Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основы возрастной психологии как базы консультирования.




Развитие рассматривается как усвоение человеческого опыта. Происходит оно в деятельности. Для понимания возрастного развития нужно знать качественную специфику основных видов деятельности.

Концепция Выготского о психологических возрастах. Психологический возраст – новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникли на данной возрастной ступени, и которые в главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития.

Каждый возраст характеризуется своей уникальной социальной ситуацией развития, т.е. теми еднинственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка со взрослым, социальной средой в целом, которые складываются в данном возрасте.

Среди связей, которые характеризуют ситуацию развития, Выготский выделял ближние и далекие отношения с обществом. В дальнейшим ближние отношения с обществом изучались в школе Лисиной, когда исследовались связи онтогенеза общения.

Отдаленные отношения с обществом исследовались в работах Эльконина и Леонтьева, и они касались объективных отношений ребенка в обществе.

Взрослый рассматривается с двух позиций:
1. Общественный взрослый. Здесь он является носителей общественных норм и требований, общественных смыслов деятельности.
2. Личные отношения с близкими взрослыми и сверстниками.

Если ребенок не усваивает первую позицию, у него искаженное отношение так же и с близкими взрослыми. Обычно они плохо себя ведут, конфликты, агрессивны. У очень либеральных родителей нормы поведения не формируются.
Бывает дети, у которых прекрасные отношения с общественными взрослыми, а с близкими у них плохие отношения.
Деятельность. Психика формируется в деятельности и проявляется в ней. Характер деятельности, структура, виды и иерархии имеют основополагающее значение для понимания развития.
Мы проверяем, достигнут ли у ребенка уровень ведущего вида деятельности. В дошкольном возрасте смотрим, на каком уровне развита с-р игра, развитие дидактической игры, драматизации и т.д. Отдельно проводится диагностика общения со сверстниками.
Возрастные новообразования. Часто трудности связаны с тем, что эти новообразования недостаточно сформированы. Например, речь в раннем возрасте. Ее недоразвитость сильно тормозит познавательное, личностное развитие, не формируется потребность общения со сверстниками.
тапы психологического консультирования:
1. Проведение психологического обследования. Анамнестическая беседа с родителями, в которой мы узнаем различные факты и подробности, связанные с развитием.
2. Психологическая диагностика.
3. Разработка программы помощи ребенку на основе обследования и диагностики.

Выделяют следующие понятия, которыми должны овладеть психологи-консультанты: психологический диагноз, психологический прогноз, психологическая коррекция.
Диагноз это не такая простая вещь. Он имеет некоторую специфику и выраженный психический план. Проблемы диагноза часто рассматриваются в связи с навешиванием ярлыка на ребенка, который стигматизирует его, заставит всех относиться к нему только как к носителю языка.
Исследования, связанные с изучением оценочных суждений педагогов в адрес детей, показали что учителя склонны рано навешивать ярлыки. В среднем они любят троечников. Так же зависит от предмета, которому педагогу учит.
Психологический диагноз – это диагноз развития, а не личности. Поэтому недостаточно выявить уровень и характер развития, достигнутый ребенком на сегодняшний момент. Необходимо установить целостный процесс развития. Поэтому выдвижение психологического диагноза должно включать квалификацию данного этапа развития ребенка в контекст этапов и закономерностей всего развития в онтогенезе.
Представление о психологическом диагнозе выступает следующим образом:
1. Это общая оценка психологического развития ребенка с точки зрения соответствия показателям нормативного возрастного развития.
2. Описание индивидуальных особенностей развития ребенка. Отличительные черты личности, разные стороны психической деятельности.
3. Психологическая квалификация характера и степени выраженности психологических проблем ребенка.
4. Выявление причин и условий появления этих трудностей и проблем.
В соответствии с психологическим диагнозом начинаем формировать психологический прогноз. Прогноз можно построить на основании того, как развивается ребенок, как он дошел до своих трудностей, и какое развитие он демонстрирует на настоящий момент.
Некоторые специалисты говорят, что прогноз делать нельзя, т.к. часто меняется среда развития, сильно действует научение, поэтому говорят о вариативном прогнозе.
Расписывается несколько вариантов развития при определенных условиях:
1. Если неблагоприятные условия сохранятся.
2. Если неблагоприятные условия устранены или существенно ослаблены.
3. Если неблагоприятные условия усилятся.
Обсуждение уязвимых сторон развития ребенка.

Психологическая помощь.
В настоящее время разработано очень много средств коррекции. Большей частью коррекционную программу приходится подбирать индивидуально для каждой семьи.
Консультант-психолог не должен применять функции дефектолога, психоневролога (который ставит более дифференцированный диагноз), патопсихолога и психотерапевта.
Отличия коррекционной, психотерапевтической и психологической работы.
Психотерапевт обычно обладает медицинским образованием. Современные психологи занимаются не медицинским, а психологическим методом психотерапии, направленным на обеспечение развития и психологического благополучия ребенка.
Коррекция это целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, направленное на исправление недостатков ребенка. Основное направление – коррекция отклонений и профилактика негативных тенденций (интервенция – вмешательство). Если естественное развитие возможно, то говорят не о вмешательстве, а о создании развивающей среды.
Коррекция – целенаправленное воздействие, нацеленное на преодоление отклонений и достижение возрастной нормы развития.
Психотерапия по своему происхождения связана с медициной, а психокорекция – с дефектологией и сферой образования.

Лекция 2

Основные этапы психологического обследования:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных