ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с ученикомМы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона — чего от нас, учителей, ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас… Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка. Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо: · 1. Распознать истинный мотив проступка. · 2. В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку. · 3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем. В книге мы рассматриваем все три вида навыков, предлагаем методику точного определения скрытой цели любого нарушения дисциплины в классе, а также анализируем разнообраз ные приемы партнерского взаимодействия в ситуациях нарушения дисциплины, вызванного разными целями. Хотелось бы, чтобы педагоги не ограничивались сиюминутным прекращением плохого поведения, а пошли дальше, формулируя стратегии создания позитивных взаимодействий, формирующих высокое самоуважение учеников. Новизна излагаемого в книге подхода — в том, что она учит не только исправлять (корректировать) поведение, но и формировать, строить личность ученика. Внутренняя свобода и «плохое» поведение Критерием компетентности педагогического общения Томас Гордон назвал сохранение внутренней свободы партнера по общению. Что это означает? Когда учитель взаимодействует с учеником — говорит с ним или просто как-то на него реагирует, — он может настаивать на своем, требовать, угождать, оправдываться, он может говорить тихо или громко, спокойно или взволнованно. Не это определяет качество общения. Правильным считается такое общение, в результате которого ученик и учитель не теряют внутренней свободы. Свободная личность — это ответственная личность. Сколько в человеке ответственности, столько и свободы. Некоторые способы общения просто уничтожают «свободу-ответственность» ребенка. Учительница (с раздражением): Выйди вон из класса! В этой схеме общения от ребенка не требуется ответственного отношения к своим поступкам, требуется только послушание. Свобода-ответственность — нечто прямо противоположное послушанию. Она складывается из двух факторов: необходимости самому сделать выбор и самому нести ответственность за последствия этого выбора. Настаивая на своем и угрожая («Если ты не прекратишь, вызову папу в школу!»), учитель не дает ученику возможности сделать выбор. Подчиняясь силе, ученик выходит из такого общения менее свободным и… более безответственным. Менее свободным становится и сам учитель: не случайно авторитарные учителя много времени и сил уделяют процессу оправдания себя. Партнерские отношения с учениками избавляют учителя от необходимости оправдываться впоследствии. Они с самого начала строятся на двух воспитывающих личность правилах: · ученик всегда выбирает поведение, и учитель помогает сделать выбор осознанным; · свобода выбора — это готовность самому отвечать за его последствия. Важно, чтобы партнерские отношения устанавливались не только между учителями и учениками, но также и между учителями и родителями и между учителями и администрацией школы. Это принципиально, так как почти всегда участники школьного процесса, сталкиваясь с нарушениями дисциплины, начинают играть в игру «Кто виноват?». Каждому хочется указать пальцем на кого-то или что-то, что является причиной произошедшего. Обычно такими причинами выступают родители, алкоголизм, современная музыка, телевидение, социальные проблемы, наркотики, преступность… В игре «Кто виноват?» нет победителей: все игроки остаются внутри проблемы, не продвигаясь к какому-то положительному решению. Все чувствуют свою правоту и в то же время боятся повторения «плохого» поведения. Психолого-педагогическая программа «Учитель и проблемы дисциплины» — это способ изменить поведение учеников и отношения в школе, невзирая на сильнодействующие внешние факторы и обстоятельства. Глава 1. Школьный план действий - пять шагов Где бы вы ни работали — в детском саду, школе или высшей школе, — сталкиваясь с «плохим» поведением своих воспитанников, вы, наверное, спрашивали себя: как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающее вашим занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо вести себя? Как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, для начала полезно познакомиться с тремя основными законами, которым подчинено поведение ваших учеников, кем бы они ни были. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|