Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогические способности. В успешной деятельности педагога велика роль профессиональных способностей




В успешной деятельности педагога велика роль профессиональных способностей. Педагогические способности являются условием успешности саморазвития педагогического мастерства.

1. Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности (Психология: Словарь /Под редакцией А.В.Петровского и М.Р.Ярошевского, М.Политиздат, 1990).

2. Способности педагогические - обобщенная совокупность таких индивидуально-психологических особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности.

Отечественные исследователи на основе положений С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова выделили целый набор педагогических способностей.

Так, Н.Д.Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:

• способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

• способность понимать учеников, базирующая на наблюдательности;

• самостоятельный и творческий склад мышления;

• находчивость или быструю и точную ориентировку;

• организаторские способности.

Ф.Н.Гоноболин называет уже двенадцать способностей, которые можно объединить в группы.

I. Дидактические способности, соотносимые с более общей способностью к передаче знаний в краткой и интересной форме.

• способность делать учебный материал доступным учащимся;

• способность связывать учебный материал с жизнью. II. Рефлексивно-гностические способности

• понимание учителем ученика;

• интерес к детям;

• творчество в работе;

• наблюдательность по отношению к детям.

III. Интерактивно-коммуникативные способности

• педагогически волевое влияние на детей;

• педагогическая требовательность;

• педагогический такт;

• способность организовать детский коллектив.

IV. Способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности представлены В.Л.Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.

1. Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету и т.д.

2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, следит за открытиями в своей науке, свободно владеет материалом ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдативность и т.д. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

5. Организаторские способности - это 1) способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, 2) способности правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности - способность непосредственно эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы педагога. Способный учитель (педагог) следит:

• за содержанием и формой изложения материала;

• за развертыванием своей мысли, мысли ученика;

• держит в поле внимания всех учащихся;

• реагирует на признаки утомления, невнимательности, замечает все случаи нарушения дисциплины;

• следит за собственным поведением (поза, мимика, походка).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных