Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономическое использование ресурсов




В условиях рыночной экономики благодаря конкуренции между товаропроизводителями устанавливается некоторый наиболее распространенный уровень затрат материальных ресурсов, который и является общественно необходимым. Для определенного периода времени этот уровень стабилен, с тенденцией к снижению.

Всякое превышение общественно необходимого уровня затрат для данного товаропроизводителя влечет негативные экономические последствия – вплоть до банкротства. Поэтому каждое предприятие вынуждено работать так, чтобы его затраты не превышали установившийся общественно необходимый уровень. В этом заключается экономическая основа механизма рационального использования материальных ресурсов, т. е. ресурсосбережения.

Величина затрат материальных ресурсов в значительной мере определяется характером процесса материалопотребления. На процесс материалопотребления оказывают влияние следующие факторы:

- тип производства, а именно: массовое, крупносерийное, среднесерийное, мелкосерийное и единичное;

- объем производства;

- степень регламентации производственного процесса, прежде всего в части требований к предметам труда – от его исходного состояния и до готовой продукции;

- длительность производственного цикла, что определяет величину незавершенного производства;

- номенклатура (ассортимент) выпускаемой продукции или выполняемых работ, т.е. степень многономенклатурности программы;

- гибкость производства, т. е. способность производства к быстрой переналадке для выпуска новых видов изделий;

- вид изделий или работ с точки зрения их сложности, энергоемкости,

материалоемкости и наукоёмкости;

- уровень законченности изготовляемых изделий;

- уровень надежности изготовляемых изделий, что определяет материалозатраты в процессе их эксплуатации;

- характеристика технологических процессов с точки зрения их прогрессивности, экологической чистоты, безотходности.

Перечисленные факторы предопределяют процесс управления материальными ресурсами. Так, например, в массовом или крупносерийном производстве потребляется весьма значительный объем материальных ресурсов, но ограниченной номенклатуры, а в единичном или мелкосерийном производстве объем потребления невелик, но достаточно обширен по номенклатуре.

Более того, указанные факторы в основном формируют отраслевые особенности материалопотребления, которые в наибольшей степени проявляются в строительстве, агропромышленном комплексе, на транспорте, в сфере обслуживания.

Все многообразие процессов материалопотребления можно свести к следующим парным характеристикам, т. е. материалопотребление может быть: стабильное и нестабильное; детерминированное и стохастическое; равномерное и неравномерное; ритмичное и неритмичное.

Некоторые их представленных характеристик могут пересекаться, некоторые характеристики несовместимы, возможны промежуточные значения.

Таким образом, процесс материалопотребления включает в себя использование прежде всего таких видов материальных ресурсов, как сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, причем непосредственно в производстве и при формировании запасов.

Рациональное использование сырья и материалов хотя и является, в принципе, производственной задачей, однако правильная производственная система материально – технического снабжения предполагает эффективные нормы расхода сырья и материалов и оказывает на него существенное влияние. При установлении эффективных норм расхода сырья и материалов следует исходить из их оптимальных величин, которые являются достижимыми при данных конкретных условиях производственного процесса выпуска продукции.

Продолжительное эффективное использование материальных и энергетических ресурсов требует организации экономии сырья, материалов и энергетических ресурсов, которые должны охватить все сферы деятельности предприятия. Основой для организации этой экономии является ориентированное на нее технологическое развитие предприятия, которое охватывает четыре комплексные задачи:

- экономия сырья, материалов и энергетических ресурсов, заложенная в процессе разработки изделий:

- экономия сырья и материалов при выпуске уже разработанных изделий при конструировании новых изделий и при дифференциации изделий по

ассортименту;

- экономия сырья, материалов и энергетических ресурсов в результате оптимизации технологического процесса при производстве изделий;

- переориентация ранее оформленных изделий на экономически более выгодные сырье, материалы, узлы и детали, а также энергетически более экономные технологические процессы производства готовой продукции;

- относительное уменьшение претензий у клиентов в результате повышения качества изделий, создания новых потребительских изделий и улучшение внешнего оформления систем изделий (с точки зрения конкурентоспособности изделий);

экономия сырья и материалов, энергетических ресурсов и технических средств в процессе осуществления упаковки, транспортировки, погрузки-разгрузки и складирования готовой продукции.

- экономия сырья и материалов посредством улучшения аппликации изделия:

- экономия сырья и материалов посредством использования общепринятых или специфических (специально приспособленных для клиента) рецептур, предписаний по обработке и технике применения изделий;

- оптимизация ассортимента изделий с осуществлением экономии сырья и материалов и энергетических ресурсов посредством изменения (расширения или сужения) областей применения выпускаемых в настоящее время изделий;

- проведение консультаций с заказчиками изделий по дальнейшей обработке и, соответственно, по применению поставляемых изделий, а также по решению проблем, которые возникают в процессе обработки и применения изделий;

- исследование отказов работы изделий у заказчиков, обусловленных применением того или иного сырья (или материалов), и устранение причин, вызывающих отказы в работе изделий.

- экономия сырья и материалов посредством усовершенствования

технологического процесса:

- разработка и использование технологических процессов, которые гарантируют высокое и стабильное качество изделий;

- сокращение, обусловленное использованием того или иного технологического процесса, расходов сырья и материалов, энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции, а также потерь сырья и материалов

и энергетических ресурсов;

- повышение способности приспосабливаемости разработанных технологических процессов к измененным видам сырья и материалов и материально – существенным специфическим требованиям потребителей готовой продукции;

- разработка технологических решений для продолжительного или оперативного замещения (взаимозаменяемости) сырьевых и вспомогательных материалов, а также энергетических ресурсов;

сокращение потребности в сырье и материалах для настройки и внедрения технологических процессов.

- экономия сырья и материалов и энергетических ресурсов посредством осуществления исследований и разработок в областях использования сырья и материалов и энергетических ресурсов:

- исследование и использование конструктивных и технологических свойств сырья и материалов;

- поиск новых и расширение области использования известных конструктивных и технологических решений, пригодных для использования первичного и вторичного сырья и материалов;

- исследование и разработка конструктивных и технологических экономических решений, а также решений, которые могут быть использованы для взаимозаменяемости энергоносителей и применяемых источников энергии, среди которых немаловажное значение занимают источники энергии, осуществляемые посредством отвода тепла.

- учет всех отходов производства;

- подготовку и обработку отходов производства (во взаимодействии с производственным выпуском готовой продукции);

- складирование отходов производства;

- использование отходов производства в качестве вторичного сырья.

Поскольку вторичное использование отходов производства предписано законом, то затраты, необходимые для осуществления этого мероприятия, тоже

исследует уменьшать. То же самое следует делать и с точки зрения предпринимательской этики. С чисто экономической точки зрения нужно, чтобы затраты на учет и перепись отходов производства, на их подготовку и обработку, на складирование, хранение и возвращение отходов в качестве вторичного сырья, включая сюда и затраты на возможные технологические процессы по обработке

отходов, должны быть одинаковой величины или ниже, чем затраты на приобретение и обработку первичного сырья и материалов.

Экономическое использование материальных ресурсов оказывает решающее влияние на снижение издержек производства, себестоимости продукции, а следовательно повышение прибыльности и рентабельности работы предприятия. Доведение материальных запасов до реально необходимого и достаточного уровня способствует высвобождению оборотных средств, вовлечению дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создает условия для выпуска дополнительного количества продукции.

3.Материально – технические показатели магазина «Незабудка»

Торговый центр (двухэтажное здание) «Незабудка» расположенный по адресу

г.Астрахань, ул. Ботвина 4., осуществляет розничную торговлю товарами бытовой химии, парфюмерно-косметической продукцией и бельевым трикотажем.

Источниками финансирования для открытия данного магазина послужили собственные средства. Наемный персонал: 14 человек.

Экономической службы планирования и анализа в магазине не существует.

Вся отчётность для проверяющих органов, в т.ч. налоговой инспекции, ведётся единственным бухгалтером, которому помогает руководитель магазина.

Рост товарооборота за последний 2009 год происходил в основном за счёт расширения ассортимента белья и одежды. По товарам бытовой химии и парфюмерии увеличение оборота не происходило по причине жёсткой конкуренции и насыщения рынка товарами данной группы.

Средний стаж работающих на данном предприятии более 3-х лет. Повышение заработной платы производится за счёт увеличения товарооборота и, следовательно, за счёт повышения производительности труда. Новые работники были приняты на работу в связи с открытием отдела детской одежды, находящегося в изолированном помещении с отдельным выходом.

Издержки данного магазина за месяц включают в себя:

1. заработную плату рабочим,

2. налоги,

3. коммунальные платежи,

4. транспортные расходы,

5. аренда земельного участка под магазин.

Налогообложение предприятия осуществляется посредством уплаты единого налога на вменённый доход, который прямо пропорционален площади торгового зала магазина.

Службы маркетинга в торговом центре не существует, но поставщики товаров оказывают некоторые услуги с целью продвижения своих товарных групп.

Ассортимент товаров подвержен некоторым колебаниям, обусловленным различными потребностями покупателей в разные периоды. В основном это сезонные колебания, например, летом продаётся заметно больше стиральных порошков, туалетной воды и дезодорантов для тела. Зимой больше пользуются спросом средства для ухода за кожей лица и рук, а также духи. В каждой товарной группе есть свои «летние» и «зимние» товары. В течение месяца колебания в продаваемом ассортименте объясняется наличием, либо отсутствием у покупателя необходимого объёма денежных средств.

Торгвоый центр работает в условиях жёсткой конкуренции. В радиусе 500 м. от магазина «Незабудка» расположены 8 магазинов данного профиля, в том числе 2 супермаркета и 1 минимаркет, работающие в формате самообслуживания. Такое месторасположение заставляет руководство торгового центра работать в постоянном поиске оптимального ассортимента с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей.

Торговый центр «Незабудка» рассчитан на широкий круг потребителей, но в основном это женщины, многие из которых имеют детей. На этом факте и основывается выбор новых направлений в развитии магазина.

Анализ товарооборота торгового центра «Незабудка» по общему объёму и ритмичности торговой деятельности проведем по месяцам за 2008-2009 г.г.

Товарооборот торгового центра«Незабудка» за 2008-2009 г.г.

Таблица №1

Месяц Товарооборот, руб.

 

 

 

     
Январь 343461,50 4883824,70
Февраль 548819,60 5407422,20
Март 822152,00 5976592,60
Апрель 1214163,91 6547718,70
Май 1544614,00 7023724,10
Июнь 1922924,20 7563436,40
Июль 2293356,70 8107473,50
Август 2651416,00 8616671,40
Сентябрь 3051780,70 9127846,50
Октябрь 3372252,00 9638291,30
Ноябрь 3802292,70 10187636,70
Декабрь 4197712,30 10704879,50

Исходя из данных в таблице, можно рассчитать валовой оборот за месяц. Для этого из суммы последующего месяца вычитаем сумму предыдущего месяца каждого года.

Г.

Январь: 548819,60 – 343461,50 = 205358,10

Февраль: 822152 – 548819 = 273332,40

Март: 1214163,91 – 822152 = 392011,91

Апрель: 1544614 – 1214163,91 = 330450,09

Май: 1922924,20 – 1544614 = 378310,10

Июнь: 2293356,70 – 1922924,20 = 370432,50

Июль: 2651416 – 2293356,70 = 358059,30

Август: 3051780,70 – 2651416 = 400364,70

Сентябрь: 3372252 – 3051780,70 = 320471,30

Октябрь: 3802292,70 – 3372252 = 430040,70

Ноябрь: 4197712,30 – 3802292,70 = 395419,60

Декабрь: 4883824,70 – 4197712,30 = 686112,40

Г.

Январь: 5407422,20 – 4883824,70 = 523597,50

Февраль: 5976592,60 – 5407422,20 = 569170,40

Март: 6547718,70 – 5976592,60 = 571126,10

Апрель: 7023724,10 – 6247718,70 = 476005,40

Май: 7563436,40 – 7023724,10 = 539712,10

Июнь: 8107473,50 – 7563436,40 = 544037,10

Июль: 8616671,40 – 8107473,50 = 509197,90

Август: 9127896,50 – 8616671,40 = 511225,10

Сентябрь: 9638291,30 – 9127896,50 = 510394,80

Октябрь: 10187636,70 – 9638291,30 = 549345,40

Ноябрь: 10704879,50 – 10187636,70 = 517242,80

Декабрь: 11398129,30 – 10704879,50 = 693249,80

По показателям валового оборота за месяц можно вычислить среднегодовой месячный оборот (Ксг.об.) за каждый год. Для этого необходимо сложить показатели валового оборота за каждый месяц анализируемого года и разделить сумму на число месяцев в этом году.

Г.

205358,10 + 273332,40 + 392011,91 + 330450,09 + 378310,10 + 370432,10 + 358059,30 +

Ксг. об. = 12

+ 400364,70 + 320471,30 + 430040,70 + 395419,60 + 686112,40

12 = 378363,6

Г.

523597,50 + 569170,40 + 571126,10 + 476005,40 + 539712,30 + 544037,10 + 509197,90 +

Ксг. об. = 12

+ 511225,10 + 510394,80 + 549345,40 + 517242,80 + 693249,80

12 = 542858,72

Исходя из полученных данных, можно вычислить среднемесячный рост товарооборота (Кр.об.) Для этого используем формулу

среднегодовой месячный оборот за 2006 г.

Кр. об = среднегодовой месячный оборот за 2005 г. 1,15

Получим:

542858,72

Кр. об = 378363,6 1,15 = 1,25

По полученным результатам видно, что по сравнению с 2005 г. в 2006 г. произошёл значительный прирост товарооборота (25%). Это было достигнуто благодаря расширению ассортимента товара.

При анализе товарных запасов по данным за месяц фактические товарные запасы в днях на конец месяца определяют по отношению к товарообороту истекшего месяца. Основными задачами подобного анализа являются:

- изучение степени обеспеченности товарными запасами товарооборота и регулярности снабжения населения;

- выявление причин отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов. Для проведения анализа товарных запасов предприятия «Незабудка» нужно рассчитать средние размеры товарных запасов в 2008-2009 г.г.

Товарные запасы торгового центра « Незабудка » за 2008-2009 г.г.

Таблица №2

Месяц Товарный запас, руб. Товарный запас, руб.

 

     
Январь    
Февраль    
Март    
Апрель    
Май    
Июнь    
Июль    
Август    
Сентябрь    
Октябрь    
Ноябрь    
Декабрь    
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя эти данные можно рассчитать средний размер товарных запасов (Кср. т.з). Для этого необходимо сложить данные отдельно за каждый год и разделить на количество месяцев в этом году.

Г.

К ср т.з = 510375 + 531120 + 489070 + 541688 + 573767 + 576825 + 650155 +

+ 597590 + 619903 + 603564 + 825655 + 841706 = 613451,5

Г.

К ср т.з = 841706 + 976256 + 1076407 + 980373 + 1115770 + 1252600 + 1340022

+ 1271898 + 1351078 + 1500688 + 1650298 + 1799127 = 1263001,92

» « Основные фонды торгового центра в нашем случае включают в себя:

- здание магазина «Незабудка»

- транспортное средство (ВАЗ 21111 2000 г. в.).

Основываясь на данных публикаций в прессе о продаже подобных объектов недвижимости и транспортных средств, мы приходим к выводу, что рыночная стоимость основных фондов торгового центра составила:

Г.

- здание магазина – 2 млн. рублей;

- автомобиль – 120 тыс. рублей.

Г.

- здание магазина – 2,4 млн. рублей;

- автомобиль – 100 тыс. рублей.

Стоимость основных фондов (здание + транспортное средство) равна в 2008 году – 2,120 млн. рублей, а в 2009 году – 2,5 млн. рублей.

Эффективность использования основных фондов торговли характеризуется следующими показателями:

- фондоотдача;

- фондорентабельность;

- фондоёмкость.

Рассчитаем фондоотдачу (ФО) за 2008-2009 г.г. Для этого сначала рассчитаем розничный товарооборот, опираясь на данные таблицы 2.1.

Г.

Розничный ТО = 4883824,7 – 343461,5 = 4540363,2

Г.

Розничный ТО = 11398129,3 – 4883824,7 = 6514304,6

Фондоотдача за 2008-2010 г.г. Она представляет собой соотношение розничного товарооборота за определённый период к среднегодовой стоимости основных фондов за этот же период. Формула имеет следующий вид:

Розничный ТО

ФО = Стоимость основных фондов

Используя эту формулу, получим:

Г.

4540363,2

ФО = 2120000 = 2,14

Г.

6514304,6

ФО = 2500000 = 2,61

Фондоёмкость является обратным показателем фондоотдачи и отражает сумму основных фондов, приходящуюся на 1 рубль товарооборота. Рассчитаем фондоёмкость (ФЕ) за 2005-2006 г.г.

Среднегодовая стоимость основных фондов

ФЕ = Розничный ТО

Используя формулу, получим:

Г.

2120000

ФЕ = 4540363,2 = 0,47

Г.

2500000

ФЕ = 6514304,6 = 0,38

Теперь можно рассчитать фондорентабельность (ФР) за 2008-2009 г.г. Фондорентабельность представляет собой соотношение прибыли за отчётный период к стоимости основных фондов. Формула расчёта фондорентабельности имеет вид

Прибыль за отчётный период.

ФР = Стоимость основных фондов

Используя эту формулу, получим:

Г.

221626,1

ФР = 2120000 = 0,10

Г.

569893,5

ФР = 2500000 = 0,23

Из расчётов видно, что использование основных фондов характеризует ситуацию положительно. Так, фондоотдача характеризует прирост выручки на 1 рубль среднегодовой стоимости основных фондов.

Фондоёмкость же, наоборот, уменьшилась (0,47 до 0,38), и также оценивается положительно. Фондорентабельность также увеличилась (с 0,10 до 0,23).

Заключение

Поставленная цель была достигнута путем комплексного анализа существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, анализа периодического материала, статей и аналитического материала на данную тему. Мною была проанализирована структура современных методов управления материальными ресурсами предприятия, система и движение сырья и материалов от момента определения необходимости обеспечения производственного процесса материальными ресурсами до выхода конечного продукта.

При правильном и логическом подходе к существующим методам можно правильно управлять материальными ресурсами предприятия, избегая излишних издержек. Учитывая важность правильного распределения и эффективного использования материальных ресурсов, а также необходимость постоянного учета и контроля их распределения, целесообразно рекомендовать наладить на предприятиях эффективную систему каждодневного учета товарных запасов и движения ресурсов, занятых в производстве с использованием современных средств автоматизации.

Следует сказать, что наличие на предприятиях компьютерной системы учета материальных ресурсов позволит менеджерам получать полную картину наличия, использования и движения материальных ресурсов в производственном процессе, что должно привести к минимизации издержек производства и оптимизации использования и управления материальными ресурсами предприятия.

В данной работе было проведёно исследование материально – технической базы торгового центра «Незабудка».

Анализ показал, что на предприятии резко увеличились товарные запасы и, следовательно, произошло понижение товарооборачиваемости. Прирост товарных запасов в 2009 году составил почти 80%. С одной стороны такая цифра говорит о рентабельности предприятия «Незабудка», но с другой стороны столь высокий показатель не соответствует приросту товарооборота, который в том же периоде составил 25%. Это вызвано тем, что в анализируемом периоде прибыль предприятия вкладывалась в расширение таких товарных групп как одежда, бельё, чулочно-носочные изделия, которые не являются предметами повседневного спроса, в отличие от товаров бытовой химии и парфюмерно-косметической продукции. В ходе анализа прибыли и рентабельности торгового центра было выявлено, что прибыль в отделе бытовой химии и парфюмерии в 2009 году сократилась, а именно этот отдел имеет наиболее высокий показатель рентабельности на единицу торговой площади. Это произошло в связи с тем, что в магазине была снижена торговая надбавка на товары бытовой химии. Снижение торговой надбавки было введено для того, чтобы привлечь как можно больше покупателей, так как у предприятия появлялось всё больше конкурентов, специализирующихся в данном направлении.

На основании проведённого анализа были предложены рекомендации и мероприятия по повышению эффективности деятельности п торгового центра «Незабудка».

Необходимо сократить товарные запасы.

Сократить товарные запасы помогут различные рекламные акции. Такие как:

- проведение распродаж;

- премирование покупателей;

- бесплатная раздача образцов некоторой реализуемой продукции.

Список литературы:

1. Грибов Т. Экономика предприятиям.- М.: ИНФРА. 2006.

2. Ковалев В.В. Финансовый анализ – М.:, Финансы и статистика, 2006.

3. Кузнецова Е.В. Финансовое управление компанией – М.: Правовая Культура, 2007.

4. Мухин С.А. Прибыль в новых условиях хозяйствования. – М.: Финансы и статистика, 2007.

5. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В., Ефимова О.В. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ – М.: Бухгалтерский учет, 2007.

6. Панкратов. Коммерческая деятельность. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008.

7. Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и анализ – М.: Инфра-М, 2007.

8. Ревенко П., Вольфман Б., Киселева Т. Финансовая бухгалтерия – М.: Инфра-М, 2007.

9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск, ИП «Экоперспектива», 2006.

10. Сергеев И.В. Экономика предприятия. -М.: Велби, Проспект,2009.

11. Стоянова Е.С. Финансовое искусство предпринимателя - М.: Перспектива, 2007.

12. Титов В.И. Экономика предприятия -М.: Эксмо.2008.

13. Финансовый анализ деятельности фирм – М.: Ист-Сервис, 2007.

14. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Стояновой. – М.: Перспектива, 2006.

15. Хруцкой. Современный маркетинг. – М.: Финансы и статистика, 2007.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных