Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техники креативности




 

Мы постоянно говорим о том, что креативность можно развить, творчеству можно научиться, а результаты творчества – вполне осязаемы в нашем материальном мире. Все это предполагает существование техник, которые способствуют и развитию креативности, и обучению творчеству, и осязаемости его результатов. Эта часть полностью посвящена техникам креативности и некоторым вспомогательным средствам. Все техники и средства, предлагаемые здесь, совершенно практичны, строятся на принципах человеческой психологии и особенностях функционирования человеческого мозга. Все методики опробованы многими поколениями, во многих странах мира.

 

Мозговой штурм

 

Мозговой штурм (также известный как брэйншторминг) – эффективная техника, которая была разработана Алексом Осборном, соучредителем гигантского рекламного агентства BBDO, еще в 40‑х годах ХХ века. С тех пор эта техника используется как средство генерирования творческих идей.

Под мозговым штурмом чаще всего понимают процесс, когда вы упорно ломаете голову над каким‑то вопросом, один или в компании. Конечно, такой метод тоже работает. Но расскажу вам о том, как выглядит классическая схема мозгового штурма.

Сам процесс включает в себя одиннадцать шагов. Следуйте им, чтобы сделать мозговой штурм максимально успешным.

1. Сформируйте команду участников. Получите хорошее соединение людей, между ними должен быть установлен контакт (дабы они понимали друг друга с полуслова), они должны болеть за общее дело (чтобы не тянуть одеяло на себя). Эти люди должны быть хорошо осведомлены в предметной области – иными словами, они должны быть компетентны решать тот вопрос, ради которого вы их собираете.

В то же время включайте людей, которые выполняют различные функции, например, занимаются маркетингом, информационными технологиями, финансами. В идеале, чтобы произвести реальную генерацию, в группе должно быть не меньше пяти‑шести человек. Максимальное же количество не должно превышать десяти, максимум пятнадцати, поскольку чрезмерно большой состав группы усложняет общение, а значит, отслеживать и развивать идеи становится сложнее. Помните: чем больше людей – тем больше мнений, и много мнений – это неплохо, но слишком много мнений – это риск так и не прийти к согласию.

2. Исследуйте задачу. Чтобы убедиться, что вы сосредоточиваетесь на актуальной задаче, как можно более четко определите конечные цели и реальные возможности. Если задача состоит из множественных задач меньшего масштаба, тогда, возможно, имеет смысл посвящать каждой из них отдельную сессию мозгового штурма. Помните, что хорошо заявленная проблема уже наполовину решена.

3. Определите фронт работ. Приглашая участников, включите в приглашение ясное определение проблемы, которой вы будете заниматься. Попросите участников заранее подтвердить, что они понимают проблему, и все уточняющие вопросы задать до начала мозгового штурма.

4. Определите основные правила – потратьте на это первые несколько минут вашей встречи. Очень важно также подчеркнуть, что эта сессия является неофициальной и некритической – то есть отрицательного результата не будет, а «забракованные» идеи не пойдут в минус участнику, который их предложил. Самое важное, чтобы участники понимали, что они не должны критиковать чью‑либо идею, объявлять ее бесполезной или бессмысленной. Все вклады ценны. Критика должна быть оставлена для будущих сессий. Поощрите творческий потенциал среди группы. Приветствуйте идеи, которые можно было бы счесть смешными, невозможными или просто безумными! Также поощрите позитивность, оптимизм и производительность. Странные идеи могут действовать как искры для других, чтобы помочь выдвинуть более практические, ценные и реалистические предложения.

5. Записывайте все идеи и предложения, используйте диктофон, чтобы быть уверенным, что все идеи окажутся зарегистрированы. Планшет или доска могут оказаться полезными, чтобы участники могли обратиться к тому, что уже было отмечено. Это может действовать как визуальный стимул.

6. Стремитесь к количеству, даже если оно превышает качество. Чем больше идей родится во время мозгового штурма, тем лучше, ибо каждая идея (даже «сырая») тянет за собой другую, пока вся группа не приходит к озарению, находя идеальный ответ. Поэтому одной из главных целей сессии мозгового штурма должно быть генерирование большого количества идей. Выделите время на размышление, на обсуждение, на высказывание, на комментарии, – пусть это время будет четко регламентировано. Используйте секундомер, чтобы оперативно пройти ответы группы. Ставьте группе цели, например – предложить двадцать идей через пять минут.

7. Улучшите идеи, которые были предварительно представлены. Активно поощрите группу делать это некритическим способом. Много ценного может быть найдено, когда вы изменяете к лучшему чью‑либо идею или комбинируете одну идею с другой, – это часто упоминается как ассоциации, совместные действия, взаимное дополнение. Одни идеи стимулируют появление других, из объединения идей рождаются новые, и таким образом к концу сессии вполне реально оказывается получить оригинальное решение задачи.

8. Управляйте группой. Как на любой эффективной встрече, на сессии мозгового штурма должен быть назначен председатель – человек, который отвечает за контроль над деятельностью группы. Он будет следить за тем, чтобы велась запись всех идей и комментариев, выдвинутых группой, за тем, чтобы несколько человек не говорили одновременно. Соблюдение регламента, контроль времени, гашение конфликтов, если таковые возникнут, – тоже ответственность председателя.

9. Стимулируйте размышление. Время от времени в течение сессии мозгового штурма темп может замедляться. Чтобы поддерживать темп, председатель может задавать вопросы или вновь заявлять проблему, решение которой надо найти. Председатель должен задавать вопросы, которые стимулируют мышление, способствуют генерации идеи, освоению деталей, например: «Как насчет того, чтобы изменить размер? Цвет? Вес? Время? Компоненты? Цену? Упаковку? Форму? Материалы? Функцию? Метод распределения?»

10. Оценивайте идеи. После сессии выделите время, чтобы оценить идеи, которые были выдвинуты. Это подходящий момент, чтобы поощрить критику и комментарии. Критика должна быть конструктивной, оценка должна быть непредвзятой; это развивает сессию, идеально такое обсуждение нужно проводить в течение недели после конца сессии мозгового штурма. Таким образом, идеи и выдвинутые комментарии будут все еще оставаться свежими в умах участников. Если какая‑то идея неясна, попросите ее автора разъяснить свою мысль.

11. Иногда имеет смысл рассмотреть идеи еще в одной группе. Используйте встречу, чтобы удалить повторяющие друг друга идеи и объединить подобные или взаимодополняющие. Расположите идеи по приоритетам в зависимости от их ценности для решения проблемы. Отклоните бесполезные, запишите те, что показались вам интересными и могут пригодиться в другом проекте.

12. Поблагодарив всех участников, предоставьте каждому из них письменный список идей с комментариями и заключениями, сделанными группой оценки. Если решения, полученные в пределах сессии, дадут реальную прибыль для организации, гарантируйте, что участники получат и материальные награды за свои усилия. Не используйте их как дармовую рабочую силу, иначе вы впредь не получите от них эффективного мозгового штурма: наличие материального выхлопа от сессии – хороший фактор мотивации для будущих побед.

 

Проводя сессию мозгового штурма, вы можете вести обсуждение к открытию специфической идеи. Что вам для этого нужно?

Создание ви 2 дения. Здесь вы ищете полностью новый способ сделать что‑либо. Важно вообразить, как та или иная вещь (или принцип, или услуга, или вообще любой продукт, материальный или нематериальный) может выглядеть в будущем. Это исключение всех предвзятых мнений и отход от прошлого для того, чтобы создать нечто полностью новое. Вообразите то, на что вещи походили бы в прекрасном сценарии, где вы имеете неограниченные (в том числе финансовые) ресурсы, чтобы реализовать идею. Побудите людей высказывать их самые смелые пожелания и спрашивайте их и себя, какое из таких пожеланий могло бы стать действительностью. Также заставьте людей проецировать идею в будущее – на что она будет похожа через пять, десять или даже двадцать лет.

