Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Искусство движения Уроки мастера 8 страница




Мойше Фельденкрайз

ние, начнет уходить, остановитесь. [Мойше разговаривает с женщиной из группы.] Нет, вы закрываете глаза, следовательно, вас не должна заботить мысль о том, насколько да­леко вы продвинулись. Если вы станете дви­гаться дальше, то будете перемещать только руку. Итак, вам нужно полностью повер­нуться налево, но с закрытыми глазами. Вы все еще не двигаетесь. Такое ощущение, что вы — это одна-единственная рука. Повора­чивайтесь и грудью тоже. У вас бы не воз­никло таких проблем с грудной клеткой, если бы вы с ней не враждовали. Грудь — это вы, а не что-то, что у вас есть. Хорошо, про­должайте в том же духе, вы — уже более со­вершенная грудная клетка.

Остановитесь, откройте глаза и посмот­рите, увеличился ли угол поворота, который вы с такой легкостью выполняете. Обратите внимание, что мы опять делали упражнение в направлении, обратном движению. Мы дви­гали глазами и головой относительно плеч. Отдохните и минутку полежите на спине. Теперь перекатитесь на бок, встаньте и сно­ва сядьте в той же позе. (Смех.) Что смешно­го? [Вопрос из группы: «Это переменка?»] Да, она самая. Если вы мне не верите, то по­пробуйте сделать такую же, когда писаете, тогда поймете, переменка это или нет. Пере­рыв — это всего лишь прекращение действия,

Искусство движения Уроки мастера

но мозгу он приносит невероятное облегче­ние.

Итак, примите уже знакомое положение: поднимите руку перед глазами, поворачи­вайтесь налево, до того момента, пока чувст­вуете себя комфортно, откройте глаза и ос­тавайтесь в такой позе. На этот раз смотри­те. Если вы хотите вернуться в исходное положение, обратите внимание на то, что вы должны задействовать правый тазобедрен­ный сустав. Вам следует знать, что, когда вы поворачиваетесь налево, ваша правая ягоди­ца отрывается от пола, а когда вы возвраща­етесь назад, она снова прислоняется к нему. Также обратите внимание на то, что делает ваша другая нога, и почувствуйте изменение давления на левое бедро и колено. Снова за­держитесь, повернувшись налево, а голову и глаза поверните направо. Если вы действуе­те очень аккуратно, то обнаружите, что, когда вы отводите глаза и голову, то это же движение вы совершаете и правым тазобед­ренным суставом. Теперь прервитесь. Рас­положите голову и глаза так, словно они при­мерзли к плечам. При этом правый тазобед­ренный сустав должен пошевелиться. Каким образом? Попробуйте еще раз. Вы начинаете движение с живота или со спины? Кто из них отвечает за подъем правого тазобедрен­ного сустава? И обратите внимание, что, когда вы его поднимаете, возрастает давле-

Мойте Фельденкрайз

ние на левый. Это значит, что вы совершаете действие бессознательно, так как увеличи­вать давление на левый сустав вы не собира­лись. Теперь, пока вы разбираетесь в том, что делаете, без усилия посмотрите налево и остановитесь. На этот раз увеличьте и затем уменьшите давление на левый тазобедрен­ный сустав. Как вы это делаете? С моего места я на милю вижу, кто выполняет дейст­вия и не обдумывает их. Если вы снимите напряжение с левого сустава, то обнаружи­те, что левое колено отрывается от пола. Если оно не двигается вовсе, то, как говорят евреи, yes a goy in klaister. He знаете, что это означает?

Известно, что все религии сердечно лю­бят друг друга, потому что все они верят в Бога. Но поскольку они любят и себя тоже, то, по всей вероятности, иудеи смеются над тем, как молятся христиане, а христиане по­тешаются над тем, как в платках молятся иудеи: «уауауауауа», — просто безумие. Мы же находим безумием то, что делают хрис­тиане в церкви, — играют органную музыку и стоят на коленях. Иудейская религия счи­тает это ритуалом, а ритуал — анафема. Если вы не молитесь своему Богу, то никто за вас этого не сделает. А в католицизме, напри­мер, достаточно исповедаться священнику, чтобы получить отпущение своих грехов. Священник — представитель Бога. Если вы

Искусство движения Уроки мастера

помните, то в Средневековье Ватикан даже продавал индульгенции за деньги. А сейчас набожные евреи говорят, что если кто-то не находился в раздумьях и не пребывал в пря­мой связи с Богом, а просто выполнял риту­ал, то этот кто-то думал о том, о чем думает гой в церкви в понедельник. (Смех.) Вот и вы тоже не думаете.

Теперь, пожалуйста, снова сядьте и про­должайте выполнять те же движения, что и раньше. Попеременно напрягайте правое и левое бедро, и вы обнаружите, что теперь вы можете сказать, как это у вас получается. Что же приводит в движение ваше правое бедро? Мышцы живота или спины? Вопрос дурацкий, потому что, чтобы поднять бедро, мышцы живота и спины должны работать синергетически. Теперь закройте глаза и не­много посидите в центральном положении, опираясь на левую руку. Еще раз воскресите в памяти ощущение своей легкости, пред­ставьте оба бедра и то, какие происходят в них изменения, когда вы поворачиваетесь. Передвиньтесь как можно дальше влево, со­вершая лишь едва уловимое движение и одновременно помня о том, как вес перено­сится с правого бедра на левое.

Теперь сделайте одно поворотное движе­ние влево до предела его легкости. Оставай­тесь в этом положении, откройте глаза и по­смотрите, увеличили ли вы свой поворот

Мойше Фельденкрайз

 

еще на 10, 15 или 20 градусов. Затем поло­жите правую руку на макушку, и вы сможете убедиться в том, что существует связь между источником энергии и вашей головой и гла­зами. Если это взаимоотношение искажено, то передача информации от головы к тазу не будет до конца точной. К тому же переноси­мая от таза к голове энергия по пути растеря­ется и будет использована лишь малая ее часть. Оставайтесь развернутыми влево, по­ложите правую руку на голову и пригните ею голову так, чтобы правое ухо коснулось пра­вого плеча. Затем выпрямитесь и нагнитесь так, чтобы левое ухо прижалось к левому плечу. Продолжайте наклонять голову из стороны в сторону и в то же время следите за тем, участвует ли в ваших действиях правое бедро и каким образом. Обратите внимание на то, что происходит с центральной частью позвоночника, когда вы прижимаете левое ухо к левому плечу. Она перемещается впра­во или влево?

[Мойше останавливает группу, а двух ее членов просит продолжить.] Посмотрите, чем отличаются их движения от движений других? Почему у нее не работает бедро? Она что, глупее меня или вас?

[Мойше показывает.] Сядьте, поверни­тесь налево. Положите правую руку на голо­ву и прижимайте правое ухо к правому пле­чу, а левое к левому, как большинство из вас

Искусство движения. Уроки мастера

делали минуту назад. Эти двое людей, на ко­торых я обратил ваше внимание, делали нечто иное. Они помещали локоть на лоб. Попробуйте так сделать и посмотрите, что происходит в этот момент. В позвоночнике совершается уже другое действие. Если вы хотите выяснить, почему этот человек вы­полняет движение именно так, то придайте локтю такое же положение и наклоняйте го­лову направо и налево, но не сильнее, чем это делает он. Почему вы двигаетесь с тру­дом, а ему эта поза удобна? В какой момент у вас возникают трудности — когда голова склонена налево или направо?

Мы постараемся это узнать. Вернитесь в прежнее положение. Вы чувствуете разницу между этими двумя способами выполнения движения? Большинству из вас действия, которые они делали раньше, кажутся смеш­ными и неуместными. Теперь мы уже не мо­жем узнать, почему они выполняли движе­ния именно так, но можем выяснить, как они их делали. Обратите внимание, что, при­нимая их позу, при которой локоть распола­гается на лбу, поворот головы в одну сторо­ну совершается едва заметным движением, а в другую сторону поворачивается все тело. Если вы снова попробуете выполнить эти действия, то по движению позвоночника смо­жете определить, какие именно позвонки у этих двух людей не выполняют свои обыч-

Мойше Фельденкрайз

ные функции. Как будто вы просвечиваете их рентгеновским лучом. Можно определить сторону, конкретный позвонок и структуру межреберного и межпозвоночного простран­ства.

Немного отдохните, медленно перекати­тесь на бок и примите сидячее положение. Снова обопритесь на левую руку и повора­чивайтесь налево до тех пор, пока движение вам дается легко. Работайте бедрами и не за­бывайте о том, что у вас еще есть плечи, гла­за и голова. Положите руку на макушку и поочередно наклоните голову сначала к пра­вому, а потом к левому плечу. Смотрите, ког­да вы склоняете голову влево, правая сторо­на тела удлиняется, грудь расправляется, ребра раскрываются подобно вееру и проис­ходит еще кое-что любопытное — правый тазобедренный сустав отходит от подмыш­ки. По сути, правое бедро возвращается на пол в сидячее положение. Некоторые все еще не решаются выполнить это движение — они не могут наклониться и дотронуться левым ухом до левого плеча. Попробуйте сами и увидите, что если вы не будете работать пра­вым тазобедренным суставом, то не сможете согнуть шею. Это не является задачей уп­ражнения. Вы можете тренироваться всю свою жизнь и наклонять голову, не шевеля бедром. В действительности так все люди и поступают. Именно поэтому они и утрачи-

Искусство движения Уроки мастера

вают подвижность. Можете ли вы предста­вить себе какое-нибудь животное, которое становится таким же ригидным, какими к старости становятся люди? Как бы такое жи­вотное охотилось на газелей? Тогда ни о каком продолжении рода не могло бы быть и речи. Животные стареют, но не теряют сво­ей гибкости. Как им это удается? Люди отка­зываются принять то, что они тоже являются животными. Мы заявляем, что наши челове­ческие качества превосходят все остальные, но почему? А потому, что так мы их класси­фицировали.

Однако голубь, благополучно возвраща­ющийся в исходную среду обитания, имеет перед человеком гораздо большее превос­ходство. Даже перед Эйнштейном. Если за­сунуть Эйнштейна в мешок, оставить его в каком-нибудь месте (смех) и сказать: «Иди домой», он будет так же беспомощен, как если бы в этом мешке сидел я. Когда же из мешка выпускают голубя, тот безошибочно находит свой дом. Поэтому если бы голуби создали классификацию подобно нашей, то они бы сказали: «Смотрите, каков старый дурак — профессор, лауреат Нобелевской премии и не может найти дорогу домой! Как вам нравится этот простофиля?» Итак, сно­ва пригните голову сначала к левому плечу, а потом к правому, и в зависимости от того, движется бедро к полу или от него, правая

Мойше Фельденкрайз

сторона тела соответственно удлиняется или укорачивается. Остановитесь. Вернитесь в центральное положение. Закройте глаза и положите перед собой правую руку. Снова развернитесь налево. Откройте глаза, и вы обнаружите, что ваш нос повернулся еще на 20 градусов левее. Это произошло потому, что теперь вы думаете о том, что правая сто­рона должна стать длиннее. Мы зовем это осознанием через движение. Однако это не только осознание. У вас также появляется возможность без предварительных упражне­ний делать то, что вам хочется. Что и как вы будете развивать, если сами не знаете, чего хотите. Вы можете работать только с тем, что вам уже знакомо.

Теперь положите, пожалуйста, руку на плечо и повернитесь налево, туда, где вы не чувствуете напряжения. Снова положите руку на голову. Вы уже работали с правой половиной тела, и теперь наклоните голову к левому плечу и обратите внимание уже на левый бок. С этой стороны все ребра пере­двигаются вместе, и давление на левое бедро ослаблено. Отметьте для себя, что, когда вы наклоняете голову вправо, правый бок сжи­мается и правое бедро направляется в сторону подмышки. Ребра с этой стороны перемеща­ются одновременно, левый бок удлиняется, и вес переносится на левый тазобедренный сустав. Продолжайте движение и увидите,

Искусство движения. Уроки мастера

как поворачивается ваш таз, а пупок переме­щается вправо и влево. То же происходит и с половыми органами, так как пупок не может отодвинуться от них. Видите, какие грязные у меня мысли. Я постоянно думаю о поло­вой близости.

Теперь вернитесь в центральное положе­ние, поместите руку перед собой и просто вспомните то, чему вы научились и что вы чувствовали. Закройте глаза, примите для себя решение повернуться налево еще более неуловимым движением и остановитесь, как только в нем появится малейшее изменение. Представьте себе свой пупок и наклонитесь в левую сторону. Какой бок становится длин­нее, а какой короче? Ваш вес поочередно пере­носится то на левый тазобедренный сустав, то на правый. Вернитесь в вертикальное по­ложение и снова наклонитесь влево. От­кройте глаза. Удалось ли вам завоевать еще десять или двадцать градусов? Помните, ка­кое мы дали определение знанию в первый вечер занятий? Мы сказали, что знание — это выполнение того же самого действия, но по-другому. Отличается ли ваш теперешний поворот влево от вашего обычного движе­ния? Есть ли теперь у вас в запасе еще один способ поворота налево?

Как насчет продвижения еще на двад-цать-тридцать градусов? Поставьте, пожа­луйста, ноги в прежнее положение. [Мойше

7-7915

Мойше Фельденкрайз

обращается к мужчине с больным бедром, которому в сидячем положении была нужна опора.] Следите за своим правым тазобед­ренным суставом, чуть переместите его вле­во и вернитесь в исходное положение. Види­те, вам не нужен искусственный сустав, пре­красно работает и этот. (Диалог.) Но мы еще не закончили. К концу занятия у вас будет такое же полноценное бедро, как и у меня. (Диалог.) Говорю вам, не заботьтесь о време­ни, пока делаете упражнение, не следите за ним.

Еще одно негативное свойство упражне­ния — это ошибочное мнение о важности симметрии. Для некоторых людей стремле­ние сделать движение в правую сторону точ­но таким же, как и в левую, носит почти ма­ниакальный характер. Одна из участниц группы проделывает это с каждым своим действием. И этим она только создает себе трудности в выполнении того количества движений, которое она действительно мо­жет сделать. Кроме того, она находится в позе, в которой не может работать над усо­вершенствованием своих действий, и все эти проблемы возникают из-за того, что она принуждает себя к выполнению симметрич­ного движения. На самом деле симметрия мнима и в человеческом организме ее не су­ществует. Фактически правое и левое полу­шария головного мозга не аналогичны друг

Искусство движения Уроки мастера

другу и не симметричны по своей структуре и функциям. Левое полушарие содержит в себе все то, чему мы научились, — то, что является характерным для человека. У боль­шинства людей, за исключением некоторых левшей, мозг устроен именно так. Поле Брока 673, которое находится с левой сторо­ны, отвечает за речь. У правшей левое полу­шарие также отвечает за письмо, чтение, слух и музыкальность. От рождения этих функций не существует, поэтому все, что вы учитесь делать правой рукой, формируется в левом полушарии.

В Италии жил некий граф Сиенский, ко­торый однажды созвал народ и поставил перед ним задачу, чтобы кто-нибудь с завя­занными глазами прошел три сотни ярдов через широкую городскую площадь, вымо­щенную камнями в старом римском стиле, не отклоняясь ни в одну, ни в другую сторо­ну. Всякий, кто сумел бы пройти по прямой линии таким способом, получил бы полови­ну графского состояния. Однако никому не удалось этого сделать. Так к какой же сторо­не прибивались люди? К левой или к пра­вой? (Ответ) Правильно, к правой. И точ­но так же, если вы в каких-нибудь джунглях или в лесу собьетесь с пути и бесцельно, не зная дороги, побредете куда-нибудь, то че­рез два часа окажетесь на том же месте, от­куда начали. Вы будете все время поворачи-

Мойше Фельденкрайз

ваться направо, пока не сделаете круг. Поче­му так происходит? Если вы возьмете два стальных шарика, один тяжелый, а другой легкий, и поместите между ними стальной стержень, то, когда вы приведете в движение это приспособление, тяжелый шарик сдела­ет очень маленький оборот, а шар, что по­легче, опишет большую окружность. Это оз­начает, что тяжелая сторона — это та сторо­на, вокруг которой мы поворачиваемся.

Почему правая сторона тяжелее? Пото­му, что сердце лишь немного смещено влево, а печень, самая большая в организме железа, расположена четко справа. Это еще раз го­ворит о том, что мы несимметричны.

Итак, что же делать с этой вашей сим­метрией? Видите ли, если вы учитесь выпол­нять симметричные действия, то на самом деле только мешаете доминирующему полу­шарию наилучшим образом осуществлять свои функции. Потому, что чуть только ос­новное полушарие включается в работу, как вы уже переносите свои действия на правое, недоминирующее полушарие. В свою оче­редь, это подразумевает, что правая сторона завершила свой гештальт и от вашего вни­мания ускользают детали. Пытаясь все де­лать симметрично, мы становимся пропор­циональными идиотами. У животных, чье обучение лишь отдаленно можно сравнить с человеческим, мозг работает более симмет-

Искусство движения Уроки мастера

рично, чем у нас. В асимметрии заложена суть превосходства человека. Некоторые ученые выдвинули предположение о том, что именно асимметрия дает нам преимуще­ство в решении проблем и возможность про­гнозировать будущие ситуации. И если вы откажетесь от желания обрести симметрию и оставите в покое эту сторону своего тела, то почувствуете в ней перемены, когда буде­те ходить, есть и просто ничего не делать. Итак, вы спрашиваете, почему эта половина тела у вас такая неуклюжая? Уже через час ваши знания будут перенесены и на эту сто­рону, знания, которые уже нельзя будет ут­ратить. Это не школьное обучение, и экза­мен вам сдавать не нужно. Однако теперь это знание заложено в ваши функции, как и способность дышать.

Положите, пожалуйста, обе руки на ле­вое бедро и распределите на них свой вес так, чтобы давление было более или менее одинаковым. Проследите за тем, какие дви­жения могут совершать ваши бедра, и, пере­мещая все свое тело, включая плечи, голову и глаза, посмотрите налево. Снова вернитесь вправо и отметьте для себя, что таз повора­чивается таким образом, что правая ягодица переходит в сидячее положение на полу. Живот, как и таз, теперь совершает большее движение, чем раньше. Поворачиваясь на­право и налево, посмотрите на свои плечи.

Мойше Фельденкрайз

Когда вы смотрите в левую сторону, правое плечо выдвигается вперед, а левое уходит назад. Когда же вы поворачиваетесь в пра­вую сторону, вперед выдвигается левое пле­чо, а правое в это время уходит направо и вниз, и вы, в сущности, округляете спину, как если бы вы совершали вращательное движение животом. При повороте налево вы становитесь длиннее и голова отходит от таза. Вот теперь перед нами встает действи­тельно сложная задача. Кое-чем мы пользу­емся всю свою жизнь и не знаем, что это. У нас есть таз, плечи, глаза и голова, кото­рыми мы можем двигать. Но посмотрите, в этом движении все части тела не дифферен­цированы и перемещаются в одном направ­лении.

Итак, комбинацией возможных движе­ний являются 4, умноженные на 3 и умно­женные на 2, то есть 24 вариации. Из этих 24 человек, сам того не зная, выбирает и изучает те, что полегче, и всю жизнь игнори­рует все остальные движения. И еще люди считают, что относятся к себе гуманно. А я скажу, что они используют */24 своих воз­можностей, что составляет где-то около 5%. Исследуйте множество комбинаций движе­ний, которые вы можете сделать пальцами рук. Движения, выполняемые всеми пальца­ми вместе, менее дифференцированы, чем

Искусство движения. Уроки мастера

те, в которых вы три пальца располагаете одним способом и два — другим.

У людей, играющих на музыкальных ин­струментах, таких как фортепиано или скрип­ка, дифференциация должна быть огромной. Чтобы сыграть серию быстрых звуков, тре­буется такая дифференциация, которая представляет собой квинтэссенцию воисти­ну превосходящего все искусства обучаться. (Смех.)

Теперь посмотрите на свое тело: таз, плечи, глаза и шея всегда двигаются в одном и том же направлении, одним из 24-х воз­можных способов. Позже мы поработаем над этим, а теперь положите правую руку перед собой, закройте глаза и поворачивай­тесь налево, пока это не представляет для вас трудности. Теперь откройте глаза и по­вернитесь в ту сторону, в какую поворачива­лись в начале занятия. Посмотрите, на сколь­ко градусов увеличился ваш поворот, а при­лагаете вы к этому уже меньшие усилия.

Очевидно, что улучшения вы достигли не через упражнение, а через разделение функ­ций, которые у вас со зрелого возраста, а у многих и с момента полового созревания, были недифференцированны. Если бы вы в течение двух часов упражнялись в отработке движения, то всю неделю страдали бы от боли. А теперь, несмотря на усталость и на два с половиной часа, которые вы просидели

Мойше Фельденкрайз

!

в этой дурацкой позе, когда вы встанете, вы будете чувствовать себя легче и лучше, чем прежде. Мы внесли изменения в организа­цию, что противоречит обычному общече­ловеческому опыту, и произошло это благо­даря функциональной интеграции, которая работает, по сути, так же, как разум, но ви­дит вещи в другом свете. По сравнению с ней упражнение — это глупая привычка, ко­торая была нам привита воззрениями иудей­ской и христианской религий.

Как такое случилось? Эти религии не по­зволяют людям наслаждаться жизнью до тех пор, пока те своими страданиями не запла­тят за это сполна. Уже лишь за то, что мы нагрешили и были изгнаны из рая, у нас есть право на приоритетное существование. И все это сделал Бог, которого мы должны были любить. (Смех.) В целом представление лю­дей о Боге и истолкование яблока и рая — простая болтовня. И до тех пор, пока мы ис­пытываем необходимость в такой религии, мы будем беспомощны и не сможем рассчи­тывать на собственные силы. Нам все еще нужна религия, чтобы держаться вместе, по­скольку если мы доверимся собственным чувствам, то поубиваем друг друга еще более жестоко, чем любые другие виды.

Если вы решите перенять опыт других особей и затем постараетесь вьщумать нечто новое и принять это за истину, то с вашей

Искусство движения. Уроки мастера

стороны это будет наивно. Современные люди думают, что могут разделить любовь и секс, и, что важно, не представляют, какую проблему они себе создают. В книге под на­званием «Поколения и поведение» описана любопытная вещь. Если в одном поколении имела место какая-то мания, то следующее поколение унаследует эту особенность и разделит ее между собой, третье поколение будет жить в сомнениях, а четвертое посту­пит так же, как и первое. У нас в Израиле есть такое явление, как кибуц (сельскохозяй­ственная коммуна), где люди пытались при­менить наиболее передовые идеи и социа­листическое мышление. Инженеры, докто­ра, философы оставили все, что у них было, отправились разрабатывать почву и посвяти­ли себя процветанию. Они строили идеальное коммунистическое общество, в котором каждый человек делал ту работу, которая была ему по силам, а о его нуждах заботи­лась вся коммуна сообща. У них не было ни религии, ни бракосочетаний, детей обучали люди, которые знали, как нужно учить. Иные даже не ведали, кто был отцом ребен­ка, поскольку практиковали свободную лю­бовь. Это похоже на Калифорнию будущего, калифорнийская мечта. (Смех.)

Сейчас, спустя 80 лет после того экспе­римента, обнаруживается удивительная вещь. Новое молодое поколение говорит своим

Мойше Фельденкрайз

родителям: «Мы не хотим быть такими же старомодными идиотами. Мы хотим, чтобы нас обвенчал раввин. Свободная любовь — это отживший хлам». А поскольку новое по­коление воспитывалось в атеистическом духе свободной любви и свободы вообще, то ро­дители и, в свою очередь, их родители, кото­рые никогда в жизни не состояли в браке, не могут понять, у кого их дети переняли эти ценности. Новое поколение требует, чтобы их родители вступили в брак теперь, посколь­ку раввин не венчает внебрачных детей. Не обвенчает их раввин еще и потому, что они могут оказаться неевреями и, не приведи господь, испортить наш запас генетического превосходства. Молодое поколение сделало как раз обратное тому, что делали три предыду­щих поколения.

Теперь вы видите, что свободная любовь и атеизм не настолько примитивны, как ду­мают люди. Мы не можем просто выкинуть этот старый хлам, поскольку он является не­отъемлемой частью нас самих. Религия по­явилась неспроста — с ней связаны челове­ческие страдания и бремя личной ответст­венности. И меняться мы можем лишь постепенно, и то не полностью.

Итак, вы убедились, что стали двигаться лучше, работая асимметрично. Мы выпол­няли действие, противоположное тому, что сделал бы обычный человек, чтобы повер-

Искусство движения. Уроки мастера

нуться налево. Но для нас это не составило особого труда, так как мы дифференцирова­ли недифференцированные функции нашей нервной системы. Но это еще не все, и улуч­шения, которых мы добились, составляют всего лишь 40—50% от того, что вы можете еще сделать. Сегодня днем мы продолжим наше занятие. Пройдитесь. Что вы чувствуе­те, когда мы немного больше разделили функцию, практически ничего при этом не делая, а только разговаривая и размышляя? Постарайтесь понять свои ощущения в левой и в правой половине тела. Сейчас по­кружитесь направо и обратите внимание, что вы при этом чувствуете. Теперь нале­во—и найдите отличия. (Смех.) Как бы вы пришли к этому с помощью обычного уп­ражнения? Вы не узнали бы и десятой доли того, чему научились сегодня. Спасибо. (Ап­лодисменты. Урок прекращается и возобнов­ляется после полудня.)

Сядьте и заведите левую ногу назад. Об­локотитесь на левую руку. Давайте повторим заключительные движения, которые мы де­лали этим утром. Обе руки положите на ле­вый бок и обопритесь на них. Помните о том, что голова и таз информацию друг о друге получают через позвоночник. Когда вы, поворачивая влево плечи, голову и шею, начинаете движение, таз перемещается та-

Мойше Фельденкрайз

ким образом, что вес переносится на левую сторону. При повороте направо вы перехо­дите обратно на правый тазобедренный сустав. Таз немного поворачивается вокруг верти­кальной оси. В этом движении все переме­щается в одном направлении. Теперь обра­тите внимание на то, что, когда вес с право­го тазобедренного сустава переносится на левый, удлиняется одна половина тела, что способствует вращению. Если вы сгибаете пружину, то одна ее сторона должна стать длиннее, а другая сжаться. Здесь происходит то же самое.

Продолжайте движение и в то же время поверните голову и переведите взгляд в об­ратную сторону от ваших плеч. Итак, когда плечи направляются влево, голова и глаза перемещаются вправо и возвращаются назад.

Это разобщенное движение вам незнако­мо, и до тех пор, пока вы его тщательно не продумаете, вы не сможете его сделать. Вы можете считать, что совершаете правильное движение, а на самом деле делать все наобо­рот.

Продолжайте выполнять движение, пока оно не станет для вас таким же привычным, как ваше обычное одновременное движение головой и плечами. Теперь остановитесь и попробуйте выполнить свое первоначальное движение, когда голова и плечи перемеща­ются вместе в одном и том же направлении.

Искусство движения. Уроки мастера

Вы увидите, что в правую и в левую сторону вы поворачиваетесь заметно лучше. Теперь вернитесь к непривычному движению и об­ратите внимание на то, что влево вы повора­чиваетесь больше, четко различая знакомое движение. Это и есть истинное знание: вы находите другой способ выполнения уже из­вестного вам действия. Некоторые ваши про­блемы, связанные с двигательными функ­циями, вызваны тем, что вы не осуществляете возможных разграничений. В тех случаях, когда поврежден мозг, вы можете пробудить другую его часть, чтобы в процессе диффе­ренциации довести до конца выполнение нарушенной функции.

Теперь остановитесь, вернитесь в цент­ральное положение, закройте глаза, правую руку положите перед собой, снова сделайте как можно более легкое и незаметное дви­жение влево и продолжайте его до тех пор, пока чувствуете, что можете двигаться без каких-либо усилий или изменения дыхания. Помните, что постепенно или одновремен­но во всех частях тела, которые мы задейст­вуем, вы почувствуете огромные улучшения. Сейчас остановитесь и поверните голову туда, где она находилась, когда мы только начинали урок, и убедитесь, насколько ве­лика разница.

Звучит безумно, но это все еще одна из 24 возможностей. Снова положите обе руки

Мойше Фельденкрайз

на левый бок и разверните голову и плечи в обратную сторону. Глаза поверните налево или направо — по желанию. Они перемеща­ются вместе с головой и плечами, что одно и то же. Мы считаем естественным то, что нам легко выполнить, к чему мы привыкли и что делаем постоянно. Теперь голову и плечи разверните в разные стороны. Взгляд пере­мещается вместе с головой, так? Продол­жайте, но теперь переводите взгляд в одну сторону с плечами. Движение выполняйте медленно. Если вы будете торопиться, то сделаете ошибку. Почему так трудно проду­мать это движение? Если вы себя прокон­тролируете, то обнаружите, что, скорее все­го, выполняете одно из привычных для вас действий. Остановитесь и выкиньте это из головы до следующей попытки. Медленно продолжайте поворачиваться и посмотрите, насколько вы продвинулись на этот раз. Смотрите, я разворачиваю вместе голову и плечи. Затем перемещаю их в противопо­ложном направлении. Глаза передвигаются вместе с головой. Теперь я могу перевести взгляд в обратную сторону и после того, как плечи уже развернуты, глаза могут повора­чиваться вместе с ними. Вы увидите, что все проблемы рождаются в голове, и нигде боль­ше. Остановитесь и снова вернитесь в цент­ральное положение. Попробуйте выполнить движение еще раз. Голову и плечи разведите

Искусство движения. Уроки мастера

в разные стороны, а взгляд устремите в том же направлении, что и плечи. Вот теперь ваши глаза передвигаются вместе с плечами, и, значит, вы сделали это, причем легко! По­чему же вам с таким трудом даются эти дви­жения, когда вы хотите их выполнить созна­тельно?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных