Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конфиденциальность результатов. 2 страница




В качестве важнейшего фактора повышения конкурентоспособности предприятия управление персоналом включает в себя следующие направления:

- Формирование ценностей и установок у персонала на более динамичное обновление всех аспектов деятельности организации, интенсификацию продукции и технологий в целях завоевания передовых позиций в конкурентной борьбе.

- Меры по развитию трудового потенциала, что предполагает комплекс мероприятий по обучению, развитию инициативы, формированию духа сотрудничества и т.д. и требует создания организационных мер.

- Реализация потенциала специалистов и руководителей, что предполагает создание организационных условий, побуждающих к такой реализации, обеспечение четкого соответствия индивидуальных особенностей работника требованиям рабочего места, постоянное развитие личностного потенциала и др.

- Обеспечение деятельности по управлению персоналом необходимыми финансовыми и материальными средствами, что следует рассматривать как вклад, вполне оправданный будущей отдачей в виде более квалифицированных специалистов и руководителей.

- Забота о благополучном для предприятия общественном мнении, за счет чего обеспечивается престиж фирмы и приток новых кадров, среди которых можно отбирать наиболее квалифицированных и одаренных.

Сегодня главным направлением деятельности служб персонала считается формирование трудовых ресурсов: планирование потребности в них и организация практических мероприятий по набору кадров, разрешение конфликтов, проведение социальной политики.

Управление персоналом - это постоянная задача всех руководящих кадров и кадровых служб предприятий по систематическому развитию всех сторон управления, связанных с человеком. Комплексный подход к управлению трудом на микроуровне предполагает следующее: наряду с отдельным работником все больше внимания уделяется рабочей группе и отношениям между ее участниками. Воздействие на объект управления осуществляется таким образом, чтобы обеспечивалось всестороннее использование его потенциала.

34. Мотивация деятельности персонала и технология ее формирования.

Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические является одной из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:

- Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы.

- Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения.

- Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности.

Приведенная схема классификации методов стимулирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов стимулирования. Укрупнено все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:

- Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).

- Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

- Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.

- Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).

35. Корпоративная культура. Основные пути и методы ее формирования.

Корпоративная культура - это внутренняя культура организации, регламентирующая ее деятельность (не на государственном уровне). Ее цель:

- групповое сплочение коллектива

- создание имиджа организации (что говорит сотрудник, как себя ведет, как одет и т.д)

Основные пути и методы ее формирования: зависят от стратегии организации. КК складывается в организации годами, ее нельзя насадить насильно, она складывается поэтапно.

Методы, которыми мы пропагандируем культуру: это

- Корпоративный кодекс, который должен знать каждый сотрудник

- корпоративные мероприятия: как правило, это конец финансового года и день рождения организации.

- Тим-билдинг, командообразование. Тренинги, беседы, конкурсы, которые организуются для сплочения коллектива.

Среди важнейших элементов организационной культуры можно выделить:

- утверждение или корректировку определенного стиля управления;

- развитие ответственности персонала за свою работу с клиентами;

- разработку и внедрение регламентов, норм, процедур (правила внутреннего распорядка, стандарты качественного обслуживания клиентов, информационные материалы для адаптации новых сотрудников), решение других технических вопросов.

Человек - главный ориентир и основная единица эффективности правильно сформированной культуры. Его возможности и деловые качества поднимаются на высоту благодаря корпоративной культуре. В этом - ее главное предназначение и гарантия общего успеха.

36. Виды конфликтов на предприятии, пути их предупреждения и разрешения.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Основу конфликтных ситуаций на предприятии составляет столкновение интересов, мнений, целей, различных представлений о способе их достижения. Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от определенных факторов.

Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликты могут быть:

- по источникам и причинам возникновения: объективные и субъективные, организационные, эмоциональные и социально-трудовые, деловые и личностные;

- по коммуникативной направленности: горизонтальные, вертикальные, смешанные;

- по составу конфликтующих сторон: внутриличностные (между родственными симпатиями и чувством долга руководителя), межличностные (между руководителем и его заместителем по поводу должности, между сотрудниками — по поводу премии); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различных статусов;

- по функциональной значимости: позитивные и негативные; конструктивные и деструктивные; созидательные и разрушительные;

- по формам и степени столкновения: открытые и скрытые, спонтанные, инициированные и спровоцированные, неизбежные, вынужденные, лишенные целесообразности;

- по масштабам и продолжительности: общие и локальные, кратковременные и затяжные, скоротечные и долгосрочные;

- по способам урегулирования: антагонистичные и компромиссные, полностью или частично разрешаемые, приводящие к согласию и сотрудничеству.

В самом общем виде конфликты, возникающие в организации, могут быть вызваны следующими тремя группами причин, обусловленных:

- трудовым процессом;

- психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т. е. симпатиями и антипатиями; культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя и т. д.;

- личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

Конфликты, несмотря на свою специфику и разнообразие, развиваются по определенной схеме (рис. 1) и имеют в целом общие стадии развития:

- потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм;

- перехода потенциального конфликта в реальный (или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов);

- конфликтных действий;

- снятия или разрешения конфликта.

Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

И наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Стратегии поведения

Существует пять основных стратегий поведения при конфликте: конкуренция (или соперничество), сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление.

На предприятии существует своя специфика конфликтов. Например: между руководителями, между руководителем и подчиненным, между и подчиненным и подчиненным.

- Бывают также межгрупповые конфликты:

- между линейными руководителями

= топ-менеджер и собственник

= конфликты, вызванные функциональными разделениями (логистика с поставкой, все с бухгалтерией).

Конфликты в организации - это ошибка управления организацией.

Пути предупреждения конфликтов:

- сильная корпоративная культура

- оптимальная система управления - выстроенный функционал сотрудников каждого подразделения

- командообразование (выстраивание групповой сплоченности)

- часто причиной конфликтов в организации являются личностные особенностей персонала. Есть типы конфликтных личностей, для которых конфликтное существование комфортно - снайперы, бульдозеры и т.п.

Способы разрешения конфликтов. Они зависят от того, кто будет это делать.

- Процедура Арбитраж. Когда конфликтующие стороны просят третьего (часто руководителя) разрешить конфликт

- Способ согласования интересов (компромисс).

- Авторитарное решение (целесообразно использовать при цейтноте во времени или угрозе сохранности предприятия)

Вывод о том, что психологу в организации нужно обязательно заниматься профилактикой конфликтов. С этой целью проводить конфликтологические тренинге с руководителями, информирование сотрудников о сложных типах клиентов и способах работы с ними, работать с активными конфликтантами (консультативная работа).

37. Понятие кризисных состояний. Виды кризисов. Патологические реакции на кризис. Принципы оказания психологической помощи.

Кризисное состояние – сост. чел., внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психич. травму, или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации. Характеризуется чувством беспокойства, тревоги различной интенсивности; фиксацией на психотравмирующей ситуации; переживаниями собств. несостоятельности, беспомощности, безнадежности, пессимистической оценкой собств. личности, актуальной ситуации и будущего; выраженными затруднениями в планировании деятельности.

Типы кризиса:

- Травматический:

- целостности

- пересадки корней

- лишения

- ситуационный

- Становления

- Развития и жизни:

- половое созревания

- Супружество

- материнство

- болезнь

- аборт

В качестве стрессора выступают травматич. события - экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Причины возникновения криз. сост. многообразны. Они определяются, с одной стороны, социальными и ситуационными факторами, а с другой - индивидуально–типологическими и биологическими особ. личности. Предрасположенность к криз. сост. велика у детей, подростков и пожилых. Большое значение имеет характер и интенсивность стресс. ситуаций. Стресс. факторы могут быть острыми, внезапновозникающими, опасными для жизни (природные и техногенные катастрофы, войны) и хроническими, постоянными, растянутыми во времени (соц.–экономические трудности, конфликтная ситуация в семье или на работе). Стрессы подразделяют также на единичные, множественные и периодические. Выделяют также ятрогенные (острое или хронич. заболевание, хирургическое или нехирург. вмешательство, болезнь) и неятрогенные (межличностные кризисы, супружеские ссоры, разводы, трудности в работе, денежные затруднения, трудность в учебе). Кроме того, каждому этапу чел. жизни присущи специфические стрессогенные ситуации (начало учебы в школе, специализированном уч. заведении, служба в армии, брак, выход на пенсию). Как правило, острые, жизнеопасные стрессы потенцируют развитие реакций на тяжелый стресс (острых и ПТСР). Важен возрастной фактор: преодоление экстремальных ситуаций труднее дается молодым и старым людям. Велика роль своевременно оказанной помощи, реакции членов семьи, кот. могут поощрять некоторые болезненные проявления. В последнее время все большее значение придается псих. аспектам стресса, в частности, жизн. значимости события, включая отношение личности к угрожающей ситуации с учетом моральных ценностей, религиозных ценностей и идеологии. Предрасполагающим фактором может оказаться физиолог. сост. в момент получения травмы.

38. Посттравматическое стрессовое расстройство. Распространённость. Основные проявления. Стратегии оказания психологической помощи. Последствия ПТСР.

ПТСР - комплекс психич. нарушений, возник. в связи с экстремальными ситуациями. ПТСР возникает после латентного периода продолжительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. В развитии ПТСР имеют особое значение негативные события, отличающиеся угрозой для жизни, непредсказуемостью и неконтролируемостью. В общем виде они определяются как травматич. события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта.

Т. М. Moles (1977) представляет следующую классификацию наиболее частых причин возникн. ПТСР при массовых бедствиях: природные - климатические (ураганы, смерчи, наводнения), сейсмические (землетрясения, извержения вулканов, цунами); вызванные человеком - несчастные случаи на транспорте и в промышленности, взрывы и пожары, биологич., химич. и ядерные катастрофы; «умышленные» бедствия (террор. акты, мятежи, соц. волнения, войны). Вероятность того, что стрессор вызовет расстройство, зависит от его внезапности, непредсказуемости, длительности, повторяемости и умышленности (то есть травма намеренно нанесена другими людьми), от физич. ущерба, кот. он наносит жертве или ее близким, от того, насколько он угрожает жизни, способствует изоляции, вступает в конфликт с представлением о своем «Я», физически или псих. унижает достоинство или наносит ущерб сообществу, к кот. принадлежит жертва. Тем не менее ни один из стрессоров не способен вызывать ПТСР у всех людей поголовно, и наоборот, некоторые, на первый взгляд - умеренно травматичные события (вроде потери работы, несчастного случая, болезни или развода) иногда могут привести к развитию ПТСР. Важен возрастной фактор: преодоление экстремальных ситуаций труднее дается молодым и старым людям. Велика роль своевременно оказанной помощи, реакции членов семьи, которые могут поощрять некот. болезненные проявления. В последнее время все большее значение придается психол. аспектам стресса, в частности, жизненной значимости события, включая отношение личности к угрожающей ситуации с учетом моральных ценностей, религиозных ценностей и идеологии. Предрасполагающим фактором может оказаться физиологич. сост. в момент получения травмы, особенно соматическое истощение.

Можно выделить еще ряд условий, влияющих на развитие ПТСР:

- насколько ситуация субъективно воспринималась как угрожающая;

- насколько объективно реальна была угроза для жизни;

- насколько близко к месту трагических событий находился индивид (он мог физически не пострадать, но видеть последствия катастрофы, трупы жертв); Критерии ПТСР:

- Больной должен быть подвержен воздействию стрессовго события или ситуации (как краткому, так и длительному) ислючительно угрожающего или катастрофического характера, и способно вызвать общий дистресс почти у любого индивида.

- Стойкие воспоминания или «оживление» стрессора в устойчивых реминисценциях, ярких воспоминаниях или повторяются снах, либо повторное переживание горя при воздействии ситуаций, напоминающих или ассоциирующихся со стрессором.

- Больной должен обнаруживать фактическое стремление избежать обстоятельств, напоминающих либо ассоцирующихся со стрессором.

- Любое из двух: психогенная амнезия, либо частичная, либо полная в отношении важных аспектов периода воздействия стрессора; стойкие симптомы повышения психол. чувствительности или возбудимости.

Горовец «теория отсроченных психич. реакций»:

- первичная эмоц. реакция,

- отрицание, выраж. в оцепенении,

- чередование отрицания и вторжения,

- интеллект. и эмоц. переработка травматич. опыта.

39. Основные направления работы с людьми, пережившими психическую травму.

Осн. принципы кризисной терапии:

- эмпатический контакт

- безотлагательность

- выс. уровень активности консультанта

- ограничение целей

- поддержка

Общим смыслом стратегии действий является помощь в понимании смысла происшедшего, в восстановлении чувства контроля над своей жизнью, в восстановлении реалистичной самооценки.

Методы кризисной психотерапии:

- Рациональная терапия основана на принципах логич. анализа сост., разъяснения его природы, причин, симптоматики, течения и прогноза. Этот неспецифический вид терапии устраняет неопределенность в представлениях клиента, способствует уменьш. напряжения и тревоги.

- Когнитивная психотерапия: исправляет неадаптивные когниции, то есть мысли, вызывающих болезненные эмоции.

- Гештальт-терапия: коррекция процессов восприятия, переработки и актуализации инф-ции клиентом в сост. кризиса.

- Гипноз и трансовые техники применяются при кризисных ситуациях, связ. с актуальной утратой близкого чел.; при дезактуализации кризисных состояний, сопровождаемых аффектами гнева и обиды (в тех случаях, когда другие методы не эффективны - в связи с эффектами отрицания и вытеснения).

- Экзистенциальная терапия: цель - помочь чел. лучше разобраться в своей жизни, лучше понять предоставляемые ею возможности и границы этих возможностей.

- Метод прогрессивной мышечной релаксации. Осн. цели псих. помощи после перенесенной Ψ травмы: облегчение процесса восстановления после травмир. события; совладение с проблемами жизни в нов. условиях.

На ранних этапах переживания Ψ травмы целью псих. помощи явл.:

- снижение негативных переживаний;

- профилактика осложнений в процессе переживания Ψ травмы: профилактика развития ПТСР и патологического горя, а также профилактика др. отдаленных последствий травмирующего события.

Целями Ψ помощи на отдаленных этапах являются:

- при осложнениях - возвращение к норм. процессу переживания травмы и горя;

- Ψ коррекция возникших в процессе переживания травмы посттравматических расстройств (ПТСР, фобий, реактивной депрессии, психосоматич. нарушений, потери смысла жизни);

- совладение с проблемами, связ. с нов. ситуацией, сложившейся после травмирующего события (социальной, псих., экономич.).

40. Девиантное поведение, определение понятия, типы, формы и структура. Возрастные и гендерные варианты.

Девиантное поведение (англ. отклонение) - совершение поступков, кот. противоречат нормам соц. поведения в том или ином сообществе (преступность, пьянство и наркотизм, самоубийства, проституция). Поступки могут быть как патологическими (различные формы патологии личности и личностного реагирования), так и непатологическими (психол.). Непатологические девиации в основном обусловлены соц.-психол. девиациями личности (микросоциально-психол. запущенностью) и являются проявлениями ситуационных характерологических реакций (протеста, отказа, имитации, эмансипации). Короленко и Донских делят все поведенческие девиации на 2 группы: - нестандартное (новое мышление)- деструктивное поведение. Деструктивное: - Внешнедеструктивное: - аддиктивное - зависимое, - антисоциальное (делинквентное) – поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее соц. порядку, благополучию окруж. людей (хулиганство, грабежи, драки, вандализм, физич. насилие). - Внутридеструктивное: - суицидное(повыш. риск самоубийства) - конформистское (поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внеш. авторитеты.) - нарциссическое (управляется чувством собств. грандиозности) - фантастическое (слепая приверженность к идее) - аутическое (отгороженность от людей). По степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклон. поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) – просоциалъное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоц. группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное). Асоциальное - поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межлич. отношений (подростки - уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, тату). Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Формы: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно- религиозный культ), аутическое поведение. Группы факторов, детерминирующих отклон. поведение личности: внеш. соц. условия; внутр. наследственно-биологические и конституциональные предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклон. поведения.

41. Методы психологической диагностики основных форм девиантного поведения. Возможности психологической коррекции и психотерапии.

Поступки могут быть как патологическими (различные формы патологии личности и личностного реагирования), так и непатологическими (психологическими). Непатологические девиации в основном обусловлены соц.-психол. девиациями личности (прежде всего, микросоциально–психол. запущенностью) и явл. проявлениями ситуационных характерологических реакций (протеста, отказа, имитации, эмансипации и др). Реакция протеста (оппозиции) бывают пассивными и активными. Пассивные реакции протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним. Реакции активного протеста могут проявляться в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, наказания, упреки, оскорбления. Подростки могут начать употреблять спиртное, с родителями ведут себя вызывающе, совершают прогулы в школе, нелепым образом изменяют свою внешность – "назло всем стану панком", выбривают себе часть волос на голове и т.п.

Важнейшими критериямиотграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических являются (Ковалев):

- наличие опред. патохарактерологического синдрома (синдрома повыш. аффективной возбудимости, эмоционально-волевой неустойчивости, истероидных черт характера);

- проявление девиантного поведения за пределами основных для ребенка или подростка микросоциальных групп: семьи, коллектива школьного класса.

- полиморфизм девиантного поведения, т.е. сочетание у одного и того же подростка девиантных поступков разного характера - антидисциплинарных, антисоциальных, делинквентных, аутоагрессивных;

- сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня – аффективными, сомато-вегетативными, двигательными;

- динамика девиантного поведения в направлении фиксации стереотипов нарушенного поведения, перехода их в аномалии характера и патологию влечений с тенденцией к патологической трансформации личности.

42. Аддитивное поведение и аддиктология. Формы аддиктивного поведения. Факторы, влияющие на его формирование.

Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction-зависимость) занимается сразу несколько наук, такие как псих., социология, медицина. На рубеже 20го столетия на стыке этих наук образовалась новая - аддиктология или наука о зависимостях. Аддиктивное поведение связано с желанием чел. уйти из реальной жизни путем изменения сост. своего сознания. Чел. становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физич. и психич.) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличн. отнош.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизн. ситуациям: сложные соц.-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких.

В зависимости от того, посредством чего осущ. уход из реальности выделяются фармакологические или химические, субстанциональные и пищевые зависимости.

Фармакологические: наркотизм (наркомания), алкоголизм, табакокурение, токсикомания.

Субстанциональные: компьютерные, игорные зависимости, эмоциональные созависимости (секс- и любовные зависимости), трудо- или работаголизм и многие другие.

Пищевые зависимости говорят сами за себя.

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

- Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики).

- Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.).

- Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызыв. различные эмоц. сост.

Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоц. переживаниями. Посадив чел. на "эмоциональный крючок" им очень легко управлять. Эмоции являются составной частью зависимости. Чел. фактически зависит не от препарата, а от эмоций. И, как ни парадоксально, в первую очередь важна не модальность эмоции (положительная или отрицательная), а ее интенсивность. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость. В сложившихся условиях, на наш взгляд, особого внимания заслуживают проблемы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной период характеризуется немалым кол-вом кризисных явлений. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психол. процессах. Но наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия. Обращение к этим качествам могло бы стать значимым этапом в профилактике аддиктивного поведения.

43. Суицидальное поведение. Классификация его типов и форм. Факторы, влияющие на формирование суицидального поведения, его психологическая коррекция и психотерапия.

Суицидальное (лат. себя убивать) поведение - осознанные действия, направ. представлениями о лишении себя жизни.

Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное сост. или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния чел. могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных