Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы исследования в теории организации




Среди эффективных методов исследования в теории организации используются дедукция и индукция.

Дедукция предусматривает исследования путем пере­хода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые события.

Индукция предусматривает исследования путем пере­хода от частного к общему. Вначале собирается обшир­ный материал, на базе которого создается теория, способная объяснить любые происходящие события из имеющейся типологии данных. Например, по результатам большого количества собранных материалов о зависимости харак­тера отношений между работниками и эффективностью их труда была создана эффективная теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: пол­ная поддержка, различие, поляризация, столкновение и антагонизм.

Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Они должны удовлетворять следующим требованиям:

• осмысленности введенных терминов, категорий и понятий;

• непротиворечивости дефиниций одного и того же предмета или явления;

• достоверности выводов, т.е. возможности проведе­ния проверки или повторения результатов;

• возможности обобщения в другие классы событий;

• наличия ограничений на ее применение (техничес­ких, экологических, социальных и т.д.);

• возможности объяснения происходящих событий и их прогнозирования.

Организация - это и процесс, и явление. Изучением организации какявления занимается теория организаций как составная часть теории организации. Теория организации формирует систему научных знаний в области анали­за и синтеза социальных организаций и социальных отношений. В соответствии с общим подходом к развитию научной теории, состоящей из цикла в 8 этапов, развитие теории организации содержит 7 конкретных этапов:

• сбор фактов, прогнозов, тенденций, исторических и фольклорных сведений, легенд и мифов о существова­нии или функционировании организаций (как явле­ния), особенностях организации (как процесса);

• систематизация информации и составление типоло­гии, например, по времени, по их эффективности, по характеру организационных отношений, по сфере деятельности;

• создание понятийного аппарата (определения, катего­рии, термины);

• нахождение зависимостей между параметрами, отно­шений между категориями, формулирование законов и закономерностей (например, нормы управляемости персоналом в зависимости от характера деятельности, законы развития, самосохранения, синергии);

• привлечение других наук для лучшего понимания сво­их собственных проблем (например, кибернетики, функционально-стоимостного анализа);

• практическое апробирование части разработанных те­орий и методик;

• обобщение теоретических разработок и практических результатов применения отдельных положений тео­рии организации, накопление статистических дан­ных.

Перечисленные этапы выполняются циклически друг за другом, совершенствуя на каждом очередном витке знания в области теории организации.

 

1.5. Организационные отношения – предмет теории организации

Предметом теории организации являются организа­ционные отношения между работниками или компания­ми, в которых они работают как по горизонтали, так и по вертикали. Рассматриваются структурные и процессорные организационные отношения при создании, функционировании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов (рис.3).

  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ▼   ◄ Стадии развития организации
С т р у к т у р н ы е
Воздействие Взаимодействие Противодействие Создание
П р о ц е с с о р н ы е Функциони рование
Массовые и единич ные Равенства И подчинения Зависимые И независимые Реорганизация
П р о ц е с с о р н ы е Ликвида ция
Постоян ные и случай ные Непрерывые и дискретные Последова тельные и параллельные Межорганизационные и внутри организацион ные Экономи ческие, политичес кие, правовые

 

Рис. 3. Типология организационных отношений

Структурные производственные отношения - это воз­действия, взаимодействия и противодействия.

Воздействие - это однонаправленное действие по пере­даче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объ­екта (субъекта) организационных отношений к другому.

Взаимодействие - это долговременная положительная реакция со стороны объекта управления (подчиненного) на воздействие субъекта управления.

Противодействие - это долговременная отрицательная реакция со стороны объекта управления на воздействие субъекта управления.

Процессорные производственные отношения - это мас­совые, групповые и единичные, равенства и подчинения, зависимые, частично зависимые и независимые, постоянные и случайные, последовательные и параллельные, непрерывные и дискретные отношения.

В основе деятельности любой компании лежат произ­водственные отношения между работниками в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных ресурсов. Производственные отношения условно разделяются на экономические, технологические, организационные, правовые, социальные и др.

Организационные отношения связывают весь набор со­ставляющих отношений. Они включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, реор­ганизации и прекращении деятельности организаций.

Таблица 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных