Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ




В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования провозглашают следующие принципы построения предметно-развивающей среды:

1. Информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

2. Вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

3. Полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

4. Педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

5. Трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Оптимальная активизация (характера и содержания) внутренних изменений ребенка в связи с формированием интегративных качеств личности происходит в русле собственной активности, реализуемой как интегрированная деятельность, которая стимулируется и разворачивается в специально созданной предметно-развивающей среде. В связи с этим можно рассмотреть принципы организации предметно – развивающей среды интегрированных видов деятельности.

Предметно-развивающая среда интегрированных видов деятельности представляет собой дидактически организованное пространство, в котором ребёнок может проявить практическую и творческую активность в реализации содержания интегрированной деятельности с учётом сформированного опыта, и которая обуславливает решение задач образовательных областей специфическими средствами её компонентов. Чтобы создать данную среду, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости среды обеспечивается соответствующим разнообразием тематики, удовлетворением интереса ребенка к новизне, предоставлением объектов и средств разнообразных видов детской деятельности;

2. Принцип эмоциональной насыщенности среды рассматривается, как способность среды воздействовать на эмоциональную сферу ребенка – давать ребенку разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоциональный отклик, возможность прожить, выразить свои эмоции, чувства в деятельности;

3. Принцип системности, блочности, тематичности среды обеспечивает целостность содержания, представляется как соответствие среды определенному возрасту детей, целям и задачам психолого-педагогической работы с детьми;

4. Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития ребенка помогает создать взаимосвязь между двумя типами детской

активности: во-первых, собственной активностью ребенка, которую он определяет сам; во-вторых, активности ребенка, стимулируемой взрослым, который организует деятельность с целью получения определенного результата;

5. Принцип опережающего характера содержания образования выражается в наличии материалов (приблизительно 15 % от общего количества), которые ориентированы на более старший возраст;

6. Принцип открывающейся перспективы проявляется в том, что содержание всех представленных в среде центров (микроцентров) должно стимулировать поисковую активность детей как в связи с освоением новой информации, так и в связи с поиском способов решения стоящих перед ребенком задач (предлагаемых заданий), т. е. способствовать выдвижению гипотез, построению догадок, предположений;

7. Принцип реализации субъектного опыта детей в различных видах детской деятельности предполагает создание условий для проявления активности детей независимо от уровня их представлений в той или иной области знаний, умений, в конкретном виде детской деятельности; выражается в наличии материалов обеспечивающих успешность детей в выборе способов решения проблемы, в планировании действий по их использованию и реализации намеченного плана;

8. Принцип направленности на формирование интегративных качеств личности проявляется в том, что совокупность всех компонентов предметно-развивающей среды, созданных с соблюдением представленных выше принципов, обуславливает проявление всех сфер личности ребенка и его успешность в осуществлении интегрированных видов детской деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных