ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Педагогические способности. В успешной деятельности педагога велика роль профессиональных способностейВ успешной деятельности педагога велика роль профессиональных способностей. Педагогические способности являются условием успешности саморазвития педагогического мастерства. 1. Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности (Психология: Словарь /Под редакцией А.В.Петровского и М.Р.Ярошевского, М.Политиздат, 1990). 2. Способности педагогические - обобщенная совокупность таких индивидуально-психологических особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности. Отечественные исследователи на основе положений С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова выделили целый набор педагогических способностей. Так, Н.Д.Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие: • способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; • способность понимать учеников, базирующая на наблюдательности; • самостоятельный и творческий склад мышления; • находчивость или быструю и точную ориентировку; • организаторские способности. Ф.Н.Гоноболин называет уже двенадцать способностей, которые можно объединить в группы. I. Дидактические способности, соотносимые с более общей способностью к передаче знаний в краткой и интересной форме. • способность делать учебный материал доступным учащимся; • способность связывать учебный материал с жизнью. II. Рефлексивно-гностические способности • понимание учителем ученика; • интерес к детям; • творчество в работе; • наблюдательность по отношению к детям. III. Интерактивно-коммуникативные способности • педагогически волевое влияние на детей; • педагогическая требовательность; • педагогический такт; • способность организовать детский коллектив. IV. Способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. В наиболее обобщенном виде педагогические способности представлены В.Л.Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения. 1. Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету и т.д. 2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, следит за открытиями в своей науке, свободно владеет материалом ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу. 3. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдативность и т.д. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика. 4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся. 5. Организаторские способности - это 1) способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, 2) способности правильно организовать свою собственную работу. 6. Авторитарные способности - способность непосредственно эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. 7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта. 8. Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся. 9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы педагога. Способный учитель (педагог) следит: • за содержанием и формой изложения материала; • за развертыванием своей мысли, мысли ученика; • держит в поле внимания всех учащихся; • реагирует на признаки утомления, невнимательности, замечает все случаи нарушения дисциплины; • следит за собственным поведением (поза, мимика, походка). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|