Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Досуг как сфера социально - культурной деятельно­сти, соотношение понятии «досуг» и «досуговая деятельность».




Понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.

В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена простая мысль: современная семья, каждый человек обре­тают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.

В условиях расширения международных контактов в области культуры, творчества, отдыха досуг становится частью цивилизо­ванной жизни, улучшает духовное самочувствие нации.

' В современной социально - культурной ситуации досуг пред­стает как общественно осознанная необходимость. Общество край­не заинтересовано в эффективном использовании свободного вре­мени людей - в целях социально - экономического и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально - культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течении многих лет роль придатка произ­водственной сферы досуг становится все более широкой сферой СКД, где происходит самореализация творческого и духовного по­тенциала общества.

Время человека, занятого общественно организованной произ­водственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени.

В свою очередь, внерабочее время состоит из:

а) вспомогательного времени, связанного с производственной
или учебной -занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.)

б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.

в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологиче­ских потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пас­сивный отдых и др.

г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных
возможностей, физического состояния, духовных потребностей.

Являясь основной сферой СКД людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается по­сле вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных семейных обязанностей.

Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа, жизни ка­ждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреаци­ей, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и.т. л. Это не означает, что досуг - это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанно­сти не играют никакой роли в досуге.

Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку опреде­ленные требования, которые вменяются в обязанности любой соци­ально - культурной общности - от спортивных команд до кинооб­ществ - с целью реализации своих потребностей.

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества про­блем, которые сопровождают развитие современной семьи - динами­ки демографических характеристик семьи, ее социально - экономи­ческого положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверен­ностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Если досуг не способствует нормальному воспро­изводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

Величина свободного времени далеко не однородна у раз­личных социальных групп. Большая часть забот по домашнему хо­зяйству ложится на плечи женщин. По всем социальным группам (кроме учащихся) женщины имеют собственно свободного времени на треть меньше мужчин.

Досуг, досуговое (или рекреационное) время - это часть со­циального времени личности, группы или общества в целом, кото­рая используется для сохранения, восстановления и развития фи­зического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени об­ладают дети и пенсионеры - весьма многочисленная категория на­селения.

Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени употреблялось на Руси еще в середину XVвека.

По В.И. Далю - «досуг - свободное, незанятое время, гулян­ки, гулячая пора, простор от дела». Следовательно, уже в 16 ве­ке имело современное толкование.

Существует тесная зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью. Словом, только хорошо, поработавший человек способен полноценно,.с полной самоотдачей веселиться., отдыхать и расходовать свое досуговое время. Пословица «рукам работа - душе праздник» убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность - некоторого рода продолжение радости труда.

Вряд ли можно отождествлять досуг с бездельем. Если «безде­лье - мать всех пороков», то досуг несет в себе особым образом организованное общение глубокий социальный, часто педагогиче­ский смысл, имеет культурно - образовательное, развивающее зна­чение,

В досуговой сфере всегда незримо или зримо присутствует трудовое.начало. «Не учи безделью, учи рукоделью» - эта запо-•ведь указывает на возможность соединения труда и развлечения, /например, на посиделках и «вечерках». За этим тезисом стоит ор­ганическое сочетание в одном действии двух начал - утилитарно -практического и досугового.

Свободное время правомерно называют социально - культурным феноменом. Чтобы подтвердить справедливость этого положения остановимся на характеристике и градации досуга и досуговой деятельности (ДД).

Досуг выступает как вид деятельности, подразумевающей не столько поведение личности, сколько поступки раскрывающие ак­тивность, «кинетическую» сущность субъекта. Универсальность ДД обусловлена, прежде всего, богатством ее предметного и видового разнообразия. Огромные возможности этой деятельности заключают­ся в обеспечении рекреации путем смены одного вида занятости, утомившего человека, на другой, отличный от прежнего.

Типы досуга,: видовое разнообразие, (инертный - характери­зует отношение и

личности к своему досугу)

активность досуговой деятельности, (потребительский)

степень включенности в культурно - творческие процес­сы, (высший -

творческий)

Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной ре­гуляции. Целенаправленно влиять на досуговую сферу значит со­действовать проявлению ее закономерностей. К основным регулято­рам досуга относятся;

  • административные методы направленные на блокировкуасоциальных явлений, правовое упорядочивание досуга
  • Экономические, способствуют «обвальной коммерциализа­ции сферы свободного времени»
  • Педагогическое воздействие.

Основные концепции досуга:

Деятельностная, в которой досуговая деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. Трудовая деятель­ность связана с затратой жизненных сил личности, а досуговая с их восстановлением.

медико - биологическая (курортологические, оздорови­тельные) основу этих концепций составляет разработка механизмов лечения заболевания или их предупреждение при помощи лечебных природных факторов, контакт с которыми возможен только в нера­бочее время. Минеральные воды, побережья теплых морей, курорты и т.д.

Культурологические и социально - культурные концепции и досуга - досуг в них воспринимается как сфера образования, вос­питания личности и социальной культуры, расширения культурного кругозора, обмена культурными ценностями, знакомство с культур­ным наследием каждого народа.Установлено, что на содержание и форму КД в сфере досуга существенное влияние оказывает принад­лежность человека к определенной социальной и национально - эт­нической группе его культурная ориентация, условия и образ жизни. Национальные особенности накладывают отпечаток на досу­говое поведение людей. Например, жители Средней Азии свободное время проводят в своем жилище, в гостях у соседей, или чайхане.

Экологическая - основу этой концепции составляют два типа:

1.максимальная приспособленность человека к существующему природному комплексу, стремлении сохранить природные компонен­ты, чистоту воздуха, воды и т.д.

2.состоит в преобразовании природы в места массового отды­ха, курорты, базы отдыха,

и т.д.

В экологических концепциях ДД рассматривается как гарант и средство охраны природы.

ДД имеет и ряд особенностей:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных