Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Древнеисландская руническая поэма 11 страница




Железо: первичный синтез, жар/холод, твердое, дина­мически проникающее, инертное вещество.

Соль: «вещество жизни» и основа органической жизни, поддерживает форму.

Закваска: динамическая «жизненность», органическое движение, рост, здоровье.

Яд: скрытое растворение, едкость, органическая дина­мика (негативный эволюционный фактор — разрушение, необходимое для возникновения новой формы).

Земля: средоточие всех возможностей, проявленность, конечный синтез стихий.

Эти стихии не следует воспринимать как «эманации» одна другой. Все стихии одинаково реальны и уже содер­жатся в целом, прежде чем проявятся во множественной вселенной.

Первичная пара огонь/лёд взаимодействует на протя­женности пространства (наполненного протосознанием, которое, потом «затвердеет» по вертикальной оси), и эти динамические противоположности вызывают к жизни уравновешивающие, связующие силы второй пары, воды/ воздуха. В результате прямого, неопосредованного кон­такта огня и льда в космическом тигле выплавляется первичное железо; оно, как самый прямой и наиболее «чистый» продукт синтеза огня и льда, действует на дремлющую в матрице огня/льда органическую смесь закваски/соли /яда подобно удару молнии. Эта искра жизни вначале оживляет закваску, запуская весь процесс органического порождения, который, в свою очередь, вечно поддерживается солью жизни, скрепляющей скрытый же от глаз яд обеспечивает непрерывную динамику и эволюционную природу этого процесса, постоянно растворяя жизнь и обеспечивая таким образом сознанию возможность формировать ее заново во все более сложном виде. Здесь перед нами предстает проис­хождение природного аспекта высшей святой троицы (трехраздельно-триединой триады) — рождение-жизнь-смерть и новое рождение.

Все эти факторы участвуют в образовании и оживлении центра горизонтальной плоскости, середины пространства, где все условия идеальны для наилучшего развития и воспроизводства целого — земли. Это также срединная точка священной вертикальной оси мира, завершающей реализацию целого.

Это только первый уровень рунического учения о стихиях. Число стихий, или элементарных факторов, мож­но умножать и далее, все глубже погружаясь в детали (подобно тому, как это происходит в современной физи­ке), воссоздавая достоверную «периодическую систему» рунических элементов. Начатки подобной системы показаны на рис. 10.6.

«Мышление стихиями» — бесценная помощь в форми­ровании истинной философии, принимающей во внимание не только сознание, но и природный мир, и построение символических и психологических моею» между ними. Сознательный анализ, категоризация и восприятие очевид­ных физических явлений ведет к процессу интернализации по отношению к окружающей среде, благодаря чему природа сможет стать поистину живым и великим учите­лем, а путь к целому станет яснее.

 

Иггдрасиль

 

С тех пор как боги завершили формирование космоса из первичного вещества, согласно содержащемуся в нем плану развития, и привели его в движение, врезультате чего он стал живым, согласованным и развивающимся, все в целом приоб­рело вид космического древа — Иггдрасиля. Описание струк­туры Вселенной, приводимое в Эллах, не всегда складываются в полностью последовательную картину, но от системы множественных миров и не следует ожидать подобного. Тайны, заключенные в метафорах, говорят нам, что перед нами — наблюдения путешественников в мирах сверхсознателыюго, истинных шаманов, а не догматические пост­роения философов-рационалистов. Тем не менее, на насто­ящем этапе нам необходима и полезна подобная схематич­ность; благодаря ей мы сможем приоткрыть завесу тайн, окружающих космос. Поэтому сейчас, прежде чем погру­зиться в неизведанные воды Нифльхейма, мы предпримем попытку аналитического анализа эзотерических сведений. Схемы эти в первом приближении следует всегда держать в памяти.

Из «Младшей Эдды» и наших познаний о Девяти мирах мы можем вывести первичную структуру космоса. Но внутри этих миров (др.-исл. heimar; ед. ч. heimr) и вокруг них — множество жилищ, о которых нередко упоминают Эдды.

Мы знаем, что Мидгард (проявленный «материальный» мир) находится в середине Ginnunngagap (а не в самом низу, как убеждают нас многие оккультные философии). К северу от него лежит Нифльхейм, на юг — Муспелльхейм; на востоке располагается Ётунхейм, мир великанов, и на западе — Ванахейм, мир ванов. По центральной (хотя и вездесущей) оси — Ирминсул, — проходящей через Мидгард, расположены миры, что «выше» и «ниже» Мидгарда. Следует помнить, что эти направления символизи­руют вечные и вездесущие таинства. Ниже Мидгарда лежит Свартальвхейм (мир темных альвов, иначе карли­ков, гномов), а под ним — Хель (обитель смерти, скрытое место, царство неподвижности). Над Мидгардом находится Льёссальвхейм (мир светлых альвов, или собственно эльфов), а над ним — сам Асгард (город, ограда асов). Так, подобно трехмерной снежинке, расположены Девять Миров Иггдрасиля. Рисунок 10.7 подробно изображает тайну Иггдрасиля. Структура эта состоит из горизонтальной плоскости, которую определяют Муспелльхейм — Нифльхейм — Ванахейм — Ётунхейм — Мидгард, и вертикальной оси, на которой лежат Мидгард — Льёссальвхейм Свартальвхейм — Асгард — Хель. Центральная плоскость при этом имеет некоторый воображаемый наклон, так, что Нифльхейм оказывается на нижнем крае, а Муспелль­хейм — на верхнем. Представления эти имеют весьма древнее происхождение: данные языка показывают, что основа, от которой в германских языках образовано понятие «север» (* ner -) исходно значит «под», «внизу». Над Мидгардом располагается мир света — «Небеса», «Верхний Мир», под ним — мир тьмы, «Нижний Мир». Ирминсул, космический столб Иггдрасиля, объединяет их все между собой. Книга М.Элиаде «Миф о вечном возвра­щении» весьма красноречиво говорит об этом таинстве. Вертикальная колонна или ось обозначает космический водораздел между сознанием и бессознательным, между светом и тьмой, в то время как горизонтальная плоскость определяет границы между расширяющимися, электри­ческими по природе силами огня и сжимающимися, маг­нетическими силами льда. По горизонтали — энергия и плоскость физических сил; по вертикали — психический образ сознания и бытия. Все они встречаются в потенци­альной гармонии в Мидгарде. Это потенциал может реа­лизовать изучающий руны.

Следует отметить, что между Девятью Мирами — двадцать четыре пути. У этого факта два значения. Это означает, что таинство двадцати четырех участвует в придании формы космосу и поддержании ее (так же, как определяет структуру самой рунической системы), а па определенном уровне значит, что соответствие рун отдель­ным путям может послужить ключом, открывающим доступ к ним сознания. Опыт показывает, что однозначно определить соответствие каждого из путей той или иной руне невозможно, хотя спекулятивные опыты в этой области могут приносить значимые результаты. Судя по всему, сущность вселенской тайны в том, что структура как Иггдрасиля, так и рунической системы сформирована под воздействием той же двадцатичетырехкратной силы, и в каждом пути, соединяющем миры, потенциально заклю­чен весь Футарк. Благодаря приливам и отливам энергий в системе на конкретном пути может преобладать влияние той или иной руны, но это не значит, что остальных рун там нет. Как обычно, многое зависит от состояния сознания того, кто работает с рунами — от наблюдателя тайн.

В том, что касается анализа сущности миров, таблица 10.2 обеспечивает основной объем эзотерических знаний, необходимый для рунического постижения миров Иггдра­силя.

 

Эти миры взаимодействуют друг с другом, образуя подобие экологической системы энергий и сущностей. Каждый из восьми миров вне Мидгарда противостоит противоположному миру и уравновешивает его: Асгард уравновешивает Хель, Льоссалъфхейм противостоит Свартальфхейму, Муспелльхейм — Нифльхейму, наконец, Ванахейм противостоит Ётунхейму. Материальный мир. Мидгард, стоит посредине — мир всех возможностей. Отсюда изучающий руны может двигаться по всем направлениям и достичь верхних миров либо спуститься в нижние. Тем не менее, следует обратить внимание, что между Асгардом, Мидгардом и Хель, иначе называемыми «тремя мирами» — небом, землей и подземным миром, — существуют особые взаимоотношения. Подобная же связь существует и меж­ду остальными шестью мирами, «окружающими» Мидгард. Попасть в два самых дальних мира за пределами этих шести, мягко говоря, непросто.

Собирательно все пути между мирами известны как Бифрёст, мост Радуги. Эта структура — модель мира, но при этом и картина мира внутреннею — микрокосма человека. Это особенно ясно проявляется в языке скальдов Севера, в котором люди нередко иносказательно представ­ляются в виде деревьев; например, воина зовут «дубом сражений». Корни этих кеннингов — в мифе, согласно которому люди были «созданы» из деревьев (т.е. из уже живущего, органического вещества) триадой божествен­ного сознания. (Сравните с другими мифологическими системами, в которых люди создаются из мертвой мате­рии). Образ Иггдрасиля представляет собой древнюю германскую (и, возможно, даже общеиндоевропейскую) модель субъективного мира и его связей с объективной Вселенной. Здесь по-прежнему сокрыта руна великой силы.

 

Глава 11

Руническая нумерология

 

Впервые сталкиваясь с объемистыми научными трудами по рунической магии, неминуемо поражаешься изобилию нуме­рологических интерпретаций. В основе этих работ часто лежит скрытая убежденность в том, что уже самого наличия (подлинного или мнимого) числовых структур достаточно для того, чтобы надпись считалась «магической». Слабое место этих трудов в том, что авторы никогда не делятся с нами тем, как именно действуют эти числовые структуры; практи­чески полным молчанием обходят они и подлинно германское учение о числах, знакомство с которым необходимо для трактовки этих надписей подобным образом. С чисто исто­рической точки зрения вообще сомнительно, что руны когда-либо использовались в качестве чисел. Нет ни одного бес­спорного примера подобного их употребления, а когда числа появляются в надписях, они всегда указываются словами. (Это не значит, что не существовало магического или священного учения о числах, полностью отличного от «мир­ского» использования чисел.) Знатоки рунической нумероло­гии утверждают, что мастера рун в древности придавали значение как числу рун (подсчет общего числа знаков в надписи, строке или фразе; например — =3), так и рунической итоговой сумме (подсчет суммы численных значений, приписанных знакам в соответствии с их пози­цией в ряду, например — =4+21+2=27).

Возникает вопрос: правомерны ли эти практики в свете практически полного отсутствия исторических данных о них[47]? Ответом будет «да» по двум причинам: 1) с истори­ческими данными обращались подчас весьма неумело, поэтому с научной точки зрения вопрос (в особенности в том, что касается подсчета числа рун) остается открытым; и 2) в духе живого развития традиции, последовательно проводимого мастерами рун прошлого, мы, их современ­ные наследники, можем смело ввести нумерологию в состав нашей системы и развивать ее вне зависимости от ее исторического положения. Наша цель — не слепо копировать древние практики, но расширять их в гармонии с традицией.

Наш подход к рунической нумерологии, или числоведению, наполнен глубоким знанием исконно германского учения о числах (которым ранние исследователи обычно пренебрегали в пользу систем иностранного происхожде­ния), и духом интуитивного новаторства.

 

Эзотерическое числоведение

 

Числовое кодирование делает надпись более действен­ной в мирах, на которые указывает ключевое число. Это не более чем частный случай закона системного взаимопроникновения, определяющего эффективность магической практики в целом. Акт сознательного создания действен­ных сообщений на ещё более тонком плане обладает существенным внутренним влиянием на магическую прак­тику. Другими словами, чтобы магическая практика была действенной, она должна выражаться таким образом — если угодно, посредством кода, — чтобы объект магичес­ких действий был в состоянии «понять» сообщение и ответить на него. Числовые образы — один из тонких планов этого кодирования. Так выглядит менее очевидная часть ответа на вопрос Одина: «Умеешь ли резать?»

Однако у этой, активной точки зрения есть и другая, пассивная сторона. Следует также знать и ответ на второй вопрос: «Умеешь разгадывать?» Изучающий руны должен уметь понять руны, когда они предстают перед ним — перед его как мысленным, так и физическим взором. Потому навыки в нумерологии могут послужить также и в такой тонкой, познавательной магической практике, как гадание.

Возрождению рунической нумерологии в полном объе­ме долгое время мешали всеобщие попытки привести ее в соответствие со средиземноморской нумерологией — древнегреческой, древнееврейской и т.д. Хотя германская система чисел и близка к той, которой пользовались древние греки (обе имеют общее индоевропейское проис­хождение), в ментальности германских народов акцент сместился с двух на три и его производные, благодаря чему образуется псевдо-двенадцатеричная система. Поэтому в английском языке числам 11 и 12 соответствуют слова eleven и twelve, а не что-нибудь вроде onteen и twenteen, как следовало бы ожидать. За древнегерманской системой чисел, равно как и за рунической нумерологией, кроется система с акцентом на двенадцать. Когда древний сакс в Англии слышал слово hundred, «сто», с его точки зрения речь шла о 120 предметах — счет шел так: teontig («десятьдесят») =100, endleofantig («одиннадцатьдесят») = 110 и т.д. Последнее слово даже дожило до наших дней в отдельных южноамериканских диалектах в виде elebenty.

То, что числовые значения были в некотором смысле частью рунической традиции, очевидно из природы руни­ческих кодов (см. главу 7). Руническая система, как обсуждается в главе 9, и вся руническая космология опирается на твердую числовую основу. Внутри руничес­кой системы выделяются отдельные ключевые числа. Это, очевидно, три и его производные — например, три атта. Три — важное число космического объединения, связыва­ющее то, что «снизу» и «сверху» с тем, что «здесь и сейчас». Три и все его производные несут в себе это ключевое значение.

Четыре и восемь обладают подобным же действием на горизонтальной плоскости мира. Символика этих числовых групп становится ясной из расположения рун по аттам.

В сферическом и многомерном смысле особое значение приобретают числа двенадцать и тринадцать (см. гл. 10). Они лежат в основе рунической системы, и в каждом заключена неповторимая и независимая тайна. Другими словами, тринадцать — не просто двенадцать и один. Сущность тринадцати совершенно независима от двенад­цати (это центральная «точка перехода» и в рунической системе, и в германской системе чисел).

Первичное число целостности — двадцать четыре. Ему присуще ощущение полноты, хотя и у него есть важные производные. В этом смысле особым значением обладает формула 24x3=72. Значение целостности, всеобъемлимость сохранилось за числом двадцать четыре и после рефор­мы системы[48]. Одно из важнейших доказательств этому — таинственные двадцать четыре вещи, на которых следует вырезать руны, в наставлениях Сигрдривы Сигурду (см. «Речи Сигрдривы» в «Старшей Эдде»).

Главных ключевых чисел в системе четыре: тринадцать, шестнадцать, восемнадцать и двадцать четыре. Каждое выражает тот или иной аспект целого. Вдобавок, все простые числа — независимые, свободные, замкнутые сами в себе — выражают какой либо аспект магической воли мастера рун.

 

Нордическое учение о числах

 

Описания рун содержат немало сведений, касающихся значений чисел и числовых взаимоотношений между руна­ми. Тем не менее, как показывает внимательное прочтение древнейших источников германского знания, имеются и некоторые особые характеристики чисел, о которых дол­жен знать изучающий руны. Эти характеристики нередко коренным образом отличаются от тех, что свойственны средиземноморской нумерологии.

 

Один (1) — число начал, первопричин, одиночной силы. Как в практической рунологии, так и в мифологических ссылках встречается нечасто.

Два (2) — число взаимопомощи в парной работе двойных сил. В практической магии используется для придания силы, особенно физической. В мифологии пока­зывает силу совместной работы комплементарных пар: Хугин/Мунин, Гери/Фреки (волки Одина), Арвак/Альсвид (упряжки лошадей, везущих повозку Солнца) или божественная пара противоположностей Один/Локи.

Три (3) — священное число, широко представленное в учении. Оно означает полностью законченный процесс в действии и ключевую силу динамики. В руническом искус­стве число три используют для завершения и стимуляции — приведения в движение. В мифологии число три встреча­ется повсеместно; например, Урд-Верданди-Скульд, Один-Вили-Ве, три «корня» Иггдрасиля, и три вместилища мёда поэзии, Одрёрир-Сон-Бодн.

Четыре (4) — число покоя, твердости, ожидания. Оно сохраняет силу, и в практике используется именно это его свойство. Из мифологии нам известны четыре оленя, объедающие листву Иггдрасиля, и четыре карлика, Нордри—Аустри— Судри— Вестри, соответствующие четырем главным направлениям.

Пять (5) — число упорядоченного времени и простран­ства. Древнегерманская неделя состояла из пяти ночей — по-древнеислаидски fimmt — и столько же длился промежуток времени, в течение которого человек должен был ответить на вызов в суд. В мифологии встречается редко, и, тем не менее, на практике это — действенная формула призыва.

Шесть (6) — число трепещущей жизни и силы. Может быть использовано и для созидания, и для уничтожения. В мифах встречается редко.

Семь (7) — число смерти и пассивных контактов с «другими мирами». Семь ночей (др.-исл. sjaund) традици­онно проходит после смерти человека до совершения погребальных обрядов. В мифологии встречается нечасто. В некоторые мифы попало под влиянием астрологии.

Восемь (8) — число полностью проявленной целостно­сти и точной симметрии. Его главное значение — восьмичастное деление неба (см. гл. 6). Это число пространствен­ного порядка. Число восемь часто встречается в мифо-магических источниках, чаше всего при перечислении, например, восемь болезнен и средств от них («Речи Высокого», 137), восемь рунических операций (там же, 144) и восемь «лучших вещей» («Речи Гримнира», 44). Все эти тексты входят в «Старшую Эдду».

Девять (9) — «самое святое из чисел», исток психо­космических сил. Это число жизни вечной и смерти неизбывной. Число девять преображает все, к чему прика­сается, оставаясь вечно в самом себе. Широко использует­ся в магии и встречается в мифах. Вот лишь несколько примеров из огромного числа упоминаний числа девять: девять миров Иггдрасиля, девять ночей Один висел на нем, впоследствии узнав девять песен, именно девять валькирий часто являются эрилю.

Две главнейшие сферы, в которых с рунами можно обращаться как с числами, рассмотрены в практическом контексте в книге Футарк [49]. Эти два метода включают в себя подсчет числа рун (количества рунических знаков) и рунической итоговой суммы (складывая числовые значе­ния каждого знака). В качестве примера приведем одну сторону весьма известной и сложной рунической формулы, относящейся к 500 г. н.э. (амулет из Линдхольма, рис. 11.1).

Число рун обычно указывает на мир, в котором должна действовать формула, а руническая сумма указывает на скрытую цель или желаемый исход магического действия. Эти два числа далее анализируются путем сложения состав­ляющих их цифр до тех пор, пока не получится число между единицей и двадцатью четырьмя («эзотерическое» ключе­вое число), и нахождением кратных им чисел (далее — кратное ключевое число). Эти числа уточняют данные, полученные из числа рун и рунической суммы, и указывают на «магические инструменты», при помощи которых они действуют. Анализ стороны В амулета из Линдсхольма приведен в качестве примера в таблице 11.1.

Применяя эти методы для «верного прочтения рун», мы увидим, что в наиболее эзотерическом смысле надпись на рис. 11.1 выражает строго упорядоченную (5) волю мага-эриля (47), работающую с умением (6) во всей объективно существующей вселенной (24) над проявле­нием (10).

В заключение главы о числах мы должны сказать не­сколько слов о самом загадочном примере числового символизма в германской литературе. Речь идет о строфе 24 «Речей Гримнира» («Старшая Эдда»), которая гласит:

Пять сотен дверей

и сорок еще

в Валъгалле, верно:

восемьсот воинов [др.-исл. einherjar]

выйдут из каждой

для схватки с Волком [=Фенриром].

Эта строфа вызывала всеобщее смятение как среди уче­ных, так и среди мистиков. С одной из точек зрения нумероло­гический анализ должен выглядеть как 540x800=432000 — что совпадает с числом лет в Кали Юге в индийской космологической схеме. Это привело историков к заклю­чению, что северные культуры в свое время заимствовали многие идеи у индо-иранцев, или — что перед нами пример древних индоевропейских учений, общих для обоих куль­тур с незапамятных времен.

Однако, рассматривая этот отрывок с германской точки зрения, следует помнить, что, говоря «сто», древний скандинав имел в виду число 120 — и, следовательно, формула из «Речей Гримнира» будет выглядеть как

пять сотен (= 600) и сорок (40) = 640 (16 х 40) восемь сотен (= 960) (= 24 х 40),

а перемножение этих чисел даст нам 614400 (— 15360x40). Присутствие двух ключевых для системы чисел (16 и 24) И, очевидно, неслучайное употребление чисел, кратных сорока, говорит о том, что мы имеем дело с независимой и внутренне последовательной германской числовой сим­воликой. Окончательное раскрытие этой тайны еще впереди.

 

Глава 12

Руническая психология

 

Наука о душе — психология — сложный, но осново­полагающий аспект рунических (эзотерических) иссле­дований. Познания о душе, которыми обладали древние германские народы, были не менее развитыми и точными, чем у любых других народов в истории, и во многом превосходили по сложности те, что, как правило, доступ­ны нам сегодня. Значительная часть этого чудесного мира может быть восстановлена путем изучения слов, которы­ми люди древности описывали различные связанные с душой концепции и психофизические процессы. Очевид­но, что если некая группа обладает высокоспециализиро­ванной или разработанной терминологией в какой-либо сфере деятельности, это значит, что, во-первых, члены этой группы в деталях представляют себе происходящие про­цессы и нуждаются в терминах, позволяющих различать разнообразные известные им аспекты; а во-вторых, — то, что эта сфера обладает для них значительной важностью. Помимо идеи «души», умы германцев занимает концеп­ция «судьбы» — Wyrd, К ее пониманию невозможно прийти в отрыве от знания о душе; она, в свою очередь, поможет объяснить, как происходит деятельность души в каждом из нас.

 

Формы души

 

Обсуждать понятие души в отрыве от тела в рунической традиции было бы идеологически неверно. Тело и душа тончайшим образом связаны,но, как это ни парадоксально, могут быть сознательно отделены друг от друга посредством работы с рунами. Естественным путем этот же процесс происходит при счерти. Говоря о «человеке в целом», аккуратнее всего, возможно, было бы использовать не­сколько громоздкий термин «психофизический (или психо­соматический) комплекс» (душа/тело). В любом случае, душу составляют несколько различных аспектов — сущно­сти и/или субстанции, которые могут дремать в отдельном индивидууме,но у работающего с рунами пробуждаются к жизни. Неудивительно, что вскоре после того, как народ теряет терминологию, описывающую некое явление, само это явление вскоре исчезает из народной памяти. Изучение рун и работа с ними пробуждает эту память вновь.

Поскольку скандинавы приняли христианство последни­ми из германских народов, и поскольку в Исландии ранние стадии распространения христианства отличались большой терпимостью, древнеисландский язык и культура сохраняют элементы рунической психологии в наиболее нетронутом виде. На этих знаниях и основан настоящий анализ. Тем не менее, у всех остальных германских народов — у англосак­сов, готов и других, по всей видимости, были аналогичные системы.

«Человека в целом» составляют девять психологических структур (каждая из которых, в свою очередь, более или менее составная):

1. Физическое тело состоит из нескольких элементов. Собственно тело (др.-исл. lík) — продукт взаимодействия разных субстанций (др.-исл. efni), таких, как «внешность» (специальный др.-исл. термин lá, относящийся и к воло­сам; также др.-исл. sjón, см. ниже hamingja) и «движение» (др.-исл. læti), здоровье или хорошее сложение (др.-исл. litr). Все это — дары бога Лодура. «Субстанции» тела служат воротами в другие измерения личности и они же являются объектами магических действий. Таким обра­зом, определенные тонкие субстанции тела становятся центрами развития личности, или человека полного осоз­нания — человека, осознающего все аспекты в состоянии экзальтированного эго.

2. Субстанция формы (др.-исл. hamr), прочно связанная с «телом». Она составляет гибкую основу, или тонкую матрицу, физической реальности. Тем не менее, она может, будучи подчинена воле (в сознании, др.-исл. hugr) вызывать к жизни сначала тонкие, затем все более вещественные формы в соответствии с волей. Эго — сила воображения. Б своих крайних формах она может вызывать «материали­зацию» воображаемых существ (природных и сверхъесте­ственных), на которые может быть спроецировано созна­ние. Древнеисландская литература полна описаний подоб­ных явлений. Как правило, при этом маг -vitki лежит, словно мертвый или спящий, в то время как в другом месте он материализуется в образе животного и таким образом может сражаться с врагом либо скрыться от него. Если животное ранить, сам vitki также получает повреждения.

3. Вдохновение (др.-исл. ódhr) — дар бога Хёнира. Это такой же чувственный опыт, состояние сознания, как и все остальные. Это состояние — на уровне эмоций ощущаемое почти физически — подъема из обыденного состояния сознания на высший уровень энергии и вдохновения. Слово ódhr имеет тот же корень, что и имя Одииа; это сила, которой Один управляет, активная сущность, движимая волей.

4. Тесно связано с даром вдохновения дыхание жизни (др.-исл. önd), дар Одина. (Следует помнить, что триада Один-Хёнир-Лодур представляет собой три сущности Оди­на). Önd — «божественная искра», всепроникающая жизненная энергия, основа всей жизни и основной прин­цип действия рун. Это понятие близко к индийской концепции праны, а само слово родственно санскритскому атман (дух, самость). Это — мост к высшим уровням бытия.

5. Разум (др.-исл. hugr) — воистину сложная сущность. Он состоит из трех частей: 1) волевого акта, 2) восприятия и 3) познания. Это вотчина боли и, как таковая, обладает способностью ассимилировать другие составляющие пси­хофизического комплекса, делая их частью себя. Поэтому в древнескандинавской литературе термин hugr часто используется тогда, когда следовало бы ожидать упомина­ния других составляющих. Ом замещает собой личности продвинутых повелителей рун, поскольку их эволюция вес дальше заходит под контроль осознания. Благодаря этому свойству психики осуществляется сознательное аналити­ческое мышление. Оно синонимично функциям левого полушария мозга.

6. «Память» (др.-исл. minni) тесно связана с «разумом». Эги два психических аспекта представлены двумя ворона­ми Одина: Хугином и Мунином («Разумом» и «Памятью»). Это понятие — действительно память, однако суть его значительно шире, нежели то, что мы обычно связываем с этим термином. Это нечто большее, чем просто воспо­минание о прошлых событиях; это — кладовая всех тайн, великое вместилище рун. Поэтому в «Речах Гримнира» Один говорит о соотносительной важности Хугина и Мунина следующее:

 

Хугин и Мунин

над миром все время

летают без устали;

мне за Хугина страшно,

страшней за Мунина,

вернутся ли вороны!

 

Слаженная работа разума и памяти составляет то, что называется умом. Разум обрабатывает внешние стимулы (включая те, что поступают от памяти), тогда как память (minni) рефлексирует, пользуясь собственными бесконеч­ными запасами. Minni соответствует правому полушарию.

7. Душа (др.-исл. sát) обычновступает в игру только после смерти. Это тень — тонкое тело, в котором психические сущности (или некоторые из них) фокусируются после гибели физических составляющих. В жизни это та часть психики, которая пассивно принимает последовательность человеческих поступков и остается отрицательным простран­ством, за счет которого личность расширяется. Она аналогич­на юнгианской концепции «тени» как суммы непроявленных аспектов психики, обсуждаемых в следующем разделе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных