Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменение отношений с детьми




Психологи структурного и системного подхода связывают начало этапа зрелой семьи с поступлением детей в школу. Этот момент считается очень важным в связи с тем, что семейная система начинает испытывать давление в виде обратной связи со стороны внешних систем — соседей и школы. Когда ребенок идет в школу, результат воспитательной деятельности родителей как бы выносится на широкое обозрение.

Перед семьей встает задача научиться общению с этими новыми для нее системами: внешние границы семьи должны быть снова пересмотрены, чтобы ребенок мог приобретать опыт внесемейных контактов. Влияние школы на семью психологи описывают примерно следующим образом.

Расширяя круг своего общения, ребенок вносит в семейную систему новые элементы. Бывая в домах своих друзей, ребенок узнает, что они живут по иным правилам, которые кажутся ему более справедливыми. Когда в дом приходят друзья ребенка, родители также могут видеть иные способы поведения детей, более зрелые и привлекательные. Это заставляет семью подвергать сомнению свои собственные способы взаимодействия с ребенком и переопределять внутрисемейные границы. Кроме того, увеличение автономизации ребенка в связи с его поступлением в школу заставляет родителей вспомнить о том, что когда-нибудь он вырастет и навсегда покинет дом — это усиливает внимание к супружеским отношениям.

Такой подход вполне правомерен для американской психологии, так как в большинстве американских семей ребенок дошкольного возраста воспитывается в семье, и школа, куда он идет в 5—6 лет, является первой внешней системой, оценивающей воспитательную деятельность родителей.

В российской действительности большинство дошкольников посещает детские дошкольные учреждения (детские сады), как правило, с 2—3 лет и проводит в них большую часть дня. В связи с этим, школа не является первой внешней системой, оценивающей уровень развития и воспитания ребенка. Чаще всего к моменту поступления в школу и сами первоклассники, и их родители оказываются знакомы между собой и имеют хотя бы минимальный опыт взаимодействия, так как школа, куда будет ходить ребенок, как и детский сад, обычно выбираются «по территориальному признаку», и первый класс может почти полностью состоять из бывшей группы детского сада.

Тем не менее, поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни семьи, так как родителям приходится столкнуться с переструктурированием жизни семьи. Онопроисходит по следующим направлениям:

· перераспределение обязанностей, или зон ответственности родителей;

· переопределение внешних границ семьи;

· переструктурирование времени;

· переструктурирование физического пространства.

Перераспределение обязанностей. Поступление ребенка в школу заставляет родителей вернуться к вопросам, связанным с распределением обязанностей: кто должен контактировать со школой, кто должен помогать ребенку в учении в случае возникновения трудностей и т. п. Если эти заботы берет на себя мать ребенка, то, возможно, родителям приходится перераспределять обязанности по выполнению домашней работы. Если оба родителя работают, а чаще всего именно так и бывает в российских семьях, то снова, как и при рождении ребенка, может вставать вопрос о том, что кто-то из родителей должен пересмотреть свой рабочий график, чтобы больше времени посвятить ребенку. Изменение рабочего графика может привести к существенным изменениям карьерных планов, например к необходимости смены места работы.

Если мать вынуждена отказаться от работы, так как поменять рабочее место нет возможности, перед отцом может встать задача взять на себя все тяготы по материальному обеспечению семьи.

Переопределение границ семьи. Нередко работающие родители, которые не хотят прерывать свою карьеру, обращаются за помощью к бабушкам и дедушкам. Помощь прародителей и их участие в воспитании ребенка могут нарушать внешние границы семьи. Помогая ребенку с учебой, прародители, чаще всего бабушка, считают, что получают тем самым право вмешиваться в воспитательный процесс. Часто их воспитательные воздействия идут в разрез с родительскими, они указывают родителям на «ошибки» в воспитании и т. п. Нередко бабушка пытается принять участие и в других сферах жизни семьи.

Такая ситуация является потенциально конфликтной. Родители или один из них обычно недовольны этим вмешательством, но не могут его ограничить, опасаясь, что в этом случае прародители вообще откажут в помощи. Эта ситуация в определенном смысле возвращает семью к необходимости переопределения внешних границ и зон влияния членов расширенной семьи.

Перераспределение времени. Перераспределение времени в семье связано с необходимостью учитывать режим обучения ребенка. Родители вынуждены перестраивать свой распорядок дня, так как в отличие от детского сада ребенок проводит в школе лишь незначительное время. Но при этом часть времени, проводимого дома, он должен посвящать выполнению домашних заданий, и в начале обучения оно может быть весьма продолжительным. Кроме того, ребенка надо отводить в школу и забирать из нее в строго определенные часы. Родители перестраивают свой распорядок дня таким образом, чтобы обеспечить ребенку и посещение школы, и выполнение домашних заданий. Даже если ребенок психологически готов к поступлению в школу, в начале школьного обучения лишь очень незначительное число детей понимает, что от учебной деятельности нельзя отказаться по собственному желанию или перенести ее на другое время. Перестраивая свой распорядок дня, родители тем самым показывают ребенку важность выполняемой им деятельности. Это в итоге формирует у ребенка ответственное отношение к учению, и он сам начинает планировать свое время таким образом, чтобы успеть выполнить домашние задания и отдохнуть.

Перераспределение времени означает также, что теперь вся семья в целом должна планировать какие-либо совместные мероприятия таким образом, чтобы учитывать режим обучения ребенка. Например, отъезд из города во время учебного года даже на несколько дней становится невозможным, так как это означает пропущенные учебные занятия. Напротив, в каникулы и в выходные дни желательно обеспечить ребенку возможность сменить обстановку и развлечься. Нежелательными становятся и поздние возвращения домой после каких-либо развлекательных мероприятий, и поздно оканчивающиеся приемы гостей.

Переструктурирование физического пространства. С поступлением ребенка в школу для него должно быть организовано рабочее место, где он будет выполнять уроки и хранить учебные принадлежности. По возможности семья старается оградить это место от шумов и других отвлекающих моментов в то время, когда ребенок занимается. Это также помогает ребенку воспринимать учение как важную и необходимую деятельность.

Все перечисленные трудности, с которыми сталкивается семья при поступлении ребенка в школу, являются, тем не менее, естественными и «обязательными» — через них проходит каждая семья. Большинство семей с ними вполне успешно справляется. Но в некоторых семьях могут возникать и специфические трудности, связанные с началом обучения ребенка. Они воспринимаются семьей как специфические и заставляют ее обратиться за помощью к профессионалам. При этом очень часто родители считают, что проблема у ребенка, в то время как на самом деле это в гораздо большей степени их собственная проблема или проблема одного из родителей. Можно выделить несколько наиболее типичных случаев.

Первый связан с тем, что родители чрезмерно озабочены школьными успехами ребенка. Обращаясь за помощью к психологу, они жалуются на то, что ребенок не справляется с учебой, либо на недостаточную прилежность ребенка, либо на его нежелание учиться. Иногда какие-то из перечисленных особенностей или одна из них в действительности имеют место, но во многих случаях ребенок оказывается совершенно обычным, «среднестатистическим» ребенком.

В «тяжелых» случаях поведение ребенка заставляет родителей обратиться к врачу-невропатологу: ребенок становится расторможенным, учителя жалуются на его невнимательность, на то, что он плохо ведет себя на уроках; у него наблюдаются перепады настроения, он агрессивен с другими детьми и т. п. При внешне выраженной картине нарушений невропатолог часто диагностирует лишь какие-либо минимальные неврологические нарушения, не объясняющие тяжести симптоматики. Наиболее опытные и психологически грамотные врачи часто сразу говорят при этом, что дело в детско-родительских отношениях.

Во многих случаях за озабоченностью успешностью ребенка стоит проблема собственной успешности родителей.

Поступление ребенка в школу заставляет родителей задать себе ряд важных вопросов о будущем ребенка: к чему они его готовят в жизни, какое образование они хотят ему дать, каков должен быть уровень требований к результатам учения, как относиться к школьным оценкам, учить ли чему-либо помимо школьной программы и т. п. Ответы на эти вопросы базируются на личностных смыслах и жизненных ценностях родителей. В гармоничной семье к образованию относятся обычно как к важной жизненной ценности, учитывая при этом уровень возможностей ребенка. К ребенку предъявляются адекватные требования, его успехам радуются, но родительская любовь остается безусловной — она не зависит от уровня достижений ребенка.

В дисфункциональных семьях поступление ребенка в школу может актуализировать проблему успешности у родителей. Родители, не довольные своим собственным положением, начинают предъявлять завышенные требования к успехам ребенка без учета его возможностей. Они пытаются «максимально развить» его, отдавая в многочисленные кружки и секции. Ребенок не справляется с чрезмерной нагрузкой, у него появляются перепады настроения и эмоциональные срывы, соматические нарушения; как защитная реакция может возникать отказ от учебы. Указания на то, что ребенок нормален и надо только снизить уровень нагрузки, родителями не принимаются и рассматриваются как показатель некомпетентности} специалиста.

Хотя внешне родительское поведение выглядит типичным, его психологическая подоплека может быть различной, так как она связана с ощущением неуспешности родителя в различных областях: профессиональной, социальной, личностной (межличностной).

Родитель, ощущающий собственную неуспешность в профессиональной области, бессознательно идентифицирует успехи ребенка со своими собственными. В этом случае он рассматривает ребенка как продолжение себя, и успехи или неуспехи ребенка воспринимаются им как собственная компетентность или некомпетентность. Высокие успехи ребенка были бы для такого родителя подтверждением его собственных великих способностей, которые он не смог проявить из-за «неблагоприятного стечения обстоятельств». Поэтому если ребенок оказывается «обычным», «таким, как все», родитель переживает чувство глубокого разочарования.

Успехи в учении ребенка или его обучение в престижной школе, секции может быть для семьи знаком престижа. В этом случае, даже видя, что нагрузки для ребенка непосильны, родители с трудом отказываются от своих требований к нему или от каких-либо «развивающих» программ. Мотивируется это чаще всего важностью образования.

Под ощущением неуспешности в социальной сфере в данном случае имеется в виду неуверенность в успешном исполнении родительской роли. В этом случае успехи или неуспехи ребенка — это показатель «воспитательного» мастерства родителей.

Если у родителей ребенка супружеские отношения нарушенные, то проблемы ребенка выполняют в семье важную стабилизирующую функцию: трудности ребенка позволяют родителям заниматься ими, не обращал внимания на свои собственные. В этом случае годится все: и реальная неуспешность, и мнимая. При этом проблемы ребенка могут объединять родителей либо выступать в качестве эрзац-отношений.

Объединение родителей. Если у мужа и жены практически не осталось общих сфер взаимодействия, кроме воспитания детей, то проблемы ребенка вынуждают родителей объединяться для их решения.

Эрзац-отношения. Если супруги не удовлетворены своими отношениями, у одного из них может возникнуть желание «посвятить себя детям» (как правило, в такой роли чаще выступает мать ребенка). «Проблема» ребенка, а еще лучше его «болезнь» показывают матери необходимость ее постоянного участия в жизни ребенка. Подобное родительское поведение может провоцировать возникновение у ребенка психосоматической проблематики. После этого ребенка настойчиво и безуспешно лечат. В системном подходе такой тип детско-родительского взаимодействия называется «сверхвовлеченностью».

Как уже указывалось, простое заверение родителей, что ребенок нормален и в корректировке нуждается уровень нагрузки, обычно не принимается. Во всех описанных случаях работа консультанта должна быть направлена на проблему успешности самого родителя, как правило, того, кто больше настаивает на высоком уровне требований к ребенку. Это касается и успешности в супружеских отношениях. Результатом работы должно явиться снижение уровня притязаний родителей к успехам ребенка и учет ими его реальных возможностей.

Второй вариант типичной «школьной» проблематики представлен боязнью школы, нежеланием ребенка посещать школу. За таким поведением ребенка чаще всего также стоят проблемы родителей. Обычно это переживания матери, которая боится, что в школе ребенку будет плохо, так как ее собственный опыт обучения в начальной школе был травмирующим. И в этом случае работа консультанта направляется на коррекцию установок родителя.

Когда дети достигают подросткового возраста, детско-родительские отношения вновь следует изменить. Семья сталкивается с конкурирующей группой — группой сверстников, которая имеет свои собственные взгляды на многие жизненно важные вопросы. Подросток может шокировать родителей непривычными ценностями или поведением. Компетентность подростка постоянно возрастает, и это дает ему больше оснований требовать изменения сложившихся в семье правил.

Семья вновь сталкивается с необходимостью корректировки внешних границ. Родители должны предоставлять подростку больше автономии, так как они теперь не обладают всей полнотой власти и не являются единственной эмоциональной привязанностью подростка. Необходимо решить вопросы, в какой мере они могут влиять на дружеские связи подростка, насколько дом может быть открыт для его гостей, какие правила регламентируют возможность его отсутствия в семье в течение длительного времени и т. п. В подростковом возрасте навыки саморегуляции еще недостаточно развиты и подростки не всегда умеют соотносить собственное поведение с реальностью, поэтому предоставление слишком большой автономии может быть чревато неблагоприятными последствиями для самого подростка.

Даже если подросток бурно отстаивает право на самостоятельность, предоставление ему полной автономии повергает его в чувство растерянности. Его опыт решения проблем еще очень ограничен и не дает ему необходимой уверенности и компетентности, и без помощи и поддержки родителей он чувствует себя покинутым.

Проблемы, с которыми сталкивается сам подросток в этом возрасте, были достаточно подробно описаны в разделе «Задачи развития на этапе добрачного ухаживания».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных