ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Образное представление в сновиденияхУдивительная черта сновидений заключается в их способности превращать идеи в визуальные образы. Латентные мысли, подавленное стремление к удовлетворению желаний получают конкретную форму в явном содержании сновидения.. Молодой человек видит во сне своего отца, стоящего на краю бассейна. Он обнажен, у него огромный пенис, размеры которого превышают все нормы. У сновидца появляется совершенно новое представление об отце. Сновидец заявляет: "Теперь я понимаю, какое невероятное ничтожество (a big schmuck) представляет собой мой отец". Женщине снится, как она в доме лезет вверх по дымоходу. Она ощущает себя очень высоко над землей и далеко внизу замечает подростков. Они ей знакомы еще со школьных времен. Ей бы очень хотелось до них добраться, но она не может спуститься. Сновидица, склонная превращать визуальные образы в словесные описания, говорит: "В высшей школе я лучше всех успевала и потому считала свои способности выдающимися, ставила себя на голову выше всех. Позже, когда я стала воспринимать себя по-другому, то не знала, как все изменить и как исправить ситуацию". И пациенты, и терапевты обладают разной способностью к истолкованию визуальных образов. Вполне естественно, что одни из них привыкли пользоваться таким истолкованием. Другие могут найти иные способы определять скрытый смысл сновидения (мы их обсудим позже). Однако пристальное внимание к образам, которые описывают пациенты, помогает терапевтам понимать психологическую драму каждого из них. Фрейд сравнивал визуальные образы сновидений с египетскими иероглифами, придающими сообщению драматургическое содержание. Когда пациент рассказывает сон, терапевту полезно попытаться наглядно представить образы, о которых идет речь, чтобы оказаться внутри содержания сновидения. Естественно, такая попытка может вызвать ряд вопросов. Если пациент упоминал о дороге, как нам точно узнать, насколько похожа дорога, которую мы себе представляем, на ту дорогу, которую имел в виду пациент? Несколько позже, после описания материала сновидения и в процессе обсуждения его интерпретации, мы можем задать вопросы, связанные с детальным представлением образов. В таком процессе наглядного прояснения само изложение переживания материала сновидения расширяет его содержание. В какой-то мере сновидения используют другие способы для выражения замаскированных латентных мыслей, но так или иначе будет преобладать визуальное представление. Между психологическим гением Фрейда и его склонностью к мышлению в наглядных образах существовал синергизм, освещавший для него содержание сна. Исследование работ Фрейда показывает, как часто он использовал визуальное представление для выражения своих мыслей. "Катексис" описывается как движение армии, в которой часть войска продвигается в авангарде, а все остальные находятся позади и удерживают занятые позиции. Когда Фрейд дает инструкции к продуцированию свободных ассоциаций, он предлагает пациенту вообразить себя сидящим у окна в движущемся поезде. Человек, который сидит рядом, не может видеть панораму, открывающуюся из окна, и его представление о ней зависит только от точности рассказа наблюдателя. Такой метафорический переход является основной чертой экспрессивной и маскирующей работы сновидения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|