербальную). Интеракция — сторона общения, направленная на построение общей стратегии взаимодействия. Она включает в себя выбор оптимальной стратегии и тактики общения (умение находить нужные формы общения с разными людьми), саморегуляцию (умение сознательно управлять поведением в различных ситуациях общения). Осуществление успешного общения невозможно без реализации третьей его стороны — перцепции, обеспечивающей процесс формирования образа другого человека. Восприятие и понимание другого человека осуществляет исполнительскую регуляцию деятельности, заключается в выборе субъектом познания адекватных способов общения. Правильному пониманию и восприятию способствует умение интерпретировать личность по ее внешности и поведению, умение человека правильно воспринимать и понимать самого себя. •■■::-;■ ■ ГЛАВА 1 Психотерапевту необходимы: • умения, направленные на решение информационно-содержательных аспектов общения; • умения, направленные на построение общей стратегии взаимодействия; • умения, направленные на восприятие партнерами друг друга. Интегративные коммуникативные умения: • умения ориентироваться в ситуации общения и пользоваться различными средствами общения; • умения управлять своим поведением; • умения слушать и понимать собеседника. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|