Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Патриархальная и матриархальная семья




Особое значение имеет типология семей, сконцентрировавшая в себе информацию о структуре власти в семье, о преимущественных семейных функциях мужчины и женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. В соответствии с данными критериями выделяются следующие типы семей: традиционная патриархальная, традиционная матриархальная, неопатриархалъная, неоматриархальная и эгалитарная. Первые четыре типа семьи можно именовать асимметричными, последний тип — симметричным.

В традиционной патриархальной семье муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца». Мужской авторитет признается без всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами, чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую семью называют авторитарно-патриархальной.

Мужчина вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения по важнейшим проблемам. Он разбирает внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Мужской сексуальности отводится активная роль, эта установка концентрируется в понятии «потенция». Супруг освобождается от выполнения домашних обязанностей. Жена либо является домохозяйкой, либо зарабатывает очень мало. На ее плечи ложится организация нормального быта и потребления, причем от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр за детьми и их воспитание.

В своем классическом варианте патриархальная семья кратко характеризуется следующим образом: муж — единоличный глава и покровитель семьи, женская покорность — естественный долг супруги. Брак воспринимался как установленное Богом состояние, при котором мужчина и женщина живут совместно, во взаимопонимании, рождая потомство и тем самым избегая блуда. Благодаря освящению церковью брак в глазах общества приобретал черты постоянства и долговечности. Жизненность брака определялась прагматическими целями: он позволял упрочить материальные позиции семьи мужа.

Известный патриархальный образ — добродетельная жена. Социальная активность женщины ограничивалась кругом домашних дел и повседневной заботой о духовных и физических потребностях детей. Воспитывать детей нужно было в послушании и набожности. Лучшими качествами женщины были признание зависимого положения и служение в браке своему мужу. Уместно здесь вспомнить родные русские слова «выйти замуж», «замужем». Смысл женской сексуальности усматривался в деторождении. Супруг — представитель превосходного пола, обладающего природной физической и интеллектуальной силой.

Этот культурный стереотип подкреплялся религиозными и легитимными формулами господства мужчины, которые и локализовали социальное пространство женщины.

Отличительные признаки патриархальной семьи — патрилокальность и патрилинейность. Патрилокальность состоит в том, что женщина следует за мужем, т. е. поселяется в доме его отца. Сыновья, женатые и неженатые, живут в родительском доме; дочери покидают его, лишь когда выходят замуж. В этом проявляется почтение к отцовскому роду. В современных российских семьях вопрос о месте проживания молодоженов решается гораздо более свободно. Патрилинейность означает исчисление родства по мужской линии. Следовательно, материальные ценности передаются наследникам мужской линии, и отец вправе решать, вознаградить сыновей или нет. Отцы семейств и по сию пору заинтересованы в рождении мальчиков, «продолжателей фамилии», по крайней мере, в качестве первого ребенка. Такая позиция молодых российских мужчин подвержена неосознаваемому «давлению» многовековых традиций.

В науке встречаются противоречивые взгляды на проблему взаимоотношений патриархальной семьи, общества и государства. Выдающийся психоаналитик Вильгельм Райх в работе «Психология масс и фашизм» недвусмысленно выразил свою точку зрения: «...авторитарное общество воспроизводит себя в индивидуальных структурах масс с помощью авторитарной семьи... В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти». Для сыновей глубокая идентификация с отцом служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета. В авторитарной семье существует не только конкуренция взрослых и детей, но и конкуренция среди детей в их взаимоотношениях с родителями, которая может иметь более серьезные последствия.

Согласно другой точке зрения, патриархальная семья защищала права личности от посягательств на них со стороны государства. Первичными в ней были отношения стихийного сотрудничества в процессе семейного производства, благодаря которым и преодолевался индивидуальный эгоизм. Взгляды Элтона Мэйо, одного из создателей знаменитой теории человеческих отношении, можно отнести к так называемому неопатернализму.

Идея патернализма предполагает, что взаимоотношения на предприятии, в фирме следует строить на основе патриархальных, семейственных связей, когда руководитель выполняет функцию «отца».

Вплоть до середины XX в. традиционные ценности сохраняли свое влияние как в Европе, так и в Азии. Но процесс преобразования семьи в «умеренно патриархальную» неуклонно набирал силу. В 50-е годы в послевоенной Европе наблюдается ослабление главенствующих позиций отцов практически во всех социальных слоях.

Принятие/неприятие патриархальной модели современниками во многом определяется снижением социальной и экономической зависимости жены от мужа. При этом работающие женщины выполняют подавляющую часть дел в домашнем хозяйстве и обеспечивают психологическую разгрузку мужа и детей. Немецкий историк Р.Зидер пишет, что отношение жены к мужу все еще носит служебный характер: «Как и прежде, удовлетворение объективных и субъективных потребностей «главного добытчика» имеет абсолютный приоритет над потребностями жены и детей. Патриархат вовсе еще не преодолен. В любом случае, однако, патриархальные базовые отношения членов семьи, по сути своей социально-экономические и определяемые культурной традицией, перекрываются все более партнерскими формами обращения».

В традиционной матриархальной семье персональное главенство принадлежит женщине. Матриархат, как и патриархат, существовал не у всех народов. Но многие народы имели материнское родоисчисление, ибо достоверность матери является объективной. Во все времена мать играла исключительную роль в поддержании родственных связей. Способность женщины к урегулированию межличностных отношений и использованию косвенных методов влияния на окружающих помогает одерживать победу в борьбе за власть. В отдельных семьях при формальном лидерстве мужчины в действительности главенствующую позицию занимает женщина.

Если вести разговор о русской семье, то в ней сильнее выражено женское, материнское начало. И.С. Кон напоминает, что русские жены и матери и в дореволюционную эпоху часто были сильными, доминантными, уверенными в себе личностями. Это отражено в русской классической литературе: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

При советской власти «синдром сильной женщины» сохранился и даже усилился. Женщины несут главную ответственность за семейный бюджет и решение первостепенных вопросов домашней жизни. Типичен для советских времен образ мужичка с рублем или трешкой в кармане, ежедневно выдаваемыми сердобольной, но власть предержащей женой. Не вина это, а беда женщины, чей супруг приносил домой зарплату, на размер которой мало мог повлиять. Жене нужно было изловчиться и эту сумму «растянуть» до следующей зарплаты. Ей приходилось брать бразды правления в свои руки. Такова была цена стабильности существования социалистической семьи.

Притязания русской женщины на главенство в семье можно понять, исходя из общей тенденции в истории советского общества — тенденции демаскулинизации мужчин. Авторитетнейший специалист в области тендерной психологии и социологии, И.С. Кон говорит о том, что ни в профессиональной деятельности, ни в общественно-политической жизни средний советский мужчина не мог проявить традиционно мужских черт. Стереотипный образ мужчины включает в себя такие качества, как энергичность, инициатива, смелость, независимость, самоуправление. Социальная и сексуальная несвобода усугублялась феминизацией всех институтов и персонифицировалась в доминантных женских образах: матери, учительницы и т. д. В таких условиях стратегия передачи семейной ответственности жене была психологически оправдана. От деформации мужского характера женщина вряд ли что-то выиграла. Там, где муж восставал против власти жены, она либо терпела грубость и унижения, либо жертвовала своими способностями и профессиональными достижениями. В семье, где муж принимал свое подчиненное положение, жена лишалась необходимой поддержки.

Более резок в своих суждениях В.Н. Дружинин: «...доминантную роль русской женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций». Отношения в семье при тоталитарном обществе становятся психобиологическими, а не социально-психологическими. Мужчина лишается социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и воспитывать детей, его роль как главного агента социализации сводится на нет. Тоталитарное государство берет на себя весь груз ответственности и заменяет собой отца.

Одновременно повышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Нарушение этой связи приводит семью к катастрофе. Тогда государство и общество снова вынуждены обратиться к проблемам материнства. Возникает «порочный круг мнимых причин и реальных следствий»: «...в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания». Выход из сложившегося положения В.Н. Дружинин видит в создании социальных условий для проявления мужской активности вне семьи.

Разделение семейной власти реализуется и в современных брачных парах. С целью предупреждения разрушительных конфликтов необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и содействовало выполнению семьей ее функций. Традиционная модель семьи может быть вполне приемлемой, если достигнута согласованность позиций супругов касательно структуры власти. Применительно к семье знаменитый вопрос о власти есть вопрос о семейном лидерстве или, точнее, главенстве. Глава семьи объединяет в себе и лидера, и менеджера.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым (инструментальным) лидером выступает муж, а тактическим и эмоциональным (экспрессивным) лидеромжена. Супруг определяет долгосрочное направление развития семьи, устанавливает приоритетные цели ее существования, выбирает способы и средства достижения этих целей, формулирует соответствующие указания и предписания для членов семьи. Он хорошо знает настоящее положение дел и предвидит возможные последствия принятых решений. Именно супруг выполняет роль полномочного представителя семьи в обществе, от его действий зависит позиция семьи в окружающем мире. Внесемейная активность мужа (отца) — профессиональная, общественная, политическая и т. п. — поощряется домочадцами. Сам мужчина обладает высокими притязаниями в этой области, отличается деловой направленностью, прагматизмом, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе своих близких. Мировоззрение и жизненная стратегия мужчины служат ориентиром для всех членов семьи. Он задает стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Подрастающее поколение видит в отце образец волевых качеств и организаторских способностей.

Отцу импонирует стремление детей к выражению своего мнения, реалистичной оценке людей и событий, успешному освоению навыков самостоятельной деятельности. Супруга находит в муже жизненную опору, а его трудовые достижения становятся предметом гордости для всей семьи.

Если супруг несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел, то супруга вырабатывает краткосрочные планы, которые легко и быстро соотносятся с конкретными действиями взрослых и детей. Прерогативой женщины является выстраивание каждодневных контактов между членами семьи. Она развивает отношения взаимопомощи и сотрудничества. Будучи заинтересованной в повышении сплоченности членов семьи, организует совместные мероприятия, спектр которых может быть чрезвычайно широк, от генеральной уборки и воскресных обедов до юбилейных торжеств. Восхищает ее компетентность в тонкостях домашнего быта. В ее ведении находится и сфера семейного досуга. Она наделена чувствительностью к потребностям и эмоциям всех членов семьи. Супруга корректирует психологический климат в семье, создает атмосферу эмоциональной и моральной поддержки, вырабатывает свой стиль лидерства и «стиль поддержки». Жена (мать) обеспечивает функционирование семьи как среды для эмоциональной разрядки. В неопатриархальной семье отец выступает для детей экспертом в деловых и производственных вопросах, а мать — в интимно-личностных отношениях.

В неоматриархальной семье дело обстоит противоположным образом. Общая черта рассмотренных вариантов семей — совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния. Конфликтность в супружеской диаде может возникнуть вследствие нечеткого распределения сфер влияния или притязаний кого-либо из супругов на другую роль.

Эгалитарная семья предполагает полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. В действующей Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе РФ заявлен принцип равноправия мужчины и женщины, что является юридическим основанием для развития эгалитарной семьи.

Муж и жена вносят (пропорциональный) вклад в материальное благосостояние семейного союза, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения и в равной степени занимаются уходом за детьми и их воспитанием.

Роль и значение каждого из супругов в формировании психологического климата семьи равны, статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое положение. Круг общения формируется обоими супругами. Этот супружеский союз именуют биархатным, или кооперативно-симметричным браком. Быть супругами — значит «бежать в одной упряжке». Видимо, так это делать удобнее?!

В эгалитарной семье принцип согласованности позиций супругов обретает особое значение. Необходимо прийти к договоренности о весьма гибком разделении сфер влияния, о высокой степени взаимозаменяемости. Каждый должен быть готов стать лидером, хозяйственником или воспитателем. Возникающие разногласия должны решаться путем взаимных соглашений, компромиссов или обоюдно выгодных обменов.

Дети являются полноправными членами семьи, по мере своих возможностей участвуют в обсуждении и выполнении принимаемых решений. В их воспитании используются гуманные методы, опирающиеся на доверие к личности ребенка, признание его прав. Поощряется инициативность и самостоятельность ребенка, уважаются его потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к использованию подобной модели отношений в своем браке.

Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака, согласно которой считается, что в браке каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не должны быть «одним телом и одной душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, супруги не стремятся к манипулированию поведением друг друга, подчинению себе партнера.

Принципы открытого брака:

· Жить надо в настоящем, исходя из реалистических желаний.

· Следует уважать личную жизнь партнера.

· Общение должно быть открытым и строиться из соображения: «скажи, что видишь и чувствуешь, но не критикуй».

· Семейные роли должны быть подвижными.

· Партнерство должно быть открытым: следует уважать право каждого на собственные интересы и увлечения.

· Утверждается равноправие как справедливое разделение ответственности и благ.

· Следует предоставлять другому возможность жить согласно его представлениям; знать себе цену и сохранять свое достоинство.

· Следует доверять друг другу и уважать внесемейные интересы.

Создание эгалитарного союза является сложным делом, поскольку требует, во-первых, тщательного и скрупулезного описания прав и обязанностей супругов; во-вторых, очень высокой культуры общения, уважения другой личности, взаимоинформированности и доверительности в отношениях.

Некоторые ученые высказываются об эгалитарной семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение — постоянная почва для конфликта. Эгалитарной модели в России при этом отводится роль переходной. Ее появление обусловлено ростом экономической самостоятельности семьи от тоталитарного государства, возрастанием экономической, социальной и политической роли мужчины. Предпочтительной для нашей страны считают такую семью, в которой, наряду с равенством прав, ответственность за воспитание и содержание детей возьмет на себя отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей.

В России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних, в том числе отцовских, обязанностей, чем это было принято раньше.

Бикарьерная семья

Современная семья в промышленно развитых странах мира обладает значительным потенциалом для развития бикаръерной семьи. Это тип семьи, в которой равно значимыми признаются профессиональные интересы мужа и жены и оба супруга успешно сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры в избранной профессии. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Супруги равномерно распределяют между собой домашние обязанности, уважительно относятся к профессиональным планам друг друга, проявляют взаимную терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Каждый знает, что может положиться на партнера в любых важных начинаниях.

Рабочее и свободное время используется рационально, отдых и досуг организуются так, чтобы восстанавливались затраченные на работе ресурсы. Дети выражают свою причастность к семейным делам, выполняют домашние поручения, приобретают опыт сотрудничества со взрослыми и друг с другом. В них воспитывается ответственность и самостоятельность. Дети хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

Бикарьерная семья стала реальностью благодаря серьезным изменениям в социальном положении женщины. В 50-е, конце 60-х — начале 70-х годов XX в. в индустриально развитых странах начался процесс активного вовлечения женщин (в том числе замужних) в сферу производительного труда. В ФРГ 40% женщин, вышедших замуж в 1962 г. в возрасте от 25 до 30 лет, работали по найму. Через 10 лет работали уже 48% всех замужних женщин этой возрастной категории. К 1982 г. их доля выросла до 59%. В СССР в 1987 г. общая численность рабочих и служащих женщин составила 50,8%. В 1938 г. лишь один из пяти американцев одобрял замужнюю женщину, работающую в бизнесе или промышленности, при условии, если муж способен содержать ее. В 1993 г. такой тип женщины одобряли уже 86% опрошенных, хотя почти две трети по-прежнему полагали, что для детей идеальной семейной ситуацией является ситуация, когда отец работает, а мать сидит дома и заботится о детях.

Во-первых, рост экономики сформировал устойчивый спрос на женскую рабочую силу. Увеличивается доля женских профессий, требующих высокой квалификации, удовлетворяющих потребность в самоутверждении, позволяющих занять определенное положение, в частности, на государственной службе. Женская экспансия видна в сфере здравоохранения, образования и культуры, а также в государственном и коммунальном управлении. Во-вторых, все больше женщин не хочет ограничивать себя ролями домохозяйки и матери. Своей работой они стремятся обеспечить собственный доход, относительную независимость от мужа, получить удовлетворение от самореализации в профессии, расширить и обогатить социальные контакты. Девушки и молодые женщины стали рассматривать профессиональную деятельность как неотъемлемую составляющую собственной жизни, имеющую самостоятельную ценность, а не как переходный этап до вступления в брак и рождения детей.

Большинство из них намерено реализовывать «трехфазовую модель»: прервать работу на некоторое время, чтобы ухаживать за детьми, а затем вернуться к работе, сочетая ее с семейной жизнью. Они учитывают, что возможности профессионального роста после длительного перерыва в работе существенно ограничены. Женщина зрелых лет тоже заинтересована в продолжении трудовой деятельности, которая может наполнить смыслом ее жизнь, когда повзрослевшие дети покинут родительский дом.

Несмотря на значительные трансформации тендерных ролей, «женская дилемма» продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и ее внутрисемейными обязанностями. В первую очередь нужно констатировать факт, что подлинного равноправия в сфере труда достичь не удалось. На женскую половину населения падает две трети всего рабочего времени и лишь одна десятая мировой заработной платы; на долю женщин приходится в мире только сотая часть имущественного состояния. В Советском Союзе женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. Еще один типичный образ советской эпохи — женщина в оранжевом жилете, обходчик железнодорожных путей или укладчица асфальта. О таком ли равноправии мечталось? При переходе страны к рыночной экономике обнаружилось, что предприниматели не хотят брать на работу беременных и многодетных женщин. В Северной Америке молодые мужчины и женщины с равной вероятностью оканчивают колледж. Для японских мужчин эта вероятность в три раза выше.

Семейные заботы требуют много сил, и женщине трудно конкурировать с мужчинами. Возросшая трудовая активность замужних женщин не освобождает их от приготовления еды, ежедневного обслуживания членов семьи, забот о престарелых родителях, контактов с воспитателями и учителями и т. д.

Воспитание детей остается в женских руках. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, во что и вкладывают не только личные, но и семейные ресурсы. К тому же существует предубеждение, обычно выносимое из родительской семьи, что мужчины меньше подходят для воспитания, чем женщины, хотя известно, что на протяжении многих веков отец определял социальный статус ребенка.

Тройная нагрузка материнства, домашнего хозяйства и работы выступает препятствием для социальной и политической активности.

Тем самым ставится под сомнение возможность свободного разностороннего развития личности женщины.

Понятие «женская дилемма» сложнее по своему содержанию и не исчерпывается конфликтом профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации, противоречие между автономией и служением ближнему. Некоторые женщины пытаются копировать черты мужской личности, подражают рационализму мужчин, что не приносит желаемого эффекта, так как равноправие не означает тождественности. Многие женщины стремятся к независимости, чтобы в ней вырваться из мнимого плена эмоциональности. Это приводит к конфликту, большинство женщин мучается страхом утраты любви.

Становление бикарьерной семьи во многом зависит от продуктивности решения «женской дилеммы». Эту проблему необходимо рассматривать только в контексте тендерного взаимодействия, учитывать жизненные позиции и мужа, и жены, их интерпретации супружеских ролей. Если женщина не тяготится выполнением домашних обязанностей, то и упреков в адрес мужа по поводу его нежелания помочь супруге удается избежать. Если мужчина поощряет индивидуальные потребности жены, в том числе и связанные с внесемейной активностью, попытки женщины преуспеть и в карьере, и в семье будут более состоятельными.

Следует выделить ряд факторов, которые могут упрочить положение бикарьерной семьи. К ним относятся: право и практическая возможность участия женщины в общественной и политической жизни; активизация мужчин в воспитании детей; рациональное разделение труда в домашнем хозяйстве; повышение социальной значимости домашнего труда; модернизация традиционных ролевых структур; формирование адекватных полу профессиональных и семейных ролей.

Крайний вариант бикарьерной семьи предполагает, что профессиональная или социально-политическая деятельность для мужа и жены важнее, чем семейная. Супруги могут быть заняты совместным бизнесом. Их домашняя работа сведена к минимуму, переадресовывается специально нанятым людям. Приобретается большое количество бытовой техники, продуктов быстрого приготовления. Члены семьи часто пользуются предложениями сферы бытового обслуживания.

Дети находятся под присмотром няни или предоставлены сами себе, по мере взросления они вовлекаются в семейный бизнес. Супруги напоминают деловых партнеров, каждый из них может преследовать свои индивидуальные интересы. Серьезные конфликты возникают, если эти интересы и потребности ущемляются. Но чаще члены семьи, в особенности дети, испытывают дефицит эмоциональной теплоты и внимания. Поэтому родители, посвящающие себя профессиональному труду, должны соизмерять свои затраты и уделять время занятиям с детьми.

В России, как и в других странах мира, модель бикарьерной семьи находит своих сторонников, хотя напряжение в отношениях между людьми, связанное с тендерной рассогласованностью, сохраняется. По прогнозам футурологов, в информационном обществе благодаря компьютеризации семья и место работы объединятся, семейное производство станет центром социально-экономической жизни общества.

Факт многообразия типов семьи и брака имеет для психолога непосредственное практическое значение. Наши представления о «нормальной» или «образцовой» семье оказывают безусловное влияние на весь ход работы с клиентом. Дело заключается не в том, какие типы семей более распространены, а в том, какую роль они играют в развитии конфликтов и кризисных явлений и каковы их ресурсы для преодоления возникающих трудностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных