ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
I. Диагностирование состояния экзистенциального вакуума и переформулирование проблемы.Клиента подводят к тому, что понимать вопросы о смысле и искать смысл - более здоровое состояние, чем не поднимать вопросы о смысле и не искать его. Экзистенциальное отчаяние - скорее достижение', чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверхностности. II. Углубление экзистенциального состояния. Используются следующие методические приемы: 1. Объяснение. Например, клиентам объясняют, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем лишает его смысла. 2. Предложение максим (изложенных в краткой форме правил, принципов поведения). Например: «Живите так, будто вы живете второй раз, и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действовать теперь». 3. Использование сравнений: - Клиентам предлагают представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. При этом ничего нельзя изменить задним числом. - Клиентам предлагают представить себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства (жизней), но не знают, когда наступит крайний срок. III. Фокусирование на поисках смысла: 1. Подведение клиентов к осознанию своей ответственности за нахождение смысла: - До клиентов доводят, что они ответственны за достижение высочайшей из возможных «активаций" их жизни. - Клиентам помогают понять, что жизнь никогда не теряет смысл, ее следует рассматривать как некое предопределение, помогающее человеку обрести смысл. - Если клиенты религиозны, их подводят к тому, что они ответственны перед Богом за нахождение смысла. 2. Клиентам помогают выслушивать голос своего психического. Клиент должен выслушивать 10 тыс. требований, скрытых в 10 тыс. ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь, повиноваться этим требованиям. При этом психологи-консультанты могут приводить примеры своих неустанных поисков смысла. 3. Постановка перед клиентами вопросов о смысле. Каких творческих успехов они могли бы добиться в своей жизни? Психолог помогает клиентам искать ответы на подобного рода вопросы. 4. Увеличение числа источников смысла. Если прежний источник смысла в данный момент не доступен, что еще могло бы его заменить? 5. Выявление смысла через логодрамму. Обострение конфликтности ситуации через введение в поле зрения клиентов новых людей, новых источников информации, помогающее клиентам обрести смысл. 6. Предложение клиентам некоторых готовых вариантов смысла в кажущейся им бессмысленной ситуации. 7. Использование анализа сновидений для выявления подавленной духовности и религиозности. Большой известностью пользуются два метода, разработанных в рамках логотерапии: 1. Парадоксальная интенция - ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний. Клиентам с обсессивно-компульсивными и фобическими расстройствами предлагают делать то, чего они больше всего боятся, сопровождая это шутками. 2. Дерефлексия — предназначенный для лечения сексуальных неврозов. Клиентам предписывают переключать внимание с наблюдения за каким-либо своим актом (например, глотанием) на что-то другое.
Транскактный анализ: !!!!!(разобрать)9. Основные теоретические положения трансактного анализа, используемые в практике консультирования. Трансакционный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Трансактный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках: 1. Все люди ОК (О`кей); 2. Люди обладают способностью мыслить (исключение — лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен); 3. Люди сами определяют собственную судьбу, а потому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь. Согласно Трансакционному анализу в каждом из нас можно выделить три Эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок. Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка. Это когда мы пытаемся отстаивать нормы и стереотипы, когда-то навязанные нам собственными родителями, когда мы не пытаемся критически их осмыслить, когда мы кем-то управляем, кого-то поучаем, о ком-то заботимся или берем на себя ответственность за кого-то; Эго-состояние Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Это когда мы свободно отдаемся своим чувствам, открыто выражаем потребности, погружаемся в воспоминания о собственном детстве, а также когда мы кому-то беспрекословно подчиняемся, чего-то боимся или перекладываем на кого-то свою ответственность; Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции.. Во время общения (обмена трансакциями) наши Эго-состояния взаимодействуют с Эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов: 1. Параллельные — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми Эго-состояниями собеседников. 2. Пересекающиеся — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю. 3. Скрытые трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Еще одним краеугольным камнем транзактного анализа является теория сценариев. Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером. Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребенком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к "избавлению" от сценария. Как и сценарий, антисценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается "Ребенком" (Ре) родителя, в то время как антисценарий - его "Родителем" (Р). При невозможности действий согласно сценарию человек может сформировать антисценарий - "сценарий наоборот". Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее, все так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Родители редко устраняются от выбора сценария для своего ребёнка. У Эрика Берна в одной из книг описан способ сделать это: говорить ребёнку: «Будь счастлив». Подобная фраза, повторяемая родителем, дает ребёнку понять, что ребёнок сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив. Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий. Понятие психологической позиции является одним из основных в Т. а. Известным пропагандистом Т. а. стал психиатр Харрис (Harris Т. А.) благодаря своей книге "Я о'кей - ты о'кей". Название книги выражает позицию, которой человек должен добиться в процессе Т. а. Харрис различает 4, а Инглиш (English F.) - 5 основных позиций. Первая позиция: "я о'кей - ты о'кей". Эта позиция полного довольства и принятия других может быть определена как гармоничная, или симбиотическая, и соответствует положению эмбриона в чреве матери, который находит себя и свое окружение благополучным (о'кей). Позиция может поддерживаться между младенцем и матерью, однако если ребенок застревает на ней, полагая, что он всю жизнь будет оставаться самой важной персоной, то со временем возникнут разочарования и отрицательные переживания. Вторая позиция: "я не о'кей - ты не о'кей". Если ребенок в начале своей жизни окружен вниманием, теплом и заботой, а затем, в силу каких-то жизненных обстоятельств, отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным (не о'кей). Жизнь утрачивает позитивные аспекты. Сохранение такого положения может подействовать деструктивно и привести к убеждению: "Жизнь ничего не стоит". Третья позиция: "я не о'кей - ты о'кей". Очень скоро ребенок начинает переживать, что он маленький, беспомощный, зависит от взрослых; он ощущает себя менее ценным, чем окружающие его взрослые. Это может измениться только в том случае, если самооценка ребенка будет повышаться. Если же этого не происходит, то такое состояние фиксируется, что в конце концов приводит к осуществлению сценария, в котором главную роль играют депрессия, резигнация и чувство неполноценности: "Моя жизнь ничего не стоит". Четвертая позиция: "я о'кей - ты не о'кей". Если ребенка "не поглаживают", плохо с ним обращаются, то он приходит к заключению: "Только я один могу защитить себя, только я один хороший, а другие - плохие". Осуществление жизненного сценария на основе этой позиции может привести к криминальной ситуации: "Ваша жизнь немногого стоит". Пятая позиция: "я о'кей - ты о'кей". Это реалистическая позиция. Она не основывается на ранних детских решениях, а выбирается осознанно. К ней человек приходит через жизненный опыт, посредством переоценки ценностей, через мораль и философию. В этой позиции никто не проигрывает, а каждый по-своему приходит к своей победе: "Жизнь стоит того, чтобы жить". Психотехника в трансактном анализе. Психотехника трансактного анализа в основном заимствована из гештальт-терапии. Однако в центре консультативного и психотерапевтического процесса находятся специфические приемы, вытекающие из содержания самой концепции. 27. Что такое сценарий (по Берну)? Сценарий(по Берну) — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребенком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Для большинства девушек подобным важным моментом сценария является количество детей, которое ей следует родить. Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к "избавлению" от сценария. Как и сценарий, антисценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается "Ребенком" (Ре) родителя, в то время как антисценарий - его "Родителем" (Р). К примеру, для сценария "Ты должна страдать" антисценарием может являться "Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж". В данном случае Эрик Берн проводил аналогию антисценария со "снятием проклятия злой ведьмы" (из сказки "Спящая Красавица"). При невозможности действий согласно сценарию человек может сформировать антисценарий - "сценарий наоборот". Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее, все так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, мужчина, которому по образу отца уготовано было быть тихим семейным пьяницей, бросив пить тут же бросает семью. Или молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. Как видно в данном примере, поведение человека все так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо. Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий - его судьбу. 52. Что такое эго-состояние, опишите их (по Берну)? Согласно Трансакционному анализу в каждом из нас можно выделить три Эго-состояния: Родитель,Взрослый и Ребёнок. Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка. Эго-состояние Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая. Эго-состояние Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства.Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, мы находимся в эго-состоянии Родителя (Р).Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой, мы находимся в эго-состоянии Взрослого (В).Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, мы находимся в Эго-состоянии Ребенка (Ре).В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из 3-х Эго-состояний. Цитаты по Берну:Состояние личности (Я) фономенологически может быть описано как когерентная система ощущений, связанных с определённым объектом, а операционно – как когерентная система типов поведения; прагматически речь идёт о системе ощущений и чувствований, которая определяет соответствующую систему типов поведения.Термин «состояние Я» обозначает различные состояния сознания и образцы поведения, которые этому состоянию соответствуют, как они видятся в непосредственном наблюдении
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|