Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кризис первой беременности




Появление в семье первого ребенка следует рассматривать как период нормативного семейного кризиса, так как включение в семью еще одного члена делает невозможным существование семейной системы в прежнем виде, требует значительной ее перестройки, а именно, перераспределения взаимной ответственности супругов, освоения новых внутрисемейных ролей и установления новых межличностных отношений. Процесс принятия ребенка в семью традиционно происходит в следующей последовательности: первоначально глубинные психобиологические связи формируются в системе «мать -дитя», а затем женщина помогает отцу включиться в процесс общения с ребенком. В отношениях с ребенком супруги осваивают материнскую и отцовскую роль, формируя собственную родительскую позицию. Далее на этой основе выстраивается новая система внутрисемейных отношений, отличная от той, которая существовала до зачатия ребенка. При сформированной родительской позиции «появление» ребенка во внутрисемейном пространстве происходит еще до рождения.

Рис. 2. Схема процесса принятия ребенка в семью: пунктирная линия 1 — супружеские отношения до принятия ребенка в семью; линия 2 — отношения между матерью и ребенком, формирующиеся в период беременности;

линия 3 — отношения отца с ребенком;

сплошная линия — новые внутрисемейные отношения, учитывающие интересы ребенка.

Родительская позицияэто функция двух переменныхсоциальной роли и самосознания человека. Ее формирование происходит под влиянием наивных, не явно осознаваемых представлений о родительской роли за счет изменений в самосознании личности. Эти представления о родительской роли возникают в процессе социализации, в ходе усвоения человеком социально заданных предписаний, установок и стереотипов, касающихся этой сферы жизни. Во многом содержание таких представлений формируется под влиянием моделей детско-родительских и семейных отношений, вынесенных из родительской семьи. Напряженность в семье, переживающей кризис первой беременности, может быть обусловлена внутриличностными ролевыми конфликтами. Внутриличностные ролевые конфликты возникают потому, что требования новых ролей — материнской и отцовской — нередко вступают в противоречие с требованиями ролей, которые выполняли супруги до зачатия ребенка (имеются в виду профессиональные, супружеские, дружеские и др. роли). Например, пытаясь соответствовать роли жены, молодая женщина стремится быть стройной и привлекательной, но одновременно и может испытывать беспокойство, что в связи с беременностью не сможет нравиться мужу. Кроме того, в отношениях молодых родителей могут возникать сложности в связи с тем, что представления супругов о родительских ролях не согласованы между собой.

Рис. 3. Факторы, влияющие на формирование родительской позиции

Изменения в самосознании осуществляются в результате действия биологических, эволюционно выработанных механизмов, запускающих родительское поведение, и в процессе построения коммуникации с ребенком, поскольку позиция родителя предполагает наличие комплиментарной позиции — позиции ребенка.

Наиболее изученным является процесс становления материнства. Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько стадий. В исследованиях отечественных семейных психологов выявлено, что для успешного освоения женщиной материнской роли большое значение имеет детский опыт будущей матери. Под детским опытом, главным образом, понимается опыт общения женщины с собственными родителями в раннем детстве, который включает в себя переживание такого сложного из психологических феноменов, как идентификация с матерью, а затем, на ее основе, эмоционального отделения (сепарации). В содержание детского опыта включается также игровое взаимодействие со сверстниками и наблюдение за взрослыми, выполняющими родительские функции.

Важнейшим этапом становления материнства считается период первой беременности, который рассматривается как нормальный кризис в жизни женщины. Грядущее материнство требует от женщины переосмысления существенных сторон жизни: жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и т. д. Конструктивным направлением преодоления этого кризиса является формирование зрелой материнской позиции по отношению к ребенку, которого она вынашивает.

Зрелая материнская позиция складывается из ряда составляющих:

· когнитивная составляющая — мать обладает необходимым знанием о ребенке. Это не только знание, почерпнутое из каких-либо внешних источников (литература, лекции и т. п.), но и способность получать информацию от ребенка, умение и в пренатальном (околородовом) периоде, и на более поздних этапах понимать сигналы, идущие от него, интуитивно определяя его потребности;

· эмоциональная составляющая — мать эмоционально и безусловно принимает ребенка;

· поведенческая составляющая — мать грамотно взаимодействует с ребенком, в соответствии с исходящими от него сигналами, обладает способностью совершать ответственный выбор в каждой ситуации, в которой затрагиваются интересы ребенка.

При наличии такой позиции женщина может рассматривать роды как важный этап совместной жизни с ребенком, чувствовать себя активной и ответственной участницей процесса вынашивания и рождения своего ребенка, способной опираться на собственные психобиологические ресурсы. Зрелая материнская позиция способствует формированию глубоких межличностных отношений между матерью и ребенком после рождения, позволяет женщине создавать в дальнейшем оптимальные условия для развития ребенка. Речь идет о переключении внимания матери с процесса обслуживания ребенка на процесс общения с ним, субъектном отношении к ребенку.

При рассмотрении процесса формирования материнской позиции учитывается влияние биологических, социокультурных и психологических факторов (см. схему 2).

Социально-психологический аспект формирования материнской позиции. Исследования особенностей материнства в различных культурах и в различные исторические периоды показывают, что материнская позиция определяется общественными нормами, ценностями и стереотипами. То есть институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, меняющий свое содержание от эпохи к эпохе.

Е. Бадинтер, проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий (XVII—XX вв.), пришла к выводу, что материнское отношение — это понятие, которое не просто эволюционирует, но наполняется в различные периоды истории различным содержанием. Она указала на связь между общественными потребностями и мерой материнской ответственности за рождение ребенка: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе материнство».

Социальные установки могут исказить или полностью подавить глубоко заложенные в женщине материнскую заботу и привязанность. Современные социокультурные установки, касающиеся материнства, достаточно противоречивы, и, забеременев, женщина испытывает на себе их влияние. Например, в современном обществе недооценивается социальная значимость материнства, женщина-мать имеет низкий социальный статус.

При этом роль матери предполагает такую высокую степень ответственности, альтруизма и самопожертвования, какие не свойственны никакой другой роли. Именно это является одной из основных причин стрессов беременных женщин. Женщины обычно активно включены в социальные отношения — они получают образование, работают, занимаются политикой и бизнесом. Беременность препятствует осуществлению прежних социальных отношений в неизменном виде. Перспектива рождения ребенка грозит женщине потерей квалификации или места работы, снижением материального уровня семьи, разрывом устоявшихся социальных связей. Нередко женщины затрудняются в нахождении баланса между ролями матери и ролью профессионала. Успех в работе может вступать в противоречие с образом идеальной матери. Стремление жить внешней жизнью, ориентация на социальные мотивы и интеллектуальные перегрузки не позволяют женщине осознать свое материнство, погрузиться в процесс вынашивания ребенка. Женщины, успешно преодолевшие эти противоречия, отмечали, что благодаря беременности у них появилась возможность с новой точки зрения оценить свои профессиональные достижения и возможности, лучше понять свои профессиональные цели, увидеть новые перспективы своей карьеры, соотнести их с задачами материнства.

Становлению зрелой материнской позиции препятствует безраздельное отнесение процессов беременности и родов к компетенции медицины. Медики при работе с беременными ориентируются на патологию и тем самым проецируют на женщину весь патологический опыт, накопленный медициной, что порождает у матери страх за себя и за будущего ребенка. Выступая в отношениях с врачами в позиции пациентки, женщина реализует пассивные, зависимые образцы поведения. Полагаясь на медицину, женщина меньше доверяет своей интуиции, не использует внутренние ресурсы. В качестве залога успешности родов большинство женщин называет компетентность врача. Позиция пациентки препятствует принятию на себя ответственности за происходящие события, формирует у женщины соответствующее отношение к своему ребенку, которое выражается в ощущении собственной некомпетентности как родителя. М. Марконе в книге «Девятимесячный сон» подчеркивает, что стремление перепоручить медицине воздействие на свой субъективный мир означает отказ от исследования и переживания опыта данной беременности, «замедляется превращение больной в мать».

Становление и формирование зрелой материнской позиции в последнее время начинает рассматриваться семейными специалистами в качестве предмета консультирования женщин, готовящихся к рождению ребенка. В процессе психологического консультирования консультант может снизить негативное влияние перечисленных выше факторов на процесс становления зрелой материнской позиции. Это происходит за счет использования особых процедур и приемов, которые позволяют женщине осуществлять контакт со своими внутренними состояниями, помогают вывести ее на уровень нового осознания. В результате женщина способна переосмыслить собственные представления и установки относительно того, какой должна быть мать и как следует проживать беременность.

Изменения в самосознании женщины. Кризис первой беременности на субъективном уровне может сопровождаться негативными эмоциональными состояниями. В их число входят раздражительность, эмоциональная неустойчивость, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущение одиночества. Столкнувшись с этим кризисом, нередко женщина пытается не замечать, как изменилась ее жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытывать депрессию и разочарование. С одной стороны, она боится предстоящих изменений, а с другой — хочет стать матерью и иметь ребенка. Такая двойственность чувств свидетельствует о внутренней работе женщины над принятием новой роли. Полное отсутствие негативных эмоций, безмятежное переживание беременности может являться симптомом отказа от усилий по преодолению кризиса. Женщины, которые игнорировали трудности, преувеличивая положительные чувства во время беременности, впоследствии не верили в себя как в мать, у них ухудшились супружеские отношения, труднее протекали роды, они более негативно относились к кормлению грудью, их дети были хуже развиты, чем другие. Отсутствие амбивалентных чувств нередко наблюдается у матерей, планирующих отказаться от ребенка после родов.

Важным шагом на пути преодоления кризиса является осознание этих сложных двойственных чувств, их принятие. Далее будущей матери необходимо выделить противоречия между тем, кто она есть на самом деле и какой хотела бы быть, и тем, что имеет и что хотела бы иметь; выяснить причины недовольства собой, жизнью или отношениями с окружающими.

На этой основе женщина может найти равновесие между материнством и остальными сторонами жизни.

Важным критерием продуктивности формирования материнской позиции является наличие у женщины зрелой мотивации рождения ребенка. Такого рода мотивация характеризуется тем, что ребенок представляет для матери самостоятельную ценность. В противном случае (при незрелой позиции) ребенок становится средством полоролевой, возрастной или личностной самореализации или средством удержания партнера, достижения определенного социального статуса, компенсации своих детско-родительских отношений. Нередко требуется коррекция мотивационных основ материнской позиции, которая может осуществляться в процессе психологического консультирования. Только у 6% беременных исследования ученых выявили зрелую мотивацию рождения ребенка. В остальных случаях беременность определялась другими мотивами. Среди них выделяются следующие мотивы:

· беременность от любимого человека (3%), — т. е. любовь к ребенку рассматривается как продолжение любви к его отцу;

· беременность ради соответствия социальным ожиданиям (24%) — так как в браке «положено иметь детей»;

· беременность ради сохранения отношений (16%) — чтобы удержать мужчину, придать новый импульс отношениям с ним;

· беременность как протест (12%) — назло родителям, мужчине и т. п. (драматическое переживание беременности);

· беременность как отказ от прошлого (8%) — «очищение от собственной греховности»;

· беременность как уход от настоящего (5%) — побег от нарастающего психического напряжения, связанного с невыносимой действительностью;

· беременность ради сохранения собственного здоровья (26%) — чтобы не причинить вреда абортом;

· самоутверждение через беременность (30%).

Поскольку самосознание женщины в период беременности может претерпевать значительные изменения, нахождение оптимального баланса мотивов может происходить и без подключения внешней помощи, по принципу «сдвиг мотива на Цель».

Изменения в самосознании женщины во многом обусловлены действием эволюционно выработанных биологических механизмов формирования материнского отношения к ребенку (привязанности). Важную роль в формировании привязанности у матери играет особый «парацептивный» опыт (т. е. опыт, связанный с ощущением матерью движений плода, вызывающий у будущей матери чувство «сродненности» с собственным ребенком). В перинатальный (околородовый) период, во время кормления грудью происходит изменение гормонального фона в организме матери и ребенка, способствующее становлению взаимной привязанности. Неблагоприятное влияние на качество возникающей связи может оказывать применение медицинских препаратов, нарушающих необходимый гормональный баланс. Первый час после родов является сензитивным периодом для формирования связи между матерью и ребенком. Важнейшее значение в это время имеет эмоциональный и тактильный контакт между ними.

В исследованиях этологического направления описаны формы поведения матери, «вызванного младенцем». Это поведение имеет специфические селективные и пусковые механизмы, среди которых — морфологические черты, особые движения, позы и запахи ребенка. Таким образом, каждая мать от природы «знает», как нужно обращаться с собственным ребенком. В том случае, когда женщина осознает это, она начинает больше доверять себе, своему телу и своей интуиции при общении с ребенком и не ждет, когда ее кто-то научит «правильному» взаимодействию.

Особого внимания и психологической поддержки заслуживают женщины, оказавшиеся в ситуации вынужденной изоляции от ребенка сразу после рождения (чаще всего по медицинским показаниям). Такое резкое прерывание контакта с ребенком депривирует (блокирует, затрудняет) становление материнства. Психологической сущностью депривированного материнства является блокирование потребности матери в эмоциональном контакте с ребенком.

Изменения в самосознании женщины имеют различное содержание в разные периоды беременности. Можно выделить в беременности два различных этапа — докоммуникативный и коммуникативный. Граница между ними — момент первого шевеления ребенка, которое ощущает мать.

Задача докоммуникативного периода — постепенное выделение в субъективном мире будущей матери места для своего ребенка.

Многие исследователи отмечают актуализацию раннего детского опыта во внутреннем мире женщины на ранних этапах беременности. В это время женщина как бы открывает ребенка в самой себе и может посмотреть на мир его глазами. Происходит обострение чувств, притупление интеллектуальной деятельности, усиление интуитивного восприятия. Это является своего рода охранительными механизмами, естественно следуя которым женщина может уйти в себя, осознать себя как мать. Чувства и интуиция — это те инструменты, которые позволяют понимать ребенка, его потребности. Однако женщине может быть трудно принять в себе эти изменения.

