Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Искусство движения Уроки мастера 13 страница




Попробуйте еще раз. Выставите вперед нижние зубы, откройте рот и проверьте, как вы делаете это движение сейчас. Рот рас­кройте как можно шире. Вы чувствуете, что двигаете головой почти без сопротивления. Теперь то же движение сделайте, когда ниж­ние зубы состыкованы с верхними. У вас это получится уже без насилия над собой. Най­дите различия.

Теперь расслабьтесь и подумайте, что мы делали такое, с чем вы не согласны или что для вас было неприятным. Что вам показа­лось неестественным или не очень интерес­ным? А что для вас было наиболее увлека­тельным? С какой мыслью вы согласились бы, сказав: «О, это и в самом деле так. Я рань­ше никогда об этом не задумывался»? Была ли эта мысль о разграничении агрессии и жестокости? Или о движении челюсти, вы­ражающем не только агрессию, но еще и на­силие? Или о том, как форма рта связана с гласными древних языков? Или, может, это касается того, как из двух скрещенных паль­цев вы осязаете оба? Помните все эти слож­ности? Если вы еще какое-то время будете держать их скрещенными, то когда расцепи-

Мойте Фельденкрайз

те, то снова вместо одного пальца почувст­вуете два.

О каждой из этих ситуаций вы можете кому-то сказать примерно так: «Представля­ешь, за весь день мы услышали и проверили на себе огромное количество разных смеш­ных, дурацких и интересных штук». Но все-таки о чем таком самом интересном вам бы хотелось рассказать? Что первым вам прихо­дит в голову? Не забудьте потом проверить, сможете ли вы на бумаге определить количе­ство точек, которое вы задумаете сделатт.

Можете ли вы воскресить в памяти то, чего я сейчас не упомянул? Например, Дар­вина, арахис и орангутанов, острова, ника­кой связи с культурой, улыбка, смех, пока­зывание обнаженных зубов и то, как это свя­зано с агрессией. Переберите в уме все то, что впоследствии вы с интересом вспомните или о чем захотите рассказать кому-нибудь еще. Возможно, вы захотите прочитать главу «Выражение эмоций» в книге «Человек и жи­вотные». Или захотите изучить некоторые мои мысли, изложенные в работе «Тело и зрелое поведение», которые соответствуют то­му, чем мы занимались на сегодняшнем уроке. Как вы себя чувствуете, когда вот так ле­жите? Вы должны понять, что в такой жаре урок для меня был таким же трудным, как и для многих из вас. Я оградил вас от чрезмер-

Искусство движения. Уроки мастера

ной подвижности. Видите, как по-отечески я к вам отношусь. (Смех.)

Хорошо. Теперь встаньте и обратите вни­мание на свои ощущения, когда вы стоите.

Посмотрите на лица друг друга и опреде­лите, что они выражают. Какие из них выра­жают раздражение, агрессию, жестокость? (Смех, разговоры.)

Урок одиннадцатый ПОКАЧИВАНИЕ ТАЗОМ

Лягте на спину. Согните колени и удобно расположитесь на полу. Правую руку поло­жите на живот между грудью и пупком так, чтобы вы его чувствовали под рукой. Другую руку положите на грудину, ближе к верхней части грудной клетки.

Теперь втяните живот и увеличьте объем грудной клетки. Агрессивно, но не жестоко. Теперь наоборот, выпятите живот, чтобы грудь стала плоской. Продолжайте делать эти движения до тех пор, пока они даются вам легко и без усилий и чтобы в них не бы­ло ни жесткости, ни резкости. Следите за своим дыханием. В какой момент вы делаете вдох? Если вы не представляете себе, как и когда вы вдыхаете во время своего движе­ния, то когда же происходит поступление воздуха? Когда надувается живот или когда вздымается грудь? Осознанно мы можем де­лать и то, и другое. Поэтому пока только на­блюдайте за собой. Не слишком ли вы силь­но, слишком резко или слишком правильно вдыхаете? Обязательно проверьте.

Теперь постепенно увеличьте скорость до такой степени, чтобы движения стали со-

Искусство движения. Уроки мастера

всем мелкими. Работайте как можно бы­стрее. Вы дышите? Еще больше ускорьте темп, но не спешите. [Мойше обращает вни­мание на одну из участниц группы.] Не нуж­но помогать себе руками. Правая рука под­держивает живот. Как правило, когда я гово­рю, что не нужно помогать себе правой рукой, все прекращают это делать, за исклю­чением женщины, к которой я обращаюсь. Знаете, почему она так поступает? Потому что не чувствует, что делает. Поэтому как она может перестать? Если ты не знаешь, что делаешь, как ты можешь изменить свои действия? Как сделаешь то, что хочешь?

Теперь можно перейти к обычному тем­пу движения, и дыхание вернется в норму. Не имеет значения, как быстро вы двигае­тесь. Итак, чем мы пользуемся, чтобы ды­шать? Диафрагмой? Грудной клеткой? Мож­но дышать и работать животом и грудной клеткой в любом ритме, при условии, что мы способны разделить эти движения. Я спра­шиваю еще раз: чем же обусловлено наше дыхание, если вы независимо от него може­те поочередно менять объем живота и груд­ной клетки? Дыхание должно быть устроено как-то иначе, в противном случае его ритм сменялся бы на тот, что вы задали движени­ем диафрагмы и грудной клетки.

Теперь сделайте вдох, задержите дыхание и продолжайте чередовать движения живота

Мойше Фельденкрайз

и груди. Итак, дыхание не имеет ничего об­щего с действиями груди и живота. То есть все эти россказни, которые вам приходится выслушивать, когда вы учитесь петь, — сплош­ные выдумки.

Медленно неслышно выдохните через рот и вновь продолжите поочередно рабо­тать грудной клеткой и животом. Для разно­образия поменяйте местами руки. Теперь выясните, можете ли вы дышать независимо от движений живота и груди.

Видите ли, вы можете усложнить себе жизнь уже давно известными вам фактами. Начиная копаться в своих знаниях, вы по­нимаете, что не знаете ничего. А раз так, то вряд ли вы сможете сделать то, что хотите. Поэтому многим необходимы дыхательные упражнения, и они хотят этих дыхательных упражнений. Теперь прервитесь, спокойно полежите и последите за тем, как дыхание возвращается в норму.

Снова согните колени и поставьте ступ­ни на пол там, где вам удобно. Направьте мыски внутрь. [Обращается к одному члену группы.] Вы не можете этого сделать, по­скольку они и так у вас повернуты внутрь. Поэтому я и попросил вас об этом. Итак, на­правьте мыски внутрь, чтобы походить на косолапого человека. Так, как это в свое время делал Чарли Чаплин, хотя многие из вас об этом уже забыли. Теперь между двумя

Искусство движения. Уроки мастера

крайними положениями найдите то, в кото­ром вам удобно. Если вы в стремлении от­воевать славу, удачу и любовь Чарли свернете мыски слишком сильно, то это будет, конеч­но, здорово, однако если вы так пройдетесь по улице, то выглядеть будете очень жалко.

Теперь верните мыски в нормальное по­ложение. Оторвите пятки от пола и поставь­те на место. Затем поднимите переднюю часть стопы. Начните делать эти движения и не забывайте переставлять мыски в позу Чап­лина, поворачивая их внутрь. Теперь оста­новитесь. Вот как более или менее правиль­но должны располагаться ступни. Но я не совсем точен. Я не показал вам, насколько их повернуть. И, говоря «должны», я имел в виду ваше теперешнее понимание своих дей­ствий. Если вы хоть чуточку почувствовали себя лучше, значит, вы изменитесь.

Колени пусть остаются на месте, а ступ­нями упритесь в пол, будто хотите от него оттолкнуться. Вы почувствуете, что таз про­толкнет позвоночник к грудной клетке. Вы должны надавливать ступнями так, как если бы хотели отодвинуть пол подальше от себя. Сделайте небольшое мягкое движение: на­давите и отпустите. Обратите внимание, что вы при этом чувствуете в области таза. Про­должайте непрерывно покачиваться, но не отрывайте таз от пола.

Отодвиньте ступни на фут от ягодиц. По-

Мойте Фельденкрайз

качайтесь. Вам удобно? Некоторые считают это лучшей позой для таких движений. Од­нако это слишком далеко. Теперь приставь­те к себе ступни как можно ближе и пока­чайте тазом. Между этими двумя дурацкими крайностями найдите для себя подходящее положение. Покачайтесь снова, и вы увиди­те, насколько это удобнее.

Чтобы переместить таз, бедра проталки­ваются в суставную впадину, и он начинает забавно колыхаться. Так же мы надавливаем на него ногами и во время ходьбы. Итак, какое положение должен принять таз? Мно­гие считают правильным положение, при котором он наклонен либо вперед, либо на­зад. Но какую его часть они имеют в виду — верхнюю или нижнюю? Почти во всех кни­гах предписывается наклонить таз вперед, но если вы направите вперед его верхнюю часть, то нижняя уйдет назад. Так какое же вы хотите сделать движение? «Выпрямите таз» означает выпрямить что? Низ или верх таза? Это огромная разница. Когда я говорю «выдвиньте таз вперед», что подразумевает­ся под словом «таз»? Верхняя его часть? Или нижняя? Или средняя? Середина вообще не перемещается ни вперед, ни назад, так что....все как сажа бела.

Обратите, пожалуйста, внимание: выпол­няя движение, вы отталкиваетесь ногами от пола, и, чтобы повторить еще раз, вам при-

Искусство движения. Уроки мастера

ходится их расслаблять. Итак, расслабив но­ги, вы можете их напрячь снова и при этом совершить самое большое движение, какое только возможно сделать тазом. Теперь сно­ва попытайтесь упереться ногами в пол, потом напрягите их и посмотрите, что в это время происходит со ступнями и тазом. Не применяйте силу. Скажите, в каком направ­лении колени перемещаются вместе, а в ка­ком врозь? Чем больше усилие, которое вы прилагаете к движению позвоночника, когда идете вверх, тем результативнее ваши дейст­вия. Поэтому нервная система сделает все возможное, чтобы свести колени вместе. То есть нисходящее давление на ноги перенесет тазобедренный сустав в максимально эф­фективное положение. И когда плоскость ноги окажется параллельной позвоночнику, у вас получится наиболее эффективный тол­чок.

Продолжайте покачиваться, но сделайте свое движение не дискретным, а плавным, колебательным. Оно должно быть непре­рывным и повторяющимся в одном и том же ритме. Позволяйте телу самостоятельно воз­вращаться в исходное положение, и тогда толчок станет желеобразным. Вы знаете, что такое р 'chahl Как это будет по-английски? Если взять жилистые части ног свинины или говядины и сварить их, то, остудив бульон, вы получите студень. И если вы его стронете

Мойше Фельденкрайз

с места, то он начнет колыхаться примерно так же, как сейчас это делает ваш таз. Про­должайте движение и обратите внимание, что происходит с позвоночником и головой. Когда вы поднимаете таз вверх, верхняя его часть идет обратно, и пока спина поясницей прижата к полу, нижняя часть, копчик, от пола отрывается. Итак, верхняя часть таза перемещается назад. Продолжайте. Чувст­вуете ли вы, что позвоночник проходит че­рез грудную клетку, как шампур через мясо? Из-за того, что вес груди и таза достаточно велик и, кроме того, есть трение, вы можете растянуться лишь настолько, насколько вам позволят кожа, ткани и мышцы спины. А грудь и таз будут колыхаться, чтобы под­строиться под это движение. Попробуйте, и вы в этом убедитесь. Если вы продолжите покачиваться, то почувствуете, что таз, по­ясница и грудная клетка расположатся та­ким образом, что действительно окажутся на полу вместе. Поднимаясь вверх, подбородок отходит от груди, а, опускаясь, приближает­ся к ней. Если этого не происходит, то вы за­держиваете дыхание и невольно, бессозна­тельно где-нибудь зажимаетесь. Чем раньше вы это почувствуете, тем лучше для вас. Сле­дите за своим медленным восходящим дви­жением. Голова и в самом деле начинает по­качиваться, и подбородок хоть чуть-чуть, но отодвигается от грудины. У одних подборо-

Искусство движения. Уроки мастера

док так далеко отходит, что его видно изда­лека, а у других приходится всматриваться, чтобы определить, отодвинули они подборо­док или нет.

Снова выполните несколько дискретных движений вверх, но с усилием. Подними­тесь, замрите, расслабьтесь и снова подни­митесь вверх. Вы увидите, что подбородок необходимо отодвинуть, иначе голова будет ездить по полу. Почему вы позволяете голо­ве ездить по полу? И вот опять в группе на­шелся некто, кто даже не ведает о том, что он или она позволяет голове ездить по полу, и, значит, все мои слова о подбородке про­сто не долетают до своей цели. Я спрашиваю еще раз, почему вы позволяете своей голове ездить по полу? Поднимаетесь вверх, и она начинает скользить. Особа, у которой ездит по полу голова и к которой я обращаюсь, — единственная, кто не понимает, о чем я го­ворю. Пожалуйста, зафиксируйте подборо­док относительно тела, чтобы он не двигал­ся. Теперь покачайтесь, и вы увидите, что затылок поползет по полу. Если под него по­ложить кусок мела, то он оставит после себя небольшую линию. Теперь подвигайте тазом и головой так, чтобы этой маленькой чер­точки не было. Это означает, что голова бу­дет покачиваться в точке ее соприкоснове­ния с полом, как и таз.

Теперь прекратите движение — все, кро-

Мойше Фельденкрайз

ме вас. Вот так, вы остаетесь на месте. Те­перь не могли бы вы, пожалуйста, покачать тазом, как мы это делали, напрягая ноги? Посмотрите, вы видите? Единственное, что не качается, — это голова. Это движение го­ловы я уже объяснял полдюжины раз и рас­толковывал вам, что если она будет сколь­зить по полу, то начертит маленькую линию. Как можно не понять того, о чем мы до сих пор говорили? Теперь, пожалуйста, сядьте. Я могу вытянуть из вас какой-нибудь пра­вильный ответ, но понятнее для вас движе­ние от этого не станет. Именно так мы учимся в школе. Это — академическое обучение. Мы слышим что-то, мы можем это повто­рить, мы можем это записать, но при этом мы не понимаем, что делаем. К счастью, не­которые школьники получают своего рода личный опыт и восклицают: «А! До меня до­шло. Теперь я понял!» И отдельные учителя обладают умением притягивать учеников, сами не зная чем. И, значит, в целом мир не такой идиотский, но в среднем — да.

[Мойше просит одну женщину продол­жить.]

Лягте, пожалуйста, на пол и снова на­чните покачивать тазом. Кстати, ваша голо­ва двигалась очень слабо, где-то на четверть тех движений, что получались у остальных. Теперь все посмотрите на ее движения и поймете кое-что важное. Обратите внима-

Искусство движения Уроки мастера

ние, что делает ее голова и подбородок. Ког­да она опускает таз, угол, образованный ее коленным суставом, уменьшается, и подбо­родок направляется к груди. А когда угол на­столько увеличивается, что поднимается копчик и поясница прикасается к полу, ее подбородок отходит от грудины. Если кто-то считает, что она выполняет какой-то осо­бенный трюк, пусть попробует сам.

[Три члена группы ложатся на пол и пы­таются выполнить движение, но голова у них все-таки ездит по полу.] Ох, вы видели? Если вы не понимаете, что делаете, значит, вы делаете не то, что хотите, а нечто совсем другое. Видите, она скользит — не получает­ся у нее это движение. (Смех.) [Мойше обра­щается к двум другим.] Теперь сделайте вы. Нет, вы специально отодвигаете подборо­док. Это какая-то ерунда. Сделайте то, что вы делали до этого, — опуститесь и подни­митесь. Быстрее. Теперь еще быстрее, чтобы у вас не оставалось времени на страх перед аудиторией. (Смех.) Вот оно. Посмотрите, какие изменения. Теперь все скопируйте ее движения [женщины, которую Мойше пер­вой попросил показать движение] и выпол­ните их так, чтобы не перемещать голову. Вот теперь все трое делают именно то, что хотят. Я называю это знанием, когда одно и то же действие вы можете делать двумя раз­ными способами. Тогда у вас есть выбор.

Мойше Фельденкрайз

Итак, у них есть выбор: они купили ма­шину, которая может ехать и вперед, и на­зад, и, несомненно, это более практичная машина, чем та, что может двигаться только вперед.

Теперь лягте на пол и сделайте выбор вы. Туловище расположите так, чтобы подборо­док продолжал двигаться, как раньше, и за­тылок ездил по полу. Когда вы знаете, что делаете, у вас появляется свобода выбора, и вы начинаете действовать по-человечески. Обучение приводит к увеличению разницы и разница должна быть существенной.

Попробуйте еще раз и сделайте оба дви­жения. Каким другим способом вы будете действовать? Видите, вы чуть-чуть подни­маете голову и чуть ближе придвигаете ее к себе. Не напрягайтесь и продолжайте вы­полнять эти движения. Если вы посмотрите на ту женщину, у которой раньше не двигал­ся подбородок, то увидите, что теперь она сдерживает голову. Этим она и мешает себе двигаться. В жизни школа научила ее сидеть прямо, и она так хорошо это усвоила, что те­перь эта прямота стала для нее непреодоли­мой и находится где-то в ее подсознании. Поэтому у нее и нет никакого доступа к мышцам шеи.

Давайте все еще раз повторим действия этой женщины и наши действия. Вам откро­ется то, что я называю свободным выбором

Искусство движения. Уроки мастера

и познанием другого способа. Это так про­сто, что ни у кого не вызывает сомнений. Определите четкую разницу между этими двумя возможностями. Сначала поскользи-те, а затем покачайте головой. Это движение гораздо лучше — голова шевелится лишь не­много. Сейчас вы поймете. Не двигайте та­зом и покачайте головой, не скользя ею. За­тылок при этом расположите так, чтобы можно было перемещать голову. Но можете ли вы это сделать, не шевеля тазом? Если вы не будете им двигать, то голова начнет ез­дить по полу. Значит, существует связь меж­ду головой, скользящей по полу, и непо­движным тазом. По сути, эта неосознавае­мая вами проблема распространяется на всю вашу деятельность. Изучив многие из дви­жений этой женщины, вы найдете полсотни разных действий, которые она выполняет неправильно, и это означает, что правиль­ных действий она сделает сейчас гораздо меньше. Все это исправить она сможет за пят­надцать минут, если осознает, что именно она делает и чего она не делает. Итак, сейчас мы занимаемся тем, что спасаем ее душу. Мы — миссионеры.

Хорошо. Теперь пошевелите, пожалуйс­та, головой, только так, чтобы это не было скольжением, и удостоверьтесь в том, что совершенно невозможно качать ею, не по­качивая при этом тазом. Иначе вам придется

Мойше Фельденкрайз

настолько зафиксировать тело, что энергия, производимая им, будет потребляться теми застывшими суставами, которые удержива­ют мышцы. Это не приводит ни к какому ре­зультату, и поэтому вы ничего не ощущаете. Покачайте головой и увидите, что таз делает абсолютно то же самое. А как иначе? Если голова и таз держатся на одной и той же палке, можете ли вы двигать ими врозь?

Итак, мы сделали все, чтобы заставить позвоночник лежать почти как палка. С этой стороны он совершенно лишен гибкости. Верх таза покоится на полу, поэтому, если вы им покачаете, то должна покачаться и го­лова. Попробуйте, и вы не сможете подви­гать головой, не пошевелив при этом тазом, если, конечно, голова не будет ездить по полу.

Вытяните, пожалуйста, правую ногу и снова сделайте то же движение. Поймите, в чем разница. Теперь таз не может покачи­ваться, как раньше. Вы должны явственно почувствовать, что верхняя часть таза пере­мещается вверх и вниз. Упирайтесь в пол одной только левой ногой, а правой делайте что хотите.

Если мы захотим убедиться в том, что каждый из вас получил одно и то же количе­ство знаний на этом уроке, то урок должен быть втрое или вчетверо длиннее. Объем знаний индивидуален для каждого. Во всей группе я нашел двоих-троих, кто овладел

Искусство движения Уроки мастера

I

максимумом, и нескольких человек, кото­рые усвоили минимум. В промежутке между ними много людей, которых с детства учили тому, что использовать собственные воз­можности должно быть трудно и неудобно. Они обнаружат около 100 различных огра­ничений, которыми, сами того не зная, себя облагают. У них не получается выполнить свободного движения, и поэтому они позна­ют меньше, чем другие Если мы хотели, чтобы с нами учились медлительные товари­щи, тогда мы должны запастись терпением, пока эти неторопливые и ограничивающие себя субъекты не исправятся. Мы не гово­рим о тех ограничениях, которые не отно­сятся к нашей ситуации. Ограничение — это навязчивая привычка пренебрежения собст­венным комфортом. Это пожизненная про­блема. Учатся не потому, что это приятно, удобно и способствует хорошему самочувст­вию, а потому, что это необходимо. А когда вам что-то нужно, вы это делаете, и не имеет значения как.

Хорошо. Опираясь о пол левой ногой, положите правую ногу на левую. Это мой способ вхождения в контакт с людьми, кото­рые, как мне кажется, не понимают того, что мы делаем. Теперь отведите левую ногу еще на 10 дюймов влево. Сделайте это только те, кому необходимо, потому что некоторые из вас поставили левую ступню перед левой

Мойше Фельденкрайз

ягодицей. Попробуйте перенести ее напра­во, и вы увидите, что это покачивание будет не намного отличаться от предыдущего, — вы будете двигаться вверх и вниз. Вы это по­чувствуете, когда ваши движения станут бо­лее выраженными. Итак, левую ступню от­ведите левее, правую ногу положите поперек левой и продолжите колебательные движе­ния тазом. Правильно. Теперь выясните, какая часть таза, когда вы перемещаетесь впе­ред, остается на полу? Можете ли вы с точ­ностью определить, каким боком таз лежит на полу, а каким прилегает к нему не столь близко? Какое двигается плечо, когда вы от­талкиваетесь от пола левой ногой? Какая ло­патка работает больше? Если вы хотите это узнать, то оторвите от пола левое плечо вмес­те с левой стороной грудной клетки и про­должите выполнять движение. Левую руку положите поверх тела, чтобы левая лопатка поднялась с пола. Теперь разверните груд­ную клетку так, чтобы правая лопатка не ка­салась пола, и продолжайте покачиваться. Какое плечо двигается теперь? Какое плеио вам мешает? А какое плечо вы можете под­нять легко и не создавая помех движению? Вы чувствуете, что перемещается именно правое плечо? И ощущаете ли вы, как на­пряжение тазобедренного сустава через по­звоночник передается к правой лопатке? Если вы по-настоящему хотите почувст-

Искусство движения. Уроки мастера

вовать разницу, то подведите подбородок как можно ближе к левой ключице. Продол­жайте качаться, и вы увидите, что становит­ся еще лучше. Теперь перенесите подборо­док к правой ключице. И вы ощутите эти движения головы и то, что правое плечо дви­жется больше, чем левое. На самом деле го­лова делает столько же, сколько и плечо. Это — отчетливое передвижение по полу где-то на 5 сантиметров.

Остановитесь. Вытяните на полу ноги и руки. Почувствуйте, через какую часть ва­шего тела энергия была перенесена от тазо­бедренного сустава к правой лопатке. По­ставьте левую ступню на пол, правую ногу положите поперек левой и снова приступите к движению. Обратите внимание, что позво­ночник совершает вращение от левого тазо­бедренного сустава к правой лопатке и пра­вая половина грудной клетки (ребра) стре­мится лечь на пол теми точками, которые обычно его не касаются. Те, у кого есть горб, почувствуют это очень явственно. Левый же бок наоборот — от пола отрываются ложные ребра, расположенные у самого позвоноч­ника. Грудная клетка справа и слева пытает­ся смягчить это кручение.

Теперь медленно повернитесь на правый бок, вытянув над головой правую руку. Ноги пусть остаются скрещенными. Опираясь на них, покачайте тазом и повернитесь вправо,

11-7915

Мойше Фельденкрайз

только если это будет возможным. Совершай­те маленькие движения, пока не почувствуе­те, что действительно можете выпрямить правую руку. У многих она не выпрямляется в локте и в плече. Медленно покачайтесь, и тогда грудная клетка изменит свою форму, позволив лопатке двигаться, и с каждым перемещением таза правая рука будет сколь­зить по полу. И если вы поможете себе пово­рачивать и перекатывать грудную клетку так, что диагональное движение будет про­ходить точно через весь позвоночник, то правая рука будет лежать на полу все удоб­нее и удобнее и все больше и больше вы­прямляться.

Продолжайте перекатываться в правую сторону настолько, насколько вы собирае­тесь совершенствоваться и насколько позво­ляет вам правая сторона грудной клетки. А теперь обратите внимание: правым тазо­бедренным суставом вы неожиданно прижа­лись к полу так же, как и левым, а ноги при этом остались на своих местах. Колени не наклоняются ни вправо, ни влево, но и не неподвижны, поскольку перемещается таз. Не имеет значения, если вы неправильно де­лаете перекат. Достаточно и того, что вы просто поняли, что выполнить это движение возможно и что оно объединяет таз, голову и грудь. В дальнейшем у вас все получится.

Теперь поднимите левую руку вверх к

Искусство движения. Уроки мастера

потолку, а правую оставьте на месте. Снова начните покачивания, позволив левой руке постепенно наклоняться направо, и опусти­те ее на один градус. С каждым разом опус­кайте руку не более чем на 1 градус, чтобы в общей сложности у вас получилось девянос­то движений.

Продолжайте поднимать левую лопатку и левую половину грудной клетки, и вы пой­мете, как много это движение дает правой стороне груди, включая ребра, все двенад­цать позвонков, поясничный отдел и шею. По сути, позвоночник пытается научиться тому, как перемещать позвонок за позвон­ком, чтобы вы могли перекатываться напра­во. Ваша правая рука станет длиннее и пря­мее, а грудная клетка мягче и сильнее. И вы обнаружите, что растяжение правой руки и лопаток и в самом деле настолько велико, что, когда вы прекратите движение, вам придется с большой осторожностью опус­кать правую руку, иначе может быть больно, т. к. мышцы плеча до такой степени расши­рили нижнюю границу движения, что при­близились к выполнению тех действий, для которых они изначально были созданы.

Итак, остановитесь и верните руку в ис­ходное положение, чтобы дать ей отдохнуть. Если вы снова занесете руку над головой, то перемещать ее будете по боку, скользя ею по полу, и иным способом вам будет больно это

и*

Мойшв Фвльденкрайз

сделать. Вы можете ощутить те значитель­ные изменения, что произошли в плечевом суставе. Быстрое движение будет для вас весьма болезненным. Вытяните руку и под­нимите ее, не скользя по полу локтем. Вы чувствуете перемены, произошедшие в ло­патке и в ключице? Конечно, если вы сде­лаете еще несколько движений, вы их пере­станете замечать.

Лягте на правый бок. Вытяните, пожа­луйста, правую руку и правую ногу, а левую ступню поставьте на пол. Левую руку поло­жите на правую сторону груди и упритесь ею в пол, как будто собираетесь от него оттолк­нуться. Правильно. Обратите внимание на расположение правой руки, ее тыльной сто­роны и локтя. Теперь с помощью левой но­ги, с коленом, устремленным к потолку или как можно ближе к этому положению, без усилия, подтолкните таз так, как мы это де­лали раньше, но при этом лежать вы должны почти на правом боку. Ваша левая рука упи­рается в пол. У вас не получится этого дви­жения, пока вы не будете лежать на правом боку. Продолжайте левой ногой покачивать таз и следите за его действиями. Чувствуете ли вы движения своей правой руки? Вам со­вершенно не нужно ни отталкиваться, ни подтягивать к себе правую ногу- Колыхай­тесь, словно масло, словно желе, словно сливочная тянучка. Теперь посмотрите, как

Искусство движения. Уроки мастера

малые ребра правого бока прикасаются к полу и уходят обратно. Скорее всего, чтобы это стало возможным, что-то должно было произойти в позвоночнике. Нижние ребра перемещаются в большей степени, нежели другие, и ложным ребрам также приходится больше двигаться. Чувствуете ли вы, как се­редина туловища касается пола и отходит от него? Обратите внимание на свои ощущения в руке и посмотрите, как она лежит теперь. Вспомните, что было раньше. Сейчас лицо устремлено вправо, и каждое действие дает вам понять, что следует немного изменить движения лопаток, чтобы позволить руке пойти вверх. Раньше мы уже сталкивались с намеком на это, но тогда мы особенно не ду­мали ни о каких изменениях. Вспомните, мы это делали, когда рукой описывали пол­ный круг. Но тогда мы поднимали таз и груд­ную клетку, чтобы завести руку под себя.

Теперь медленно лягте на спину. Посмот­рите, как лежит правая рука. Видно, что про­изошли огромные изменения в лопатке, в ключице и во всех межреберных мышцах сзади и спереди правой стороны грудной клетки. И если вы согнете обе ноги, положи­те правую ногу поперек левой, оставив пра­вую руку на месте, и покачаете тазом, то увидите, что правое плечо и рука передвига­ются более прямо. И обратите внимание, что делает грудная клетка теперь. Она изменяет

Мойше Фельденкрайз

свою форму, в результате чего в плече и в ру­ке возникает новое движение. Остановитесь и лягте, левую руку вытяните, а правую опус­тите и определите, есть ли какая-нибудь раз­ница. Где эта разница? Эта разница в той части тела, которая связывает таз с лопатка­ми. Она присутствует на протяжении всего позвоночника и грудной клетки. Теперь вы­тянитесь и положите руки вдоль тела. Изу­чите эту разницу.

Хорошо. Теперь сделайте, пожалуйста, следующее: левую руку вытяните над голо­вой, правую ступню поставьте на пол и пред­ставьте себе, при этом не двигаясь, как под нажимом ступня стремится пододвинуть под вас пол и поднимает правый тазобедренный сустав. Какого рода изменения вы должны почувствовать в грудной клетке? Как далеко вам нужно перекатываться влево, прежде чем выпрямится левая рука? Теперь полнос­тью повернитесь на левый бок и с правой рукой на полу сделайте это возвратно-посту­пательное движение желудком, животом и грудной клеткой. Теперь перекатитесь вправо в симметричное положение, смените опор­ную ногу и выполните такое же колебатель­ное движение. Определите, в чем его отли­чие с этой стороны? Теперь обратите внима­ние вот на что: изменение формы грудной клетки приводит к тому, что с этой стороны мышцы живота и мышцы груди делаются

Искусство движения. Уроки мастера






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных