Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психотерапевтические направления




1. Психоанализ (З. Фрейд)

Цели консультирования:

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал, помочь клиенту воспроизвести ранний опыт, и проанализировать вытесненные конфликты.

Консультативный контакт:

Консультант сохраняет личностную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал (сновидения, свободные ассоциации и др.) и стремится научить клиента увязывать своё настоящее поведение с событиями прошлого.

2. Адлерианское направление (основатель направления А. Адлер)

Цели консультирования:

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели, скорректировать ошибочную мотивацию.

Консультативный контакт:

Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования.

3. Терапия поведения, или бихевиористское направление.

Цели консультирования:

Исправить неадекватное поведение и обучить адекватному поведению.

Консультативный контакт:

Консультант является активной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения.

4. Ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс).

Цели консультирования:

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность.

Консультативный контакт:

Контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчёркивается искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и «передача» этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения.

5. Экзистенциальная терапия («в поисках смысла»).

Цели консультирования:

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; выделить блокирующие свободу факторы.

Консультативный контакт:

Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт «человек-человек», похожий на встречу двух равноценных людей «здесь и теперь». Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент.

6. Групповая терапия.

Цели консультирования:

Групповая терапия создаёт условия для самовыражения, ориентирует на личностный рост и развитие.

Консультативный контакт:

Клиенты являются активными участниками в групповой психотерапии. Психотерапевт (равный партнёр) поощряет клиентов рассматривать себя как объект собственных изменений. Очевидно, что любому отдельно взятому участнику в группе уделяется внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, и тем не менее существует ряд причин, обусловливающих успех групповой терапии. Преимущество группы - это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживания с конкретным клиентом. Роль консультанта меняется в зависимости от целей и метода психотерапевтической работы.

7. Гештальт-терапия.

Цели консультирования:

Помощь клиенту в поиске подлинной жизненности, способности получать удовольствие от жизни в настоящем, здесь и теперь, не откладывая радость и счастье на неопределённое «когда-нибудь потом»?. Стать ответственным и зрелым, оставаясь весёлым и спонтанным, - вот главная цель гештальта.

Консультативный контакт:

Индивидуальная и групповая терапия, где консультант (ведущий) на равных является участником процесса.

8. Психодрама

Цели консультирования:

Диагностика и терапия неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка взаимодействия с социальным окружением, углубление самопознания.

Консультативный контакт:

Осуществляется как подобие импровизированной театральной постановки по сюжету истории, рассказываемой одним из участников группы (события жизни, сновидение), где клиенты попеременно выступают в качестве актёров и зрителей. Их роли направлены на моделирование жизненно важных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников. Консультант выступает «коучем»- ведущим, экспертом при обсуждении «проигранных» ситуаций.

9. Системно-семейная психотерапия:

Цели консультирования:

Объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком. Семейная психотерапия не ставит задачу - изменить людей, составляющих семью. Проблемы возникают не потому, что люди вокруг плохи, а потому, что сама семейная система функционирует неправильно. И это функционирование можно изменить.

Консультативный контакт:

Консультант контактирует со всеми членами семьи, включёнными в систему. Иногда все члены семьи присутствуют на консультации, иногда это по необходимости муж и жена, жена и сын и т.д. При системно-семейной психотерапии возможен вариант, когда два консультанта-психотерапевта работают в паре.

10. Тренинг социально-психологический.

Цели консультирования:

Развитие компетентности в общении с использованием методов групповой психологической работы.

Консультативный контакт:

Ведущий не преподаватель, он не противопоставляет себя группе, а интегрируется с ней. Он выступает одним из участников групповой работы, хотя и задаёт на первых этапах групповые нормы и модели поведения.

11. Тренинг деловых навыков.

Цели консультирования:

Социально-психологический тренинг (разновидность обучения), направленный на приобретение знаний, умений и навыков, на коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения при деятельности профессиональной.

Консультативный контакт:

В группах тренинга ведущий (консультант, психолог, тренер) организует групповые дискуссии и ролевые игры, в которых используются ситуации, характерные для основной деятельности участников.

12. Нейролингвистическое программирование (НЛП).

Цели консультирования:

С помощью процессов моделирования НЛП помогает понять и смоделировать свой собственный успех в короткие сроки. НЛП-умения и техники находят применение в образовании, бизнесе, консультировании для повышения эффективности коммуникации, индивидуального развития и ускоренного обучения.

Консультативный контакт:

НЛП-терапевт определяет «вычеркивания», обобщения и искажения клиента, обеспечивающие неприкосновенность его ограниченной модели мира, восстанавливает её упущенные части. Он уточняет и расширяет модель и показывает, что действительность во всей своей полноте и многообразии свойств не сводится к набору описывающих её вербальных (словесных) представлений.

Структура ПК

Под структурой психологического консультирования понимается совокупность технических этапов, которые проходят консультант и клиент в процессе консультирования. Эти технические этапы не имеют жестких границ и представляют собой условное деление, цель которого - понимание всего процесса консультирования, а не указание на точное соблюдение установленного алгоритма действий.

Каждый из этапов имеет свои отличительные особенности:

специфические цели и задачи;

временные аспекты;

приемы и техники работы консультанта, особенности его поведения;

особенности поведения и состояния клиента;

уровень эмоциональной наполняемости и глубина чувств. Свою структуру имеет как весь процесс консультирования в целом, подразумевающую динамику встреч в начале, в середине, и в конце консультирования, так и каждая отдельная сессия внутри консультирования.

Общая модель структуры консультирования - эклектическая модель. Эта общая модель структуры консультирования охватывает шесть стадий.

1. Исследование проблемы предполагает установление контакта с клиентом и достижение обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.

2. Двумерное определение проблемы заключается в том, что консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, установить как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания через конкретные понятия. Точное определение проблемы ведет к пониманию ее причин и указанию на способы разрешения. К этой стадии возвращаются на протяжении всего консультирования, если возникают трудности, неясности в формулировке проблемы.

3. Идентификация альтернатив - стадия обсуждения возможных альтернатив решения проблемы с помощью открытых вопросов. Клиент называет возможные варианты решения проблемы, которые считает подходящими и реальными, после чего консультант помогает ему выдвинуть дополнительные альтернативы, которые клиент может использовать непосредственно. Во время беседы составляется письменный список альтернатив решения проблемы.

4. Планирование предполагает критическую оценку выбранных альтернатив решения путем анализа альтернатив с точки зрения предыдущего опыта и готовности к изменению, интервала необходимого для изменения времени, степени устойчивости уменьшения деструктивного, дезорганизующего поведения клиента. Предусматриваются средства и способы проверки реалистичности выбранного решения («репетиция действий», ролевые игры).

5. Деятельность - последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с понимаем возможности неудачи в достижении цели. Клиент усваивает, что частичная неудача в деятельности не должна останавливать его в реализации плана решения проблемы, следует связывать все действия с достижения конечной цели.

6. Оценка и обратная связь - оценка консультантом и клиентом уровня достижений цели, степени разрешения проблемы. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем возможен возврат к предыдущим стадиям.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных