ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды административно-правового статуса граждан
В административном праве выделяется три вида административно-правового статуса граждан: общий для всех административно-правовой статус гражданина, специальный статус определенных групп граждан и индивидуальный статус конкретных лиц. Содержание общего административно-правового статуса гражданина определяется, прежде всего, общими для всех граждан субъективными правами и обязанностями. На содержание общего административно-правового статуса не влияют многочисленные Специальный административно-правовой статус граждан характерен для определенных групп граждан и закрепляет особенность их правового положения в сфере государственного управления. Под административным коллективом Д. Н. Бахрах предлагает понимать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Однако в рассматриваемом смысле под административным коллективом представляется более правильным понимать любой организованный коллектив людей, чья внутренняя организационная структура в той или иной форме признана государством. Это обусловлено тем, что хотя внутриорганизационные отношения негосударственных коллективных субъектов права и не регулируются нормами административного права, но личный состав таких коллективов по признаку членства Под субъектами административной опеки понимаются лица, нуждающиеся в защите государства в связи с некоторыми демографическими неблагоприятными факторами, техническими и экологическими катастрофами и т. д. Не следует путать административную опеку с социальной (например, выплата пенсий). Вместе с тем надо отметить слабую теоретическую разработку в административном праве содержания термина «административная опека» и ее отличия от опеки социальной. Исследования ученых-административистов в этой области внесли бы сегодня большой вклад в науку. Субъекты административной опеки имеют специальное правовое положение в обществе ввиду того, что государство признало необходимость их дополнительной защиты, а следовательно, их особенность заключается в преобладании у такой группы граждан специальных прав над их специальными обязанностями. Жители территорий с особым административно-правовым режимом имеют специальный административно-правовой статус по территориальному признаку. Этот специальный статус определяется особенностями правового положения той или иной территории (зоны). Особый административно-правовой режим могут иметь следующие территории: приграничные зоны; закрытые города; заповедники, заказники; территории, на которых введено чрезвычайное положение; карантинные территории; зоны свободного экономического предпринимательства; и т. д. В названии этой категории граждан, имеющих специальный административно-правовой статус, присутствует термин «жители». По мнению авторов, даже оговорка о постоянных и временных жителях территории не охватывает всех носителей комплекса специальных прав и свобод по данному признаку. Более правильным было бы распространить этот признак не только на жителей, но и на лиц, находящихся на территориях с особым административно-правовым режимом, так как на них также распространяются специальные права и обязанности, необходимые для поддержания особого правового режима этой территории. Как правило, особый правовой режим этих территорий заключается в ужесточении правового режима (за исключением свободных экономических зон) и соответственно специальные обязанности Для понимания специального административно-правового статуса субъектов разрешительной системы необходимо дать определение категории «разрешительная система». Под разрешительной системой обычно подразумевается форма административной деятельности полиции как способ охраны общественного порядка Очевидно, что каждая из этих четырех родовых общностей состоит из множества видовых категорий граждан, обладающих комплексом специальных прав и обязанностей, предоставленных им нормами административного права. Преобладающими у таких групп граждан будут специальные права, которыми они наделяются государством в рамках его «разрешительной» деятельности. Что же касается государственных служащих, то следует отметить, что быть государственным служащим вне рамок какого-либо административного коллектива невозможно (а следовательно, все они имеют специальный административно-правовой статус по первому признаку — членству в административном коллективе). Лица же, совершившие правонарушения (прежде всего лица, совершившие умышленные преступления), несут ответственность каждый индивидуально, исходя из правового принципа индивидуализации наказания. Из этого следует, что изменения их административно-правового статуса происходят не по признаку принадлежности этих граждан к какой-либо группе лиц. Наряду с общим и специальным административно-правовым статусом каждый гражданин обладает и статусом индивидуальным. Так как индивидуальные права и обязанности в содержание правового статуса не входят, можно сделать вывод, что индивидуальный административно-правовой статус определяется комплексом общих прав и обязанностей и тех специальных прав и обязанностей, носителем которых является конкретный человек (индивид). Индивидуальный административно-правовой статус каждого неповторим так же, как и неповторимы отпечатки пальцев каждого человека. Это определяется тем, что поведение каждого из нас регламентирует большое количество норм административного права, возлагающих на каждого человека множество различных прав Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|