Примерно в 16—22 недели беременности женщина начинает ощущать движения своего ребенка. С этого времени в самосознании женщины начинается обособление ребенка. Он постепенно наделяется характеристиками субъекта. Мать может начать выстраивать коммуникацию с ребенком, в процессе которой и происходит становление зрелой материнской позиции. Именно контакт с внутриутробным ребенком поддерживает у женщины чувство ответственности за него, позволяет ей переключиться с переживания собственных ощущений на создание более благоприятных условий для его развития, учитывать интересы ребенка в общении с другими людьми. В процессе такой коммуникации формируется особый язык, сигналы которого уникальны для каждой отдельной системы «мать — дитя». Это могут быть особые движения ребенка, которые мать так или иначе интерпретирует («ему неудобно», «шалит», «испугался», «хочет пообщаться» и т. п.). Это могут быть ощущения, которые женщина испытывает в ответ на свои мысли или чувства. Например, погрузившись в профессиональные проблемы, женщина осознает напряжение в матке и воспринимает его как «сообщение» ребенка о своем состоянии. Изменяя свое поведение, она переключает внимание на ребенка, получая в ответ ощущение тепла из матки. Постепенно в рамках подобного взаимодействия женщина начинает называть и ощущать себя матерью.

Расширение коммуникации за счет включения в нее отца позволяет мужчине найти свое место в новой семейной системе. Мужчине несколько труднее установить контакт с внутриутробным ребенком, но именно во взаимодействии с отцом наиболее очевидно проявляются ответы ребенка на внешние воздействия. Активно двигавшийся ребенок может тут же затихнуть и успокоиться, когда отец кладет руки на живот матери и просит ребенка «не мешать маме спать».

В процессе такого общения супруги впервые по-новому выстраивают свои отношения, принимая в рамки этих отношений ребенка. Наличие особого языка, принятого только в пределах данной группы, способствует сплочению семьи, создает ей особую интимность, позволяя ее членам ощутить целостность и уникальность их семейной общности. Некоторые супружеские пары подчеркивают, что только с появлением ребенка они смогли почувствовать себя настоящей семьей. После родов происходит перенос уже сформированной системы отношений в новые условия.

Таким образом, формирование новой системы внутрисемейной коммуникации начинается в отношениях матери и ребенка, и только потом в эти отношения вводится отец. В рамках существующей патриархальной модели семьи такая последовательность является наиболее распространенной. Иногда могут возникать затруднения в процессе присоединения отца к возникающей системе отношений «мать — дитя». Мужчина, ощущая нарушение внутрисемейного баланса, в связи с беременностью жены, может испытывать чувство тревоги и «отделенности» от семьи. Пытаясь заглушить эти негативные чувства, он может стремиться усилить свое влияние во внесемейном пространстве, сосредоточиться на добывании денег, совершать супружеские измены и т. д. Неслучайно у многих женщин на разных этапах беременности возникает неуверенность в прочности отношений с супругом; в том, что муж будет любить ребенка, заниматься с ним.

В случае, если отцу не удается включиться в процесс коммуникации с ребенком, супружеские отношения могут значительно осложняться, а подчас и разрушаться. Может происходить формирование дисгармоничной системы внутрисемейных отношений «со смещенным центром», в которой отец оттесняется на периферию системы. Гармоничное развитие молодой семьи на этом этапе может затруднять вмешательство родителей супругов. Под влиянием такого вмешательства могут образовываться деструктивные коалиции и внесемейные треугольники, в которые, например, могут входить мать, ребенок и мать матери.

В условиях современной модели семейных отношений возможна и несколько иная последовательность преодоления кризиса.

В данном случае беременность рассматривается супругами как особый этап их совместной жизни, продолжение их интимных отношений, а роды — это своего рода кульминация. Отцу и матери предписывается равная ответственность и участие во всем, что связано с ребенком. Отец вместе с супругой посещает врача, присутствует на сеансах ультразвуковой диагностики плода, посещает занятия по подготовке к родам, активно участвует в родах, не разлучается с ребенком первое время после родов. В некоторых странах, например в Швеции, мужчина получает отпуск после родов жены, чтобы супруги могли совместно прожить этот период.

При таких условиях у отца достаточно рано формируется отношение к ребенку как к субъекту взаимодействия. Контакт отца с внутриутробным ребенком стимулирует успешное формирование материнской позиции у женщин, имевших ярко выраженные социальные мотивы, ранее не проявлявших интереса к ребенку.

Совместное проживание супругами опыта родов и контакт родителей с ребенком сразу после рождения следует рассматривать как фактор, цементирующий и сплачивающий семью. В этот период активно задействованы биологические механизмы формирования глубинной привязанности к ребенку. У отцов могут возникать те же реакции при взаимодействии с ребенком, что и у матери. Некоторые специалисты используют термин «всепоглощение» для описания мощного воздействия новорожденного на своего отца.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных