Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Основы возрастной психологии как базы консультирования.
Развитие рассматривается как усвоение человеческого опыта. Происходит оно в деятельности. Для понимания возрастного развития нужно знать качественную специфику основных видов деятельности.
Концепция Выготского о психологических возрастах. Психологический возраст – новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникли на данной возрастной ступени, и которые в главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития.
Каждый возраст характеризуется своей уникальной социальной ситуацией развития, т.е. теми еднинственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка со взрослым, социальной средой в целом, которые складываются в данном возрасте.
Среди связей, которые характеризуют ситуацию развития, Выготский выделял ближние и далекие отношения с обществом. В дальнейшим ближние отношения с обществом изучались в школе Лисиной, когда исследовались связи онтогенеза общения.
Отдаленные отношения с обществом исследовались в работах Эльконина и Леонтьева, и они касались объективных отношений ребенка в обществе.
Взрослый рассматривается с двух позиций: 1. Общественный взрослый. Здесь он является носителей общественных норм и требований, общественных смыслов деятельности. 2. Личные отношения с близкими взрослыми и сверстниками.
Если ребенок не усваивает первую позицию, у него искаженное отношение так же и с близкими взрослыми. Обычно они плохо себя ведут, конфликты, агрессивны. У очень либеральных родителей нормы поведения не формируются. Бывает дети, у которых прекрасные отношения с общественными взрослыми, а с близкими у них плохие отношения. Деятельность. Психика формируется в деятельности и проявляется в ней. Характер деятельности, структура, виды и иерархии имеют основополагающее значение для понимания развития. Мы проверяем, достигнут ли у ребенка уровень ведущего вида деятельности. В дошкольном возрасте смотрим, на каком уровне развита с-р игра, развитие дидактической игры, драматизации и т.д. Отдельно проводится диагностика общения со сверстниками. Возрастные новообразования. Часто трудности связаны с тем, что эти новообразования недостаточно сформированы. Например, речь в раннем возрасте. Ее недоразвитость сильно тормозит познавательное, личностное развитие, не формируется потребность общения со сверстниками. тапы психологического консультирования: 1. Проведение психологического обследования. Анамнестическая беседа с родителями, в которой мы узнаем различные факты и подробности, связанные с развитием. 2. Психологическая диагностика. 3. Разработка программы помощи ребенку на основе обследования и диагностики.
Выделяют следующие понятия, которыми должны овладеть психологи-консультанты: психологический диагноз, психологический прогноз, психологическая коррекция. Диагноз это не такая простая вещь. Он имеет некоторую специфику и выраженный психический план. Проблемы диагноза часто рассматриваются в связи с навешиванием ярлыка на ребенка, который стигматизирует его, заставит всех относиться к нему только как к носителю языка. Исследования, связанные с изучением оценочных суждений педагогов в адрес детей, показали что учителя склонны рано навешивать ярлыки. В среднем они любят троечников. Так же зависит от предмета, которому педагогу учит. Психологический диагноз – это диагноз развития, а не личности. Поэтому недостаточно выявить уровень и характер развития, достигнутый ребенком на сегодняшний момент. Необходимо установить целостный процесс развития. Поэтому выдвижение психологического диагноза должно включать квалификацию данного этапа развития ребенка в контекст этапов и закономерностей всего развития в онтогенезе. Представление о психологическом диагнозе выступает следующим образом: 1. Это общая оценка психологического развития ребенка с точки зрения соответствия показателям нормативного возрастного развития. 2. Описание индивидуальных особенностей развития ребенка. Отличительные черты личности, разные стороны психической деятельности. 3. Психологическая квалификация характера и степени выраженности психологических проблем ребенка. 4. Выявление причин и условий появления этих трудностей и проблем. В соответствии с психологическим диагнозом начинаем формировать психологический прогноз. Прогноз можно построить на основании того, как развивается ребенок, как он дошел до своих трудностей, и какое развитие он демонстрирует на настоящий момент. Некоторые специалисты говорят, что прогноз делать нельзя, т.к. часто меняется среда развития, сильно действует научение, поэтому говорят о вариативном прогнозе. Расписывается несколько вариантов развития при определенных условиях: 1. Если неблагоприятные условия сохранятся. 2. Если неблагоприятные условия устранены или существенно ослаблены. 3. Если неблагоприятные условия усилятся. Обсуждение уязвимых сторон развития ребенка.
Психологическая помощь. В настоящее время разработано очень много средств коррекции. Большей частью коррекционную программу приходится подбирать индивидуально для каждой семьи. Консультант-психолог не должен применять функции дефектолога, психоневролога (который ставит более дифференцированный диагноз), патопсихолога и психотерапевта. Отличия коррекционной, психотерапевтической и психологической работы. Психотерапевт обычно обладает медицинским образованием. Современные психологи занимаются не медицинским, а психологическим методом психотерапии, направленным на обеспечение развития и психологического благополучия ребенка. Коррекция это целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, направленное на исправление недостатков ребенка. Основное направление – коррекция отклонений и профилактика негативных тенденций (интервенция – вмешательство). Если естественное развитие возможно, то говорят не о вмешательстве, а о создании развивающей среды. Коррекция – целенаправленное воздействие, нацеленное на преодоление отклонений и достижение возрастной нормы развития. Психотерапия по своему происхождения связана с медициной, а психокорекция – с дефектологией и сферой образования.
Лекция 2
Основные этапы психологического обследования:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|