Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конфиденциальность результатов. 5 страница




55. Психодиагностика как практическая деятельности и научная дисциплина.

Психодиагностика, как практическая деятельность (Это живая деятельность психолога) – это процесс распознавания психологических особенностей отдельного человека или группы людей, как причин определенных параметров деятельности или психического состояния обследования. Процесс распознавания осуществляется с точки зрения соответствия норме на основе известной диагносту системы понятий, как подведение обследуемого под общий тип или категорию. Процесс распознавания осуществляется в целях прогнозирования психологических особенностей, реализации развивающего, профилактического или коррекционного воздействия.

Диагностика – это особый вид познавательной деятельности, а именно распознавание.

Есть еще исследовательская деятельность (тоже познавательная деятельность).

Различия между целями познания. Целью любого исследования является получение нового знания для общества.

Инсайт – психологический признак совершения открытия.

Цель распознавания – определение состояния обследования с точки зрения известного знания.

Психометрия – наука, развивающая новые методы диагностики.

Психодиагностика, как научная деятельность.

Психодиагностика – это наука о разработке и применении диагностических методик.

Психодиагностика – это наука о решении диагностических задач и постановки диагноза.

Научная основа содержит четыре компонента: семиотический, технический, деонтологический, логический (гностический).

Семиотический – описывается классификация жалоб, запросов, обращений, характеризуются психологические причины жалоб, запросов, обращений.

Технический – применение и разработка диагностических методик.

Деонтологический – взаимодействие психолога и клиента, существуют закономерности, приемы для поддержания контакта.

Гностический – мыслительная деятельность, познаются причины запроса. Здесь характеризуются этапы диагностического запроса, диагностическое мышление психолога по постановке диагноза.

56. Предмет психодиагностики.

Психодиагностика - это раздел Ψ, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагн. процедур с целью определения значения некоторых психол. феноменов, позволяющих установить диагноз.

- Предмет психодиаг. по критерию отклонение-норма. В методологической литературе выделяется как узкое понимание диагноза, обусловленное ситуа-цией уже возникшего отклонения системы управления от заданных параметров, так и широкое его понимание, связ. с контролем нормально функционирующей системы. В.Войтко и Ю.Гильбух исходят из узкого понимания психодиагностики. Авторы указывают, что "психодиаг. не просто имеет дело с отдельным индивидом - она занимается лишь теми людьми, о поведении, деят-ти, психич. состоянии кот. заранее известно, что они характе-ризуются опред. отклонениями». Эту точку зрения критикует К. М. Гуревич. Он считает, что когда внимание сосредоточивается только на отклонениях и когда исключается диагноз благополучия, то произвольно сужается область психодиаг. Автор считает, что объектом деят-ти, например, школьного психолога должны быть по возможности все учащиеся, а главной его задачей должна стать не коррекция имеющихся отклонений, а "контроль за ходом психич. развития ребенка с целью профилактики возможных в нем отклонений". Различие между узким и широким подходами в понимании психодиагностической деятельности, с нашей точки зрения, не является непреодолимым, поскольку их объединяет связь с контролем состояния объекта диагностики как в целях его коррекции, когда отклонение уже возникло, так и в целях его профилактики, когда при отсутствии отклонения в данный момент существует возможность его появления в будущем.

- Предмет психодиагностики по критерию средство-объект обследования. Ряд исследователей полагают, что предметом психодиаг. как науки являются средства психодиаг. деят-ти, в числе кот. диагностические методики и инструменты. Такое понимание предмета психодиаг. нашло отражение в ее определении, предложенном К. М. Гуревичем, кот., характеризует психодиаг. как "дисциплину о методах, классификации и ранжирования людей по психол. и психофизиологич. признакам", изучающую принципы конструирования психодиагностических методик, требования к ним и правила их применения, границы экстраполяции получаемых выводов. 3. Другая т. зр. на предмет психодиагностики, опирающаяся на содержательные характеристики объекта психодиагн. деят-ти, предполагает изучение индивидуальности, выступающей в функции регуляции деятельности. Данная точка зрения исходит из того, что обнаруживающееся в различных формах психич. становится предметом психодиагностики, когда оно включается в три отношения: интраиндивидуалъные, отражающие взаимосвязь психических свойств внутри личности; интериндивидуальные, служащие основой для установления различий между обследуемой личностью и другими личностями; субъект-объектные, несущие информацию о связях человека с социально значимыми требованиями окруж. среды.

 

57. Понятие надежности психодиагностической методики. Способы определения надежности.

Надежность психодиагностической методики - это характеристика ее точности, как измерительного инструмента, она отражает устойчивость этого измерительного инструмента к действию помех, как внешних так и внутренних.

В качестве основного понятия определяющего надежность или ненадежность диагностической методики выступает понятие вариации или дисперсии. Практика показывает, что при проведении психологических измерений вариация результатов всегда есть. Один и тот же тест, проведенный неоднократно с одной и той же группой испытуемых дает сходный, но неодинаковый результат. Отсутствие полного совпадения результатов связано с действием множества причин – это внешние и внутренние помехи.

Теория надежности основывается на положениях, выдвинутых американскими психологами Спирмен и Гулликсен. С точки зрения этой теории эмпирически полученный протокольный результат равен истинным результатом + ошибка.

Целью любого измерения является получение истинного значения «Т» у побследования. Х=Т+Е

Т=Х-Е

Методы определения надежности:

- Метод повторного тестирования – определение надежности по методу повторного тестирования, что тест дважды предъявляется одним и тем же обследуемым через определенное время. Длительность временного интервала зависит от содержания и характера задач теста. Однако принято считать, что максимальный интервал должен быть не более шести месяцев, минимальный интервал – не менее двух недель. В качестве показателя надежности выступает коэффициент корреляции R (его значения лежат 0-1). Чем выше коэффициент корреляции, тем надежнее методика. Не бывает равен 1, не бывает равен 0).

Алгоритм определения надежности:

- Берем группу обследуемых (200-300).

- Проводим на этой группе испытуемых тест для определения его надежности.

- Записываем результаты в виде первой колонки данных.

- Определяем интервал для повторного тестирования.

- На этой же группе испытуемых проводим повторное тестирование с помощью этой же методики.

- Записываем полученные результаты в виде второй колонки данных.

- Сопоставляем данные первой и второй колонки путем исчисления коэфф. корреляции.

- По величине коэфф. корреляции делаем вывод о надежности или ненадежности диагностической методики.

Параллельное тестирование, проводиться, если есть параллельная форма тестов.

Алгоритм:

- Берем группу обследуемых (200-300).

- Проводим на этой группе испытуемых форму методики А.

- Записываем результаты в виде первой колонки данных.

- Определяем интервал для проведения методики (на следующий день можно).

- На этой же группе испытуемых проводим форму Б тестов.

- Записываем результаты в виде второй колонки данных.

- Сопоставляем данный первой и второй колонки путем вычисления коэфкор.

- По величине коэфкор делаем вывод о надежности методики.

Метод расщепления или метод раздельного тестирования. Меру надежности с помощью данного метода определяют на основании однократного применения единственной формы теста, для этого проверяемый на надежность тест разделяется на две части. Чаще всего процедура деления заключается в том, что в первую часть входят нечетные пункты теста, а в другую четные пункты теста. Надежность, найденная таким способом – мера согласованности выборок содержания. Этот тип коэффкорр – коэффициент внутренней согласованности.

Алгоритм.

- Определяем группу испытуемых, на которой будем проводить

- Проверяем на них тест.

- Записываем результаты в виде колонки данных.

- Разделяем колонку на две подколонки по принципу четные-нечетные пункты теста.

- Сопоставляем данные первой и второй подколонок путем вычисления коэфкор.

- По величине коэфкор делаем вывод о надежности или ненадежности диагностической методике. Коэфкор д.б. высокий.

Обычно при проверке теста на надежность используют два способа:

- повторное или параллельное;

- метод раздельного тестирования.

58. Понятие валидности психодиагностической методики. Способы определения валидности.

Одним из источников валидности является философское представление об истинности. Это такое представление, согласно которому под истиной понимаются мысли либо соответствующие действительности либо полезные мысли. Валидность психодиагностической методики характеризует пригодность ее для измерения того, что она должна измерять по замыслу. В качестве показателя валидности выступает коэффициент корреляции результатов теста с каким-либо критерием. Чем выше валидность, тем тест достовернее.

Валидность по содержанию заключается в обосновании пригодности теста или методики для оценки определенного содержания. Чаще всего применяется в тестах для оценки знаний, умений и навыков, оценки овладением учебных предметов, достижений.

Проблема валидности – это проблема содержания части и целого, т.к. тесты оценивают только часть целого. Применяется в тестах профессиональной успешности, критериально ориентированных. Не применяется в тестах способностей и в личности тестах. – это первый вид валидности – валидность по содержанию.

Валидность по критериям (2 вид) – эмпирическая валидность, прогматическая валидность. Валидность по критерию предполагает проверку методики с точки зрения ее прпактической эффективности, с точки зрения ее полезности. Определение валидности по критерию состоит в сравнении результатов полученных обследуемым за решение теста с данными по внешнему критерию. В качестве внешнего критерия могут выступать объективные социально-демографические и социальные, биографические, показатель успеваемости учащихся, показатель эффективности отдельных видов профессиональной деятельнсоти, врачебный диагноз, заключение других специалистов. Внешний критерий – это то, что лежит вне теста и тому, что я безусловно доверяю.

Валидность по критерию подразделяется на три подвида:

- Текущие – валидность по совпадению, определяется с помощью внешнего критерия, по которому информация собирается одновременно с проведением обследования по проверяемой методике.

Алгоритм:

- Берем группу испытуемых.

- Проверяем тест на группе.

- Записываем результаты в виде первой колонки данных.

- Выбираем внешний критерий и собираем данные об этом критерии на данный момент.

- Полученную информацию записываем во вторую колонку.

- Сопоставляем данные первой и второй колонки путем вычисления коэфкор.

- По величине коэф корр делаем вывод о валидности

- Прогностическую - предсказывающую. Она позволяет предсказать на основе данных обследования поведение обследуемого в реальной ситуации через установленный промежуток времени. Имеет в качестве внешнего критерия будущее событие. Информация по нему собирается одновременно с проведением обследования по проверяемой методике. При этом точность предсказания находится в обратной зависимости от промежутка времени. Чем больше прошло времени после тестирования, тем менее точным будет прогноз.

Алгоритм:

- Берем группу испытуемых.

- Проводим на группе проверяемую на прогностическую валидность методику.

- Записываем результаты в виде первой колонки данных.

- Определяем время сбора информации по внешнему критерию, определяем временной интервал, когда будем собирать информацию.

- Собираем информацию по внешнему критерию.

- Записываем результаты в виде второй колонки данных.

- Сопоставляем данные первой и второй колонки путем вычисления коэфкор.

- По величине коэфкор делаем вывод о прогностической валидности.

- Ретроспективную – определяется на основе внешнего критерия, отражающего события в прошлом.

Соотношение время проведения теста Т1 и Т2 (время планируемое)

Конструктная валидность (теоретическая, концептуальная). Показывает на сколько результаты теста могут рассматриваться в качестве меры некоторого теоретического конструкта свойства или переменой.

Первый способ – интуитивный.

Второй способ определения конструктной валидности – сопоставление новой и аналогичность старой методики.

Алгоритм:

- Берем группу испытуемых.

- Проводим на группе проверяемую методику.

- Записываем в первой колонке.

- На этой же группе испытуемых проводим методику с доказанной валидностью.

- Записываем во вторую колонку.

- Сопоставляем результаты.

- Делаем вывод.

Третий способ Формулирование предсказательной гипотезы. Сколько гипотез (2) 1. Новая методика должна коррелировать с другими методиками, которые измеряют родственные свойства. 2 гипотеза: новая методика не должна коррелировать с другими методиками, которые измеряют отдаленные по содержанию свойства.

Алгоритм:

- Берем группу испытуемых.

- На этой группе испытуемых проверяем на конструктную валидность методику.

- Записываем результаты в первую колонку.

- На этой же группе испытуемых проводим методику, которая измеряет родственное свойство.

- Записываем результаты в виде второй колонки данных.

- Сопоставляем данные двух колонок путем вычисления коэфкор.

- По величине коэфкор делаем вывод о подтверждении или не подтверждении первой гипотезы (гипотеза подтверждается только при высоком коэфкор).

- На этой же группе испытуемых проводим методику. Которая измеряет отдаленное по содержанию свойство.

- Записываем результаты в виде третей колонки данных.

- Сопоставляем данные первой и третьей колонок путем вычисления коэфкор.

- По величине коэфкор делаем вывод о подтверждении или неподтверждении второй гипотезы (гипотеза подтверждается только при низком коэфкор.

Делаем общий вывод о конструктной валидности или невалидности проверяемой методики (методика валидна только в случае подтверждения двух гипотез).

59. Подходы к пониманию нормы в психодиагностике.

Норма - одно из основных понятий ПД, это ключевой понятие в теоретической и практической ПД, а также одно из самых сложных понятий. Сложность выражается отсутствия единого понимания, присутствие противоречивых взглядов на соотношение нормы и отклонения. Почему это так? Сложность нормы имеет объективное основание. Норма - это развивающееся понятие.

Существует несколько подходов к определению нормы:

- адаптационный подход. В рамках этого подхода норма трактуется в терминах приспособления или адаптации. Под нормальным состоянием понимается состояние приспособление или адаптацию человека к окружающей среде. Такое понимание нормы хорошо согласуется со здравым смыслом и имеет опору в обыденном сознании. Нормальное в рамках данного подхода отождествляется с адаптацией, то есть с соответствием свойств среды и свойствами организма. Критерий адаптации: отсутствие рассогласования свойств среды и организма, то есть состояние, обеспечивающее выживание. Недостатки данного подхода: неправомерность применения принципов естественного отбора к человеку. Так как человек адаптируется к окружающей среде не только при помощи изменения своих свойств, но и благодаря изменением свойств самой среды. Второй недостаток: нелепые следствия - психически больного человека мы вынуждены признать нормальным по факту его существования.

- концепция культурного релятивизма (относительности). Строится на основе оценки поведения человека с точки зрения социальных норм, которые определяются на основании критерия, который отличает нормальное поведение от ненормального. Этот подход конкретизирует требования к поведения человека посредством определения границ социальной среды, к которой он принадлежит. То есть, нормальное поведении человека присущее одной среде, может быть ненормальным в другой. Недостаток подхода: человек принадлежит множеству социумов, и эти социумы предъявляют к нему неоднородные требования, в связи с чем возникают трудности.

- родовая норма - оптимальное состояние связанное с обретением человеком его состояния всеобщей родовой сущности, отношений к другому, как к самоценности. Творческий характер трудовой деятельности, возможность самопроектирования будущего, внутренняя ответственность перед собой и другими людьми, прошлым и будущем поколениями. Критика этого подхода: высокий уровень абстракции признаков, определяющих норму..

- Статистический подход. Нормальное - широко распространенное, среднее. Статистическая норма задается посредством среднего показателя или совокупности средних показателей. СН строится на сопоставлении индивидуальных данных, полученных в процессе обследования, с групповым распределением показателей, зафиксированных в выборке стандартизации. СН определяет относительное положение индивида в некоторой группе,.она позволяет определить как он выглядел на фоне других. СН задается с помощью двух величин: среднее арифметическое (Х или М) и стандартного отклонения. Результат в границах Х+- сигма задает границы нормы. СН используется чаще всего, особенно в тестах. Недостаток статистической нормы: она позволяет обследуемый на фоне других, но она ничего не говорит о действительных возможностях человека при выполнении реальных задач. Второй недостаток: необычные психические проявления положительного характера СН рассматривает, как отклонения. Например, эйдетическая память, ее критерий: если человек может произвести 50 случайно названных имен, то это эйдетик.

- Норма как отсутствие отклонений. Этот подход характеризуется отсутствием отклонений и выражается такой формой: «все, что не С(в,а,с) есть А. где С - отклонение, а,в,с, - признаки отклонения, А - норма.» Все, что не отклонение С, обладающее признаками а,в,с. - есть норма А. Этот подход предполагает установление нормы через исключение отклонений без раскрытия ее положительного характера. Так норма задается в ММPI. В нем есть шкалы ипохондрии, депрессии, паранойи и т.п. Психолог смотрит на клиента подозрительно и проверяет его на отклонения.

- Описательная характеристика нормы. Норма характеризуется через установление набора признаков, характеризующих психическое здоровье. Основанием для выделения этих признаков служат общечеловеческие ценности и признаки продуктивной деятельности здоровой самоактуализирующейся личности. Такая норма задается всемирной организацией здравоохранения. Некоторые признаки психического здоровья:

- причинность

- максимальная приближенность субъективных образов к отражаемым объектам действительности

- соответствие реакции силе и частоте внешних раздражений

- критический подход к обстоятельствам жизни

- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненной ситуации

- целостность психики

Недостатки этого подхода - связан с отсутствием на практике в большинстве случаев полного набора признаков, характеризующих психическое здоровье.

60. Психодиагностическое заключение как результат деятельности практического психолога.

Подготовка психодиагностического заключения является 3-им, завершающим этапом диагностического исследования. На этом этапе происходит обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об испытуемом в контексте поставленной задачи исследования. При подготовке заключения обязательно следует руководствоваться этическими нормами психодиагностики и помнить, что заключение эффективно лишь в том случае, когда применимо только к данному обследуемому, а не к людям этого возраста, пола, образования, страдающим тем же заболеванием и т. д. Псих. заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. Содержание должно вытекать из целей диагностики. В содержание должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы. Необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как: состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования.

61. Психодиагностика личности.

Объективный подход - подход, при котором диагностика осущ. на основе выявления и анализа успешности и особен. выполнения деят-ти. 2. Субъективный подход - диагностика осущ. на основе описания особен. личности, поведения и деят-ти в тех или иных ситуациях, а также сведений, сообщаемых испытуемым о себе в различных опросниках и анкетах. Инф-ция о личности может быть получена из 3 различных источников: "L" – инф-ция о личности получена путем регистрации реального поведения чел. в повседневной жизни. Они регистрируются с помощью методов психол. анализа документов, наблюдения, индивид. беседы и экспертных оценок., "Q" - данные получают с помощью методов анкетирования, личностных опросников и тестирования (личностные тесты): Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI), Калифорнийский психологический тест (CPI), шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF) и "Т"- данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Объективность достигается соблюдением требований: 1) наложением опред. ограничений на возможности искажения тесто-вых оценок; 2) использованием различных объективных способов получения оценок по реакции испытуемого. Выполнение первого требования достигается таким конструированием тестов, чтобы испытуемым было неясно, какие стороны их поведения будут изучаться.

Р.Б. Кэттелл и Ф.В. Варбуртон: 12 групп тестов, изучающих личность:

- Тесты способностей.

- Тесты умений и навыков - к этой группе относятся тесты на зрительно-моторную координацию, координацию движения рук, точность прохождения лабиринта.

- Тесты на восприятие.

- Опросники.

- Мнения - к этой группе относятся тесты на выявление отношений испытуемого к другим людям, нормам поведения и морали, политическим взглядам.

- Эстетические тесты - предпочтение музыкальных произведений, картин.

- Проективные тесты Ответы на задания этих тестов (в отличие от интеллектуальных тестов) не могут быть альтернативными (правильно - неправильно).

- Ситуационные тесты - они предполагают создание определенной социальной ситуации.

- Игры

- Физиологические тесты - к ним относятся тесты, в которых регистрируются физиологические показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор.

- Физические тесты. Размер грудной клетки, удельный вес.

- Случайные наблюдения.

Тесты личности делятся на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты действия представляют собой процедуры, ориентирующие респондента на выполнение какой-либо задачи, т.е. ему дается целевая задача что-то выполнить, и его не просят описать привычный способ поведения. Ситуационные тесты предполагают помещение испытуемого в ситуацию, очень близкую к реальной жизни или имитирующую ее.

62. Психодиагностика интеллекта.

Интеллект - это общая способность приспособления к новым жизненным условиям (Штерн).

Умственный возраст - понятие, введенное А. Бине и Т. Симоном в 1908 г. для характеристики интел. развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта др. людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в кот. - по среднестатистическим данным - решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. В 1912 г. В. Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическому.

- тест Айзенка

- Д. Векслера Включает 11 субтестов.

Вербальные субтесты:

- общей осведомленности,

- общей понятливости,

- установления сходства.

- повторения цифровых рядов.

- словарный (объяснить значение слов).

Невербальные субтесты:

- шифровки цифр (написать над цифрой соответствующий символ).

- нахождения недостающих деталей.

- кубиков Коса (воспроизвести 10 образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков).

- последовательности картинок.

- составления фигур.

- Прогрессивные матрицы Дж. Равена.

Название указывает на то, что задачи теста упорядочены по признаку возрастания трудности их решения.

- Р. Амтхауэра. 9 субтестов на измерение разл. функций интеллекта.

- Р. Б. Кеттелла. Состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре субтеста.

- Зямбацявичене.1-4 класс. Опубликована в 1984г. Она была опробована только на литовских детях. И оказалась бесхозной. Однако стимульный материал был использован для нового диагностического инструмента «Словесных субтестов» (Чупров, Мастюкова). Этот вариант прошел опробацию на русскоязычной выборке.

4 субтеста: Осведомленность, классификация, аналогии, обобщение.

- ГИТ. Дж. Ванны. Для группового обследования детей 10-12 лет.

7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия, числовые ряды, установление аналогий, символы.

- ШТУР (Гуревич). Подростки 13-14 лет. 6 субтес-тов:1.2.-осведомленность, аналогии, классификация, обобщение, числовые ряды.

- АСТУР. Предназначен для диаг. Умств. разви-тия выпускников и абитуриентов. Авторский коллектив: Гуревич, Борисова, Козлова, Логинова. Тест включает 8 субтестов:

- осведомленность,

- двойные аналогии,

- лабильность (инструкции)

- классификации (из 6 слов 2 обобщить)

- обобщение,

- логические схемы (от общего с частному)

- числовые ряды,

- геометрические фигуры.

63. Средства психодиагностической деятельности практического психолога.

При проведении психодиагностики применяют общепсихологические методы: наблюдение, тесты, опросники, интервью, анализ продуктов и результатов деят-ти.

- Важным средством диагностической работы является наблюдение. Оно заключ. в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения объекта. Виды наблюд: внеш. – внутр., свободное - стандартизированное (по программе), не/включенное, прямое - косвенное, сплошное - выборочное, полевое – лабораторное.

- Беседа. В диагностической работе используют: диагностическое интервью, кот. имеет целью получение разнооб-разных данных о свойствах личности и особенностях психич. развития. В зависимости от целей беседы, ее содержания, предпочтений самого исследователя выделяют структурированную (с заранее подготов. вопросами) и неструктурированную беседу, которая носит более свободный, импровизационный характер.

- Тестирование. Тестом называют "краткое, стандартизованное, ограниченное во времени психол. испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий". Тесты должны отвечать требованиям надежности и валидности. Охарактеризуем валидность теста как его адекватность поставленным задачам и способности диагностировать именно то, что необходимо. Надежность теста характеризует его способность получать устойчивые результаты по прошествии определенного времени.

- Проективные методы. Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации (мет. интерпретации (ТАТ и его детские варианты - САТ, тест фрустрации Розенцвейга), мет. дополнения (неоконченные предложения); мет. катарсиса (психодрама, проективная игра); мет. изучения экспрессии (анализ почерка, особ. речевого общения); мет. изучения продуктов творчества (тест рисования фигуры человека, "Дом - дерево – чел.", рисунок семьи, рисунок несуществующего животного). Отличительными признаками проективных методик являются неопределенность инструкции или стимульного материала, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения.

- Опросники и анкеты. Их используют в основном для изучения интересов, склонностей, других личностных особ., в профориентации, для проведения соц.-психологических обследований. Анкеты бывают с закрытыми вопросами, предполагающими ответы "да", "нет", "не знаю"; с открытыми вопросами, ответы на которые можно построить самостоятельно.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных