Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, виды и этапы консультирования.




Во время первой встречи, в процессе интервьюирования клиенты часто просят – или по крайней мере ожидают – анализа их правового положения. Юристы нередко делают ошибку, слишком быстро соглашаясь дать совет.

Ваш долг – быть честным и откровенным с клиентом, в том числе быть готовым признать, что Вы еще не готовы дать точный ответ.

Во время интервьюирования Вы можете оценивать ситуацию с точки зрения права и давать консультацию лишь после того, как хорошо ознакомитесь с соответствующим законодательством, а клиент предоставит достаточную информацию.

Консультирование – это процесс, в ходе которого Вы помогаете клиенту найти удовлетворительное решение его проблемы законным способом.

Допустима следующая классификация видов консультирования:

а) в зависимости от степени сложности проблемы клиента для юриста различаются:

консультирование, которое следует сразу же за интервьюированием, являясь его логическим продолжением;

консультирование, которое проводиться через определенный временной промежуток после непосредственно интервьюирования;

б) с учетом необходимости сотрудничества клиента и юриста можно выделить:

разовую консультацию;

консультирование, предполагающее дальнейшее ведение дела клиента;

в) в зависимости от характера общения юриста и клиента различаются:

очное консультирование;

заочное консультирование («Адвокат по переписке»).

Юрист при этом сталкивается с целым рядом трудностей: отсутствует информация, обычно получаемая при интервьюировании клиента; исключена возможность использования невербальных способов получения информации; требуется наличие особых навыков письменного изложения ответа и др.

Любая письменная консультация – это рассказ клиенту о сделанной Вами правовой оценке ситуации, о произведенном анализе соответствующего нормативно-правового материала и сделанных выводах.

Независимо от того, каково содержание ответа, тон изложения должен вселять в клиента уверенность в Вашей компетентности, глубоком понимании его проблемы и внимательном отношении к делу.

Основная задача письменной консультации – дать ответ на вопрос с соблюдением определенных требований, предъявляемых к содержанию и структуре письма.

Содержание

Ваш ответ должен быть составлен с использованием слов и терминов, понятных клиенту. Естественно, в ряде случаев консультация будет просто невозможна без использования специальных правовых категорий. В такой ситуации целесообразно будет разъяснить клиенту их содержание, обеспечив тем самым взаимопонимание.

Следует иметь в виду, что клиент обращается к юристу с письменным вопросом в большинстве случаев лишь тогда, когда исчерпаны возможности получения очной консультации, либо клиент не удовлетворен ранее предоставленными ему ответами и т.п., то есть Вы должны учитывать и особенности характера клиента (раздражительность, самоуверенность), поэтому содержание Вашего письма должно быть нейтральным. В разумных пределах оно может содержать поддержку и утешение, однако не бойтесь сообщать клиенту информацию отрицательного характера.

Консультация отражает Ваше профессиональное мнение, поэтому в письме рекомендуется указать, что правовая оценка ситуации проведена на основе предоставленной клиентом информации и в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку Ваше письмо – официальная письменная консультация, оно должно иметь определенную структуру.

1. Введение. Во введении письма следует обратить внимание клиента на причину его написания. Например, «Уважаемый Иван Иванович! Мы получили Ваше письмо и считаем возможным дать следующую консультацию».

Подтверждение фактов. Необходимо кратко суммировать факты, на которых базируется Ваш анализ. Укажите их источник и подтвердите, что Ваша точка зрения базируется на обстоятельствах, представленных в письме клиента.

Составляя данную часть письма, Вы должны помнить о том, что имеете дело с реальной ситуацией, нужно осмыслить и систематизировать факты. В связи с этим рекомендуется кратко перечислить основные факты и указать, как Вы их понимаете.

Объяснение закона. Определив правовую основу разрешения проблемы клиента, Вы должны рассказать ему о существующих нормативно-правовых актах и их применении к соответствующей проблеме. Ясно и последовательно покажите клиенту, какие ответы могут быть представлены на его вопросы. Не спешите, Вы должны ответить на все вопросы.

Заключение. В этой части письма Вы подводите итог. Помните, что письменная консультация не является аргументом или доводом, она не требует обязательного выполнения, она не должна быть Вашим советом.

Здесь Вы представляете альтернативные варианты решения вопросов клиента, объясняете риск и преимущества этих альтернативных путей.

Завершить письмо рекомендуется освещением текущих административных вопросов: назначение следующей встречи, контактная информация и т.п. Не забудьте поставить свою подпись.

Выделение вышеуказанных видов, безусловно, накладывает определенный отпечаток на Ваши отношения с клиентом, но общие правила консультирования остаются неизменными.

Чтобы лучше понять, как проводить консультирование, полезно разделить его на этапы (стадии). Этапы имеют свои цели, при достижении которых используются различные методы.

I Этап – подготовительный

Поскольку консультацию не всегда можно повторить, важно полностью использовать предоставленную возможность.

Любая консультация требует серьезной подготовки. Зафиксируйте важнейшие вопросы, которые Вы намерены осветить, задать клиенту. Заранее определите: как начать разговор? Какие аргументы привести? Какие возможны возражения со стороны клиента? Какие привести заключительные аргументы?

У летчиков есть прием, который называется «пеший по-летному». Свои первые пилотажные навыки новички отрабатывают с моделью самолета в руках. Они отрабатывают фигуры до тех пор, пока полностью их не прочувствуют, зато потом ошибок гораздо меньше.

Исполнив такой своеобразный маневр, Вы сможете определить свои слабые и сильные стороны, выяснить, чего именно Вам не хватает, и укрепить свои позиции.

Хорошо подготовиться к консультированию позволяет планирование. Вы должны обратить особое внимание на эту стадию.

Однажды любитель живописи наблюдал, как Микеланджело тщательно подправлял то одну, то другую деталь на своей картине. В конце концов он воскликнул: «Все, что ты сейчас изменил, это мелочи, пустяки!» Гениальный художник ответил: «Конечно, это мелочи. Но эти мелочи всегда ведут к совершенству, а совершенство, конечно же, не мелочь».

Таким образом, тщательная подготовка, «шлифовка» информационного материала свидетельствует о профессиональном подходе к общению с клиентом.

Планирование предполагает определение временных границ и структуры консультации, фиксирование программы действий клиента и способов поэтапного достижения целей, учет особенностей и потенциальных требований клиента. Улучшение мелких, на первый взгляд, деталей определяет совершенство предстоящего консультирования.

Если потребуется, отложите встречу с клиентом, но потратьте время на дополнительную подготовку. Не стоит думать, что можно заранее предусмотреть и просчитать правильные пути решения проблемы клиента. Процесс консультирования полон неожиданностей (о них пойдет речь позже), и к подобным ситуациям, предложениям, решениям нужно быть готовым, прежде всего психологически.

Иногда на стадии подготовки к консультации, выявляется, что возможные варианты, предлагаемые клиенту, неравнозначны. Следовательно, их необходимо проранжировать. Нельзя забывать и о том, что роль того или иного варианта решения может меняться в ходе консультирования, если появляются новые факты и условия.

II Этап – Общение с клиентом

Данный этап консультирования предполагает наличие трех самостоятельных ступеней в общении юриста и клиента, а именно:

встреча юриста с клиентом;

передача юристом информации клиенту;

завершение консультирования.

Выделение подобных ступеней позволит Вам проводить консультирование по определенному сценарию и, как результат, достичь поставленной цели.

Сквозными проблемами второго этапа являются интерпретация языка телодвижений (невербальное общение) и «ловушки», в которые может попасть юрист. О способах разрешения подобных проблем речь пойдет позже.

2.1. «Правовой диагноз»

Поскольку с момента интервьюирования прошел определенный период времени, Вы должны обязательно поинтересоваться у клиента, что изменилось? Есть ли дополнительная информация? Остались ли прежними его намерения?

Это очень важно, так как подобные сведения могут повлиять на содержание консультации.

Основным правилом консультирования является использование в начале встречи так называемого «Вы-подхода». Это умение юриста представить себя на месте клиента, чтобы лучше понять его позицию и точнее ее выразить. Спросите его примерно так: «Ваша проблема, как я понимаю, заключается в том, что…», «Вам будет интересно узнать…» и т.п.

При этом тщательно подбирайте интонацию и словесное оформление – вопрос следует задавать с целью получения информации. Поэтому, прежде чем задать вопрос, подумайте о том, как его воспримет клиент. Ответственность за правильность восприятия летит на том, кто спрашивает, то есть на Вас.

В процессе общения также рекомендуется задавать клиенту контрольные и ориентационные вопросы.

Контрольные вопросы необходимо задавать, чтобы выяснить, слушает ли Вас клиент, понимает или просто поддакивает. Это вопросы типа: «Что Вы об этом думаете?», «Считаете ли Вы так же, как и я?», «Вам понятно, что я говорю?» и т.п.

Ориентационные вопросы задаются, чтобы установить, продолжает ли клиент придерживаться ранее высказанного мнения или изменил свою позицию. Например, «Есть ли у Вас еще вопросы?» и т.п.

2.2. Передача информации






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных