ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Индивидуальная ресурсность субъектов трудаВажным фактором личностно-профессионального развития и повышения уровня профессионализма личности является рациональное использование и приумножение индивидуальной ресурсности субъектов труда. Данное направление отличается широтой научной проблематики и ярко выраженной практической ориентацией. Отметим лишь некоторые из них. Известно, что высокая работоспособность как значимая характеристика профессионализма во многом определяется состоянием здоровья, а данное состояние, в свою очередь, во многом зависит от отношения к нему. В процессе исследований было установлено, что существенной характеристикой Я-концепции профессионала является ценностное мотивационное отношение к своему здоровью, включающее: ¦ самооценку здоровья; ¦ стереотипы образа жизни; ¦ стиль профессиональной деятельности; ¦ способы восстановления здоровья; ¦ наличие вредных привычек; ¦ профессиональные или групповые эталоны поведения К Выявлены две стратегии отношения к своему здоровью: ¦ активного противостояния негативным факторам; ¦ пассивной адаптации, «привыкания» к ним. Выявлены также доминирующие факторы, влияющие на состояние здоровья государственных служащих: ¦ режим профессиональной деятельности; ¦ уровень стрессогенных воздействий; ¦ типичные функциональные состояния; ¦ режим питания; ¦ отношение к нестабильности и переменам; ¦ периодичность и качество отдыха; ¦ особенности самооценки здоровья. Доказано, что ведущим психологическим механизмом осуществления мотивационных установок в отношении охраны и укрепления здоровья является осознаваемое и неосознаваемое сопоставление значимых ожидаемых положительных или отрицательных последствий осуществления соответствующих действий и необходимых затрат (временных, функциональных или материальных). Существует несколько основных причин неправильного отношения к своему здоровью. Это в первую очередь: ¦ негативные когнитивные конструкты; ¦ неверные представления о себе; ¦ отсутствие понимания ценности здоровья и целей его сохранения; ¦ незнание закономерностей функционирования организма и возможностей волевой регуляции; ¦ незнание правил здорового образа жизни; ¦ страхи перед диагнозом; ¦ недооценка негативных последствий неадекватного отношения к своему здоровью; ¦ отсутствие поиска и активного выхода из негативных и болезненных состояний; ¦ переоценка резервов организма; ¦ недостаточная выраженность психологических установок на здоровый образ жизни. Одним из важных акмеологических принципов улучшения отношения к своему здоровью и его укреплению является оптимизация соотношения рутинных, автоматизированных и мало осознаваемых компонентов (характеристики образа жизни, привычки, эталоны и пр.) и инициативных, творческих, хорошо осознаваемых компонентов, характерных для необычных ситуаций. Коррекция отношения к здоровью должна строиться с учетом содержания самого отношения к здоровью и действующих психологических факторов неадекватного отношения. Близким к данному направлению является исследование методов саморегуляции психических состояний как фактора повышения работоспособности и эффективности деятельности. Высокий уровень саморегуляции является одним из важнейших общих акмеологических инвариантов профессионализма. Умение осуществлять саморегуляцию – важная составляющая профессионализма деятельности. Акмеологическое понимание психологической саморегуляции состоит в ее рассмотрении как: ¦ сознательного управления внешней и внутренней активностью; ¦ деятельности по развитию личностного потенциала; ¦ владения системой знаний и систематизации индивидуального опыта аутопсихологических технологий1. К примеру, у субъектов управленческой деятельности часто преобладают негативные психические состояния, возникающие вследствие общей нестабильности и неопределенности условий выполнения деятельности, низкого статуса, недостаточного материального обеспечения, действия экстремальных факторов, политизации управления и пр. В акмеологических исследованиях апробированы различные способы саморегуляции психических состояний, повышающих психическую защищенность и работоспособность. Повышение индивидуальной ресурсности может осуществляться за счет развития конкретных психологических профессионально важных качеств. В частности, эффективность профессиональной деятельности, связанной с анализом информации и принятием ответственных решений, во многом зависит от уровня развития различных видов памяти: ¦ способности к быстрому запоминанию; ¦ прочному хранению и точному воспроизведению профессионально важной информации; ¦ возможности произвольного управления процессами памяти; ¦ защищенности хранящейся в памяти информации2. Психологическими свойствами эффективной профессиональной памяти являются: ¦ осмысленность запоминания; ¦ рациональность; ¦ направленная избирательность; ¦ готовность к запоминанию и воспроизведению; ¦ постоянная психологическая установка на восприятие и запоминание профессионально значимой информации. Выявлены и получили экспериментальное подтверждение обобщенные приемы запоминания профессионально значимой информации: ¦ соотнесение запоминаемого материала с уже известной информацией; ¦ соотнесение запоминаемого материала между собой; ¦ выделение смысловых опорных пунктов запоминания, ¦ смысловая группировка материала; ¦ использование наглядных представлений; ¦ составление плана запоминаемого материала; ¦ выделение основного принципа построения материала; ¦ установление структурных связей. Данные приемы способствуют существенному развитию данного профессионально важного качества и связанных с ним профессиональных умений. Развитию профессионализма способствует умение оптимизировать свой личностный временной ресурс. В частности, отмечалось, что не менее 50 % руководителей и менеджеров при выполнении своих профессиональных обязанностей используют нерабочее время. Причем это происходит не только вследствие перегрузок, но и из-за недостаточных умений рационально его использовать. Использование своего временного ресурса зависит прежде всего от целеполагания, то есть следующих умений: ¦ четко ставить цели, определять их значимость; ¦ выявлять главные системообразующие факторы; ¦ выстроить очередность выполнения профессиональных задач. К этому можно добавить зависимость временного ресурса от следующего: ¦ от познавательных способностей, ¦ от профессионального опыта; ¦ от характеристик образной сферы личности, проявляющихся в умении хорошо представлять исходы тех или иных ситуаций, строить точные мысленные сценарии. Существует несколько основных стратегий использования временного ресурса: ¦ хронологическая стратегия; ¦ стратегия позитивного отбора; ¦ стратегия негативного отбора. Последние касаются планирования порядка выполнения дел и строятся по критериям срочности, значимости и перспективы. Между высокой эффективностью использования личного временного ресурса и некоторыми личностно-профессиональными качествами, такими как креативность, гибкость, толерантность, способность переносить большие нагрузки, существуют тесные связи. Тесная связь отмечена между пониманием физиологических закономерностей изменения работоспособности и оптимизацией личностных временных ресурсов. Низкая эффективность деятельности и нерациональное использование временных ресурсов коррелирует с такими качествами личности, как тревожность, неуравновешенность, депрессивность, повышенная чувствительность к чужому мнению. Разработаны специальные акмеологические тренинги, а также система рекомендаций по рациональному использованию своего временного ресурса. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|