Изменение того, что уже существует. Здесь вы заставляете группу сосредоточиваться на том, чтобы улучшать продукт или услугу, которая уже существует. Думайте о том, что вы можете добавить или удалить, чтобы улучшить имеющееся. Есть ли новые технологии, которые можно использовать? Какие жалобы, пожелания и предложения вы получили от ваших клиентов относительно существующего продукта или услуги? Заставьте команду смотреть на продукт или услугу с точки зрения перспективы его/ее особенности. Что увеличивает или уменьшает ценность?

Мозговой штурм срабатывает частично из‑за того, что подвергает участников многократным социальным стимулам; однако порой его считают бесполезным в производстве творческих идей. Дело в том, что, хотя высказывать неодобрение идеи в течение сессии запрещено, вы не можете запретить участникам делать соответствующее выражение лица, поднимать брови, поджимать губы… Такой язык тела может передавать неодобрение и не давать участникам демонстрировать все богатство их идей.

Кто‑то воздерживается от участия в обсуждении просто из опасения выставить себя в неприглядном свете, почувствовать себя глупым. Кто‑то не готов поддержать сырую, непроработанную идею, кто‑то не решается противоречить другим участникам…

Более качественные и многочисленные идеи появляются, когда от участников требуется провести коллективное обсуждение предмета или области проблемы самостоятельно и затем встретиться всей группой, чтобы обсудить задумку. Почему так происходит? Потому что креативность – это индивидуальный процесс с преодолением множества барьеров (о чем говорится в соответствующей главе). А группы более эффективны в отборе уже имеющихся идей, чем в производстве новых.

 

Брэйнрайтинг

 

Брэйнрайтинг – это вариация мозгового штурма, еще один метод производства творческих идей. Он свободен от таких недостатков мозгового штурма, как столкновение индивидуальностей, личные обиды, различие в ценности вклада, подавленное настроение, связанное с возникающим порой ощущением напрасной траты времени и усилий.

Эта техника все еще требует группы; однако нет необходимости в помощнике, и люди не должны ждать своей очереди, чтобы высказаться.

Часто при мозговом штурме чьи‑то идеи могут действовать как барьер для других членов группы. Например, человек может просто забыть свою идею, увлекшись или отвлекшись; он может чувствовать, что его вариант решения хуже того, что в данный момент предлагает другой участник, или вообще потерять веру в идею, которую собирался выдвигать.

Название техники на языке оригинала звучит как brainwriting – от слов «мозг» и «письмо». Чтобы провести сессию брэйнрайтинга, команду собирают в одном помещении, дают каждому участнику чистый лист бумаги и ручку своего цвета. Далее группе объясняют проблему и просят, чтобы каждый человек написал свою идею, связанную с означенной темой, цветной ручкой в верхней части листа. После того как это будет сделано, листок надо передать соседу слева (и получить другой от соседа справа).

Затем каждый член команды читает идею, которую ему передали, и добавляет другую, полностью новую идею, или записывает комментарии к идее, которую читает на доставшемся ему листке, подробнее развивает ее. Люди не должны чувствовать, что на них оказывается давление с требованием придумать идею и спокойно могут передавать листки дальше, ничего не записав.

Листочки, на которых набралось пять‑шесть идей, изымаются из обращения и откладываются в сторону. Когда все листы оказываются заполненными в достаточной степени, можно начинать обсуждение. Идеи зачитываются вслух, и затем каждый участник делает список самых, на его взгляд, перспективных.

Эта техника, как о ней часто думают, стимулирует создание большего числа творческих идей отличного качества, – плюс на достижение такого результата требуется меньше времени, чем при классической сессии мозгового штурма.

 

Поймай мяч

 

Техника «поймай мяч» – японский метод усовершенствования идей, который также поощряет каждого участника вносить личный вклад в общее дело.

В качестве отправной точки этот метод требует, чтобы кто‑то уже имел идею – например, новый продукт, усовершенствование процесса, повышение качества услуги или стратегическое ви2дение будущего. Тогда, точно так же как при игре в мяч, идею «бросают» в сторону каждого из участников. «Поймавший» идею должен попытаться улучшить или расширить ее. Можно добавить новую характеристику или удалить что‑то не обладающее ценностью. Потом идея «перебрасывается» другому участнику.

Задача – в ходе постепенных усовершенствований получить проект, который, по мнению всех присутствующих, будет действительно достоин реализации.

Эта техника стимулирует творчество, поскольку все участники могут увидеть смысл уже в том, что они вносят свой вклад в развитие идеи и создание проекта. Процесс, во время которого идея проходит через умы многих людей, в конечном счете приводит к оптимальному решению.

Достоинства метода:

● внесение вклада всей команды в развитие идеи;

● предоставление возможности всем членам команды участвовать в процессе;

● ранняя идентификация проблем;

● эффективная коммуникация внутри рабочей группы;

● обеспечение возможности для всех участников проводить усовершенствования;

● лучшее понимание темы всеми заинтересованными;

● более быстрое достижение результата.

 

Интересно, что построена эта техника на так называемом сократовском методе диалога, который был впервые описан другим легендарным философом – Платоном.

 

Мечта

 

Мечта – превосходная техника развития и использования творческого потенциала. Сядьте в удобное кресло, избавившись от шума и других отвлекающих факторов. Можете, однако, поставить расслабляющую музыку. Положите под руку блокнот и карандаш или диктофон. Теперь закройте глаза, расслабьтесь и позвольте вашему сознанию путешествовать.

Вообразите себя идущим в далекую даль. Что вы видите вашим мысленным взором, что чувствуете и слышите? Можете ли вы переместить себя в космос или в любое неизвестное вам место? Переместите себя в будущее – каков мир вокруг вас? Какие устройства, методы, технологии, возможности вам доступны?

Измените ракурс, улетая в небо и смотря с высоты на мир, простирающийся под вами.

Думайте о каждодневных задачах, которые вы выполняете, и попробуйте вообразить, насколько они изменятся через двадцать или даже через двести лет. Попробуйте представить себе мир, где все отлично от вашего привычного восприятия, где предметы выглядят больше или меньше, процессы идут быстрее или медленнее, сопровождаются шумом или, напротив, проходят в тишине.

Переместитесь в детские годы. Вообразите себе идеальный день для ребенка. С какими игрушками вы играете? Что вы едите, наблюдаете, выполняете?

Теперь возьмите ручку и блокнот или диктофон, чтобы зафиксировать все чувства, которые вы испытали, и открытия, которые сделали.

Проанализируйте свои примечания. Насколько ценна и достижима любая из появившихся у вас идей?

У каждого из нас есть огромный творческий потенциал, что и подтверждается в ходе использования этой техники. Применив ее, вы, вероятно, будете удивлены, насколько вы креативны. Альберт Эйнштейн сформулировал теорию относительности, когда позволил себе размечтаться, уйдя в размышлениях от фактических вопросов математики. Кстати, ему принадлежат такие слова: «Открытия делаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает».

Знаменитый немецкий химик Фридрих Август Кекуле, американцы ядерный физик Лео Силард и биохимик, нобелевский лауреат Кэри Маллис разработали некоторые из основных своих теорий, открытий и идей, выполняя самые простые, «мирские» действия – выгуливая собаку, ведя автомобиль, принимая ванну… Сестры‑писательницы Бронте создавали свои истории, представляя себя детьми. Сальвадор Дали видел сюжеты картин в своих снах, Дмитрию Менделееву тоже приснилась его периодическая таблица. И еще много, много подобных примеров знает история науки и творчества.

Чтобы мечта как техника была наиболее эффективной, не применяйте ее, будучи чрезмерно уставшими. Сложный и напряженный день в офисе, затем бездумный отдых на диване перед телевизором, – все это вряд ли предоставит вам творческие идеи. Используйте эту технику на выходных, а если у вас каждый день – напряженный, то тогда – по утрам, когда уровень энергии все еще высок.

Как вариант, вы можете просто отвлеченно глядеть в окно. Да, да, это тоже способ применения данной техники.

Техника мечты не требует много времени, вашему разуму десяти минут вполне достаточно, чтобы в путешествии по неизведанному наткнуться на новые творческие мысли. И помните: «Одна из иллюзий жизни – то, что прямо сейчас ничего не решается», как сказал Ральф Уолдо Эмерсон.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных