Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями




Когда ученик демонстрирует «плохое» поведение, учитель переживает весьма неприятные эмоции. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.

Но! Отрицательные эмоции можно контролировать. Когда нас душат гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим ученикам тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение ученика вести себя плохо, даем ему очевидное оправдание. Наш гнев — это то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Если мы демонстрируем свои отрицательные эмоции, мы заставляем такого ученика продолжать свое поведение. Ведь маленький человек, который способен так потрясать взрослого, в самом деле обладает силой!

Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки «благородного гнева», он дает классу очень много, а) он просто лишает властолюбца желаемой реакции и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.

Ученики, как правило, понимают, что они поступают неправильно. При этом они ожидают от нас определенной реакции, забрасывают «крючок». Если мы ловим его, игра начинается. Мы начинаем злиться, а ведь ради этого игра и затевается, наш гнев — итог игры, победы ученика в этой партии. Но попробуйте отказаться от игры. Это не просто. Один из способов — контролируйте отрицательные эмоции.

Накрученные общением учителя просто переполнены отрицательными эмоциями и нуждаются в установлении равновесия, иначе головной боли к концу дня не избежать. Для разрядки кто-то выбирает физические упражнения, кто-то — домашнюю работу или общение с друзьями.

Можно разряжаться в ванной комнате или в машине по дороге домой. Закройте окна, включите на полную мощность радио, чтобы вас не слышали другие водители. Затем представьте, что перед вами сидит ваш юный обидчик, и выговаривайте ему все, что не сказали в классе. На время забудьте про все: про акцент на поведении, про принцип «не оценивать», про вежливость и т.д.

Кричите все, что хотите, оценивайте, обвиняйте, можете использовать непечатные слова. Кричите как можно громче. В конце пути, подъезжая к дому, вы почувствуете себя гораздо легче, чем в начале поездки. Собственно, все то же можно проделать и не в машине, а дома. Главное - чтобы вы имели возможность уединиться в отдельном помещении, где вас никто не будет смущать.

Это правило тесно связано с предыдущими. Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации. Это очень трудно — научиться не усиливать напряженность ситуации, а снижать ее. Предвосхищая вопросы учителей, желающих точно знать, чего же нельзя делать, перечисляем типичные ошибки в реагировании на выходки.

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

· повышаем голос,

· произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»,

· оставляем последнее слово за собой,

· используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,

· разговариваем с сарказмом,

· даем оценку характеру ученика,

· действуем с превосходством, используем физическую силу,

· втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,

· настаиваем на своей правоте,

· читаем морали,

· ставим учеников в угол,

· оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,

· формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,

· изображаем негодование,

· придираемся, изводим кого-то придирками,

· передразниваем учеников,

· сравниваем одного ученика с другим,

· командуем, требуем, давим,

· поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.

Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок — на короткое время. Но плата за столь короткое спокойствие оказывается слишком высокой. Отрицательный эффект от такого поведения учителя приносит куда больше неприятностей, чем сама его причина. Зачем же использовать столь рискованные методы, когда можно выбрать более эффективные?

Вы скорее всего удивились, обнаружив в списке ошибок «награждаем учеников». Однако слишком часто некоторые награды, которые получают ученики, напоминают взятки и поддерживают их намерения вновь и вновь возобновлять плохое поведение, чтобы вновь получить что-то подобное.

Если вы скажете Пете: «Если ты не будешь списывать сейчас и сделаешь сегодняшнюю самостоятельную работу действительно самостоятельно, я не спрошу тебя завтра на геометрии», то в следующий раз он у вас поинтересуется: «Мне списывать или вы не будете спрашивать меня завтра на геометрии?» Представляете, в какой ситуации вы окажетесь? Любой из ваших выборов будет неудачным. Если вы выбираете первое — то тем самым вы фактически даете разрешение на списывание. Если второе — то в следующий раз тот же ученик попросит за честную работу большую плату: например, не спрашивать его не только на геометрии, но и на алгебре.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных