ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Муниципальное право в системе российского права
Вопрос о месте муниципального права в системе других отраслей права является дискуссионным. Связано это с тем, что данная отрасль новая и находится в стадии формирования[204]. Ряд авторов в принципе отрицают существование муниципального права в качестве самостоятельной отрасли права. Так, например, В. А. Баранчиков говорит о том, что к муниципальному праву нельзя относиться как к отрасли права. Он считает его отраслью российского законодательства, которая включает в себя нормы многих отраслей права, юридически обеспечивающих функционирование всех институтов местного самоуправления[205]. М. В. Баглай полагает, что муниципальное право является институтом конституционного права, так как его основными источниками являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, Законы РФ и ее субъектов, указы Президента России и др.[206] B. C. Четвериков, называя муниципальное право комплексной отраслью в силу отсутствия своих, специфических норм права Чтобы определиться с вопросом о самостоятельности муниципального права как отрасли, необходимо рассмотреть критерии разделения права на отрасли и выделения на их основе новых отраслей в этой системе. Отрасли права отличаются друг от друга предметом, методом и законодательством[209], т. е. системой источников. Другие исследователи добавляют иные признаки отрасли права: наличие системы (целостности), особых субъектов правоотношений[210], наличие государственной и общественной потребности в ней[211], высокая социальная значимость[212]. Как уже отмечалось, особенность муниципального права заключается в его комплексности. Эта новая отрасль зародилась на стыке нескольких отраслей публичного и частного права: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного, экологического. На первоначальном этапе формирования данная отрасль заимствует нормы этих отраслей, формируя при этом собственный, уникальный предмет правового регулирования. По обоснованному мнению С. В. Полениной, превращение «пограничных» институтов в новую отрасль права возможно только тогда, «когда этот институт приобретает определенную „критическую массу“». В результате у него появится необходимая сумма новых свойств, касающихся предмета, методов, принципов и механизма правового регулирования, наличие которых позволяет констатировать, что перед нами новая отрасль права»[213]. Муниципальное право приобрело такую «критическую массу», которая соответствует указанным выше критериям. Во-первых, необходимо признать специфический предмет правового регулирования муниципального права. Его особенности мы уже рассматривали выше. Отношения, составляющие предметную определенность муниципального права, имеют не только значительную количественную характеристику, но и, прежде всего, качественную уникальность. Эти отношения возникают в процессе осуществления особого уровня публичной власти, в них принимают участие особые субъекты, которых нет в других правоотношениях, — органы территориального общественного самоуправления, население муниципального образования (например, при проведении местного референдума) и др. Правовой статус органов и должностных лиц местного самоуправления во многом закрепляется муниципальными правовыми актами. Во-вторых, у муниципального права сложился свой круг источников. К таковым можно отнести Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон от 2 марта 2007 г. В-третьих, имеется государственная и общественная потребность в существовании муниципального права как отрасли, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере нового публично-властного института — местного самоуправления. Институт местного самоуправления получил признание в качестве основы конституционного строя России (ст. 12 Конституции РФ), формы народовластия (ст. 3 Конституции РФ). Необходимо напомнить, что местное самоуправление в России появилось именно по инициативе государства. Упомянутая Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления и целый ряд других документов также свидетельствуют о такой потребности. В-четвертых, муниципальное право имеет собственную устойчивую структуру, основанную на единстве муниципально-правовых отношений. Что касается метода правового регулирования, то, как уже было отмечено, существует два универсальных метода воздействия права на общественные отношения, которые конкретизируют предмет отрасли по своему удельному весу в структуре норм данной отрасли. Ряд авторов отмечает, что правовое регулирование в муниципальном праве основано на сочетании диспозитивного и императивного методов при характерном преобладании в целом императивного метода, что и отличает его от других отраслей права[215]. Все указанные признаки муниципального права свидетельствуют о самостоятельности этой отрасли. Комплексный характер муниципального права также не является основанием для отрицания его самостоятельности[216]. Муниципальное право, используя нормы других отраслей права в целях обеспечения всесторонней регламентации отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, тем не менее в полной мере не тяготеет к какой-либо одной отрасли права. Кроме того, помимо комплексных муниципально-правовых норм (норм «двойного назначения») в отрасли муниципального права есть и свои, исключительно муниципально-правовые нормы, имеющие самостоятельное значение, собственную законодательную базу и потому не связанные напрямую с нормами других отраслей права. Такие нормы занимают значительное место в механизме муниципально-правового регулирования. Само их наличие, а также приоритетный характер по сравнению с нормами «двойного назначения» доказывают самостоятельность муниципального права как отрасли права. В данную группу норм включены, прежде всего, муниципально-правовые нормы, устанавливающие организационные основы местного самоуправления: модели местного самоуправления, статус субъектов местного самоуправления, некоторые формы осуществления местного самоуправления, гарантии местного самоуправления. Таким образом, комплексность как особенность муниципального права характерна не для всех муниципально-правовых норм. Комплексный, пограничный характер муниципального права между отраслями публичного и частного права предопределяет особое место данной отрасли в системе российского права. Нормы и институты муниципального права сочетают в себе публичные И. А. Конюхова считает, что муниципальное право сформировалось и развилось в качестве самостоятельной отрасли как ответвление от конституционного права[219]. Отчасти это верно, потому что прежде всего Конституция закрепила положение о признании и гарантированности местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, формы народовластия, посвятила ей специальную главу. В то же время муниципальное право рождается на стыке нескольких отраслей — конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, земельного права, экологического права. Наиболее сильное влияние на муниципальное право оказывает конституционное право, так как оно занимает ведущее место в правовой системе. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые являются основополагающими во всех областях жизни и служат основой формирования всех других общественных отношений. Нормы конституционного права закрепляют определяющие принципы, на которых основано устройство общества Нельзя считать муниципальное право подотраслью конституционного только лишь в силу того, что его основными источниками являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, законы РФ и ее субъектов, указы Президента России. Все эти правовые акты — источники всех отраслей права. Действительно, общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, складываются во всех сферах государства и общества. Однако ими охватывается не весь комплекс общественных отношений в соответствующей сфере, а только те из них, которые являются базовыми для всех других отношений и предопределяют их содержание в той или иной области[221]. Конституционное право устанавливает лишь общие принципы, основы местного самоуправления, которые нуждаются в развитии Муниципальное право тесно взаимодействует с административным правом. Органы местного самоуправления в соответствии Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления. Соприкасаются эти отрасли в вопросах владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности[223], определения порядка и условий приватизации такого имущества и т. п. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ или субъектов РФ и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в т. ч. межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий. Процедуры такой деятельности установлены нормами гражданского права. Муниципальное право соприкасается с финансовым правом Взаимодействие с экологическим правом проявляется при осуществлении природоохранной деятельности органов местного самоуправления[224]. Реализуя экологическую функцию, органы местного самоуправления продолжают общее государственное дело охраны окружающей среды, имея при этом возможность приспосабливать свои полномочия по осуществлению этой функции к специфическим местным условиям в комплексе с другими функциями[225]. С земельным правом муниципальное право взаимодействует Муниципальное право — новая отрасль российского права, находящаяся в процессе своего становления. На этом этапе оно использует нормы многих других отраслей права. Однако, как справедливо отмечает А. Н. Костюков, «развиваясь, муниципальное право демонстрирует новую комплексность, суть которой — в обеспечении приоритета муниципально-правового регулирования над другими правовыми регуляторами при помощи норм, имеющих исключительно муниципально-правовую прописку (например, закрепляющих организационные основы местного самоуправления)»[228]. По мере увеличения законодательства о местном самоуправлении, его возможной кодификации, с учетом иных рассмотренных выше факторов муниципальное право приобретает характер самостоятельной отрасли
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|