Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Древнеисландская руническая поэма 3 страница




Фризские рунические памятники носят отчетливо маги­ческий характер, но многие из них интерпретировать достаточно сложно. Мы можем быть уверены в том, что созданы они в условиях настоящего язычества, поскольку этот консервативный район, часто возглавляемый королями-героями вроде Радбода, сопротивлялся религи­озному натиску христиан — а также политическому давлению империи Каролингов — до конца VII столетия. Мы также можем с большой степенью достоверности утверждать, что период скрытого религиозного противо­стояния продолжался ещё долго и после этого времени.

Один из самых интересных, хотя и непростых (в интерпретации) примеров фризского искусства — «вол­шебный жезл» из Бритсума (рис. 1.17), найденный в 1906 году и датируемый примерно 550—650 гг. Он сделан из древесины тиса и длиной около пяти дюймов. Надпись на стороне А читается слева направо: thin о а ber! et dudh, на стороне В — справа налево: biridh то. Прочитать текст на поврежденной части не удастся.

Вся формула целиком переводится следующим образом: «Всегда носи этот тис [знак]! В нем сила. Меня носит...». Следует заметить, что разделительный знак из семи точек указывает на седьмую руну после отметки: это (в этой надписи) = (тис) — сила, сокрытая в формуле.

 

 

Глава 2

Руны эпохи викингов (800-1100 гг. н.э.)

 

Как и в случае всех исторических эпох вообще, Век Викингов возник не на пустом месте — это был результат долгого процесса, начавшегося еще в последние годы до начала нашей эры с первыми переселениями кимбров и тевтонов из Скандинавии, этой «утробы народов», как называл ее готский историк Иордан.

В период около 800 г. в Скандинавии произошел ряд внутренних изменений, и определились новые направления развития. Швеция (в особенности Готланд) начала прокладывать торговые пути на Восток, через славянский мир — пути, ведущие к Византии, Багдаду и Персии. В Дании, во время правления могущественныхкоролей (Годфридаи Эрика), собиравших огромные армии и многочисленные свиты, началось формирование датской нации. Норвегия, однако, из-за своего изолированного и географически разорванного положения, продолжала консервативно придерживаться старины и местных обычаев. Хотя отдель­ные части Швеции (Уппланд и Готланд) и некоторые районы Датского архипелага давно уже были экономичес­ки развиты, большая часть Скандинавии в это время только начинала изменяться и привыкать к новым веяниям. Первый викингский набег совершили норвежцы в 793 году, напав на монастырь в Линдсфарне (Нортумбрия); затем последовали набеги на Монквермот (794 год) и Иону, возвестив начало Эпохи Викингов.

Как и начало Века Викингов, формирование Младшего Футарка из Старшего было результатам долгого процесса. Изучение надписей, выполненных Старшим Футарком, и вариантов написания старших рун показывает, что знаки, впоследствии вошедшие в Младший футарк, широко употреблялись уже с 600 г. н.э. Развитие младшей тради­ции из старшей происходило весьма быстрыми темпами на протяжении VIII века н.э., и уже к 800 году Младший футарк, сократившийся с двадцати четырех до шестнад­цати знаков, был законченной, общепринятой письмен­ной системой, распространившейся по всем скандинавс­ким землям.

Младший Футарк — чисто скандинавский культурный феномен, хотя многие надписи, выполненные им, находят и за пределами Скандинавии — преимущественно на Британских островах и на Востоке. Все эти надписи выпол­нены скандинавскими мастерами.

Совершенно ясно, что процесс преобразования Стар­шего Футарка в Младший происходил в рамках традици­онной религиозной системы — иначе как ранние измене­ния, так и последующие реформы алфавитного ряда не были бы столь единообразны и не распространялись бы так широко и быстро в неизменном виде. В противополож­ность этому, знаки Младшего Футарка в отдельных реги­онах быстро изменялись, порой весьма значительно. Этот факт может свидетельствовать об усилении распада тради­ции, однако то, что внутренняя система порядковых номеров (числовых значений), фонетических значений, разделения на атты,а также традиционные сферы приме­нения (вырезание, а не письмо) продолжали сохраняться, означает, что на более глубоком уровне традиция была все ещё сильна.

Согласно нашим предположениям, настоящий преоб­разованный «Общесеверный» рунический ряд изначально возник в том виде, в каком изображен на рис. 2.1. Однако последняя и наиболее обычная версия Футарка выглядит несколько иначе — так, как на рис. 2.2.

Развитие этого Футарка зависело от сочетания лингви­стических и магических факторов. Но, обсуждая роль в эволюции младшего ряда языковых изменений, следует заметить, что последние, согласно научным данным, строго вторичны. Старший ряд легко можно было приспособить (как раньше и делалось) к любым ВОЗМОЖНЫМ изменениям фонетики языка. Этого, однако, не произошло- Вместо этого на усложнение фонетической системы языка пись­менность отреагировала упрощением — случай в истории орфоц^афии беспрецедентный. Это объясняется тем, что реформа орфографии проводилась по внеязыковым, маги-ко-религиозным причинам.

Прежде чем перейти к эволюции собственно традиции, важно отметить основные изменения в языке и то, как они отразились в знаках, чтобы прояснить «грамматику» над­писей. Во-первых, фонетическое значение всегда было неустойчивым, и знак этот, за исключением магических формул, встречался редко. Также , чередующаяся с , довольно рано (около 600 г. н.э.) изменила свое фонети­ческое значение на Севере, поскольку начальный j в северных диалектах практически исчез к тому времени. Хорошим примером действия этого языкового закона может послужить само название руны: германское jera становится прото-северным jâr, которое переходит в древнеисландское ár . Следовательно, фонетическое значение знака меняется с [jl на [a]. Вдобавок, из [а] становится носовым гласным [â]. Важно также обратить внимание на неоднозначность новой системы письменно­сти в целом: многие знаки могут обозначать два звука или более (см. табл. 3 Приложения).

Неизменные элементы показывают преемственность двух систем, старшей и младшей. Благодаря им ясно, что переход от одной системы к другой происходил в рамках религиозной системы и что разработчики младшего ряда были хорошо знакомы со старшим рядом и его традици­ями. Этот вывод подтверждается тем фактом, что весь этот процесс происходил в обществе, где грамотность была привилегией немногих. Ибо, хотя руны и были своего рода письменностью, они еще не успели стать средством обычного и повседневного межличностного общения. Для того, чтобы передать комплексные пред­ставления о какой-либо системе (например, о рунах), человек был вынужден рассказать о них другому челове­ку. В те времена будущий мастер рун не имел возможно­сти отправиться в библиотеку, отыскать пыльный том, повествующий о давно забытой традиции, и вдохнуть в эту традицию жизнь.

Первый неизменный элемент системы — постоянство линейного порядка знаков, в особенности первых шести: F-U-TH-A-R-K; ни один из этих знаков Младшего Футарка не сменил своего положения относительно места в стар­шем ряду. Ыо, конечно, некоторые знаки старшего ряда выпадают, и образуется новый порядок. Единственным исключением из этого правила является , [-R], переме­стившаяся в конец ряда. Это, возможно, происходит потому, что данная руна встречается только в конце слов, по, возможно, ЭТО связано и с сознательными попытками сохранить отдельные особенности старой системы аттов. Как мы успели убедиться, изучая древний период, деление на атты было неотъемлемой частью старшей традиции (см. эзотерические объяснения этому в гл. 9). Устойчи­вость этого необычного явления еще раз подтверждает, что здесь мы имеем дело с сознательными действиями религиозной среды. Первый атт младшего ряда состоит из первых шести знаков старшего, в неизменном порядке. Важно также, что второй и третий атты начинаются в младшем ряду теми же двумя знаками, что и в старшем, то есть H-N и Т-В, соответственно. Это, в сочетании с необходимостью поделить на равные части знаки, следую­щие за вынужденно шестизначным первым аттом, потре­бовало перемещение в конец ряда; в противном случае, третий атт должен был бы начинаться с . В любом случае — преемственность, а на самом деле и упрочение, троичного деления алфавитного ряда — весьма примеча­тельная особенность.

Другие, пусть и более простые, соответствия, также важны и удивительны. Достойно внимания постоянство формы знаков: одиннадцать из них остались без изменений, а три из изменившихся представляют собой чередовавши­еся в древности формы (т.е. ) и практически взаимозаменимые исходно развившиеся из . Таким образом, остаются лишь два вызывающих затрудне­ние знака: , ставшее , и , ставшее . Это объяснимо с формальных позиций. Младший ряд в целом стремился все знаки с двумя вертикальными чертами превратить в знаки с одной, таким образом, сдвигая две вертикальные черты в одну, мы получим из них знаки и . Форма уже существовала в старшем ряду, поэтому предпочтительней оказалось ее модифицировать — . Выбор последней формы можно объяснить и с эзотеричес­кой точки зрения (см. гл. 10).

Еще одна замечательная особенность — преемственность названий рун и, следовательно, их фонетических значений. Хотя названия рун Старшего Футарка и неизвестны из письменных источников, сравнительное изучение языков, в которых эти имена упоминаются (т.е., древнеанглийский, древнеисландский и готский), в сочетании с изучением идеографического использования старших рун (см. напр., кольцо из Петроассы, рис 1.9), показывает, что поздние названия в самом деле представляют собой продолжение более древней системы. Древнескандинавская традиция сохранила названия рун в рунических поэмах (см. гл. 8). Единственное резкое отличие — руна [-R], ýr, «тис», («ветвь»), вместо [-R], elhaz, «лось». Однако древняя альтернативная форма , согласно трактовкам, ранее имела определенное отношение к древесной символике (см. четыре космических оленя (= лося?) в ветвях Иггдрасиля). Кроме этого, вторая руна, , получила второе значение «моросящий дождь», что объяснимо с мифологической и космогонической точек зрения (см. гл. 10).

Поскольку сложно предположить, что две одинаковые системы одновременно развились в Швеции/Норвегии и в Дании, следует определить, где же именно возник Млад­ший Футарк. Опираясь на факты, наиболее вероятной кандидатурой на это место следует признать самую южную часть Норвегии и прилегающие районы Швеции, где руническое Искусство процветало в течение всего древнего периода. Произошло это примерно в последние десятиле­тия VIII века. Отсюда Младший Футарк довольно быстро проник в Данию, где попал на благодатную почву, и вскоре оживил руническую традицию по всему Датскому архипе­лагу. В Дании он подвергся некоторым изменениям, став самой влиятельной моделью будущей рунической эволю­ции. Ситуация эта возникла в результате общего роста культурного и политического влияния Дании в этом реги­оне в то время.

Все вышесказанное подводит нас к обсуждению наиболее общеупотребительных разновидностей Футарка, приведенных в систему в Скандинавии эпохи викингов. Несмотря на различия формы отдельных знаков, все они сохраняли постоянство внутренней структуры и организации.

Из Южной Норвегии и прилегающих районов Швеции — места возникновения исходной системы — Младший ФутарКпроник в Данию, где система знаков приняла тот вид, который представлен на рис. 2.3. Этот датский вариант вскоре стал самым распространенным из всех Футарков. Он просуществовал с IX по XI век и даже послужил основой дальнейших преобразований.

В отдельных районах Скандинавского полуострова дат­ский Футарк, однако, быстро преобразился. К 850 году в Южной Норвегии и Остерготланде (Швеция) был разра­ботан упрощенный ряд, приведенный на рис. 2.4.

Он известен в основном как алфавит из Рек, по имени наиболее известной надписи, использующей этот Футарк — камень из Рек. Эти формы знаков просуществовали лишь до второй половины X столетия, после чего их вновь сменили более стандартные датские формы знаков.

Помимо этих двух основных разновидностей футарка, бытовавших в Скандинавии в эпоху викингов, в Швеции время от времени пользовались также радикально упро­щенной системой, позднее названной рунами из Хэльсинга (по провинции, в которой они были впервые найдены). В целом можно сказать, что ее знаки образованы из стандар­тных путем «убирания» основной вертикальной черты. Этот Футарк приведен на рис. 2.5.

Данный ряд нечасто встречается в надписях, и существу­ет мнение, что он представляет собой нечто вроде руни­ческой скорописи, используемой для бытовых сообщений и ведения делопроизводства. Возможно, им пользовались уже в десятом столетии, но наиболее известные надписи датируются серединой одиннадцатого. Хотя руны из Хэльсинга— не более чем местный обычай, примечательно, что при этом они остаются частью общей древней традиции.

 

Надписи эпохи викингов

Практически все типы рунических памятников, связан­ных с древним периодом, представлены и в новом, однако наиболее распространенными в позднее время оказывают­ся камни-памятники. Отчасти это объясняется их устой­чивостью к разрушению. Тем не менее, по-прежнему широко представлены и различного рода талисманы. На сегодняшний день обнаружено около пяти тысяч руничес­ких памятников, относящихся к младшей традиции, но число их постоянно растет по мерс того, как продолжают­ся раскопки поселений эпохи викингов.

 

Рунические мемориальные камни

 

Традиция высекания рунических надписей на могильных камнях (часто обнаруживаемых внутри могилы и выпол­няющих прямые магические функции) в раннее время, а в позднее — на камнях-памятниках с очевидно магическим значением, — восходит к древнейшему периоду. Камни bauta, разумеется, находились в тесной связи с захороне­ниями. Младшая традиция «ухватилась» за эту идею и сделала ее своим краеугольным камнем. В этом периоде подобные камни уже не обязательно находились в столь непосредственной близости от самой могилы, поэтому их лучше считать своего рода мемориалами. В Дании эта традиция возникла около 800 г. Следует заметить, что этот новый расцвет возрожденной рунической практики совпал с принятием реформы футарка, и, исторически, с угрозой со стороны христианства на юге.

Прекрасным примером могильного камня древнего типа, представляющего собой переходную форму между камнями bauta и мемориальными камнями, может послу­жить камень из Снольделев (см. рис. 2.6). Этот камень, датируемый периодом между 300 и 825 годами, был, по-видимому, исходно помещен в кургане, но надпись на нем роднит его с более поздними камнями-памятниками. Интересно также, что сам по себе камень использовался для отправления культа уже в бронзовом веке (ок. 1500— 500 г. до н.э.). Об этом говорит все ещё виднеющееся на ого поверхности (при соответствующем освещении) изоб­ражение солнечного колеса (свастики, см. пунктирные линии на рис.2.6). Надпись читается как:

кип uAltstAin sunaR

rihalts thulaR asalhakcu (m)

 

что может быть переведено как «камень Гунвальда, сына Рохальта, тула» [тул — священнослужитель-чтец в куль­те Одина] в Сальхаугене.

Камень из Снольделев особенно интересен как историчес­кий документ, во-первых, упоминанием официального титула в культе Одина (др.-исл. thulr, др.-англ. thyle), имеющего отношение к роли мага/священнослужителя, чтеца священ­ного закона, заклинаний, песен-мифов и т.д., а во-вторых, могущественными священными символами, гремя перепле­тенными рогами для питья (символ культа Одина) и солнечным колесом-свастикой. (Обратите внимание на то, как соотносятся позднейший и древний солнечные знаки.)

Классическим для традиции мемориальных камней можно назвать огромный камень из Стрё в южной Швеции (Скрие). Камень датируется примерно 1000 годом и представляет собой один из семи камней (два из которых с руническими надписями), некогда составлявших курган. Хотя насыпь кургана с тех пор и просела, он оказался в числе первых памятников, описанных Оле Вормом в 1628 году.

Текст надписи, знаки которой приведены на рис. 2.7, выполнен в виде зигзагообразной, змеевидной ленты. Надпись читается как

 

Fadhir lét hoggva rúnaR thessi øftir Azzur brythur sinn, es norr vardh dødhr í vikingu,

 

что в переводе с древнедатского языка означает: «Отец повелел вырезать эти руны после (=в память) брата своего Ассера, что умер на Севере викингом».

Камень из Стрё ясно демонстрирует мемориальное назначение этих сооружений. Необходимо привести здесь также ещё несколько технических замечаний. Обратите внимание, что двойные буквы не передаются на письме =hoggva); на то, что может означать ng, a также на другие неоднозначности в орфографии надписи. Этот камень показывает, что подобные сооружения воздвигались в память об участниках викингских походов, павших в чужих краях, что было нередким явлением. Он также свидетельствует о том, что для вырезания рун нанимались мастера (профессиональные?) рун со стороны.

Камень из Гриисхольма предоставляет прекрасный пример камня-памятника мифо-магического свойства. Он увековечивает память «брата Ингвара», погибшего вместе с мифическим героем (Ингваром) на востоке. Прорисовка изображения на этом камне, относящемся к середине XI века, (размером шесть футов на четыре с половиной), приведена на рис. 2.8. Надпись на нем, начинающуюся с головы змеи, транслитерируется следу­ющим образом:

 

tula:lit: raisa: stain: thinsat: sun:.sin: haralt: bruthur: inkvars: (thaiR) furu: trikila: fiari: at: kuli: auk: a: ustarlar: ni: kafu: tuu: sunar: la: asirk: lanti:

 

Последняя часть надпись представляет собой стих. Всю же надпись в целом можно перевести как:

Тола повелел воздвигнуть этот камень в честь своего сына, Харальда, брата Ингвара.

[Они] плыли храбро

далеко за золотом

и на востоке

дали [пищу] орлу;

погибли на юге

в Серкланде.

 

(Обратите внимание, что двоеточия, обычно обознача­ющие границы между словами, иногда стоят посреди слов. В этом, возможно, следует видеть элементы магической шифровки.)

На более чем тридцати камнях из этой местности (окрестностях озера Мэлар) и этого времени надписи сообщают о людях, погибших на востоке с Ингваром. Здесь мы, по всей видимости, имеем дело с ритуальной мифологизацией смертей людей, погибших в походах на Русь и страны за ней в конце эпохи викингов. Ингвар, на которого ссылаются эти камни, предположительно — исторический персонаж, возглавивший великий поход на восток против исламского мира — Серкланда — примерно в 1040 году (Серкланд, «страна рубах» или «страна шелка», иногда в узком смысле относится к Персии). Тем не менее, нет никаких исторических данных, способных подтвердить, что когда-либо эта экспедиция имела место. Это, а также тот факт, что у этого Ингвара(его имя иногда писалось также как Ивар) было то же странное прозвище (Vidhfadhmi — «далеко странствующий»), что и у полуми­фического Ингвара (который, как полагали, жил в шестом или седьмом веке), заставляет нас предполагать, что в некотором смысле все, кто был убит на Востоке, ритуально считались «погибшими с Ингваром», героем мифического прошлого. О мифическом Ингваре упоминает «Круг Зем­ной», ему посвящена целая исландская сага.

Стихотворные строки этой надписи интересны тем, что подтверждают существование в древности священного выра­жения erni gefa («давать [жертвовать] орлу») — выража­ющего сакральную природу битвы в связи с культом Одина.

 

Талисманы

 

В эпоху викингов и позднее талисманами по-прежнему могли становиться самые разные предметы. Некоторые из них — такие, как талисман из Квиннебю (см. ниже) — являлись именно и только волшебными предметами и не несли никакой иной функции, другие же были обыкновен­ными предметами быта, превращенными в талисманы силою рун.

Знаменитое захоронение в корабле из Оссберга (Нор­вегия, конец IX века, возможно, — могила королевы Асы) содержало два предмета с руническими надписями — на ведре и на круглом столбе неясного назначения (выточен­ным из бука, восьми футов длиной). Возможно, последний предмет был частью рулевого механизма корабля. Над­пись, выполненная норвежско-шведскими (рёкскими) знаками, приведена на рис. 2.9.

Для прочтения этой формулы требуются немалые по­знания в рунологии, однако можно выделить и буквальное ее значение:

Litil(l)-viss m(adhr)

Последний знак употреблен идеографически, обозначая собственное название (madhr), и весь текст может быть переведен как «у человека мало мудрости» или «человек [который] знает мало»; назначение его — оградить непос­вященного от тайного смысла надписи.

Внутреннее, сокровенное значение формулы зашифро­вано известным методом перестановки знаков. В данном случае при помощи этого приема была сокрыта знаменитля магическая формула mistil, совпадающая по значению со словом mistilteinn, побег омелы. Обратите внимание, что вторая половина слова mistil повторена дважды, равно как и другая часть формулы, vil (= др.-исл. vél, ремесло, мастерство).

Таким образом, скрытое послание читается как

mistil~til-vil-il или просто mistil-vil.

На обычном древнеисландском эта фраза выглядела бы как mistil-vél, «ремесло омелы» — магическая власть над жизнью и смертью. Ссылка на этот волшебный миф содержится в рассказе о смерти Бальдра.

Еще одна надпись, превращающая предмет быта в талисман, найдена на прижимной планке ткацкого станка из Лунда (Швеция), датируемой примерно 1000 г. н.э. Этот интересный рунический текст предоставляет нам пример замечательного смешения любовной магии и про­клятия, широко известного из скандинавских письменных источников. (См. также «Поездку Скирнира», строфы 25—36, в «Старшей Эдде» и слияние этих двух форм в «Саге об Эгиле», глава 72.). Текст на прижимной планке приве­ден на рис. 2.10.

В более стандартизованном виде: Sigvarar Ingimar аfа man min grat, что можно с уверенностью перевести как «Ингимару Сигвары моя печаль да достанется», затем следует магическая формула из восьми знаков: aallatti. Действенность надписи подкрепляется скрытой нумероло­гической символикой: в основном тексте двадцать четыре знака, в добавленном руническом заклинании — восемь. Предназначение надписи ясно: сделать так, чтобы любов­ное томление вырезавшего руны передалось мужу (или жениху?) Сигвары (по имени Ингимар); то есть после­дний должен так или иначе потерять Сигвару, чтобы она досталась вырезавшему руны.

И, наконец, последний образец предметов-талисманов эпохи викингов — медная пластина (около двух квадрат­ных дюймов) из Квиниебю (остров Эланд), датируемая концом XI века. Это действительно замечательный амулет, который, к сожалению, мы не можем обсудить здесь во всей его сложности. Довольно пространный текст (144 знака) состоит из девяти строк, написанных бустрофедоном (так, как распахивают поле: справа налево, затем слева направо и т.д.). Подобная манера письма использу­ется в рунических надписях ещё с древнейшего периода. Тексту предшествуют шесть магических вязаных рун (пер­вая из которых повреждена). Эти руны приведены на рис. 2.11. За этими знаками следует собственно текст, который можно перевести следующим образом:

 

Славу тебе я несу,

Бофи. Помоги мне! Есть ли кто

мудрее тебя? И отведи

всё зло от Бофи. Пусть Тор защитит

его тем молотом, что от

моря пришел, вернулся от зла. Разум

да не покинет Бофи. Боги

под ним и над ним.

 

За этим следует стилизованное изображение рыбы.

Обсуждая внешнее значение этого талисмана, следует обратить внимание на использование мифических образов для создания магической защиты. В данном случае, это — защищающая сила Тора его молот Мьёлльнир, который, настигнув источник «зла», всегда возвращается обратно. Важен также и образ богов, окружающих своего подопечного со всех сторон — он свидетельствует, что боги находятся не только сверху, но и снизу. Древнесеверное слово illr, обычно переводимое как «зло», сохраняет свое древнее значение «(нечто) враждебное, гибельное, тягостное, плохое, подлое» и т.д., в отличие от позднего христианского толкования, означающего абсолютную моральную категорию.

 

Технология вырезания рун

Материалы и техника изготовления рунических объектов — тот аспект рунического учения, которым часто пренебрегают. Именно в этой области «экспериментальная археология» может сослужить большую службу, что, в свою очередь, может привести к более глубокому пониманию скрытых миров рун. Большая часть приведенных ниже сведений относятся как к старшему, так и к младшему периодам.

О некоторых технических моментах нам известно из самих рунических надписей. Например, помимо прямых материальных данных, из рунической терминологии изве­стно, что рунические знаки именно вырезались на поверх­ности различных материалов. Наиболее общий термин, обозначающий этот процесс — древнегерманскос wrotu, «я вырезаю», из которого развилось дрсвнсисландское: ristan «вырезать». Эти термины родственны английскому write «писать», исходный смысл которого — также «выре­зать» или «высекать».

Инструменты, которыми вырезались руны, практичес­ки неизвестны, и нам остается лишь строить предположе­ния об их природе. Надпись на знаменитом Эггьюмском камне сообщает нам, что «железный нож не оставил на нём следа» (ni sakse stAin skorin). Отсюда нам известно о существовании запрета на употребление железа при выре­зании рун с определенными целями; однако нам известно и множество примеров, когда рунические надписи на предметах могли быть вырезаны только железным ножом. Здесь мы явно имеем дело с руническим учением об элементах. Знаменитые надписи на рунических камнях эпохи викингов были определенно выполнены при помощи молотка и долота после обтесывания киркой и (или) топором. Некоторые надписи, возможно, даже делали кайлом, продалбливая поверхность по линиям знаков. Подобным образом сделана надпись на камне из Снольделев. Помимо вышеперечисленного, для создания магических надписей использовали также ножи (см. «Сагу об Эгиле», гл. 44), и иглообразные инструменты (которыми вырезан, например, амулет из Квиннебю). Иногда эти иглы делались из отличных от железа металлов (бронза, медь и т.д.) или из неметаллических веществ (кость, камень).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных