Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конфиденциальность результатов. 3 страница




Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Смертельный исход в данном случае – роковая случайность.

Скрытый суицид. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение (рискованная езда на автомобиле, и занятия экстрем. видами спорта).

А.Г.Амбрумова выделяет: самоубийства - истинные суициды, а также попытки самоубийства - незавершенные суициды. По мнению А. Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным.

Э.Дюркгейм делил самоубийства на виды в зависимости от особенностей социальных связей индивида. «Анемическое» самоубийство происходит в результате тяжелых разногласий между личностью и окружающей ее средой. «Фаталистическое» самоубийство имеет место в случае личных трагедий, например смерти близких, потери работоспособности, несчастной любви. «Альтруистическое» самоубийство совершается ради других людей или во имя высокой цели. Наконец, «эгоистическое» самоубийство является уходом от неблагоприятных ситуаций - конфликтов, неприемлемых требований. Для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода из ситуации, переживание собственной беспомощности, аутоагрессия, амбивалентное отношение личности к суициду, «туннельное зрение».

44. Девиантное поведение агрессивной направленности. Распространенность, причины, методы коррекции.

Различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства. Одним из таких существенных признаков была названа деструктивность – разрушительность, кот., в свою очередь, тесно связана с агрессией (лат. нападение). В псих. под агрессией понимают тенденцию, проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия как психич. реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Агрессия бывает направлена на внеш. объекты или на себя. Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные или латентные. Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физ. силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то.

Функции агрессии: отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовл. потреб., разрешение внутр. конфликта, повышение самооценки.

Признаки агресс. повед.:

- выраженное стремление к доминированию;

- тенденцию к разрушению;

- направленность на причинение вреда окружающим;

- склонность к насилию.

Виды агрессии:

- доброка-чественно-адаптивная

- деструктивно-дезадаптивная.

Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З.Фрейд, К.Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию. (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в третьих агрессия рассм. как результат соц. научения (А.Бандура). Факторы агресс. поведения: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека), повсеместная демонстрация сцен насилия, нестабильная соц.- экономическая обстановка; индивид. особ. чел.

По Т.П. Смирновой существует 6 направлений коррекц. работы:

- Снижение уровня личностной тревожности.

- Формир. осознавания собств. эмоций и чувств др. людей, развитие эмпатии.

- Развитие позитивной самооценки.

- Обучение ребенка выражению гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окруж.

- Обучение техникам и способам управления гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

- Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации

45. Дизонтогенез: определение, распространённость, основные типы. Основные формы и их клинические проявления. Методы психологической диагностики. Возможности психологической коррекции и психотерапии.

В 1927 г Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая им отклонения внутриутробного формир. структур организма от норм. развития. Впоследствии термином стали обозначать разл. формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний ограниченный теми cpoками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Важно различать Д. пренатальный и Д. постнатальный. В первом случае речь идет о врожденной аномалии, связ. с внутриутробным развитием организма; во втором - об отклонениях в развитии, формир. на протяжении внеутробной жизни индивидуума. Следует также отличать врожденные аномалии (уродства) от повреждений организма под влиянием внеш. воздействий («калечество»).

Причины Д.: биологич. и соц.-психологические + их сочетание.

Биологич.:

- Генетич. (наслед-ств. болезни обмена, генные мутации);

- Внутриутробные нарушения (токсикозы беременности, инфекции, интоксикации);

- Патология родов;

- Ранние заболевания с преимущественным поражением ЦНС (дефекты обмена, опухоли мозга, эпилепсия).

Социал.:

- Эмоц. и соц. депривации;

- Соц. и психол. стрессы.

Осн. проявления нарушений развития:

- Ретардация - незавершенность отд. этапов развития, при кот. не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными (олигофрения и ЗПР).

- Акселерация - ускорение роста и развития.

- Асинхрония - неравномерность темпа развития систем, органов, их функций с опережением одних и отставанием других.

Виды Д. (Лебединский В.):

- Недоразвитие (олигофрения: наиболее тяжелая - идиотия, далее имбецильность, дебильность).

- Задержанное развитие (ЗПР: недостаточность общего запаса знаний, незрелость мышления, быстрой пресыщаемости в интеллект. деят-ти, эмоц. незрелости).

- Поврежденное развитие (Связ. С инфекциями, интоксикациями, травмами н.с.);

- Дефицитарное развитие (недостаточность отд. систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые, слабовидящие));

- Искаженное развитие (наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера). Для искаженного развития характерна наиболее выраженная асинхрония: преждевременное развитие речи значительно обгоняет формир. локомоторных функций. 6. Дисгармоническое развитие (основа - врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоц.-волевой сфере (психопатии).

46. Аномальное развитие личности. Расстройства личности. Вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие учения о психопатиях и расстройствах личности. Классификация. Основные формы. Возможности психологической коррекции и психотерапии.

Параметры, определяющие нарушение развития (Выготский):

- Функциональная локализация. Различают 2 осн. вида дефекта. Первый из них - частный, обусл. дефицитарностью отд. функций гнозиса, праксиса, речи. Второй - общий, связ. с нарушением регуляторных систем, как подкорковых, при дисфункции кот. наблюдаются снижение уровня бодрствования, психич. активности, патология влечений, элементарные эмоц. расстройства; так и корковых, обусловливающих дефекты интел. деят-ти (недостаточность целенаправленности, программирования, контроля), нарушения более сложных, специфически чел. эмоц. образований.

- Время поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития Важным является представление о сензитивных периодах для формирования плода и развития его функций. Для развития человека сензитивными периодами являются: 1-й и 3-й триместр. После рождения младенца следующие сензитивные периоды: От 0 до 3-х лет и от 11 до 15 лет. Если какая то вредность действует в сензитивный период, то вероятность нарушения повышается. Если какая то из функций (например, речь) созревает в сензитивный период, то поражения ее приводят к РЕГРЕССУ функции (чел. в 5 лет говорит как в 2 года). Не в сензитивном периоде, поражения пси функции приводят к распаду, дезорганизации функции. Например, выпадение элементов. Воспринимает хорошо, но сформулировать высказывания не может.

- Первичные и вторичные нарушения. Первичные нарушения - нарушения, связанные с биологич. характером заболевания. Например, глухой ребенок - нарушение слуха. Это первичное нарушение. А вот связанная с этим эмоциональная неустойчивость, неумение общаться со сверстниками - это вторичное нарушение. В развитии вторичных нарушений большую роль играет социальная депривация. У таких детей нет такой насыщенной жизни как у других.

- Этап функционального взаимодействия в процессе аномального системогенеза. Поначалу большинство психических функций развиваются параллельно; до некоторого периода независимо. Особенно речь и мышление. Если неговорящего ребенка обучать интеллектуальным возможностям, то позже и речь продвинется быстрее. Функциональный системогенез развивается в несколько ступеней: 1) функции развиваются независимо друг от друга; 2) функции развиваются в комплексе (а не независимо во времени). 3) мышление становится ведущей функцией, а речь ее обслуживает.

47. Аномальное развитие характера. Акцентуации характера и психопатии. Их типы.

Характер может иметь различную степень выраженности:

- «нормальный»

- Выраженный (акцентуация)

- Сильное отклоне-ние (психопатия).

1 и 2 – норма, 3 – патология.

Диагноз психопатии устанавливают на основании 3 осн. признаков, предложенных П.Б. Ганнушкиным.

- Тотальность патологических черт характера, кот. проявляются всегда и везде, в любых условиях.

- Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в детском или подрост. возрасте, реже у взрослых, и затем сохраняются на протяжении всей жизни чел.

-Нарушения адаптации именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внеш. воздействия.

Термин «акцентуация» в 1968 году ввел Карл Леонгард, кот. употреблял его в словосочетаниях «акцентуированная личность». В случае акцентуаций характера в отличии от психопатий может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все 3 признака сразу. Отсутствие 1го признака выражается в том, что акцентуир. характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подрост. возрасте, а с повзрослением сглаживается. 2ой признак - тотальность - также не обязателен: черты акцент. характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, соц. дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и с окружением явл. не любые трудные условия, (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.

Типы акцентуаций:

- Гипертимный: чрезмерно приподнятое настроение, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, оптимист.

- Циклоидный: общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, низкая в период подавленности.

- Лабильный: очень изменчивое настрое-ние, эмоции ярко выражены, словоохотливость, отвлекаемость на внешние события, влюбчивость.

- Астено-невротический: Нервная слабость, впечатлительность, чувствительность, робость, застенчивость, склонность к самоанализу. Тревожны. Редко вступают в конфликты, пассивны, мнительны.

- Сензитивный: чувствительны, впечатлительны, обидчивы, ранимы, застенчивы, робки, пугливы.

- Психастенический: Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность, крайняя нерешительность, пассивен. Дружелюбен, исполнителен.

- Шизоидная: Замкнут, общение по необходимости. Холодность по отношению к людям, поведение и логика непонятны окружающим. Любят одиночество. Малоконфликтны. На все имеют свою точку зрения.

- Эпилептоидный: тугоподвиженость, мышление конкретно, не способны на компромиссы. Мелочность, повышенная аккуратность. Себялюбивы, эгоистичны.

- Истероидный: Обидчивы, капризны. Личность поверхностна, не свойственны усидчивость и трудолюбие. Хорошая память, раскованное мышление. Эмоциональность проявляется ярко, любят преувеличивать. Завистливы. Не обладают нормами морали.

- Неустойчивый: неустойчивость психической жизни, недостаточность волевой деятельности, болтливость. Живое воображение. Не любят одиночества.

- Конформный: стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированы и неконфликтны.

48.Основные формы психических процессов и их значение. Основные виды нарушений познавательной деятельности.

Осн. познав. процессы: память, внимание, восприятие, воображение, речь. Нарушения памяти - наиболее часто встречающаяся клинич. проблема. Нарушения памяти:

- Дисмнезии (расст-ва динамич. процессов памяти): а) гипермнезии (обострение), б) гипомнезии (ослабление), в) амнезии (полное выпадение событий).

- Парамнезии (качественные растр-ва):

- псевдореминисценции (иллюзии, заключ. в смещении во времени событий, действительно имевших место в жизни пациента. Прошлое выдается за наст. Пациенты, рассказывая о событиях, происходивших в действительности, сообщают факты, кот. не происходили вообще или же происходили, но в другое время и не имеют отношения к действительно происходившему),

- криптомнезии (ситуации, в кот. некогда прочитанное или увиденное воспринимается как часть собств. жизни, либо, наоборот, собств. жизнь кажется эпизодом романа или фильма.),

- эхомнезии,

- конфабуляции (больной сообщает о вымышленных событиях, никогда не имевших места в его жизни).

Типы амнезий:

- ретроградная – не помнит события, происх. до начала амнезии.

- антеретроградная – не помнит события, происх. после начала заболевания,

- фиксационная - на текущие и недавние события;

- анэкфория - неспособность воспроизв. инф-ции без подсказки;

- Травматическая. Нарушения функции речи, а также коммуникативных и уч. навыков влияют на то, как люди с норм. и развитым интеллектом воспринимают словесную инф-цию, запоминают ее и выражают свои мысли окружающим: - специфическое расстройство речевой артикуляции; - растр. экспрессивной речи; - растр. рецептивной речи; - заикание.

Расстройства развития учебных навыков наряду с индивидуальными психич. особенностями ребенка тесно связаны с семейными обстоятельствами и характером обучения в школе: - пропуски, замены, искажения букв, слов, - слишком медленный темп речи; - попытки начать чтение заново, длительные запинки или "потеря места" в тексте при прерывании чтения. Нередко ошибки в счете связаны с нарушениями пространственной ориентации и затруднениями выбора направления (вверх/вниз, влево/вправо). Детям с расстройством счета обычно трудно производить нумерацию чисел, сравнивать их, читать и писать правильно математические символы, владеть вычислением в уме, понимать абстрактные понятия, лежащих в основе арифметики ("целое", "часть").

Нарушения чувственного познания можно классифицировать по разным основаниям: по органам чувств или по уровню восприятия. Зрительные растр: снижение или усиление остроты зрения; наруш. цветового восприятия; искажения пространственного воспр.; выпадение отдельных полей зрения; наруш. зрит. узнавания (агнозии); иллюзии и галлюцинации. Слуховые расст.: наруш. воспр. громкости, высоты тембра; слуховые иллюзии и галлюцинации.

49. Расстройства ощущений.

Среди нарушений ощущений выделяют количественные и качес­твенные изменения.

К количественным нарушениям относятся: утрата или снижение способности ощущать различные виды раздражителей и повыше­ние этой способности. Потеря чувствительности распространяется, как правило, на тактильную, болевую, температурную чувствитель­ность, но может охватывать и все виды чувствительности. Обычно это связано с различными заболеваниями индивида.

К качественным расстройствам ощущений относят синестезию.

Еще один вид патологии ощущений проявляется в различных, не­приятных ощущениях: онемении, покалывании, жжении, ползании мурашек и др. При различных патологических заболеваниях могут быть изменения болевой чувствительности. Они заключаются в раз­ной болевой чувствительности и выносливости к боли. К патологии ощущении с известной долей условности относится агнозия (неузнавание), которая проявляется в неспособности человека узнать и объяснить значение тех или иных сенсорных ощущении. Агнозия может быть зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной. Этот вид патологии встречается главным образом при органическом поражении головного мозга, однако нередко агнозия бывает и функциональной (чаще всего истерической, когда больной после стресса перестает чувствовать запахи, вкус пищи, «не слышит» неприятную для него информацию. Потерю чувствительности отдельных участков кожи или отдельных анализаторов называют анестезией. Она встречается часто, особенно в неврологической клинике, является важным симптомом поражения той или иной структуры головного мозга. Анестезия в психиатрии часто носит истерический характер, она не связана с каким-либо определенным нейроанатомическим субстратом, при ней выключаются все формы ощущений, как поверхностных, так и глубоких. Во времена инквизиции анестезия считалась одним из основных признаков «одержимости дьяволом», что означало, что через потерявший чувствительность участок кожи нечистый вошел в тело человека. Гипестезия — это снижение чувствительности к внешним раздражителям: яркий свет ощущается как слабое, едва светящееся пятно, громкие звуки — как еле слышимые. Отмечается при тяжелой астении и при депрессии. Гиперестезия — усиление чувствительности к обычным звукам (гиперакузия), запахам (гиперосмия), прикосновениям (гипертактильность), свету (обычная свеча светит как яркое солнце) и т.д. Встречается при гиперстеническом варианте неврастении, маниакальном состоянии и при некоторых интоксикационных психозах. Болевые ощущения в различных частях тела — алгии — встречаются в виде гипералгий (ключевой признак синдрома Мюнхгаузена) или гипоалгий, временами трудно отличимых от сенестопатий. Алгии характерны для депрессии, истерических состояний и связаны со многими психическими заболеваниями, особенно в пожилом и старческом возрасте.

Синестезии, или рефлекторные иллюзии — редкая особенность ощущений, когда раздражение одного анализатора вызывает ответ нескольких анализаторов одновременно. Отсюда ощущение вкусного запаха какой-либо ноты, звучного цвета желтых подсолнухов В. Ван-Гога, музыкальность прикосновения воротника рубашки к шее. Синестезии нередко встречаются у психически здо­ровых одаренных художников, поэтов и музыкантов. Выявляются и в патологии при приеме некоторых наркотических средств.

В трактовке проблемы отражения реальной действительности следует прежде всего обратить внимание на зависимость ощущения от материи и полную независимость существования материи от наших ощущений; материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т.д., т.е. от определенным образом организованной материи. При этом явления объективного мира отража­ются органами чувств адекватно, а искажения отражения имеют свои закономерности.

Следует отметить, что отражение зависит от форм существования материи. В неживой природе оно проявляется в виде механического, физического и химического изменений. В живой природе отражение может быть биологическим, когда организм ко всем внешним воздействиям относится избирательно, активно, что способствует формированию саморегуляции, и психическим, когда происходит реакция не только на биологически значимые раздражители, но и на сигналы о биологически значимых воздействиях среды, что вырабатывает предвидение. Познавательный процесс, т.е. процесс отражения объективной реальности — предметов окружающего нас мира и явлений — начинается с ощущения. Объекты внешнего и внутреннего мира воздействуют на центральную нервную систему не непосред­ственно, а через экстеро-, интеро- и проприорецепторы. При этом различают экстерорецепторы двух видов: дистант-рецепторы, т.е. воспринимающие раздражения вне непосред­ственного контакта с объектом внешнего мира (зрение, слух, обоняние, термические ощущения), и контактрецепторы, для деятельности которых необходимо непосредственное раздраже­ние, например прикосновение. Рецептор — это периферический конец того или иного анализатора. При помощи рецептора осуществляется первичный, грубый анализ. Центральный конец анализатора находится в коре головного мозга, где происходит тонкий анализ. Принцип работы таков: при воздействии какого-либо раздражителя возбуждаются периферические нервные окончания соответствую­щего анализатора, возбуждение передается по афферентному пути к центральным клеткам. В результате мы испытываем то или иное ощущение. И если раздражение — это сам факт кон­такта с объектом внешнего мира, если возбуждение — это физио­логический процесс в нервных клетках и волокнах, то ощуще­ние — психический процесс, следствие только что имевших ме­сто раздражений и возбуждения. Ощущение есть субъективный образ объективного мира. Таким образом, ощущением называется процесс отражения человеком отдельных свойств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующей на его орга­ны чувств.

50. Расстройства восприятия.

К расстройствам восприятия относятся нарушения перцептивной деятельности, объединяющей ощущения и восприятия. Ощущение - форма отражения в сознании отдельных свойств и качеств предметов и явлений окружающего мира (величина, вес, тепло, холодно и т. д.). Восприятие - процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности и взаимосвязи их отдельных свойств. Восприятие является более сложной ступенью познавательной деятельности, включающей элементы суждений, действий, эмоциональных переживаний, памяти. В процессе восприятия на основе прошлого опыта и направленности внимания осуществляется активный анализ и синтез ощущений.

Нарушение перцепции проявляются в основном в трех видах: иллюзиях, галлюцинациях и психосенсорных расстройствах.

Иллюзии - это искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений. Они подразделяются на физиологические, физические и психические.

При физиологических иллюзиях искажение восприятия связано с особенностями функционирования органов чувств. Например, при иллюзии Мюллера две одинаковые линии с разнонаправленными разветвленными концами кажутся человеку различными по длине.

Физические иллюзии обусловливаются объективными свойствами окружающей среды. Так, чайная ложка в стакане с водой кажется переломленной. Здесь искажение восприятия объясняется тем, что мы наблюдаем предмет в различных средах преломления, т. е. физическими законами.

Психические иллюзии (их называют также аффективными или эмоциональными) связаны с изменением чувственной сферы человека. В частности, на фоне ощущения страха обычные предметы воспринимаются как устрашающие образы, а слабый треск - как громкий выстрел.

Иллюзии классифицируются и по органам чувств.

В психиатрической практике часто встречаются слуховые и вербальные иллюзии. В этом случае больные искаженно, чаще всего в негативном для себя смысле, воспринимают слова окружающих.

При зрительных иллюзиях действительность кажется измененной по форме, величине, окраске, взаиморасположению предметов.

Наблюдаются также вкусовые, тактильные, обонятельные иллюзии.

В ряде случаев у людей со склонностью к фантазии возникают иллюзорные расстройства - парэйдолии. При этом предметы представляются фантастическими, отвлеченными. К примеру, обои на стене воспринимаются как облака с летящими птицами; пальто, висящее в затемненном коридоре, - как причудливая устрашающая фигура человека.

Иллюзии не являются абсолютным признаком психического заболевания, поскольку встречаются и у здоровых людей. Однако в отличии от последних у психически больных иллюзорные расстройства множественные и включаются в общую психопатологическую симптоматику того или иного заболевания. Они с трудом выявляются во время беседы с больным, так как часто оттесняются более тяжелыми расстройствами - галлюцинациями. Обычно практически здоровый человек критически относится к появлению у него иллюзий, правильно осмысливает и вовремя корригирует их. Психически же больной принимает кажущееся за действительное, не анализируя с достаточной критикой развившееся у него патологическое расстройство. У здорового человека иллюзорные переживания, как правило, единичны, преходящи, у больного они более разнообразны и устойчивы.

Галлюцинации - чуственно-субъективное переживание восприятия образов, предметов и явлений, объективно не существующих. При галлюцинациях видения, звуки, предметы, запахи - кажущиеся; их нет на самом деле. Полагают, что галлюцинации являются результатом оживления прежнего восприятия без наличия нового реального раздражения. Для галлюцинирующего больного кажущиеся образы столь же реальны, как и объективно существующие.

Галлюцинации бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные. Кроме того, они могут быть простыми (элементарными) и сложными.

Простые зрительные галлюцинации проявляются в виде мельканий вспышек света, искр, различных цветовых ощущений. Подобные нарушения носят название фотопсий.

В случаях сложных зрительных галлюцинаций больные видят животных, насекомых, людей, разнообразные фигуры, предметы - как обычной величины, так и бесформенные, уменьшенные или увеличенные; они могут быть черно-белые или цветные, в движении или в покое.

Иногда наблюдаются яркие сценоподобные видения. Это так называемые панорамические галлюцинации. В отдельных случаях галлюцинаторные образы проецируются вне поля зрения - тогда их называют экстракампинными. Необходимо отметить, что для больных, страдающих белой горячкой, развивающейся при хроническом употреблении алкоголя, характерны галлюцинации черно-белого цвета, у эпилептиков же они ярко окрашены.

Простые слуховые галлюцинации выражаются в виде кажущегося шума, треска, различных неясных звуков и называются акоазмами.

При сложных слуховых галлюцинациях больные слышат музыку, песни, голоса (мужские, женские, детские, знакомые, незнакомые и т. д.), крики, целые монологи, чаще всего осуждающие их поведение (комментирующие галлюцинации) или убеждающие в том, что не все потеряно, что еще можно исправить ошибки. Часто эти голоса больные приписывают якобы окружающим лицам, которых фактически нет.

При обонятельных и вкусовых галлюцинациях больные ощущают неприятные запахи керосина, тухлых яиц, крови, ядовитых газов, а пища им кажется безвкусной, отравленной, с каким-то привкусом.

Галлюцинации общего чувства - тактильные - сопровождаются ощущением ползанья мурашек по телу, ударов электрического тока, подергиванием мышц. От тактильных галлюцинаций следует отличать сенестопатию (патологическая интерорецепция) - ощущения стягивания внутренних органов, наличия в них посторонних предметов, переливания жидкости внутри организма при отсутствии объективных патологических признаков. Так, больные нередко чувствуют переливание жидкости из одной половины грудной клетки в другую и требуют удалить ее; некоторые ощущают плеск воды в голове, а в желудке - шевеление лягушки.

Рефлекторные галлюцинации возникают под влиянием какого-либо реально существующего раздражителя. Например, шум мотора автомобиля больной воспринимает вместе с несуществующей мелодией, а в звуке падающих капель воды, в стучании маятника часов слышит голоса. С исчезновением реальных сигналов пропадают и галлюцинации. Рефлекторные галлюцинации могут быть в пределах нескольких анализаторов, например двигательного, обонятельного, вкусового (во время ужина возникают голоса, сообщающие о том, что пища отравлена).

Дереализация - нарушение восприятия окружающего пространства, формы предметов, расстояния и времени. Оказавшись в новом месте, больной утверждает, что оно ему знакомо, что он уже здесь был (фр. deja vu - уже виденное) или, наоборот, привычную, допустим домашнюю, обстановку воспринимает как чужую (фр. jamais vu - никогда невиденное). Эти расстройства часто связаны с нарушением памяти и сопровождаются ощущениями замедленного или необычайно ускоренного темпа времени.

Деперсонализация и дереализация наблюдаются при шизофрении, эпилепсии, депрессиях.

Патогенетической основой галлюцинаторных расстройств является нарушение оптимальных взаимоотношений основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Происхождение галлюцинаций И. П. Павлов(1927, 1951) связывал с развитием в коре больших полушарий очага застойного инертного возбуждения, в котором полностью исчезает тормозной процесс и остается лишь возбудительный.

Следовательно, перцепторные расстройства связаны с нарушением оптимального уровня информационных процессов, которые могут быть обусловлены как изменением притока поступлений раздражителей из окружающей среды, так и блокадой процессов передачи информации в различных системах мозга.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных